Методические подходы по созданию кредитных кооперативов второго уровня

Формирование и функционирование кредитных кооперативов и их систем обеспечивают организационно-хозяйственную основу кооперативного сектора экономики. Все дело в том, как активно и на какой экономической и правовой основе будут развиваться и совершенствоваться создаваемые кооперативные объединения. Кооперативы находят поддержку, прежде всего, среди наиболее экономически слабых слоев потребителей и мелких производителей.

 

 

С самого начала кооперативное движение выдвинуло ряд принципов, которые до настоящего времени определяют основу деятельности кооперативов. По нашему мнению, главными из них являются следующие. Во-первых, кооперативы обслуживают своих членов, выполняют те функции, которые, мелкие потребители и производители не в состоянии выполнить, прибыль же используется главным образом для реинвестирования, и только оставшаяся ее часть распределяется между членами кооператива. Во-вторых, принцип демократизма является важной особенностью кооператива, когда каждый член кооператива имеет голос независимо от масштабов его экономической, деятельности. В-третьих, для них характерна иерархическая структура управления (по принципу «снизу-вверх») с делегированием нижними структурами, кооператива власти верхним эшелонам с сохранением за ними контроля.

Необходимо упомянуть о том факте, что система кредитной кооперации на селе в дореволюционной России не носила завершенного, комплексного характера. Теоретики и основатели кооперативного движения (Райффайзен и Шульце-Делич - в Германии; К П. Колюпанов, братья С. и В. Лугинины — в России) подчеркивали необходимость, создания трехуровневой системы кооперации, включающей низовые кооперативы, их объединения на региональных уровнях и центральные общенациональные банки. В Царской России долгое время кооперация развивалась только на первичном уровне. Лишь в 1869 г. возник первый союз, ссудосберегательных. и кредитных товариществ в Бердянске, который оказывал своим членам материальную помощь, а также осуществлял организацию совместной закупки и продажи сельскохозяйственных орудий, машин и товаров.

Союзы работали и в интересах других типов кооперативов (потребительских и производственных), а также артелей, которые становились членами союзов кооперативов. Коммерческие начала в деятельности союзов кооперативов были хорошо развиты, это выражалось в выпуске собственных долговых инструментов, в покупке союзами кооперативов долговых бумаг государства, более активном использовании заемных средств для финансирования кооперативов нижних уровней. Однако союзы кооперативов в  России не получили распространения (до 1911 г. их было создано всего 9).

Лишь в 1911 г. был создан Московский народный банк, который объединил кредитную кооперацию. Вместе с тем, его учредителями были далеко не все союзы мелкого кредита. Таким образом, фактически вторичное звено кредитной кооперации в России так и не было создано, а центральный банк учреждений мелкого кредита распространял свою деятельность на ограниченный круг кооперативов.

Цель выявления и систематизации методических подходов по созданию системы кредитных кооперативов - выстроить последовательность этапов создания элементов объединения с помощью организационных мероприятий, экономических механизмов, законодательных актов и т. п. Последовательность формирования, системы важна как для практического применения, так и для анализа эффективности работы системы кредитной кооперации, который необходимо проводить с учетом региональных особенностей.

Рассмотрим этапы создания регионального сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива как совокупность способов и приемов последовательного создания элементов системы организаций кооперативного кредита.

Предложенная нами последовательность создания системы кредитной кооперации выявлена путем адаптирования подобных процедур, проводимых в зарубежных странах, к Российским историческим и правовым условиям.

Этапы создания кредитного кооператива второго уровня

Этапы процесса создания

 

Методы, приемы формирования регионального СПКК

 

Длительность, недели

 

Исполнители

 

Предполагаемый результат

 

Подготовительный этап

 

1. Обоснование необходимости создания объединения СПКК.

2. Оценка предполагаемых финансовых потоков.

3. Определение территориальных границ объединения.

4. Подбор помещения и оборудования.

5. Привлечение квалифицированных специалистов.

 

6

 

Инициативная

группа представителей местных СПКК

 

Создание организационного комитета

 

Организационный этап

 

1. Разработка Устава.

2. Прием заявлений о вступлении в кооператив.

3. Установление размера вступительного членского взноса.

4. Разработка бизнес-плана.

5. Подготовка и проведение учредительного собрания.

 

8

 

Организационный комитет

 

Проведение учредительного собрания

 

Учредительный этап

 

1. Принятие решения о создании кредитного кооператива второго уровня.

2. Утверждение Устава объединения.

3. Принятие решений о приеме а члены кооператива. ?4. Выбор органов управления.

 

1

 

Общее учредительное собрание членов кооператива

 

Формирование организационно-управленческой

структуры регионального кооператива

 

Регистрационный этап

 

Подготовка необходимых документов и подача их в отдел регистрации юридических лиц.

 

5

 

Председатель кооператива

 

Создание регионального кооператива

 

 

Процедуре создания объединения кредитных кооперативов должен предшествовать подготовительный этап, включающий:

1. Осознание необходимости в организации объединения сельскохозяйственных кредитных кооперативов, которое складывается из следующих определяющих моментов:

  • инициатива сельхозтоваропроизводителей по поиску эффективного механизма организации финансово-кредитных услуг;
  • поддержка   властью    области   инициативы   по   организации кооперативного кредита на селе;
  • научно-организационное содействие со стороны квалифицированных специалистов аграрной экономики.

2. Оценка предполагаемых финансовых потоков, а именно, источников средств объединения и возможных направлений их использования его членами.

3. Определение территориальных границ действия объединения включает в себя, выявление потенциальных членов потребительского кооператива второго уровня. Региональное объединение строится на основе сотрудничества местных кредитных коопертаивов области, межрегиональное — для удовлетворения потребностей кредитных кооперативов близлежащих областей и регионов. Определение территории деятельности объединения кредитных кооперативов относится к важным методическим приемам по организации деятельности структуры. Одним из критериев этого вопроса является естественное тяготение к той местности, где она формируется. Это обеспечивает пайщикам не только удобное пользование услугами кооператива, но и помогает получать своевременную информацию о его деятельности. Степень эффективности деятельности кредитного кооператива любого уровня зависит от выполнения ряда условий: район деятельности должен быть сужен, локализован по принципу - чем больше радиус, тем больше невозвращенных ссуд и накладных расходов; удешевление работы своего аппарата управления; ограничение торговых операций.

4. Подбор необходимого помещения и оборудования будущего объединения.

5. Привлечение в работе лиц, владеющих определенными навыками и опытом работы в банке или других кредитных организациях. Несмотря на то, что виды деятельности кредитных кооперативов и первого, и последующих уровней не являются, банковскими операциями в силу того, что они распространяются только на членов кооператива и не должны носить прибыльный характер, методы и технология работы банка и кредитного кооператива одинаковы. Профессионализм специалистов кредитного кооператива является одним из важнейших факторов его успешной деятельности.

Если результаты проведения подготовительного этапа позволяют сделать вывод о наличии объективных и субъективных предпосылок для создания объединения кредитных кооперативов, то можно переходить к следующему этапу работы — организационному.

Процедура по созданию объединения кредитных кооперативов может начаться только при наличии инициативной группы, которая будет добросовестно заниматься организационными вопросами с полным чувством ответственности за конечный результат проекта.

Организационный комитет выбирается на собрании потенциальных членов объединения с участием специалистов (экономиста, юриста, представителя уже действующего объединения), способных квалифицированно ответить на возможные вопросы. Указанный комитет решает следующие основные задачи:

  • разрабатывает Устав создаваемой структуры;
  • принимает заявления от представителей местных, районных СПКК о вступлении в члены кооператива второго уровня;
  • подготавливает общее организационное собрание учреждаемого кооператива, на котором утверждается установленный размер вступительного взноса из расчета, что он должен покрыть расходы, связанные с созданием объединения и организацией его хозяйственной деятельности (от 5 до 10 тыс. руб.).
  • подготавливает технико-экономическое обоснование финансово-экономической деятельности регионального кооператива, включая размер паевого фонда и источники его формирования.

На наш взгляд, длительность первых двух этапов создания кооператива второго уровня зависит от уровня знаний, получаемых членами организационного комитета и потенциальными пайщиками. Для решения проблем информированности следует, во-первых, проконсультироваться со специалистами действующих региональных структур кредитных коопретаивов по возникающим вопросам; во-вторых, наладить связь с местными, областными, федеральными и международными организациями, оказывающими содействие в создании и развитии сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов; в-третьих, информировать потенциальных членов кооператива - местные кредитные кооперативы - о преимуществе и перспективности развития строящегося регионального формирования.

Бизнес — план организации кредитного кооператива разрабатывается либо членами организационного комитета, либо специалистами, привлеченными на контрактной основе. Прежде чем приступить к разработке бизнес-плена, четко формируются цели и задачи, которые преследуются при создании областного объединения, уточняются правовой статус и принципы организации. При этом необходимо учитывать, что денежные обороты объединения должны соответствовать кредитным оборотам членов-пайщиков - и определяться с их потребностями в кредитах. Успешность функционирования структуры второго уровня определяется не только и не сколько размером прибыли от выдаваемого кредита, не интересами его как учреждения, а результатами, достигаемыми местными кредитными кооперативами вследствие своевременной выдачи займов непосредственно сельхозтоваропроизводителям благодаря быстрому получению дешевого кредита в региональном кооперативе.

Бизнес - план включает в себя следующее:

  1. Цель и предмет деятельности кооператива;
  2. Пути формирования имущества кооператива;
  3. Фонды кооператива;
  4. Организационные затраты;
  5. Операционные затраты учреждения.

После разработки, вышеперечисленной документации организационный-этап завершается проведением Общего собрания членов создаваемой структуры, с созыва которого начинается учредительный этап.

В режиме работы общего учредительного собрания, членов организуемого регионального кредитного потребительского кооператива решаются вопросы о создании названной организации, об утверждении представленного проекта Устава, о приеме в члены кооператива. На собрании выбирают кандидатов в органы управления кооперативом: Председателя, Правление, Наблюдательный совет. Результатом учредительного этапа создания объединения  кредитных кооперативов является  формирование  организационно управленческой структуры областного кредитного кооператива.

Исполнителем заключительного этапа создания объединения - регистрационного - является Председатель кооператива, который занимается сбором и оформлением документов с последующим предоставлением их в отдел регистрации юридических лиц по месту учреждения кооператива. Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 п. 2 , ст. 9 п. 2 ГК РФ).

Мы считаем, что начало построения системы кредитной кооперации в Саратовской области было положено в феврале 1996 г., когда на VII съезде Фермеров России (г. Москва) была проанализирована катастрофическая ситуация финансирования сельхозтоваропроизводителей России, Целенаправленный поиск эффективной организации сельскохозяйственного кредита привел фермеров области к маркетинговым исследованиям при участии ученых аграрных и. экономических институтов. Научными сотрудниками были выявлены элементы системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Саратовской области:

1 уровень - районные сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы;

2 уровень - CMC КПК «Кооператор Поволжья;

3 уровень - Финансовый центр Региональных Ассоциаций сельских кредитных кооперативов и других Федеральных кооперативных Ассоциаций (г. Москва).

Следующим, значимым, событием; для. поддержания. инициатив развития, кооперативного кредита стала.разработка Целевой программы становления и развития сельской кредитной кооперации в Саратовской области на 1998 -2000 г., которая проходила согласно Распоряжению Губернатора Саратовской области №1154-р от 28,08.1997 г.

Роль органов государственной власти в формировании системы кредитных кооперативов неоднозначна. С одной стороны, как мы уже отмечали, кооперация есть добровольное объединение граждан, и (или) юридических лиц, и поэтому органы государственной власти не могут создавать кооперативы. С другой стороны, кооператив — это юридическое лицо, и для его деятельности помимо добровольного объединения членов необходима государственная регистрация, которую проводят органы исполнительной: власти. После государственной регистрации - кооператив постоянно взаимодействует с органами государственной власти.

Это взаимодействие, на наш взгляд, предопределяет построение системы сельской кредитной кооперации, ввиду своего многообразия. Так, например, нежелание власти создать условия для регистрации первых в России Союзных Касс кредитной кооперации привело к тому, что кооперативные объединения второго уровня (областные) регистрировались почти два года, к тому же им вначале не было разрешено проведение финансовых операций, что привело к задержке кооперативного строительства в стране до революции.

Мировой практикой (Германским Союзом Кооперативов и Райффайзен - Банков и Канадским кооперативным движением «Дежарден» подтверждено, что только по истечении нескольких месяцев совместной работы в кредитном кооперативе его члены столкнутся с рядом проблем, стоящих перед организацией кооперативного кредита. Поэтому, в соответствии с классической схемой кооперативного строительства, рекомендуется сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам через 10 -12 месяцев работы провести общее собрание, на котором необходимо подвести итоги своей деятельности в первый этап работы, и, вероятно, наметить пути объединения для повышения эффективности работы каждого кредитного кооператива.

Как уже отмечалось нами, ранее, кредитная кооперация может функционировать, только как целостная система, и сейчас в России идет активный процесс формирования кредитных кооперативов второго уровня. Так, в июне 2003 г. в Москве с целью обмена опытом и координации деятельности по развитию многоуровневой системы кредитной кооперации и региональных кооперативов второго уровня был проведен семинар «Формирование и развитие сельских кредитных кооперативов второго уровня в России». В семинаре приняли участие руководители СПКК из 14 регионов России, сотрудники ССКК, ФРСКК и банковских структур. Следует согласиться, что основное направление дискуссии участников - обсуждение необходимости и возможности создания специализированной кредитной организации третьего уровня - весьма актуальная проблема. Существующие коммерческие банки (например, Россельхозбанк) имеют свою структуру собственности и определенные задачи, так что нельзя рассчитывать на то, что они возьмут на себя функции кооперативного банка.

По мнению А. А. Хандруева, первого вице-президента Ассоциации региональных банков, России, в условиях действующего банковского законодательства возможны два варианта развития системы. Либо ФРСКК возьмет на себя функции кооперативного банка, либо необходимо создание небанковской депозитно-кредитной организации (НДКО) или коммерческого кооперативного банка в рамках кооперативной системы. Целесообразнее создание НДКО (уставный капитал - 500 тыс. евро), которая должна быть учреждена кооперативами второго уровня, и крупными первичными кооперативами, при этом члены-учредители НДКО могут стать его филиалами в своих регионах. НДКО сможет вести кредитное обслуживание сельских кредитных кооперативов и привлекать срочные депозиты юридических лиц. Мы согласны с точкой зрения А. А. Хандруева, что такая организация будет оптимальной формой для современного этапа: формирования, кредитной; кооперативной системы.

Для подтверждения реальности воплощения вышеизложенной идеи финансовой дирекцией ФРСКК были проанализированы экономические возможности существующих региональных систем СПКК по созданию структуры третьего уровня.  В результате было определено, что региональных сельских кредитных кооперативов могут участвовать в создании НДКО, но при этом необходим стратегический инвестор для системы кредитной кооперации (подобный ЕБРР).

Таким образом, при условии реализации описанной стратегии развития объедшюний кредитных кооперативов, будет создано единое поле скоординированного и профессионального подхода к ускоренному развитию сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации в России. Это позволит повысить эффективность работы кредитной кооперации, максимально реализовать ее преимущества в конкурентной среде, обеспечит неукоснительное осуществление социальной миссии в интересах сельского населения.

Итак, нами описана процедура создания региональной системы сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, состоящая из 4-х этапов: подготовительного, организационного, учредительного и регистрационного; обоснована важность определения территории функционирования кредитных кооперативов 2-го уровня; выявлено двоякое влияние органов государственной власти на формирование системы кредитных кооперативов в стране; рассмотрен реальный вариант построения завершенной трехуровневой системы кредитной кооперации в России.

Лексина Анна Александровна