C автомобилями продают невыплаченный кредит
Российские банки жалуются на мошенников, которые перепродают взятые в кредит автомобили. Схема приобретения машины в долг открыла новые возможности для преступников. Еще не выплатив стоимость авто, его можно продать другому человеку, причем, как выяснилось, не один раз.
Банкиры требуют создать единую форму госрегистрации для таких залоговых машин, чтобы отслеживать каждую покупку. Пока подобные сделки не подвергают никакому контролю, а страдают от этого, главным образом, честные покупатели.
"Продам автомобиль: недорого, совсем новый". Среди множества объявлений есть шанс наткнуться на машину, у которой уже есть хозяин в лице банка. Это так называемые залоговые автомобили - те, что брали в кредит, но потом решили сбыть с рук.
Схема относительно новая, но уже освоенная российскими мошенниками. Среди пострадавших - не один покупатель и не один банк, признается Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков: "Всем понятно: когда один автомобиль заложен в нескольких местах, и когда вы пытаетесь востребовать его, то оказывается, что он реализован или перезаложен. И вы начинаете судиться с другим залогодержателем".
Оказывается, чтобы продать машину, которая находится в залоге, надо лишь раздобыть паспорт транспортного средства, который, как и положено, находится в банке, являясь гарантом выплаты кредита. В случае чего банк заберет машину себе. Но обмануть систему несложно. Хозяин идет в ГИБДД и заявляет об утере ПТС. Ему выдают новое, и с этим документом можно заложить машину в другом банке или продать другому покупателю. В итоге мошенник с деньгами скрывается, а банки и новый хозяин разбираются между собой. Чем дороже автомобиль, тем больше прибыль.
Иногда сотрудники банков и сами содействуют мошенникам, поясняет начальник отделения департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Борис Ионов: "Зачастую за автомобили, приобретаемые в кредит, банки берут в залог паспорт транспортного средства, не показывая, как оформлен кредит. Недобросовестные граждане, которые приобретают эти машины, потом перепродают, сами исчезают или оформляют кредит по подложным документам в сговоре с банком. Часто крайними пытаются сделать сотрудников Госавтоинспекции, поскольку мы не вправе отказать в снятии с учета или выдаче дубликата паспорта транспортного средства, которое в данный момент находится в банке".
После того, как вскрывается обман, мошенника уже не найти, а вся финансовая ответственность, как правило, ложится на последнего покупателя. Либо это банк, который не смог проверить прошлое заложенного автомобиля, либо новый хозяин. Преимущество получает первый банк, у которого в залоге и находилось имущество. Таков закон, и, как правило, на возмещение здесь рассчитывать не стоит, поясняют юристы. Максим Столяров, адвокат Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры", говорит, что шансы вернуть деньги минимальны: "В данном случае защищаться достаточно сложно, потому что у банка как залогодержателя преимущественное право на приобретение этого автомобиля. Либо придется вернуть автомобиль, либо за продавца придется выплачивать деньги банку. Единственно реальный вариант - это возбуждать уголовное дело против продавца по статье "мошенничество", объявлять его в федеральный розыск. Может быть его так быстрее найдут".
Проверить надежность залогового автомобиля сейчас довольно трудно. В ГИБДД, где регистрируют нового владельца, просто не располагают данными, да и банки не передают подобную информацию в милицию. В итоге, по сути, любой покупатель берет кота в мешке. За машиной может числиться цепочка залогов в разных банках, все зависит от степени наглости мошенника и его опыта. Начальник отделения департамента безопасности дорожного движения Борис Ионов (он сам как-то покупал машину в кредит) признает, что пути для мошенничества есть. Но если поставить все заложенные авто на отдельный учет, то владельцев легко отследить. Вопрос в том, буду ли банки делиться сведениями о клиентах.
В теории это возможно, а на практике еще надо посмотреть. "Дело в том, что Госавтоинспекция не занимается правами собственности. Мы лишь допускаем транспортное средство к участию в дорожном движении. Теоретически мы можем организовать учет таких транспортных средств. И основной плюс от этого - появление и использование нашей базы данных при проведении каких-либо следственных действий или предоставление информации новым собственникам. По крайней мере, новый собственник будет знать. Банки не хотят или не могут по каким-то причинам такую информацию предоставлять, хотя это был бы оптимальный вариант", - считает Ионов.
Единственное, что могло бы остановить эту череду обманов, - единая база данных по сделкам, причем банкиры настаивают на госрегистрации таких сделок. ГИБДД, судя по комментариям представителей инспекции, готова на обмен информацией. Все заложенные авто должны быть на виду, иного выхода нет, считает возглавляющий Ассоциацию российских банков Гарегин Тосунян: "Если будет регистрация, то нужно создание единой базы данных. Не будет регистрации - этот обмен не решит проблемы, потому что нужно, чтобы автомобиль заложенный вновь был заложен, нужно ставить соответствующую галочку. Это можно с помощью ГАИ реализовать".
Банкиры уже обратились к правительству с просьбой ввести жесткий механизм регистрации залогов. Каким он будет, правда, еще неизвестно, но на каждый ПТС должен быть только один кредит. Возможно, ужесточение правил приведет к большей бюрократизации кредитования тех, кто покупает машину, но в итоге справка госрегистрации станет гарантом прозрачности кредитной истории автомобиля.
Источник: Вести