Сельскохозяйственная потребительская кооперация возрождается

Начало реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» стало знаковым событием для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют следующие цифры: на начало 2006 г. в стране было зарегистрировано около 1300 сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных видов, а ныне их насчитывается уже более 6 тыс., из которых снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных — около 5 тыс.

 

В Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» основными целями развития малых форм хозяйствования (МФХ) на селе являются рост производства и объема реализации сельхозпродукции, произведенной подворными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ПХ и КФХ), повышение доходов сельского населения. Достигнуть их невозможно без системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов как инфраструктуры поддержки малого агробизнеса. Поэтому в Государственной программе поставлены следующие задачи: обеспечение доступа подворных, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитным ресурсам; развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации; создание и укрепление сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельхозпродукции.

Для решения поставленных задач предусмотрены различные механизмы, в том числе:

  • субсидирование целевых кредитов и займов, полученных в банках и кредитных кооперативах, на закупку сельскохозяйственной продукции, организационное обустройство кооперативов, приобретение техники, оборудования, строительство и реконструкцию складских помещений, убойных пунктов, сельскохозяйственных, а также сельскохозяйственных кооперативных рынков и др.;
  • методическая и информационно-консультационная поддержка специалистов сельскохозяйственных кредитных кооперативов;
  • институт ассоциированного членства ОАО «Россельхозбанк»;
  • мониторинг информации по развитию системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая бухгалтерскую отчетность.

Целевым индикатором, характеризующим ход реализации Государственной программы в целях развития малых форм хозяйствования на селе, является объем привлеченных ими субсидируемых кредитов. Сумма таких кредитов для выдачи личным подворьям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на пятилетие определена: в 2008 г. — 30 млрд руб., а с 2009т. — по 35 млрд руб. ежегодно.

Необходимо стимулировать и отслеживать на региональном уровне развитие системы сельскохозяйственной кооперации. В соглашениях с субъектами Российской Федерации установлены показатели кредитования и субсидирования малых форм хозяйствования на селе, и кроме того, специально введены индикаторы доли работающих кооперативов по видам (снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, кредитные).
В соответствии с заключенными соглашениями субъекты Федерации взяли на себя обязательства значительно более масштабные, чем предусмотрены Госпрограммой по направлению «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе».

Для оценки хода реализации Государственной программы и анализа развития малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственные кооперативы, Минсельхозом России осуществляется мониторинг выполнения показателей, определенных в соглашениях, подготовлены соответствующие формы и ежеквартально обрабатываются около 500 отчетов субъектов Российской Федерации, включая бухгалтерскую отчетность о деятельности кооперативов.

Создание кооперативов продолжается и в настоящее время. Если на 1 января 2006 г. в России было зарегистрировано 776 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (144 кредитных, 121 перерабатывающий и 511 снабженческо-сбытовых), то на 1 октября 2008 г. уже 4980 (соответственно 2360, 904 и 1716).

1. Обязательства субъектов Российской Федерации в рамках направления «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе», млрд руб.

 

План на 2008 г.

Фактическое значение*

Выполнение, %

Объем субсидируемых кредитов,

 

 

 

привлеченных МФХ на селе (обязательства субъектов Федерации по соглашениям)

60,5

69,2

114,4

Предусмотрено Госпрограммой

30,0

69,2

230,7

Дополнительные показатели (по соглашениям):

 

 

 

Сумма привлеченных кредитов и займов в рамках Госпрограммы

39,1

42,0**

107,4

Рост реализации продукции, произведенной КФХ и ПХ, в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

2,8%

-

Доля действующих кооперативов, в % к числу зарегистрированных

71,3

62,4***

-8,9%-ных пункта

 

 

* По оперативным данным субъектов Федерации на 1 октября 2008 г.

** С учетом кредитов и займов, предоставленных кредитным кооперативам.

*** По предварительным данным ежеквартальной отчетности по состоянию на 1 октября 2008 г.

Как видно из отчетов, в первом полугодии 2008 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, почти вдвое увеличилась стоимость активов кооперативов. Более чем в три раза, выросла выручка от реализации их продукции, работ и услуг, а в расчете на функционирующий кооператив отношение выручки за 2008 г. к. прошлогоднему показателю составляет, по предварительным данным, 1,75.

Увеличиваются объемы кредитования кооперативов: в сравнении с первым полугодием прошлого года прирост по снабженческо-сбытовым и перерабатывающим составил свыше 30%, а по кредитным — более 50%. Соответственно повысилась доля ссуд, предоставленных кооперативам, в общей сумме кредитных средств, привлеченных малыми формами хозяйствования на селе — за первые 9 месяцев 2008 г. доля снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов равнялась 7% (за январь—сентябрь 2007 г. - 4%), кредитных — 3% (2%).

Общее представление о кредитных ресурсах малых форм хозяйствования дают данные таблицы 2.

2. Привлеченные кредитные ресурсы МФХ на селе и выплаченные субсидии

 

2006

2007

Первые 9 мес. 2008

 

количе­ство

млрд руб.

количе­ство

млрд руб.

количе­ство

млрд руб. _

Предоставление кредитов, всего

202332

41,3

263718

52,6

149755

42,0

Подворные хозяйства 186799 25,3 248751 34,1 137379 21,0
крестьянские (фермерские) хозяйства 13886 13,6 13342 14,1 11090 17,0

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (всех видов)

1647

2,4

1625

4,4

1286

4,0

в том числе: -

 

 

 

 

 

 

снабженческо-сбытовые, перерабатывающие

407

1,7

1022

3,2

722

2,9

 

кредитные

1240

0,7 603 1,2 564 1,1
Общая сумма субсидий

0,907

3,442 3,583

 

Следует отметить ряд регионов, успешно развивающих сельскохозяйственную потребительскую кооперацию. Среди них Костромская область, республики Башкортостан и Мордовия, Тюменская область/Республика Саха (Якутия). Но еще немало субъектов Федерации, в которых сельскохозяйственные потребительские кооперативы существуют в основном лишь формально, а доля действующих не превышает 40%. Среди них Смоленская область, где из более чем 30 зарегистрированных кооперативов функционируют всего 12, Республика Дагестан (из 69 только 16), Новосибирская область (из 102 лишь 30).

* * *

Сельскохозяйственные кредитные кооперативы, объединяющие более 120 тыс. членов, уже вовлечены в систему финансово-кредитного обеспечения малых сельских предпринимателей, наряду с такими крупными банками, как Сбербанк России и ОАО «Россельхоз-банк». Если, оценивать показатели их деятельности, то следует отметить рост количества займов, предоставляемых малым формам хозяйствования на селе. Так, за 2005 г. кредитными кооперативами было выдано около 21 тыс. ссуд на общую сумму 1,1 млрд руб., а за первое полугодие 2008 г. — почти 49 тыс. на 4,5 млрд руб. Всего же сумма займов за истекший год, по предварительной оценке, составила примерно 8 млрд руб. Также увеличился средний размер кредита. Если в 2005 г. он был около 52 тыс. руб., то в 2008 г. достиг 93— 95 тыс. руб.

В структуре выдаваемых займов повышается доля хозяйств населения. Это отрадно и отвечает главной задаче сельскохозяйственных кредитных кооперативов — обеспечить максимальную доступность финансовых ресурсов для сельских жителей.

В минувшем году в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства начата работа с пилотными проектами в субъектах Российской Федерации по развитию региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов, то есть кооперативов 2-го уровня. В кредитной кооперации этот процесс осуществляется полным ходом. Уже сформированы региональные системы — кооперативы 2-го уровня — в 37 субъектах Российской Федерации. Функционирует и кооператив 3-го уровня.

Считаем очень важным направлением объединение других, некредитных, кооперативов 1-го уровня в региональные системы. Это позволит им выйти на более высокую степень организации и увеличить объем предоставляемых услуг как внешним потребителям, так и своим членам. Для этих целей уже подготовлен пакет методических материалов, включая нормативные, инструктивные документы и описание опыта действующих кооперативов 2-го уровня. Они созданы в республиках Саха (Якутия), Мордовия и Орловской области.

Среди основных проблем становления региональных систем кооперации выделяются:

  • крайне ограниченные возможности кооперативов 1-го уровня по формированию материально-технической базы, в связи с чем необходимо либо участие Россельхозбанка в деятельности таких кооперативов в качестве ассоциированного члена, либо субсидии из бюджета для этой цели;
  • недостаточные квалификация и опыт руководителей кооперативов, вызывающие необходимость увеличить объем работы по их обучению (как в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК>>), в том числе с привлечением действующих кооперативов 2-го уровня;
  • активизация деятельности региональных гарантийных и залоговых фондов, упрощение порядка предоставления обеспечения па получаемым кредитам за счет средств этих фондов.

С 2009 г. в рамках Государственной программы планируется новое направление поддержки кооперативов, участвующих в реализации экономически значимых региональных программ по развитию сельскохозяйственной кроперации и несельскохозяйственной деятельности в сельской местности. Субъекты Федерации могут предусмотреть в этих программах разные меры помощи кооперативам, адаптированные к условиям и «узким местам» конкретного региона. Минсельхоз России будет отбирать и софинансировать эти программы в пропорции, учитывающей бюджетную обеспеченность субъекта Российской Федерации.

С 2009 г. возобновится обучение специалистов сельскохозяйственных кооперативов, в том числе кредитных, как в рамках развития информационно-консультационной службы, так и, отдельных мероприятий.

Как известно, в зарубежных странах с органами власти активно взаимодействуют некоммерческие объединения сельхозтоваропроизводителей — фермеров и кооперативов, которые доводят основные вопросы развития кооперации от низового звена аграрного сектора до органов власти, регулирующих его деятельность. В этой связи очень важно, чтобы активнее заработали российские союзы, ассоциации кооперативов и фермеров, а также кооперативы 2-го и 3-го уровней. Они должны стать своеобразным локомотивом, определять наиболее значимые проблемы и предлагать пути их решения. Со своей стороны Минсельхоз России готов реализовать рациональные предложения этих организаций.

Источник: Экономика сельского хозяйства России №12, 2008