Финансовый риск-контроллинг в кредитном кооперативе

Сегодня слово «контроллинг» в моде. Оно ассоциируется с созвучным «мониторинг» и другими терминами, заимствованными из англоязычного управленческого лексикона. Поскольку западные техно логии управления предприятием доказали свою эффективность у себя дома, бытует мнение, что с подобной результативностью они будут реализовываться и в других странах.

 

Что же такое контроллинг, так ли он жизненно необходим для кооперативов и какие решает проблемы?

Для начала разберемся с понятиями.. Слово контроллинг произошло от английского «to controU - контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего реестр, проверочный список. Но по иронии судьбы в англоязычных источниках термин контроллинг практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин «managerial accounting» или «management accounting», а профессиональная организация контроллеров США - ((Controllers Institute of America» - в 1962 году была переименована в ((Financial Executives Institute». Дословный перевод этих терминов как «управленческий учет» не совсем корректен, хотя управленческий учет и составляет основу контроллинга.

Мы давно, но пока, правда, безуспешно, «подбирается» к исключительно важной проблеме - экономическим рискам в деятельности кредитных кооперативов. Надеемся, что ученые и практики откликнутся на публикуемую статью, предложат классификацию основных видов рисков кредитной кооперации и систему гарантий кредитных кооперативов и их структур.

Пока же вашему вниманию предлагается своего рода «вводная статья» - теоретический аспект новой технологии управления, в том числе предвидения рисков, наличие которых в рыночных условиях неизбежно.

Контроллинг — современная методология координации управленческой деятельности, дальнейшее развитие управленческого учета. Хорошо поставленная система контроллинга помогает правильно и своевременно оценивать ситуацию в компании и планировать действия по повышению эффективности ее работы.

Контроллинг представляет собой целостную концепцию экономического управления предприятием, которая направлена на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка. Главные задачи контроллинга — планирование, контроль и регулирование.

Контроллинг - это, далее, равноправная управленческая функция среди прочих функций: организация, управление кадрами, руководство. Здесь под функцией контроллинга подразумевается рефлексия (осознание и осмысление) решений. Таким образом, контроллинг не координирует, а предлагает методологию и методику координации. Речь идет о метафункции, то есть об управлении процессом принятия управленческих решений, при этом особое внимание уделяется координации процесса принятия решения и, собственно, деятельности лица, принимающего решение.

Формализация процесса принятия управленческих решений переводит деятельность руководителя из области искусства в рациональную сферу. Ее целью является получение стандартного набора процедур, который обеспечивает повторяемость и логику вывода, снижение риска в процессе принятия решений. Такой системный подход к процессу принятия управленческих решений, по моему мнению, основывается на теории управления знаниями. Здесь должны быть востребованы наработки в области структурирования знаний в экспертных системах и системах поддержки принятия решений.

Таким образом, из всех определений делаем вывод, что предметом контроллинга является «управление знаниями и информацией».

Непредсказуемость, невозможность охватить всю деятельность, которые вызваны постоянно растущими- размерами- предприятий, "а так" же усложнением процесса принятия решений, привели к разделению управленческих задач в различных сферах деятельности.

В управлении кредитных потребительских кооперативов также существует настоятельная потребность по-новому осуществлять управленческую деятельность в сфере финансового оборота. Краткосрочные цели по достижению желаемого оборота как главного ориентира стали недостаточными и, следовательно, отходят на задний план.

В настоящее время на рынке успешно действуют те предприятия, которые объединяют все свои цели в единую стратегию предприятия в целом и осуществляют соответствующую политику. Это тем более важно, так как именно в наше время успех имеет короткий жизненный цикл. Испытанная надежная тропа успеха неожиданно разрушается и превращается в трудную утомительную дорогу в буреломе.

Какие задачи решает контроллинг? Особую актуальность контроллинг приобретает в условиях динамичных изменений. Чтобы определить проблемы, на решение которых он направлен, сделаем ряд уточнений. Итак, контроллинг представляет собой основанную на технологиях системного анализа метасистему управления, которая действует в рамках единого информационного пространства и предлагает методики управления и принятия решений.

Поскольку организации вынуждены адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, им приходится модифицировать цели и параметры функционирования. Эти изменения могут носить революционный характер, так как охватывают все виды деятельности. Переход от одного состояния к другому предполагает как минимум фиксацию этих состояний. Оценка текущего состояния традиционно выполняется на основе анализа, а будущее состояние определяется путем прогнозирования (в краткосрочной и долгосрочной перспективе).

Вместе с тем, именно в кооперативах постоянное настойчивое использование стародавних методов и практики может отрицательно влиять на конкурентоспособность предприятия в среднесрочном периоде, и вся деятельность может быть поставлена под угрозу. Руководство, чтобы обеспечить устойчивое положение предприятия, должно изучать колебания на рынке и вносить соответствующие изменения в свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость контроллинга: подготовка и оказание помощи руководству в быстром и действенном реагировании на неожиданные изменения.

В общей системе контроллинга выделяется один из центральных его блоков - это финансовый риск-контроллинг.

Финансовый риск-контроллинг представляет собой управляющую систему, которая координирует взаимосвязь между формированием информационной базы, финансовым риск-анализом, финансовым риск-планированием и внутренним риск-контролем. Также она обеспечивает концентрацию контрольных действий на приоритетных направлениях управления финансовыми рисками, своевременное выявление отклонений фактических его результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, направленных на его нормализацию.

Таким образом, основными функциями финансового риск-контроллинга в кооперативе являются:

  • наблюдение за ходом реализации рисковых решений, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;
  • измерение степени отклонений фактических результатов от предусмотренных;
  • диагностирование по размерами отклонений, серьезных ухудшений в финансовом состоянии кооператива и существенного снижения темпов его финансового развития;
  • разработка оперативных рисковых решений по нормализации финансовой деятельности кооператива в соответствии с предусмотренными целями и показателями;
  • корректировка при необходимости отдельных целей и показателей в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности кооператива.

Построение системы финансового риск-контроллинга в кооперативе базируется на определенных принципах, основными из которых являются:
Направленность системы на реализацию финансовой стратегии предприятия. Для того, чтобы быть эффективным, финансовый риск-контроллинг должен носить стратегический характер, то есть отражать основные приоритеты финансового развития кооператива.

Многофункциональность. Он должен обеспечивать контроль реализации, приоритетных- показателей финансового развития с учетом факторов риска не только по кооперативу в целом, но и в разрезе отдельных его центров ответственности. Предусматривать возможность сравнения контролируемых показателей со среднеотраслевыми, обеспечивать взаимосвязь рассматриваемых финансовых показателей с другими важнейшими показателями хозяйственной деятельности кооператива.

Ориентированность на количественные стандарты. Эффективность управляющих действий контроллинга значительно возрастает, если контролируемые стандарты деятельности выражены конкретными количественными показателями. Это не означает, что контроллинг не должен охватывать качественные аспекты. Речь идет лишь о том, что эти качественные аспекты должны быть выражены в системе количественных стандартов, что исключит различное их толкование.

Соответствие методов специфике риск-анализа и риск-планирования. В процессе организации внутреннего контроллинга необходимо ориентироваться на весь арсенал систем и методов финансового риск-планирования (при подготовке стандартов контроля) и риск-анализа (при подготовке показателей, отражающих фактически достигнутые результаты, и выявлении причин их отклонений от стандартов).

Своевременность операций контроллинга. Своевременность заключается не в высокой скорости или частоте осуществления контрольных функций, а в адекватности периодов контрольных и корректирующих действий периоду осуществления отдельных операций, связанных с генерированием финансовых рисков. Главное условие своевременности финансового контроллинга заключается в следующем: он должен носить характер «раннего предупреждения кризисного развития», то есть позволять устранять текущие отклонения прежде чем они примут серьезный характер.

Гибкость построения контроллинга. Финансовый риск-контроллинг должен быть построен с учетом возможности приспособления к новым финансовым инструментам; к новым нормам и видам осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности; к новым технологиям и методам осуществления финансовых операций.

Простота построения контроллинга. Простейшие формы и методы финансового риск-контроллинга, построенного в соотвтествии с его целями, требуют меньших усилий и, как правило, более экономичны. Чрезмерная сложность построения финансового риск-контроллинга может быть не понята или не поддержана его операторами, а также потребовать для его осуществления существенного увеличения потока информации.

Экономичность контроллинга. Затраты по осуществлению финансового риск-контроллинга должны быть минимизированы с позиций их адекватности эффекту этой системы. Это означает, что объем расходов по организации риск-контроллинга не должен превышать размера того эффекта (снижения затрат, прироста доходов и т.п.), который достигается в процессе его осуществления.

С учетом перечисленных принципов финансовый риск-контроллинг в кооперативе строится по следующим основным этапам:

  1. Определение объекта контроллинга. Это общее требование к построению любых видов контроллинга в кооперативе с позиций целевой его ориентации. Объектом финансового риск-контроллинга являются рисковые решения по основным аспектам финансовой деятельности кооператива.
  2. Определение видов и сферы контроллинга. В соответствии с концепцией построения системй контроллинга он подразделяется на следующие основные виды: >стратегический контроллинг; текущий; оперативный. Каждому из перечисленных видов контроллинга должна соответствовать определенная его сфера и периодичность осуществления его функций.
  3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей. Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового риск-контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей. Затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня. Аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Такой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных.
  4. Разработка системы количественных стандартов контроля. После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т.п.
  5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый риск-контроллинг. Система мониторинга составляет основу финансового риск-контроллинга, самую активную часть его механизма. Она представляет собой разработанный в кооперативе механизм постоянного наблюдения за важнейшими показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.

Построение системы мониторинга важнейших финансовых показателей охватывает следующие основные этапы:

  • построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового риск-контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую «первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета отдельных финансовых показателей;
  • разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового риск-анализа;
  • определение структуры и показателей форм контрольных отчетов исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию: фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным); размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного; объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим;
  • определение контрольных периодов по каждому виду финасового риск-контроллинга и каждой группе рассматриваемых показателей. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинг и группам показателей определяется «срочностью реагирования», необходимой для эффективного управления финансовой деятельностью в кооперативе. С учетом этого принципа выделяют: недельный (дeкaдный) контрольный отчет; месячный контрольный отчет; квартальный контрольный отчет.
  • Установление размеров отклонений фактических результате рассматриваемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. Пр этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы: положительное отклонение; отрицательное (допустимое) отклонение; отрицательное (критическое) отклонение. (Для проведения такой градации должен быть определен критерий «критических отклонений, который может быть дифференцирован по контрольны периодам. В качестве критерия «критического» отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельном (декадному) контрольному периоду; 15 и более процентов по месячном периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду);
  • выявление основных причин отклонений фактических результатов от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным «центрам ответственности». По каждому «критическму отклонению» должны быть выявлены вызвавшие их причины;
  • разработанная система мониторинга должна корректироваты при изменении целей финансового риск-контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов;
  • формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового риск-контроллинга в кооперативе.

Принципиальная система действий ответственных лиц в этом случае заключается в трех алгоритмах:

  1. «Ничего не предпринимать». Эта форма реагирования пред сматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия;
  2. «Устранить отклонение». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов для обеспечения выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу «отсечения лишнего»), использования системы финансовых резервов и другие;
  3. «Изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрат.

Внедрение в кооперативе системы финансового риск-контроллинга позволит существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовыми рисками. Благодаря внедрению инструментов контроллинга предприятие становится управляемым и конкурентоспособным.

Все вышеизложенное показывает, что финансовый риск-контроллинг является инструментом управления, который становится все более значимым для кооперативов. Только те кооперативы имеют шансы предоставлять, в условиях все более жесткой конкуренции, тот спектр услуг, который необходим для удовлетворения растущих пожеланий и потребностей пайщиков, кто будет восприимчив к нововведениям. .
Не следует именно здесь разрушать так называемый «AGABU» - менталитет: «У нас все совершенно по-другому», поскольку в этом случае (когда у нас все по-другому, следует обдумать, не было бы выгоднее сейчас изменить одно или другое, то есть осуществить нововведения) независимо от области деятельности пословица гласит: «Предприятия, которые не идут в ногу со временем, уходят - со временем».

Наталья Ступень, Директор КПКГ "Потенциал"

Источник: Вестник кооперации, №1, 2008