Социально-экономические преобразования, начатые в 1990-е годы в Российской Федерации, привели к коренным институциональным изменениям и структурным сдвигам в национальной экономике. Особенно это заметно по производственной и социальной структуре в аграрном секторе. Революционность производственной структуры отражает становление многоукладности на основе расширения форм собственности и хозяйствования, становления новых производственных систем, а социальной - её регресс (деиндустриализация и натурализация агропроизводства, утрата созданной ранее инфраструктуры, сильное расслоение в сельском социуме, усилившаяся миграция из села экономически активного населения, деградация определенной части сельских жителей и т.д.).

В большинстве аграрных субъектов Российской Федерации к настоящему времени сложилась типичная проблемная ситуация. Это вывод из сельскохозяйственного оборота больших массивов земель и необходимость их рекультивации; физически и морально устаревшая материально-техническая база крупного и среднего сельскохозяйственного производства, требующая технико-технологической модернизации, перевода на инновационную основу; несоответствие кадровой политики на селе современным требованиям; необходимость решения социальных задач развития сельских территорий и т.д.

Присоединение Росси к ВТО обозначило новые вызовы отечественным сельским производителям, главным из которых является повышение конкурентоспособности аграрного производства. Решение этой проблемы невозможно без активной поддержки со стороны государства и в первую очередь по освоению мер, не запрещенных правилами этой организации. Она должна осуществляться на всех уровнях власти: федеральным, региональными и местными, корректироваться в соответствии в реальными условиями конкретных сельских территорий.

Орловская область является типичным агропромышленным регионом и многие названные выше проблемы характерны для нее. За годы социально -экономических реформ она сохранила свой аграрный профиль и в некотором роде его развила, сохранив крупное производство, пусть и ценой высоких издержек. Предпринимавшиеся усилия по технической модернизации аграрного производства привели к формированию крупного частного сектора в этой сфере на основе развития интеграционных процессов и привлечения инвесторов. В структуре производства продукции сельского хозяйства крупный и средний агробизнес составляет более 56% (табл. 1).

Как видно из данных табл. 1, в Орловской области в структуре агропроизводства существенно выше доля сельхозорганизаций (на 9 пп.), а хозяйств населения - на 6,6 пп. и крестьянских (фермерских) хозяйств - на 2,4 пп. ниже, чем по Российской Федерации. По сравнению со средними данными по Центральному федеральному округу в Орловской области доля сельхозорганизаций на 1,1 пп. ниже, крестьянских (фермерских) хозяйств - на 0,9 пп. и хозяйств населения - на 0,2 пп. выше.

Крупный аграрный бизнес имеет свои управляющие структуры и тесно взаимодействует как с органами власти, так и с обслуживающими инфраструктурными организациями, имеет потенциал для развития. Средний агробизнес чаще всего находится во взаимодействии с местными органами власти и с региональной вертикалью, более того, в последнее время наладил тесные связи с объектами рыночной инфраструктуры.

1. Структура производства продукции сельского хозяйства Орловской области в 2011 г., в фактических ценах, в % от хозяйств всех категорий

 

Сельскохозяйственные организации

Хозяйства

населения

Крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели

Российская Федерация

47,2

43,8

9,0

Центральный федеральный округ

57,3

37,0

5,7

Орловская

область

56,2

37,2

6,6

Фермерский сектор региона довольно устойчив, имеет свою координирующую структуру в лице регионального отделения АККОР, определенные отношения с институтами рынка, по возможности поддерживается органами власти и занял свою определенную нишу в аграрном региональном производстве.

Как видим из таблицы 1, довольно существенную долю на рынке производства сельскохозяйственной продукции занимают хозяйства населения. В силу своей разрозненности они вынуждены ориентироваться на собственные силы в стратегии выживания.

По статистическим данным в целом по стране и по Центральному федеральному округу продукция растениеводства и животноводства находится в близком паритете, но в Орловской области структура сдвинута в сторону растениеводства (табл. 2), причем растениеводство преобладает во всех категориях хозяйств, особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

2. Структура продукции сельского хозяйства Орловской области в хозяйствах всех категорий в 2011 г. (в фактических ценах; млн. руб.) [9]

 

Сельское хозяйство

в том числе:

растениеводство

животноводство

Российская Федерация

3451283,4

1853657,4

1597626,0

Центральный федеральный округ

817449,5

452152,5

365297,0

Орловская область

44314,5

29986,8

14327,7

Несколько большая доля продукции животноводства производится в хозяйствах населения в силу традиций и в сельхозорганизациях за счет функционирования отдельных крупных комплексов и приходу в регион стратегического инвестора в сферу свиноводства (ООО «Знаменский селекционно-гибридный центр», ООО «Эксима-Агро»).

В хозяйствах населения из продукции растениеводства производится значительная часть картофеля, овощей, плодов и ягод, шерсти, меда, яиц и др. Эта последняя группа производителей сельскохозяйственной продукции, несмотря на их весомый вклад в решение продовольственной безопасности страны и региона, практически не институционализирована и относится к неформальному сектору экономики, существует вне поля зрения властей и без его поддержки.

Власти региона предпринимают ряд усилий по изменению этой ситуации и приближению владельцев подворий к организованным ресурсопотокам. Но это до сих пор носит эпизодический, точечный характер. Им частично оказывалась поддержка через ранее реализовывавшиеся приоритетный национальный проект «Развитие АПК», областные целевые программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы», а также пришедшие им на смену региональные целевые программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» и «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы». Нужны более кардинальные меры поддержки мелкотоварного производителя, включая в первую очередь организацию систематической работы с ними и координации поддержки. В реальности это способна сделать сельскохозяйственная кооперация.

Система потребительской кооперации Орловской области большей частью ориентирована на решение проблем снабжения сельского населения товарами и в меньшей степени на оказание помощи в реализации выращенной на подворьях сельскохозяйственной продукции. Потребительская кооперация в определенной мере сохранила свой потенциал и в последнее время держит свою нишу в региональной экономике, имеет координирующую и управляющую структуру в виде ОПО «Союз Орловщины».

Начало потребительской кооперации на Орловщине было заложено еще в 1904 г созданием первого потребительского общества Полозовские дворы, а в 1918 г организован Союз потребительских обществ Орловской губернии, объединивший 161 кооператив. Вековой путь становления потребительской кооперации на Орловщине как системы жизнеобеспечения сельских жителей был сопряжен со многими крутыми поворотами в судьбах страны.

Ныне эту структуру можно отнести к крупным хозяйствующим субъектам - она насчитывает 30 тыс. пайщиков в 24 потребительских обществах, функционирующих в 23 из 24 районов области, с широкой сетью магазинов, столовых и кафе, пунктов приема и производств по переработке продукции, производимой самостоятельно и принимаемой от населения. Это 77 кооперативных организаций, обслуживающих более 300 тыс. сельских жителей. Общество имеет многоотраслевой характер деятельности, но специализируется на сельской торговле, что видно по структуре входящих в него субъектов - 624 предприятия торговли, 88 предприятий общепита, 45 производственных цехов, 7 рынков, 12 ярмарочных площадей, заготовительные пункты, оптовые базы.

В последнее десятилетие получила некоторое развитие кредитная кооперация, в основном за счет включения в этот процесс ОПО «Союз Орловщины» и вновь созданного кредитного кооператива «Взаимопомощь». Кроме того, стало несколько доступнее кредитование малых форм хозяйствования через систему «Россельхозбанка». Меры поддержки фермеров и хозяйств населения расширили базу кооперативного движения на селе. Однако их явно недостаточно для повышения использования потенциала сельских подворий в производстве агропродукции. Успех деятельности кредитного кооператива «Взаимопомощь» во многом был достигнут за счет стартового капитала, который был вложен при его создании.

Процессы перехода к рыночной экономике в аграрной сфере оказали влияние и на развитие сельскохозяйственной кооперации. В условиях реформирования сельхозпредприятий в 1990-х годах преобладающей организационно-правовой формой крестьяне выбирали сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПК). По состоянию на 1 января 2013 г. на территории Орловской области зарегистрировано 76 СПК, из них 1 - третьего, 11- второго и 64 - первого уровня. Среди потребительских кооперативов - 13,2% многопрофильные, в основном это кооперативы второго и третьего уровня. По основному виду деятельности 42,1% относятся к снабженческо-сбытовым, каждый четвертый - к перерабатывающим, 11,8% - к кредитным и 7,9% - к обслуживающим. Свое юридическое оформление часть из них получила в самом начале нынешнего века (табл. 3), но более продуктивными был период 2006-2009 гг., когда государство начало поддержку малых форм хозяйствования через национальный проект «Развитие АПК».

Таблица 3 - Динамика юридической регистрации СПК в Орловской Области, в %

Годы внесения записи в ЕГРЮЛ

Количество зарегистрированных кооперативов, в %

2002

13,1

2003

-

2004

1,3

2005

-

2006

17,2

2007

14,5

2008

26,3

2009

22,4

2010

3,9

2011

1,3

По данным Департамента сельского хозяйства Орловской области

К сожалению, в последние годы интерес на федеральном и региональном уровнях к малым формам хозяйствования стал ослабевать. А ведь в этом секторе аграрной экономики только в Орловской области трудится более 40,5 тыс. чел., или 31,2% занятого населения, проживающего в сельской местности. До сих пор экономика этого сектора носит характер выживания, причем практически без участия и поддержки со стороны государства. Так, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предполагается оказать поддержку по созданию 150 начинающих крестьянских хозяйств и не менее 54 К(Ф)Х, развивающих семейные животноводческие фермы.

Областная целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы» предусматривает финансирование мероприятий в объеме 384,02 млн. руб., в том числе из областного бюджета 79,16 млн. руб., что в масштабах данного сектора аграрной экономики явно недостаточно. Нужна другая поддержка и не только финансовая. Присоединение России к ВТО влечет за собой незамедлительную переориентацию в мерах поддержки аграрного производства и совершенствование институциональной среды в сельском социуме, того, что во многих странах относят к сохранению агроландшафта и национальных обычаев и что не запрещается поддерживать. Российские хозяйства населения и есть национальный образ жизни и обычаи, которые всемерно следует и необходимо поддерживать.

В свое время, при реформировании сельскохозяйственных предприятий в 1990-х годах в Орловской области, отчасти и в соседних регионах, многое сделала небольшая мобильная организация - некоммерческое партнерство Фонд «Агромир». И сегодня во многих районах области ее вспоминают добрым словом. Видимо, ее модель необходима и сегодня для мобилизации потенциала хозяйств населения и выстраивания системы их кооперирования, адекватной нынешним потребностям и условиям.

Министерство сельского хозяйства планирует развитие деятельности по поддержке сельской кооперации на основе соответствующей целевой программы, проект которой уже представлен. В этой связи регионам следует быстрее включиться в нее как традиционными мерами поддержки крестьян, так и новыми подходами, основанными, с одной стороны, на формировании производства органической продукции с использованием биотехнологий, с другой стороны, на развитии инфраструктуры кооперативного сектора и его институционализации.

Кроме этой частной, хотя и масштабной задачи, для Орловской, типично аграрной, области следует ставить и другие цели - кластеризацию аграрной экономики, а также определение перехода к шестому технологическому укладу, который многие исследователи связывают с биоэкономикой, потенциал которой на Орловщине достаточно высок.

Дальнейшее развитие сельскохозяйственной кооперации на современном этапе настоятельно требует усиления организующего начала. Крайне важна активизация собственных ресурсов кооператоров для решения производственных задач, обеспечение адресности деятельности - увеличение производства и повышение качества продукции, рост доходов членов СПК, вложений в инфраструктуру сельских поселений. Значение сельскохозяйственной кооперации не может быть сведено только к производственной функции. Она решает важную социальную задачу - стимулирует самодеятельность и мотивацию сельского населения, сплачивает деревенский социум.