Взгляд на роль домашнего хозяйства как особого субъекта экономики претерпел за последние десятилетия существенные изменения. Домашнее хозяйство, финансовое благополучие которого является основным индикатором уровня развития и эффективности функционирования экономической системы, стало рассматриваться в качестве особого типа хозяйства, оказывающего влияние на все экономические процессы. В рыночной экономике домашнее хозяйство, во-первых, является собственником факторов производства (труд, земля, капитал), во-вторых, генерирует спрос и выступает потребителем товаров и услуг, производимых фирмами, в-третьих, сберегает часть совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

Финансы домашних хозяйств - это совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. В рамках
публикации речь пойдет о тех инвестиционных фондах домашних хозяйств, которые являются обособленными средствами хозяйствующих субъектов без образования юридического лица.

Домашние хозяйства формируют совокупные фонды денежных средств, находящиеся в их собственном распоряжении. Созданные в результате трудовой, а также производственной деятельности членов домашнего хозяйства они выступают частью национального дохода государства. Объем денежных фондов домашних хозяйств зависит от усилий каждого их отдельного члена. Сущность финансов домохозяйств находит свое проявление в инвестиционной функции, которая заключается в том, что домашние хозяйства являются одним из основных поставщиков долгосрочных финансовых ресурсов для экономики страны. Совокупный фонд денежных средств домашних хозяйств создается для получения определенного дохода в будущем. Анализируя текущее состояние экономической ситуации, домашнее хозяйство делает выбор в пользу того или иного финансового инструмента, проявляя активность на финансовых рынках государства.

Рациональное ведение домашнего хозяйства, обеспечение непрерывности его развития невозможны без создания фонда денежных средств, который является объемом накопленных денежных средств на определенный момент времени. При этом фонд представляет собой разницу между располагаемым доходом домашнего хозяйства и расходами на потребление. Форма организации фонда денежных
средств определяется целью, которую преследуют домашние хозяйства в процессе его создания. Наиболее общий подход к группировке фонда денежных средств домашних хозяйств позволяет выделить следующие его формы:

  • неорганизованные-денежные средства в рублях и иностранной валюте на руках у населения;
  • организованные, являющиеся источником инвестиций в экономику, т. е. мобилизованные кредитно-финансовыми институтами;
  • фонд денежных средств, вкладываемый в приобретение материальных активов: драгоценных камней и металлов, антиквариата.

Общая величина фонда денежных средств домашних хозяйств, их размер, структура, соотношение организованных и неорганизованных фондов определяются внутренними и внешними факторами. Внутренние факторы напрямую связаны с потребительской стратегией поведения домашнего хозяйства. К числу важнейших внешних факторов относятся степень доверия населения к кредитно-финансовым институтам страны и размер доходности финансовых инструментов. Отметим, что склонность домашних хозяйств к созданию фонда денежных накоплений зависит не только от уровня дохода и материальных возможностей, но также от психологических и социокультурных особенностей домашнего хозяйства, его демографических характеристик, опыта финансового поведения, существующих в обществе норм и ценностей финансовой культуры, наконец, от конкретной экономической и политической ситуации.

Выбор домашним хозяйством конкретной формы инвестиционного инструмента обусловлен целым набором различных факторов, в числе которых:

  • доступность финансового инструмента;
  • наличие определенного финансового опыта;
  • представления относительно выгодности и надежности финансового инструмента;
  • знание механизмов функционирования финансовых рынков и др.

Весь спектр предлагаемых домашним хозяйствам инвестиционных инструментов можно классифицировать по трем ключевым признакам:

  • доходность;
  • ликвидность;
  • надежность.

К числу инвестиционных инструментов, существующих в настоящее время на российском финансовом рынке, относятся;

  • наличная иностранная валюта;
  • вклады в российской и иностранной валюте в коммерческих банках;
  • государственные и корпоративные ценные  бумаги (акции, облигации);
  • паевые инвестиционные фонды;
  • общие фонды банковского управления;
  • драгоценные металлы и камни;
  • недвижимость, антиквариат.

В последние годы в России более успешно развивается такой финансовый инструмент, как коллективное инвестирование, представленный двумя формами: 1) паевые инвестиционные фонды (ПИФы); 2) общие фонды банковского управления (ОФБУ).

Бурное развитие ПИФов в 2009-2010гг. затмило и отодвинуло на второй план не менее эффективный инструмент коллективных инвестиций - ОФБУ Основная причина снижения популярности ОФБУ кроется, по мнению специалистов, в низкой информированности потенциальных инвесторов о механизме деятельности данного вида фондов. Причина не в низкой доходности ОФБУ, а в недостаточной информированности инвесторов. Банки Татарстана, в свою очередь, также отдают предпочтение агрессивному трейдингу и доверительному управлению через управляющие компании, не спеша создать свои ОФБУ.

Регулирование ОФБУ и ПИФов предполагает наличие у обоих четко определенной и доведенной до всех инвестиционной политики, выраженной в форме инвестиционной декларации, в соответствии с которой доверительный управляющий обязан вести инвестиционные операции с общим имуществом фонда. Требования к инвестиционной декларации ПИФов определяются требованиями регулирующего органа к составу и структуре активов фонда. Эти требования в настоящее время зависят от типа фонда (закрытый, открытый, интервальный) и от генеральной инвестиционной направленности фонда -категории фонда (денежного рынка, облигаций, акций и т.п.). У доверительного управляющего в ОФБУ есть право полностью самостоятельно формировать инвестиционную политику фонда. При этом ОФБУ имеют неограниченные возможности по реализации инвестиционных стратегий с западными ценными бумагами, драгоценными металлами, что позволяет составить диверсифицированный портфель и регулировать инвестиционные риски.

В Казани приобрести паи ОФБУ можно в филиале московского банка ЗЕНИТ - «Фонд Доходный», а также в Национальном банке Республики Татарстан - «Фонд Золотой» и в Татфондбанке -«Фонд российских акций». По мнению автора, создание собственного ОФБУ - очень сложный процесс, связанный с дополнительными затратами для банка, которые не всеэда оправданы. Крупным региональным банкам выгоднее продвигать операции доверительного управления. Некоторые из них предпочитают осуществлять это через специально созданные управляющие компании. Например, «АК БАРС» Банк активно развивает доверительное управление через УК «АК БАРС Капитал», а также развивает агрессивный трейдинг по акциям, форвардам и опционам через финансовую компанию, а ведение учета осуществляется через банк. Второй объективной причиной усложнения развития ОФБУ в Казани является бурное развитие ПИФов. Сегодня на финансовом рынке Казани можно выделить несколько доходных стабильных паевых инвестиционных фондов. Среди них ПИФ «Солид-Инвест», управляемый дочерней компанией ОАО «Татнефть» -УК «Солид-Менеджмент». Кроме того, в последнее время на рынок доверительного управления Казани пришли новые сильные московские игроки, в частности УК «Тройка-Диалог», что также создает очень трудные конкурентные условия для ОФБУ.

Республика Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации и с 1995г. входит в десятку российских регионов с наименьшими интегральными инвестиционными рисками, сохраняя уровень инвестиционного потенциала выше среднерегионального. По объему инвестиций в расчете на одного жителя Казань занимает 1-е место среди городов-миллионников в течение последних пяти лет, а по данным Всемирного Банка - возглавляет рейтинг наиболее благоприятных городов для ведения бизнеса.

Важно отметить значительный вклад органов власти республики в деятельность по формированию инвестиционной привлекательности региона: в республике создана современная инвестиционная законодательная база. В рамках выработки мер оказания государственной поддержки реальному сектору экономики приняты законы Республики Татарстан, направленные на снижение налоговой нагрузки. Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района РФ, в месте слияния двух крупнейших рек Волги и Камы, а также на переселении  важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны, что позволяет взаимодействовать с прилегающими регионами и способствует динамичному развитию самого региона. Республика обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким земельным потенциалом и квалифицированной рабочей силой. Таким образом, регион имеет все необходимое для стремительного развития.

По данным исследований российского рейтингового агентства «Эксперт РА», на протяжении последних десяти лет Татарстан входит в десятку российских регионов с минимальным интегральным инвестиционным риском. Высокий рейтинг свидетельствует о финансовой открытости республики, создает благоприятный имидж и репутацию региону в инвестиционном и банковском сообществах и способствует расширению круга потенциальных инвесторов. Основными показателями, характеризующими решение задачи по улучшению инвестиционного климата, являются рост инвестиций в основной капитал на 15,4% и привлечение иностранных инвестиций в размере 5,8 млрд долл. США за 2010г.

На рынке венчурного инвестирования Республики Татарстан большинство крупных венчурных инвесторов представлено госуд арственными структурами. Из основных инвесторов выделим:

  • государственную некоммерческую организацию «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» (ГНО «ИВФ РТ»);
  • закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования (ЗПИФВИ) «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» под управлением УК «Тройка Диалог»;
  • закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)» под управлением УК «Ак Барс Капитал».

Пока основная доля венчурных инвестиций приходится на образованный за счет бюджетных средств Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. Миссия фонда - повышение инновационного потенциала республики, развитие наукоемких производств и внедрение прогрессивных технологий, формирование новых для Татарстана  подходов в развитии инновационнои деятельности, поддержка инноваций, создание условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала, совершенствование системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса.

Основными приоритетными направлениями деятельности Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан являются;

  • участие в реализации инвестиционных и венчурных проектов;
  • поддержка субъектов малого предпринимательства;
  • предоставление предприятиям Республики Татарстан, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, субсидий на компенсацию части процентов по коммерческим кредитам банков;
  • предоставление научным коллективам грантов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • проведение конкурсов в целях стимулирования профессиональной деятельности ученых, изобретателей, научно-технических работников, студентов и аспирантов;
  • реализация других мероприятий, направленных на совершенствование инновационной инфраструктуры Республики Татарстан. Проведенная общая оценка инвестиционных  инструментов с точки зрения доходности, ликвидности и надежности позволяет заключить, что в настоящее время единого универсального инвестиционного инструмента, подходящего всем домохозяйствам, не существует. Каждое домохозяйство, основываясь на собственных знаниях, предпочтениях и ожид аниях, выбирает конкретный инвестиционный инструмент. В условиях небольшого уровня организации фондов денежных средств государство должно взять на себя функции по созданию благоприятного инвестиционно-сберегательного климата в стране, а финансовые институты - активизировать свою работу по привлечению денежных средств домашних хозяйств.