Кредитная потребительская кооперация и совершенствование механизма её деятельности
Кредитная кооперация и социально-экономическое развитие региона
Важным вопросом в развитии кооперативного движения является его взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти в регионах. В то же время процесс взаимодействия органов исполнительной власти и кредитных кооперативов предполагает и практические действия самих кооперативов по установлению этого взаимодействия.
Прежде всего, кооперативы должны доводить до муниципальных образований прогнозы своего развития с целью их включения в планы социально-экономического развития территорий.
Кооператив как финансовый институт, осуществляющий свою деятельность на конкретной территории, вправе ставить перед администрациями муниципальных образований вопросы о создании для него благоприятных условий (освобождение от местных налогов, оказание помощи в подборе помещений, кадров и т.д.). В отдельных случаях возможно заключение договоров между администрациями муниципальных образований и кооперативами о совместной деятельности. Целью этих договоров является создание сторонами условий для кредитования кооперативами реального сектора экономики и выдачи потребительских займов населению. Аналогичные договора кооперативы могли бы заключать и со структурными подразделениями муниципальных образований (органами социальной защиты населения, народного образования, здравоохранения, Пенсионным фондом).
В реальных условиях в большинстве регионов РФ при разработке планов социально-экономического развития территорий администрациями муниципальных образований не учитываются экономические показатели деятельности кредитных кооперативов. Причины — неразвитость нормативной базы, что исключает кооперативы из перечня действующих юридических лиц, способных оказать существенное влияние на развитие регионов, и относительно низкие активы кооперативов, мало влияющие на экономические показатели развития территорий. С другой стороны, кредитные кооперативы сами не готовы взаимодействовать с администрациями муниципальных образований по проблемам планирования своей деятельности в силу своей немногочисленности и небольших размеров.
Актуальным является рассмотрение потребности в прогнозировании деятельности кредитных кооперативов, их вклада в социально-экономическое развитие территорий.
Основанием учета деятельности кооперативов при разработке прогнозов социально- экономического развития может служить Распоряжение Правительства РФ «О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» от 10 июля 2001 г. N 910-р, в соответствии с которым Минэкономразвития РФ представило регионам методические рекомендации и формы для разработки прогнозов, руководствуясь Приказом «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» от 17 июня 2002 г. N 170.
В прогнозах социально-экономического развития территорий рациональным будет детально раскрывать такую информацию, как: общее количество юридических лиц и объемы произведенной продукции (работ, услуг) по отраслям, объемы инвестиций в реальный сектор экономики за счет всех источников, численность работающих, фонд оплаты труда, налоги, отчисляемые в местные бюджеты, собственные доходы местного бюджета, денежные доходы и расходы населения. Здесь анализ современного социально-экономического положения субъекта РФ целесообразно дополнить данными развития и имеющимися проблемами по кредитной кооперации, раскрыть необходимость обеспечения финансовыми ресурсами отдельных категорий граждан и отраслей экономики, рассмотреть действующие нормативные акты и дать оценку степени воздействия кредитной кооперации на социально-экономическое развитие региона, предложив основные направления его реформирования. Все это предопределит возможность выделить в качестве одной из задач развития региона — развитие кредитной кооперации.
Понятно, что в формах прогнозов отсутствуют кредитные кооперативы как юридические лица. Включение их в разделы форм возможно в строке «прочие отрасли». Однако кредитные кооперативы могут отдельно учитываться в перечне юридических лиц отдельного муниципального образования в рамках территории с указанием основных показателей. Далее в разделе «инвестиции» должны быть показаны объемы кредитования ими реального сектора экономики. В разделах, связанных с формированием налоговой базы, необходимо показать прогнозные налоговые платежи кооперативов. В разделе «денежные доходы и расходы населения» должны быть показаны возможные объемы роста доходов населения за счет сбережения средств в кооперативах. Главным элементом прогнозирования должен быть учет в разделе «объемы производства продукции» влияния инвестиций кооперативов на развитие средних и мелких товаропроизводителей. В разделе «нормативная база» должны быть показаны меры и сроки совершенствования действующего законодательства. Безусловно, и в других разделах прогноза можно учитывать показатели деятельности кооперативов, однако на начальной стадии можно ограничиться приведенным перечнем.
В Волгоградской области в связи с наличием региональной законодательной базы и развитостью системы кредитной кооперации Комитетом экономики Администрации области предпринята попытка учесть в Законе Волгоградской области «О программе социально-экономического развития Волгоградской области на 2001-2005 годы» показатели деятельности кредитных кооперативов до 2006 года. Подпрограммой «Государственная поддержка и регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов в Волгоградской области на 2002-2006 годы» предусмотрены источники финансирования развития кредитной кооперации в социально-экономическом развитии региона.
Несомненно, сегодня активы кооперативов малы, и они не оказывают серьезного влияния в большинстве регионов на объемы инвестирования активов в малый и средний бизнес, выдачу займов гражданам. Но в перспективе, при создании сети кредитной кооперации, их финансовое влияние на уровне муниципальных образований будет значительно.
Кредитная копоерация и необходимость разработки кредитными кооперативами бизнес-планов
Отсутствие объективно обоснованных прогнозов развития кооперативов и методов управления финансовыми потоками на основе бизнес-планов также тормозят развитие кредитной кооперации в нашей стране. Из-за отсутствия в кооперативах бизнес-планов, механизмов их реализации и системы управления на основе прогнозных планов, их деятельность сильно сдерживается. Однако и при наличии бизнес-планов в целом ряде кредитных кооперативов их руководители не стремятся придерживаться их основных положений, не осуществляют аналитическую и прогнозную деятельность.
Бизнес-планы, разрабатываемые в настоящее время некоторыми кредитными кооперативами, в целом полноценного практического применения не имеют. Использование их при разработке планов социально-экономического развития многих муниципальных образований невозможно.
Поэтому на современном этапе развития кредитных кооперативов достаточно актуальным является необходимость более жестко подходить кредитным кооперативам к необходимости разработки и применения в своей деятельности бизнес-планов.
Бизнес-план является необходимым документом для осуществления эффективного финансового планирования любой, в том числе кооперативной организации. Бизнес-план — подробный план на определенный период, устанавливающий показатели, которых кредитный кооператив должен достичь. В нем должны быть отражены показатели, характеризующие состояние кооператива в настоящее время, стратегию и тактику рыночной и финансовой деятельности кооператива.
Потребность в составлении бизнес-плана ощущается особенно остро, когда кредитный кооператив: находится в стадии создания; переживает финансовый кризис и возникает необходимость изменения политики в деятельности кооператива; реорганизации; намеревается оценить свои шансы при открывшихся новых возможностях; планирует привлечь внешние источники финансирования.
Бизнес-план кредитного кооператива выполняет две основные функции: инструмента эффективного финансового планирования, служащего для внутренних целей в деле обеспечения эффективного функционирования кооператива (как и где разместить ресурсы) и инструмента привлечения внешнего финансирования.
Представляется необходимым предложить «Рекомендательные требования при разработке бизнес-планов кредитными потребительскими кооперативами».
Бизнес-план — документ, разрабатываемый кредитным кооперативом (далее кооператив) на ближайшие два календарных года, который содержит предполагаемую программу действий кооператива для достижения ожидаемых результатов его деятельности.
Бизнес-план должен позволить оценить способность кооператива: к долговременному существованию, обеспечить свою финансовую устойчивость и стабильность, выполнять принятые нормативы деятельности, в том числе финансовые нормативы, выполнять обязательные резервные требования в соответствующие фонды, соблюдать требования законодательства по обеспечению интересов пайщиков, иметь адекватную систему управления возможными рискам.
Бизнес-план представляется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное регулирование деятельности кооперативов:
-
при создании кооператива — уполномоченным представителем учредителей, подписанный всеми учредителями;
-
действующим кооперативом — представителем кооператива, в течение пяти дней после утверждения общим собранием пайщиков кооператива, подписанный председателем кооператива и главным бухгалтером;
-
при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения — уполномоченным представителем кооператива, в течение пяти дней после утверждения общим собранием пайщиков кооператива, принявшим решение о реорганизации;
-
при реорганизации в форме присоединения — уполномоченным представителем кооператива, в течение пяти дней после утверждения общим собранием пайщиков кооператива, к которому происходит присоединение.
Если ранее кооперативом представлялся бизнес-план и с даты его представления прошло менее 1 года, при реорганизации вместо нового бизнес-плана могут представляться изменения и дополнения к ранее представленному бизнес-плану. При этом период, рассматриваемый в представленных изменениях и дополнениях к бизнес-плану, должен охватывать не менее 2-х лет деятельности (включая период, оставшийся до истечения срока, на который составлялся первоначальный бизнес-план).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование деятельности кооперативов, не вправе предоставлять и раскрывать содержащуюся в бизнес-планах информацию.
Бизнес-план кооператив вправе предоставлять и другим заинтересованным в нем лицам.
Бизнес-план кооператива должен содержать: общая информация о кооперативе; цели, задачи кооператива; действующая система управления кооперативом; общая информация об учредителях, пайщиках кооператива; обеспечение стабильной деятельности кооператива посредством выполнения принятых нормативов и обязательных резервных требований деятельности, минимизации рисков, иные существенные показатели, которые необходимы для раскрытия основных целей бизнес-плана.
При определении целей и задач кооператив должен отразить долгосрочное видение своей роли и места на рынке финансовых услуг, специфические особенности его позиционирования в рыночной среде, а также наиболее существенные принципы деятельности.
Принципы деятельности: в отношении некоммерческой основной деятельности (ориентация на сегмент рынка финансовых услуг, определение рыночной ниши кооператива); в отношении пайщика (описание того, какие потребности пайщика и каким образом собирается обеспечивать кооператив); в отношении коммерческой деятельности (описание предполагаемых видов коммерческой деятельности кооператива); в отношении итоговой деятельности (ориентация на полученный результат).
Бизнес-план кооператива должен соответствовать следующим требованиям по оформлению:
-
сведения об утверждении бизнес-плана (дата и номер соответствующего протокола собрания пайщиков, утвердившего бизнес-план, полное и сокращенное наименование кооператива) — приводятся на титульном листе бизнес-плана;
-
общая информация о кооперативе (полное и сокращенное наименование; данные о регистрации и местонахождении кооператива; размер паевого фонда; наименование аудиторского союза, членом которого является кооператив; действующая система управления кооперативом; общая информация об учредителях, пайщиках кооператива; информация о членстве кооператива союзе (ассоциации) кооперативов и других организаций; материально-техническая база) — приводится на первом (следующим за титульным листом) листе бизнес-плана;
-
бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с расшифровкой отдельных его статей на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных года, а также рассмотрение структуры активов и пассивов — приводится на последующих листах;
-
план доходов и расходов, возможной прибыли с расшифровкой отдельных его статей на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных года;
-
прогноз выполнения обязательных нормативов на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных года;
-
прогноз выполнения обязательных резервных требований в соответствующие фонды на первое число года составления бизнес-плана и первое число двух ближайших планируемых календарных года;
-
средняя стоимость привлечения и размещения средств кооператива;
-
оценка возможности наступления возможных рисков;
-
прогноз развития кооператива посредством увеличения количества пайщиков, расширения сети филиалов, представительств, представителей, присоединения к другим организациям, сотрудничество с международными партнерами, участие в международных программах.
Предполагаемая структура бизнес-плана кооператива:
-
Общая информация о кооперативе.
-
Перспективы развития кооператива.
2.1. Цели, задачи, стратегия деятельности кооператива.
2.2. Влияние макро- и микроэкономических факторов (экономические, правовые и другие) в стране и регионе на деятельность кооператива (пу тем разработки SWOT анализа).
2.3. Прогноз развития паевого фонда, структуры активных и пассивных операций, доходов и расходов, возможной прибыли кооператива, видов предоставляемых услуг.
2.4. Оценка соблюдения обязательных нормативов и резервных отчислений.
2.5. Система управления и мониторинга за рисками кооператива.
2.6. Прогноз (состояние, возможности и огра ничения) развития пайщиков кооператива; видов услуг; сети филиалов, представительств и предста вителей; участие в союзах (ассоциациях) и других организациях; сотрудничество с органами власти, международными организациями (участие в проек тах) и различными финансовыми организациями; социальный эффект от деятельности кооператива; место кооператива в социально-экономическом развитии региона.
3. Система управления кооператива.
- Прогноз (состояние, возможности и ограничения) развития системы управления кооперативом.
- Прогноз (состояние, возможности и ограничения) развития системы внутреннего контроля.
- Внутренние документы, регламентирующие осуществление ссудосберегательных операций.
4. Обеспечение деятельности кооператива.
-
- Прогноз (состояние, возможности и ограничения) развития материально-технического и нормативного обеспечения кооператива.
- План повышения профессиональной ориентации (обучение, переподготовка, повышение квалификации).
Источник: Сельский кредит, №11, 2003