Об организации внутренней ревизии в кредитных кооперативах

Многие кредитные кооперативы, организованные в настоящее время, теряют свои позиции и авторитет в результате ненадлежащего надзора пайщиков (членов кооператива) над деятельностью своих исполнительных органов — исполнительной дирекцией. Согласно Закону о кооперативах и уставу правления члены правления должны при управлении предприятием добросовестно и тщательно исполнять свои управленческие обязанности. К этому также относится и то, что правление исполняет контрольную функцию, с соответствующей системой достаточного внутреннего контроля. Ревизионная комиссия (ревизор) является частью этой системы.

 

Деятельность каждого кредитного института должна перепроверяться внутренней ревизией. Однако она не должна быть поводом для того, чтобы подвергнуть сомнению правильность ведения дел. Установлены основные принципы для организации внутренней ревизии.

Федеральное ведомство надзора за деятельностью кредитных учреждений требует проведения внутренней ревизии для каждого кредитного института, независимо от вида и объема хозяйственной деятельности предприятия. Если по причине величины предприятия на нем нет внутреннего ревизора, то эти функции может исполнять один из руководителей предприятия.

К задачам ревизионной комиссии относятся периодические проверки на основе составляемого для банка плана ревизии и специальные проверки, например, по требованию исполнительной дирекции предприятия или при предполагаемых злоумышленных действиях (специальные ревизии).

Из-за обширного объема задач ревизионной комиссии все сферы деятельности предприятия могут быть покрыты периодическими проверками. Это касается также оценки управления предприятием, системы регулирования, наблюдения и контроля ситуаций риска,
Предпосылкой функциональности внутренней ревизии является письменно зафиксированный порядок всего производства, который распространяется как на компетенцию отдельных сотрудников предприятия, так и в требуемых рамках на процесс работы, исполнение которого должно быть перепроверено внутренней ревизией. Задачи внутренней ревизии могут взять на себя и внешние аудиторы. Но подбор кадров и качественные требования к ревизионной комиссии должны соответствовать виду и объему проверяемого предприятия.

Методы и объем работы ревизионной комиссий должны быть такими, чтобы результаты проверки могли дать достаточный анализ правильности протекания дел, выявленных недостатков, а также риска для кредитного института. Сотрудники ревизионной комиссии не должны исполнять обязанности, которые находятся за рамками внутренней ревизии. Ни в коем случае они не должны выполнять задачк3 которые не согласуются с ревизионной деятельностью, Точно также не должны сотрудники, работающие в других отделах кредитного института, временно выполнять функции внутренней ревизии (разделение функций).

Ревизионные процедуры ревизионной комиссии должны распространяться на все области деятельности кредитного института. Ревизионную комиссию также следует знакомить с указаниями руководства предприятия другим отделам, если тем самым затрагивается её деятельность.
Ответственность за организацию и развитие функциональной внутренней ревизии возложена на все руководство предприятием, даже и в том случае, если отдельным руководителям надлежит исполнять определенный круг задач внутри кредитного института.

Внутренняя ревизия при составлении своих ревизионных программ (планов проверки) и при проведении ревизионных процедур должна выполнять свои функции по возможности самостоятельно, не нарушая при этом права руководства предприятия давать директивы.
Письменные отчеты о проведенной ревизии должны составляться регулярно и своевременно. При угрожающей опасности они должны быть составлены незамедлительно и представлены руководству предприятия.

В самом отчете о проведенной ревизии должна быть представлена не только констатация фактов, но и оценка проверяемой области.
Исполнение замечаний должно корродироваться и фиксироваться. Если замечания не принимаются в расчет, то руководитель внутренней ре-
визии должен письменно информировать руководителя, ответственного за данную область.

Если в рамках ревизионных процедур были установлены серьезные факты против членов руководства предприятия, то об этом незамедлительно следует подать отчет всему руководству предприятием. Оно, в свою очередь, обязано незамедлительно передать отчет внутреннего ревизора председателю органа надзора, при необходимости указав свою собственную точку зрения.

Отчеты о проведенной ревизии и рабочие документы внутренней ревизии должны предоставляться в распоряжение внешних аудиторов.
Аудитор должен изложить в своем отчете, соответствовала ли организация внутренней ревизии проверяемого кредитного кооператива предписываемым требованиям.

Право органов надзора субъектов федерации регулировать организацию внутренней ревизии общественно-правовых кредитных институтов, а также уже имеющиеся в этой области положения не затрагивают приведенные выше требования.

Ни в коем случае не считать оправданным тот факт, что в инвестиционных компаниях, которые управляют по поручению доверителя значительными суммами, функции внутреннего ревизора будет выполнять руководитель компании. При оценке величины предприятия играет роль не сам балансовый итог инвестиционной компании, а величина управляемого имущества.

Письменно зафиксированный порядок всего производства, который распространяется как на компетенцию отдельных сотрудников предприятия, так и в требуемых рамках на процесс работы, конкретизируется единичными предписаниями (например, правила при депозитной ревизии, минимальные требования для внутрибанковских мер контроля операций с девизами — кассовые и фьючерсные сделки, организация кредитных операций). Постановка цели, дача аудитору исходных данных при проведении проверки всегда имеет свою точку зрения.

Под письменно зафиксированным порядком всего производства следует понимать представление структуры и организации производства по принципу регулирования последовательности операций. Определение компетенций — это часть организационной структуры. Компетенции могут также регулироваться в действенных правилах.

Объем и оформление документов зависит от величины кредитного института, требований надежности к отрасли, а также от структуры предприятия и организационной структуры.

Письменно зафиксированный порядок должен сделать возможным для внутренней ревизии вхождение в имущественную ревизию. Также
должно быть гарантировано, что описания и строящиеся на их основе указания будут регулярно приспособлены к фактическим тенденциям.
При структурной организации на первом плане стоит формальный порядок производства. Он включает как задачи предприятия, так и дифференциацию этих задач. Дифференциация задач по отделам нуждается в однозначном представлении компетенций и сферы ответственности (объем ответственности). Подобная сводная таблица организационной структуры (органиграмма/план по распределению дел) обязательна в подходящей форме для всех институтов, независимо от их величины. Ее содержательное оформление при необходимости может происходить поэтапно.

По меньшей мере, необходимо представление иерархической структуры предприятия со всеми функциональными областями и их задачами. В них должно быть включено руководство, отвечающее за определенные функциональные области.

Для отдельных областей необходимо составление детального плана по распределению обязанностей и штатного расписания. По меньшей мере, у сотрудников, наделенных управленческими функциями, должны иметься описания должностей или указания о рабочих местах.
Посредством отображения рабочего процесса (организация производства по принципу регулирования последовательности операций) обычная деятельность кредитного института и сам рабочий процесс с важными рабочими этапами и предусмотренным для этого контролем (разделение функций, принцип "с глазу на глаз", проверка на достоверность, расчетный контроль) должны быть отчетливо представлены.
На практике такое отображение происходит, например, посредством описания последовательности операций, графического изображения (диаграммы последовательности операций и последовательности рабочего процесса), формуляров, которые задают рабочий процесс, описания задач и функций, директивы по рабочим местам и описания рабочих мест.

Разумеется, после проведения внутренней ревизии необходимо составить соответствующий отчёт. Они составляются, например, в Германии согласно "Типовым правилам (стандартам) внутренней ревизии в кредитных кооперативах" и могли бы у нас иметь, как показано ниже, следующую структуру:

  1. Общие данные: а) Ф.И.О. внутреннего ревизора; б) Ф.И.О. липа, для которого предназначен отчет; в) Пункт положения согласно плану ревизии; г) Проверяемая инстанция/отдел/области; д) Дата последней ревизии; е) Результат повторной проверки/устранение недостатков (последняя проверка).
  2. Данные ревизии: а) Причина ревизии (плановая/внеплановая ревизия); б) День проведения ревизии/время проведения ревизии; в) Длительность ревизии; г) Цель ревизии; д) Предмет ревизии; е) Вид и объем ревизии.
  3. Результат: а) Результаты ревизии; б) Оценка проверяемой области; в) Предложения по улучшению; г) Дата повторной проверки; д) Устранение недостатков или выполнение предложений по улучшению; е) Дата отчета; ё) Подпись внутреннего ревизора;

Пометка об ознакомлении правления с результатами ревизии.

Как правило, итоги работы ревизора или ревизионной комиссии в обязательном порядке доводятся ими до сведения пайщиков (членов кооператива) на годовом отчётном собрании кредитного кооператива.

При необходимости возможно так же для проверки итогов деятельности кредитного кооператива и получения при этом независимых результатов привлечение аудиторской комиссии. Вопрос о сотрудничестве аудиторов с ревизионной комиссией проверяемых предприятий неизбежно требует определённых соглашений между ними, например:

  1. Аудитор должен при плановой ревизии нести личную ответственность за выполнение переданных ему законом задач. Разделение ответственности и тем самым разделение ревизионных функций с лицами, которые не являются аудиторами или их помощниками недопустимо.
  2. Включение персонала внутренней ревизии как .инструмента управления предприятием в группу аудиторов невозможно для гарантирования четких сфер ответственности.
  3. С повышением сложности рабочего процесса и бухгалтерского учета действенная внутренняя ревизия имеет большое значение также и для правильности ведения бухгалтерского учета. Аудитор может — с условием собственной повторной проверки — опираться на рабочие результаты внутренней ревизии. При этом он должен учитывать все точки зрения, которые могут иметь значение для этих рабочих результатов.
  4. При определений объемов проверки аудитор должен учитывать действенность всей системы контроля и рабочих результатов внутренней ревизии, затрагивающих бухгалтерский учет,, соразмерно собственной личной ответственности.
  5. При добровольных проверках, для которых должна быть выдана отметка о проверке, которая составляется наподобие заключения ревизора, подтверждающее правильность составления баланса, действует сказанное в пункте 1.

При других добровольных проверках возможны различные договоренности о разделении функций; но все же об этом должно быть сказано в отчете о результатах проверки. Кроме того, в таких случаях должна быть выдана справка, в которой указывается, что аудиторские процедуры проводились аудиторами совместно с внутренней ревизией.

Источник: Кредитная кооперация Чувашии