Порядок создания сельских кредитных кооперативов
Прежде чем приступить к созданию сельского кредитного кооператива, необходимо тщательно изучить правовые основы его деятельности.Правовая основа
В настоящее время специальный закон, регулирующий деятельность сельских кредитных кооперативов, находится в стадии разработки. В связи с этим, в своей деятельности сельские кредитные кооперативы опираются на следующие законодательные акты:
-
Гражданский кодекс Российской Федерации
-
Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации”
-
Областные законодательные акты (например, закон “О сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах в Волгоградской области”).
Гражданский кодекс РФ не содержит прямых положений о сельских кредитных кооперативах и о кредитных кооперативах вообще, но предполагает возможность их создания как разновидности потребительского кооператива (ст.116). Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан (и юридических лиц) на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст.116, п.1).
Гражданский кодекс РФ определяет потребительские кооперативы как некоммерческие организации (ст.50, п.3). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (ст.116, п.5). Финансовый результат, полученный потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, законом рассматривается как доход потребительского кооператива, но не прибыль. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (ст.116, п.5). Доход, как правило, направляется на развитие деятельности и распределяется между кооперативом и его членами на основе положений, принятых уставом кооператива. Равнозначно в потребительском кооперативе не формируются убытки. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов.
Как видно из изложенного, ГК РФ, допускает образование и функционирование сельских кредитных кооперативов, но в то же время не учитывает их специфику как кредитных учреждений.
Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации” в большей мере отвечает целям и задачам кредитной кооперации на селе. Закон определяет, что кредитные кооперативы образуются для кредитования и сбережения средств членов данных кооперативов (ст.4, п.8). Статья 6 данного закона определяет правомочия сельскохозяйственного кооператива привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива. Эти виды деятельности направлены на достижение основной цели деятельности кооператива и имеют некоммерческую основу. Кроме того, этот закон определяет право включения в кооператив как физических, так и юридических лиц.
Однако, согласно закону “О сельскохозяйственной кооперации” членами кредитного кооператива могут быть только физические (и юридические лица), связанные с сельскохозяйственным производством. Тем самым этот закон ограничивает возможность вступления в кооператив лиц, проживающих в сельской местности, но не связанных с сельхозпроизводством, например, учителей, врачей, сельских предпринимателей.
В настоящее время в государственных органах регистрации сельский кредитный кооператив, как правило, регистрируется как “сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив”. Поскольку как “сельскохозяйственный кооператив” он может привлекать в свои члены как физических, так и юридических лиц, как “потребительский” – все сельское население, а как “кредитный” - оказывать финансово-кредитные услуги своим членам. Вместе с тем, кредитный кооператив, в соответствии с действующим законодательством, не может осуществлять банковские операции.
Поскольку ни один из вышеперечисленных законов не охватывает весь спектр проблем сельской кредитной кооперации, в некоторых регионах разработаны или разрабатываются областные законодательные акты, регулирующие деятельность сельских кредитных кооперативов.
3.2 Предпосылки для создания сельского кредитного кооператива
Обязательным условием целесообразности создания кредитного кооператива является инициатива и заинтересованность “снизу”. При попытке насаждения кооператива “сверху” и оказания нажима любого рода эта деятельность заранее обречена на провал. Поэтому плодотворная работа по созданию кредитного кооператива может начаться только при наличии активных (потенциальных) членов, которые чувствуют свою ответственность и занимаются организационной работой.
Конкретной работе по созданию кредитного кооператива должны предшествовать:
-
определение потребности в организации сельского кредитного кооператива;
-
оценка предполагаемых финансовых потоков (источников средств кооператива, возможных направлений их использования членами кооператива);
-
определение территориальных границ действия кооператива;
-
подбор необходимого помещения и оборудования;
-
возможность привлечения к работе в кооперативе лиц, владеющих определенными навыками и опытом работы в банке или других кредитных организациях.
Несмотря на то, что виды деятельности кредитного кооператива не являются банковскими операциями в силу того, что они распространяются только на членов кооператива и не должны носить прибыльный характер, методы и технология работы банка и кредитного кооператива одинаковы.
Профессионализм специалистов кредитного кооператива является одним из важнейших факторов его успешной деятельности.
Важное значение для создания кооператива при отсутствии специальной законодательной базы имеет отношение местных властей различного уровня (главным образом, районных) и соответствующих организаций (управлений сельского хозяйства, налоговых служб, территориальных управлений Банка России и др.). Позитивное отношение местной власти к созданию сельских кредитных кооперативов может снять многие вопросы в организации их деятельности.
Если результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о наличии объективных и субъективных предпосылок для создания сельского кредитного кооператива, то можно переходить к следующему этапу работы – формированию организационного комитета (инициативной группы).
Структура и организация СКСК
Сельский кредитно-сберегательный кооператив (СКСК) является некоммерческой организацией, высшим органом управления которой является общее собрание членов кооператива. Каждый член имеет один голос. Общее собрание избирает руководство кредитного кооператива, а именно: Председателя, членов Правления и Наблюдательного совета. Общее собрание определяет минимальное и максимальное количество паевых взносов, размер паевого взноса, вносимого каждым членом, а также общие правила выдачи займов. СКСК должен быть экономически жизнеспособным. СКСК самостоятельно решает вопросы распределения кредитов между своими членами в соответствии с согласованными нормами финансовой предосторожности в деятельности кооператива.
СТРУКТУРА КРЕДИТНОГО КООПЕРАТИВА
Общее собрание
Согласно принципам кооперации общее собрание является высшим органом управления кооператива. Уставом кооператива определяется кворум, необходимый для проведения общего собрания, но не менее 50% членов кооператива. Решение считается принятым, если за него проголосовало 50% плюс 1 голос.
Общее собрание СКСК созывается регулярно один раз в год. Внеочередное собрание может быть созвано по требованию:
- Председателя кооператива,
- 1/2 состава Правления,
- Наблюдательного совета,
- 1/10 членов кооператива.
Правление уведомляет членов СКСК о дате, времени, месте проведения общего собрания и его повестке за 14 дней до собрания. Уведомление делается по почте. Общее собрание имеет право обсуждать вопросы, не упомянутые в повестке, только в том случае, если на собрании присутствуют все члены кооператива, и они единогласно проголосовали за это.
Общее собрание созывается, по крайней мере, один раз в год с целью:
-
рассмотрения и утверждения отчета Правления (отчета о работе Правления и финансового отчета),
-
рассмотрения отчета Наблюдательного совета,
-
утверждения финансовых отчетов за предыдущий год,
-
оценки административной работы Председателя (заместителя председателя) и Правления,
-
переизбрания тех представителей органов управления, чей срок работы истек,
-
утверждения решения Правления о приеме в кооператив новых членов, или о возможном исключении какого-либо члена кооператива.
Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствовало больше половины всех членов кооператива. Общее собрание, созванное с целью принятия устава или с целью вынесения решения о реорганизации или ликвидации СКСК, считается правомочным, в случае участия в нем более двух третей членов кооператива. При отсутствии требуемого количества членов, собрание должно быть перенесено на семь дней с сохранением той же повестки. В случае если требуемого количества членов не будет и во второй раз, собрание должно быть открыто на час позже и проведено независимо от количества пришедших членов кооператива.
Решение общего собрания считается принятым, если за него проголосовало абсолютное большинство присутствующих членов кооператива, то есть половина всех голосов плюс один, если в уставе не оговорено иное.
Выборы Председателя (заместителя председателя), членов Правления и Наблюдательного совета должны проходить путем тайного голосования. Другие вопросы могут решаться путем открытого голосования (поднятием руки), если никто из членов собрания не выскажет другое пожелание.
Решения по вопросам, связанным с разработкой, принятием и внесением поправок в устав, должны приниматься 2/3 голосов всех членов. Если это не удается, то в течение четырех недель необходимо созвать второе собрание, для которого кворум из 50% присутствующих членов будет являться достаточным. Решения по следующим вопросам должны приниматься большинством голосов всех присутствующих членов: В компетенцию общего собрания входит обсуждение и разрешение любых вопросов и споров, относящихся к деятельности СКСК, даже в случаях, которые специально не оговорены законом или уставом. Структура Правления кредитного кооператива обычно определяется уставом. В уставе кооператива должны указываться: Правление кооператива имеет следующие полномочия: Председатель имеет следующие полномочия: Выполняя свои функции, члены Правления зачастую получают доступ к частной информации в отношении финансовых дел других членов кооператива. Данная информация может быть предоставлена кооперативу только с уверенностью, что в отношении нее будет соблюдена конфиденциальность. Каждый из членов кооператива имеет право на полную секретность в своих финансовых делах с кредитным кооперативом. Обеспокоенность по поводу недостатка конфиденциальности может помешать успешному развитию кооператива. Правление должно подавать пример всем членам организации. Каждый член Правления должен дать обещание сохранять в тайне любую требующую секретности информацию. Штат сотрудников должен сделать то же самое. Любое нарушение данного правила доверия должно рассматриваться крайне жестко.
Правление кредитного кооператива выполняет сложную задачу. Оно должно выработать навыки явного лидерства, чтобы поддерживать жизнеспособность кредитного кооператива, обеспечивать его рост и предоставлять услуги членам на высоком уровне. Правление должно четко представлять себе, каким может стать кредитный кооператив. Вместе с исполнительным директором Правление должно определить пути превращения видимого в реальность. В то же время, оно должно гарантировать сохранность средств членов и обеспечивать выживаемость кредитного кооператива в условиях постоянных изменений и различных угрожающих обстоятельств. Правление также обепечивает важную связь между членами кооператива и ежедневным управлением делами кооператива. Согласно большинству законов, Правление прежде всего отвечает за общее направление развития и контроль за деятельностью кредитного кооператива. Оно передает некоторые из своих полномочий комитетам, а многие из функций – штату сотрудников. Однако подотчетность Правления не может быть передана другим органам. Служебные обязанности и ответственность членов Правления подробно рассматриваются в уставе (положениях, правилах и регламенте), согласно которым действует кредитный кооператив. Каждый член Правления должен ознакомиться с этими документами. Общие правила ведения бизнеса также могут налагать свои требования. Обычные обязанности, выполняемые Правлением, подразделяются на четыре категории и приводятся ниже. Часто перечисленные функции объединяются в одну, а именно: “определение общего курса развития кредитного кооператива”. Исключительная компетенция общего собрания.
Правление
Структура Правления
Конфиденциальность
Служебные обязанности и ответственность
Планирование
Организация
Контроль
Консультирование