В современных условиях адаптации к жизни в условиях рыночной экономики значительная часть населения оказалась на грани бедности. Поиск способов выживания, обеспечения приемлемого уровня жизни стал насущной проблемой для огромного числа людей. Особенно остро эта проблема встала для значительной части сельского населения, потерявшего за время проведения структурной перестройки в стране рабочие места и, следовательно, источники постоянных доходов.
Государство не в состоянии полностью решить проблему бедности только за счет мер социальной поддержки. Должны быть разработаны и поддержаны механизмы, нацеленные на самостоятельное развитие гражданами доходных видов малого бизнеса. Государство при этом обязано создать благоприятные и равные условия для всех членов общества, предоставить им возможность выбора вида собственного дела, научить людей вести его в рыночных условиях, поверить в собственные силы.
Любая экономическая деятельность требует привлечения различных ресурсов, и финансовые ресурсы занимают в этом ряду одно из первых мест: успех развития каждой отрасли, региона, местности, в том числе сельской, во многом определяется наличием доступа к источникам финансирования.
Имеющаяся в настоящее время инфраструктура кредитования в нашей стране представлена преимущественно коммерческими банками, которые, будучи нацеленными на работу со средним и крупным бизнесом, не в состоянии удовлетворить потребность в финансовых ресурсах мелких предпринимателей. Отсутствие источников кредитования особенно остро ощущается на селе, где наиболее массовой формой организации производства являются мелкие домохозяйства - личные подсобные хозяйства (ЛПХ). ЛПХ, согласно закону Республики Таджикистан № 201 от 28 июля 2006 г. «О личном подсобном хозяйстве» - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая осуществляется гражданином и совместно проживающими с ним членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей. Личное подсобное хозяйство ведется на предоставленном или приобретенном для этих целей земельном участке, предельный размер которого устанавливается законом Республики Таджикистан.
Как видим, ЛПХ не признаются субъектами предпринимательства, но фактически сегодня в сельской местности - это одна из главных форм занятости населения и важнейший (а для многих - единственный) источник получения доходов. Ведением ЛПХ в Таджикистане занято более 90 процентов сельского населения, ими производится более 30% продукции сельскохозяйственного производства.
Проблема доступа сельских предпринимателей к финансовым ресурсам связана не только с размерами их дела. Получение банковского кредита на селе часто затруднено в связи с удаленностью банковских структур, недостатком залогового обеспечения, отсутствием у сельских жителей постоянных и формально подтвержденных источников доходов, невозможностью найти поручителей, сложностью процедуры оформления кредита. Коммерческие банки избегают кредитования мелких сельских предпринимателей из-за высоких операционных: издержек, связанных с небольшими размерами кредитов, удаленностью сельских поселений, высокими рисками сельскохозяйственного производства и слаборазвитой системой страхования, а иногда и в связи с отсутствием у банков специалистов в области бизнеса в аграрной сфере.
Выходом из создавшегося положения может стать развитие небанковского сектора кредитования, представленного различными институтами микрокредитования. Вместе с тем понятия «микрокредитование» и «микрофинансирование» в большинстве стран, в том числе и в Таджикистане, не имеют четкого юридического определения. Относительно точное понимание термина «микрофинансирование» дает Маргерита Робинсон. Она определяет микрофинансирование как мелкие финансовые услуги, связанные с выдачей кредитов и приемом депозитов, которые оказываются людям, занимающимся выращиванием сельскохозяйственной продукции или скотоводством; имеющим малые или микропредприятия, на которых производится или перерабатывается продукция, осуществляются ремонт или торговая деятельность; которые оказывают услуги; являются наемными работниками или работают на комиссионных началах; имеют доход от сдачи в аренду небольших участков земли, транспортных средств, рабочего скота, машин и инструментов, а также другим лицам и группам местных жителей в странах с развивающейся экономикой как в городе, так и в сельской местности. Понятие «микрокредитование» имеет более узкий смысл и включает в себя только услуги по предоставлению небанковскими организациями займов небольших размеров или мелких кредитов банками.
Нам кажется, что более правильным является определение микрокредита по совокупности признаков, размер среди которых - важный, но не единственный показатель. Принадлежность к микрокредиту определяют скорее принципы, заложенные в систему микрокредитования.
Характерными чертами микрокредита и микрокредитной организации являются направленность на определенные социальные группы (чаще всего малоимущих), простые и понятные процедуры оценки и одобрения заявок, предоставление кредитных услуг на территории, максимально приближенной к клиенту, быстрое, в дружественной ему манере, предоставление небольших кредитов, стратегия возврата кредита, максимально учитывающая интересы клиента, стимулирование возвратности возможностью получения последующих займов более крупных размеров, разработка услуг, приспособленных к конкретным условиям и запросам клиентов. Очень часто при микрокредитовании используется такой нетрадиционный вид обеспечения, как групповая гарантия, т. е. образование кредитных групп, члены которых взаимно гарантируют возврат полученных кредитов.
Микрокредитные организации сегодня представлены различивши организационно-правовыми формами, наиболее распространенными из которых являются:
- коммерческие банки, предоставляющие микрокредиты;
- кредитные кооперативы и другие кооперативные организации. Эти организации с коллективным членством создаются с целью оказания услуг своим членам и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Правовой основой для создания кредитных кооперативов служат соответствующие законы Республики Таджикистан;
- фонды (государственные, региональные, муниципальные) функционируют под эгидой соответствующих органов управления и полностью или в основном финансируются из бюджетов этих органов;
- различные некоммерческие негосударственные организации, созданные в форме автономных некоммерческих организаций или некоммерческих партнерств. Они часто работают в рамках программ иностранной технической или спонсорской помощи.
Хотелось бы более подробно остановиться на результатах практического опыта микрокредитования сельских товаропроизводителей (ЛПХ), осуществляемые через ООО МДО «ФИНКА».
Процедура предоставления займов этой микрокредитной депозитной организации в Таджикистане разработана с учетом специфики сельских жителей, их опыта и потребностей и заключается в следующем:
- потенциальный заемщик, обратившись в Организацию, получает от Кредитного Эксперта подробную информацию об условиях предоставления займов, заполняет заявку на кредит, в которой указывает цель получения кредита и некоторые другие сведения. Первичную консультацию, бланки заявок и правила их заполнения можно получить также в каждой сельской администрации по месту жительства;
- Кредитный Эксперт производит осмотр хозяйства потенциального заемщика и помогает собрать информацию, необходимую для разработки дальнейшего плана хозяйственной деятельности, наличие которого является обязательным условием получения займа;
- заемщик и Кредитный Эксперт совместно разрабатывают данный план, который вписан в бланки анализов организации, в связи с неграмотностью большей части населения и неумением составлять подобные планы, включающие общее описание хозяйства заемщика, указание количества и состава работников, опыта деятельности хозяйства, плана его развития с учетом предполагаемого привлечения заемных средств и практические рекомендации по его реализации. Обязательным приложением является таблица с расчетом денежных потоков (баланс доходов и расходов), в которой ежемесячно отражаются все доходы и расходы заемщика, включая расходы на содержание семьи. Такой расчет позволяет определить возможность успешной реализации проекта, правильно построить график предоставления заемных средств и их погашения.
Перечень других обязательных документов, требуемых для предоставления займа, зависит от типа хозяйства. Например, для владельцев личного подсобного хозяйства это - выписка из похозяйственной книги (Справка с Джамоата). В выписке отражаются размеры землепользования, состояние подворья. Условия предоставления займов утверждаются Руководителями Кредитного Управления организации и включают ограничения по максимальному сроку и размеру займа, процентные ставки, перечень необходимых документов и требования по их заполнению, процедуру оформления договора кредита и др.
После подготовки всей необходимой документации вопрос о предоставлении займов рассматривается Кредитным Комитетом, которая дает экспертное заключение о целесообразности предоставления займа, его экономической эффективности и социальной значимости. На основании этого заключения решение о выдаче займов размером до 40 тысяч сомони, принимается Руководителем отделения, свыше 40 тыс. сомони - правлением, которое собирается не реже одного раза в месяц.
Заемные средства передаются заемщику путем наличных расчетов, возврат осуществляется как наличными средствами, так и безналичным перечислением на счет Организации. Займы предоставляются только на производственные нужды, и их целевое использование оговорено в кредитном договоре, согласно которому заемщик обязан представить факты соответствующие об использовании полученных средств. После получения кредита Кредитный Эксперт в обязательном порядке посещает заемщика с целью проверки целевого использования займа. Нецелевое использование займа является основанием для досрочного расторжения договора и требования возврата всей суммы займа и процентов по нему.
В настоящее время ООО МДО «ФИНКА» поддерживает сельское развитие в большей части республики, в том числе в Хатлонской области и предоставляет займы для развития различных видов сельскохозяйственной деятельности под 21% годовых, несельскохозяйственного бизнеса на селе - под 28%, торгово-закупочной деятельности - под 31% на срок до 18 месяцев. Сроки возврата займа и продолжительность льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по займу, зависят от особенностей и длительности технологического цикла финансируемой производственной деятельности. Например, займы для откорма овец и КРС (крупно-рогатый скот) предоставляются на срок до 12 месяцев, при этом льготный период может длиться до 5 месяцев. Таким образом, заемщик имеет возможность погасить основную сумму займа через 5 месяцев за счет доходов от реализации произведенной продукции. Получение и возврат сумм начислений по процентам и основной суммы займа производятся заемщиком в соответствии с графиком, согласованным при заключении кредитного договора. Проценты начисляются ежемесячно на сумму остатка задолженности по сумме основного долга. Заемщик вправе погасить задолженность раньше установленного графиком срока. Такой гибкий подход в отношении сроков и графика погашения делает займы в организации для сельских товаропроизводителей особенно привлекательными.
В настоящее время основная часть «клиентской базы» организаций состоит из владельцев личных подсобных хозяйств, так как для этой категории сельских товаропроизводителей микрокредитные фонды являются практически единственным реальным источником получения займа. Ими было предоставлено 89% от общего количества займов, или 43% от всей суммы. Портфель займов организаций состоит в основном из мелких займов размером до 1000 сомони. Их доля составляет 73,4%. Максимальный размер займа ограничен 44 тыс. сомони, но займов таких размеров за все время работы выдано всего несколько. В основном, они предоставлялись сельскохозяйственным организациям, крупным дехканским хозяйствам, организациям, занимающимся закупкой сельскохозяйственной продукции, поставкой сельским товаропроизводителям семян, удобрений, химикатов и других необходимых товаров. Фонды финансируют относительно крупные для микрокредитной организации проекты (28 до 44 тыс. сомони), направленные на вовлечение большого числа сельских жителей в реализацию различных экономических схем. Это - выращивание картофеля в личных подсобных хозяйствах с участием сельскохозяйственной организации в качестве интегратора; организация сбора и реализации продукции с участием потребительского общества; организация закупки сельскохозяйственной продукции, выращенной в личных подворьях и др. Рост спроса на займы, увеличение клиентской базы фондов и количество повторных обращений свидетельствуют о востребованности микрофинансовых услуг на селе, готовности сельских жителей развивать различные виды производственной деятельности за счет использования заемных средств.
Одновременно практика работы микрокредитных организаций показывает, что при определенной поддержке местных и районных властей эти организации являются эффективными, способными достигнуть операционной и финансовой устойчивости. Заемная политика фондов обеспечивает высокую возвратность займов - риск займов не превышает допустимого 3%-го уровня. За все время работы пока не было списано ни одного займа.
Мониторинг реализованных заемщиками проектов показывает, что доходность большинства из них довольно высокая и составляет в среднем более 85%.
Эффективность микрокредита как инструмента повышения уровня жизни, экономической активности сельского населения, преодоления безработицы на селе оценена властями многих регионов республики, особенно в Хатлонской и Согдийской областых.
Широкому развитию системы микрокредита в стране в целом и на селе в частности, к сожалению, не способствует в должной степени существующее правовое пространство и налоговая политика государства в отношении микрофинансовых организаций. Проблемы этих организаций достаточно типичны - высокие операционные издержки, значительный уровень инфляции, требующий для поддержания реальной стоимости собственных средств 15-18%-ного уровня капитализации, и связанные с ними сложности достижения финансовой и операционной устойчивости. В этих условиях важно соблюсти «баланс интересов»: интересы общества требуют оказывать помощь самым бедным слоям населения, однако принципы финансовой устойчивости и экономической жизнеспособности микрокредитных организаций вынуждают их избегать кредитования самых бедных. Это вызвано необходимостью снижения рисков и достижения устойчивости организации. Для такой категории людей, как правило, не способных к экономической деятельности, должны быть предусмотрены другие социальные программы, в частности, безвозмездной помощи.
Сегодня продолжает существовать неопределенность правового статуса фондов как микрофинансовых организаций. Законодательство не рассматривает микрокредитование как общественно-полезную деятельность некоммерческой организации. Таким образом, вся прибыль, полученная от процентов по займам, подлежит налогообложению, несмотря на то, что используется она для пополнения портфеля займов и служит, таким образом, достижению социально-полезных (уставных) целей. Государство должно относиться к микрокредитным организациям, в первую очередь, не как к налогоплательщикам, а как к инфраструктуре, формирующей и поддерживающей эффективного собственника и товаропроизводителя, а значит и главного налогоплательщика. Основные налоговые поступления необходимо ожидать не от самих фондов, а от сектора экономики, который ими поддержан. Было бы логичным освободить от налогообложения всю прибыль микрокредитной организации, используемую для последующего предоставления займов, или хотя бы позволить учитывать в составе затрат инфляционные расходы.
Следует отметить о роли государственной поддержки микрокредитной организации в Узбекистане, что нашло отражение в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2006 года №ПП-325 «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах» - с 1 апреля 2006 года сроком на три года от уплаты налога на доходы (прибыль) и единого налогового платежа освобождены юридические лица, оказывающие услуги, в том числе и микрокредитные организации.
Рассматривая микрокредитование как ключевой элемент стратегии, направленной на сокращение бедности и устойчивое развитие сельского населения, государство должно пересмотреть свое отношение к микрокредитным организациям, создать благоприятные условия для их развития и распространения. Первоочередной мерой должно стать правовое закрепление государственной поддержки микрофинансовой деятельности организаций различных организационно-правовых форм в законодательстве республики.
Источник: Аспирант и соискатель, №1, 2010.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи