Выступление Николая Койкова на Втором Форуме приволжско-уральских кредитных кооперативов

С принятием закона "О кредитной кооперации" тема саморегулирования, стала основной.

Небольшая справка о развитии и состоянии кредитной кооперации в Башкирии.

Свое начало кредитная кооперации в Башкирии взяла в 2000 году, когда был учрежден первый кредитный кооператив в форме Общества взаимного кредитования.

Отработанная модель и активная пропаганда ОВК, как формы микрофинансирования, быстро дало свои результаты, в 2002 году по примеру ОВК, было создано ещё 4 кооператива.

Башкирской кооперации повезло, её идею на этапе становления, подхватил руководитель Республиканского Фонда помощи предпринимательства, что позволило получить государственную поддержку и вести пропаганду с высоких трибун и через СМИ. Для активизации пропагандисткой деятельности и защиты интересов был создан Союз организаций кредитования Башкортостана. Это дало свои плоды. Началось активное создание кредитных кооперативов, что потребовало наличие внешних финансовых ресурсов для их стабильной работы.

В 2004 году, благодаря полученному гранту мы смогли вложить начальные деньги и сформировать Гарантийный, а затем и Стабилизационный фонды.

Главный итог работы фондов, стабильное и активное развитие кредитных кооперативов.

Методологическая, официальная и финансовая поддержка, сыграли решающую роль в развитии кооперативов и системы в целом. За 2004-2006 годы системно было создано 24 кредитных кооператива.

Но в период развития кредитной кооперации в Башкирии, было не только положительное взаимодействие с органами власти. Если одни властные структуры нас поддерживали, то другие с точностью до наоборот. Буквально с самого начала работы кредитных кооперативов, основным "злым гением" стала налоговая. Начиная от проблем с регистрацией, до абсурдных требований - дайте лицензию на вашу деятельность. Ну и конечно, безусловное требование - платить все налоги. Как говорится "Не было бы счастья, на несчастье помогло". Пришлось по все налогам, кроме НДС судится. И в результате уже на начальном этапе, мы отспорили налог с продаж, ЕСН и налог на прибыль. Возможность минимизировать затраты на налоги позволила расти активам кооперативов кратно, за год наиболее экономные и рачительные руководители увеличивали размеры активов своих кооперативов до 150%.

Всего за счет созданного налогового режима, только за первые пять лет (2003-2008), в обороте кооперативов СОК РБ, осталось более 300 млн. рублей.

Активное развитие кооперативов и их объемов потребовало создание самостоятельной организации по их финансированию.

В 2006 году кредитные кооперативы члены СОК РБ, заключили соглашение о создании Фонда развития кредитной кооперации РБ (ФРККБ).
Спрос на займы значительно опережал привлечение личных сбережений, из-за недоверия населения. Необходимо было создание организации, которая бы давала внешнюю финансовую гарантию возвратности сбережений. 2007 году в РБ, было создано общество взаимного страхования "СОКК-Страхование".

За период деятельности ОВС "СОКК-Страхование" подтвердил свои преимущества:

  • качественные без волокит, оперативные выплаты по страховым случаям;
  • использование страховых резервов для финансовой поддержки кооперативов участников ОВС.

До начала национального проекта, в Башкирии в основном создавались кооперативы в форме ОВК и КПКГ. С началом проекта, начали активно развиваться сельские кредитные кооперативы. За 2006-2007 годы СКПК были созданы практически во всех районах. Но начать работу смогли только 32 СКПК. Из них 27 созданы непосредственно в рамках Национального проекта, администрациями районов.

Вместе с развитием кредитных кооперативов развивалась инфраструктура кооперации, которая позволила:

  1. Разработать финансовую модель кредитной кооперации Башкирии (созданы кооперативы с участками с единой Моделью в 52 районах из 54 в РБ /территориальный охват 96%/);
  2. Сформировать кредитную, учетную и налоговую политики (оптимизация кредитного процесса и минимизация налогообложения позволила кооперативам эффективно развиваться /средний рост активов до 100% ежегодно, при положительных показателях. К 2008 году доля собственных активов, за счет оптимизации налогов, в кооперативах доходила до 30%);
  3. Разработать специализированную компьютерную программу для МФО "1С.Взаимный кредит" (сегодня "1С.ВК" используют более 60 кооперативов из 5-ми регионов РФ);
  4. Создать учебно-консультационный центр (подготовлено 7 тренеров, разработано 14 тем семинар-тренингов, обучено более 200 человек, в т.ч. специалистов МФО соседних регионов);
  5. Сформировать систему защиты интересов кредитных кооперативов в суде, иных государственных органах (за годы деятельности сформирована положительная судебная и административная практика по микрофинансовой деятельности, которая с успехом, используется, как в Башкортостане, так и в других регионах РФ);
  6. Сформировать систему защиты имущественных интересов кооперативов и пайщиков за счет внешнего и внутреннего страхования и реинвестирования (за 2007-2008 годы в ОВС привлечено 17 кооперативов, обслужено 18 страховых случаев (смерть и НС пайщиков), кооперативам выдано 53 займа на общую сумму 14 млн.рублей, за счет привлечения свободных средств от кооперативов в общей сумме - 8,8 млн. рублей, от внешних инвесторов - 3,6 млн. рублей).

В 2007 году инфраструктура была объединена в простое товарищество "Башкирское Региональное объединение кредитной кооперации" (БРОКК). В состав которого вошли организации: ООО "БРОКК-Консалт" - для организации обучения, консультационной и технической поддержки; ОВС "СОКК-СТРАХОВАНИЕ" - для страхования имущественных рисков; Республиканский потребительский кооператив второго уровня (РПКВУ) "БРОКК-Финанс" - для формирования фондов финансовой защиты Фонд развития кредитной кооперации Республики Башкортостан (ФРККБ) - для реинвестирования свободных средств кредитных кооперативов. В БРОКК стали также обращаться кооперативы из других регионов, в основном соседних, потому что исторически сложилось, что в большинстве соседних регионов кредитные кооперативы начали активное развитие позднее и в основном существовали разрозненно.

Статистика системы кредитной кооперации Башкирии

Период

Кол-во коопера-тивов

Общее кол-во пайщиков

Кол-во выданных займов

Об. сумма займов               (в млн.)

Об. сумма активов               (в млн.)

2001

1

180

192

1,5

0,9

2002

5

410

470

8,7

6,5

2003

9

980

1200

29

21

2004

17

2300

2900

89

61

2005

31

6700

7300

350

210

2006

69

16100

18300

1140

690

2007

109

41200

47100

1850

1070

2008

107

49400

53200

2030

1270

2009

94

51300

45300

1320

710

Башкирия стала родиной не только:

  • одной из самых популярных компьютерной программы (является ведущей по количеству пользователей в т.ч. за пределами Республики);
  • наиболее эффективной налоговой политики (выработаны положительные судебные решения по освобождению от всех основных налогов);
  • но и организации проведения массовых мероприятий отдыха с участием представителей кредитных кооперативов многих регионов (в последствии эту традицию подхватили многие регионы).

Этап саморегулирования логичный процесс, продолжения становления кредитной кооперации в России. Будет ли этот процесс качественным или формальным, зависит, от его участников. Кредитные кооперативы Башкирии и соседних регионов участники БРОКК, также участвуют в обсуждении процесса саморегулирования. Ими изучаются потенциальные СРО, обобщается и анализируется опыт работы объединений кредитной кооперации, СРО других сфер деятельности. И участие во 2-м Приволжско-Уральском Форуме кредитных кооперативов, служит доказательством этого.

Цель участия в Форуме - анализ подхода организаторов СРО к решению вопросов, возникающих у кредитных кооперативов. Наиболее важными, из которых являются:

  1. Контроль и защита в СРО формальные или реальные?
  2. Должны ли стандарты деятельности в СРО выстраивать кредитную и учетную политику с учетом традиций территории?
  3. Возможно ли включение в принципы деятельности СРО, повышенной финансовой территориальной ответственности кооперативов, за участника СРО своего региона (территории), в целях повышения ответственности территориального представительства и снижения затрат центрального аппарата СРО на контроль за деятельностью участников СРО?
  4. Возможно ли ограничение доступа проверяющих к информации по деятельности кооператива?
  5. Должна ли СРО заниматься, помимо основной деятельностью, повышением качества деятельности кредитных кооперативов?
  6. Правовой контакт" с гос.структурами /МФ, ФНС, МЭР, МВД и т.д/. Как соотнести интересы конкретной группы с интересами других групп, когда подход к конкретному вопросу различен?
  7. Принципы формирования бюджета СРО?

Скачать презентацию выступления Н. Койкова