Выступление Николая Койкова на Втором Форуме приволжско-уральских кредитных кооперативов
С принятием закона "О кредитной кооперации" тема саморегулирования, стала основной.
Небольшая справка о развитии и состоянии кредитной кооперации в Башкирии.
Свое начало кредитная кооперации в Башкирии взяла в 2000 году, когда был учрежден первый кредитный кооператив в форме Общества взаимного кредитования.
Отработанная модель и активная пропаганда ОВК, как формы микрофинансирования, быстро дало свои результаты, в 2002 году по примеру ОВК, было создано ещё 4 кооператива.
Башкирской кооперации повезло, её идею на этапе становления, подхватил руководитель Республиканского Фонда помощи предпринимательства, что позволило получить государственную поддержку и вести пропаганду с высоких трибун и через СМИ. Для активизации пропагандисткой деятельности и защиты интересов был создан Союз организаций кредитования Башкортостана. Это дало свои плоды. Началось активное создание кредитных кооперативов, что потребовало наличие внешних финансовых ресурсов для их стабильной работы.
В 2004 году, благодаря полученному гранту мы смогли вложить начальные деньги и сформировать Гарантийный, а затем и Стабилизационный фонды.
Главный итог работы фондов, стабильное и активное развитие кредитных кооперативов.
Методологическая, официальная и финансовая поддержка, сыграли решающую роль в развитии кооперативов и системы в целом. За 2004-2006 годы системно было создано 24 кредитных кооператива.
Но в период развития кредитной кооперации в Башкирии, было не только положительное взаимодействие с органами власти. Если одни властные структуры нас поддерживали, то другие с точностью до наоборот. Буквально с самого начала работы кредитных кооперативов, основным "злым гением" стала налоговая. Начиная от проблем с регистрацией, до абсурдных требований - дайте лицензию на вашу деятельность. Ну и конечно, безусловное требование - платить все налоги. Как говорится "Не было бы счастья, на несчастье помогло". Пришлось по все налогам, кроме НДС судится. И в результате уже на начальном этапе, мы отспорили налог с продаж, ЕСН и налог на прибыль. Возможность минимизировать затраты на налоги позволила расти активам кооперативов кратно, за год наиболее экономные и рачительные руководители увеличивали размеры активов своих кооперативов до 150%.
Всего за счет созданного налогового режима, только за первые пять лет (2003-2008), в обороте кооперативов СОК РБ, осталось более 300 млн. рублей.
Активное развитие кооперативов и их объемов потребовало создание самостоятельной организации по их финансированию.
В 2006 году кредитные кооперативы члены СОК РБ, заключили соглашение о создании Фонда развития кредитной кооперации РБ (ФРККБ).
Спрос на займы значительно опережал привлечение личных сбережений, из-за недоверия населения. Необходимо было создание организации, которая бы давала внешнюю финансовую гарантию возвратности сбережений. 2007 году в РБ, было создано общество взаимного страхования "СОКК-Страхование".
За период деятельности ОВС "СОКК-Страхование" подтвердил свои преимущества:
- качественные без волокит, оперативные выплаты по страховым случаям;
- использование страховых резервов для финансовой поддержки кооперативов участников ОВС.
До начала национального проекта, в Башкирии в основном создавались кооперативы в форме ОВК и КПКГ. С началом проекта, начали активно развиваться сельские кредитные кооперативы. За 2006-2007 годы СКПК были созданы практически во всех районах. Но начать работу смогли только 32 СКПК. Из них 27 созданы непосредственно в рамках Национального проекта, администрациями районов.
Вместе с развитием кредитных кооперативов развивалась инфраструктура кооперации, которая позволила:
- Разработать финансовую модель кредитной кооперации Башкирии (созданы кооперативы с участками с единой Моделью в 52 районах из 54 в РБ /территориальный охват 96%/);
- Сформировать кредитную, учетную и налоговую политики (оптимизация кредитного процесса и минимизация налогообложения позволила кооперативам эффективно развиваться /средний рост активов до 100% ежегодно, при положительных показателях. К 2008 году доля собственных активов, за счет оптимизации налогов, в кооперативах доходила до 30%);
- Разработать специализированную компьютерную программу для МФО "1С.Взаимный кредит" (сегодня "1С.ВК" используют более 60 кооперативов из 5-ми регионов РФ);
- Создать учебно-консультационный центр (подготовлено 7 тренеров, разработано 14 тем семинар-тренингов, обучено более 200 человек, в т.ч. специалистов МФО соседних регионов);
- Сформировать систему защиты интересов кредитных кооперативов в суде, иных государственных органах (за годы деятельности сформирована положительная судебная и административная практика по микрофинансовой деятельности, которая с успехом, используется, как в Башкортостане, так и в других регионах РФ);
- Сформировать систему защиты имущественных интересов кооперативов и пайщиков за счет внешнего и внутреннего страхования и реинвестирования (за 2007-2008 годы в ОВС привлечено 17 кооперативов, обслужено 18 страховых случаев (смерть и НС пайщиков), кооперативам выдано 53 займа на общую сумму 14 млн.рублей, за счет привлечения свободных средств от кооперативов в общей сумме - 8,8 млн. рублей, от внешних инвесторов - 3,6 млн. рублей).
В 2007 году инфраструктура была объединена в простое товарищество "Башкирское Региональное объединение кредитной кооперации" (БРОКК). В состав которого вошли организации: ООО "БРОКК-Консалт" - для организации обучения, консультационной и технической поддержки; ОВС "СОКК-СТРАХОВАНИЕ" - для страхования имущественных рисков; Республиканский потребительский кооператив второго уровня (РПКВУ) "БРОКК-Финанс" - для формирования фондов финансовой защиты Фонд развития кредитной кооперации Республики Башкортостан (ФРККБ) - для реинвестирования свободных средств кредитных кооперативов. В БРОКК стали также обращаться кооперативы из других регионов, в основном соседних, потому что исторически сложилось, что в большинстве соседних регионов кредитные кооперативы начали активное развитие позднее и в основном существовали разрозненно.
Статистика системы кредитной кооперации Башкирии
Период |
Кол-во коопера-тивов |
Общее кол-во пайщиков |
Кол-во выданных займов |
Об. сумма займов (в млн.) |
Об. сумма активов (в млн.) |
2001 |
1 |
180 |
192 |
1,5 |
0,9 |
2002 |
5 |
410 |
470 |
8,7 |
6,5 |
2003 |
9 |
980 |
1200 |
29 |
21 |
2004 |
17 |
2300 |
2900 |
89 |
61 |
2005 |
31 |
6700 |
7300 |
350 |
210 |
2006 |
69 |
16100 |
18300 |
1140 |
690 |
2007 |
109 |
41200 |
47100 |
1850 |
1070 |
2008 |
107 |
49400 |
53200 |
2030 |
1270 |
2009 |
94 |
51300 |
45300 |
1320 |
710 |
Башкирия стала родиной не только:
- одной из самых популярных компьютерной программы (является ведущей по количеству пользователей в т.ч. за пределами Республики);
- наиболее эффективной налоговой политики (выработаны положительные судебные решения по освобождению от всех основных налогов);
- но и организации проведения массовых мероприятий отдыха с участием представителей кредитных кооперативов многих регионов (в последствии эту традицию подхватили многие регионы).
Этап саморегулирования логичный процесс, продолжения становления кредитной кооперации в России. Будет ли этот процесс качественным или формальным, зависит, от его участников. Кредитные кооперативы Башкирии и соседних регионов участники БРОКК, также участвуют в обсуждении процесса саморегулирования. Ими изучаются потенциальные СРО, обобщается и анализируется опыт работы объединений кредитной кооперации, СРО других сфер деятельности. И участие во 2-м Приволжско-Уральском Форуме кредитных кооперативов, служит доказательством этого.
Цель участия в Форуме - анализ подхода организаторов СРО к решению вопросов, возникающих у кредитных кооперативов. Наиболее важными, из которых являются:
- Контроль и защита в СРО формальные или реальные?
- Должны ли стандарты деятельности в СРО выстраивать кредитную и учетную политику с учетом традиций территории?
- Возможно ли включение в принципы деятельности СРО, повышенной финансовой территориальной ответственности кооперативов, за участника СРО своего региона (территории), в целях повышения ответственности территориального представительства и снижения затрат центрального аппарата СРО на контроль за деятельностью участников СРО?
- Возможно ли ограничение доступа проверяющих к информации по деятельности кооператива?
- Должна ли СРО заниматься, помимо основной деятельностью, повышением качества деятельности кредитных кооперативов?
- Правовой контакт" с гос.структурами /МФ, ФНС, МЭР, МВД и т.д/. Как соотнести интересы конкретной группы с интересами других групп, когда подход к конкретному вопросу различен?
- Принципы формирования бюджета СРО?