p { margin-bottom: 0.21cm; }
В соответствии с новым законом о кредитной кооперации с июня 2011 года кооперативы будут объединены в саморегулируемые организации. Это сложный и непростой процесс, так как часто у коллег возникают сложности при работе на одном экономическом поле, нужно уметь договариваться друг с другом и вырабатывать единые решения. С другой стороны, опыт показал, что достаточно трудно идет регулирование взаимодействия с регулирующими органами. Но, тем не менее, постепенно складывается культура общения в этой сфере. Поэтому мы посчитали необходимым провести это мероприятие заранее, хотя большинство кооперативов, я знаю, сейчас еще находятся в раздумьях, в сомнениях, о том, что им делать, как поступить, как организовываться, куда вступать. Но я думаю, что это мероприятие будет не последним, будет еще череда круглых столов, совещаний, мероприятий.
В России, по официальным данным, сейчас существует более 6000 микрофинансовых организаций всех форм: это и кооперативы, и фонды поддержки, частные и государственные организации и т.д. Из них реально работают – 2500 организаций, 80% из них (около 2000) составляют кредитные кооперативы. Кстати, я не сказал, из наших зарегистрированных участников многие коллеги представляют не только свой кооператив, но и региональные объединения кооперативов, поэтому, по нашим данным, здесь находятся представители порядка 300 кооперативов России.
Очень важно понимать, что по закону 2000 кооперативов могут теоретически создать 20 саморегулируемых организаций, поскольку в СРО могут объединиться 100 кооперативов или группа кооперативов, объединяющих более 100 кооперативов. Когда мы с вами будем принимать решение, то, я думаю, мы должны учитывать несколько важных принципиальных моментов.
Итак, теоретически в России может быть создано не больше 20 саморегулируемых организаций. Но это теоретически. Опыт создания СРО в других сферах показывает, что их на самом деле от теоретического числа возникает в 4-5 раз меньше. Я реально прогнозирую, что в России к назначенному сроку будет создано 5-7 СРО, не более. Двадцати явно не будет. Это объективный процесс, и поэтому выбор у нас с Вами будет небольшой. Я думаю, все основные игроки на этом поле уже известны, ряд наших коллег уже заявили, что будут стремиться к созданию СРО, со многими мы провели предварительные переговоры на предмет координации работы и взаимодействия. Однако я убежден, что список игроков на этом поле весьма ограничен по объективным причинам.
Когда мы с вами будем принимать решение о вступлении в СРО или о создании своего СРО, я считаю, мы должны учитывать несколько принципиальных моментов и подходов, которые помогут нам в дальнейшей работе. Первое, в чем я убежден, заключается в том, что кооперативы, которые мы создали, должны войти в мощное СРО. Общественный вес организации не в последнюю очередь зависит от количества её членов. Это первый важный для меня признак СРО.
Второй признак, не менее важный, связан с практической работой СРО – представлять это СРО в государственных органах, возглавлять его и выполнять представительские функции должны люди авторитетные, мощные, которые способны решать вопросы и на федеральном уровне, и с регуляторами, и с Минфином, и с другими органами. Это очень важно, это позволит нам сэкономить нам массу сил, времени, да и, откровенно говоря, денег. Все вопросы в ближайшие 2-3 года становления этого процесса будут достаточно болезненные, и потребуют массы сил. Поэтому, организации и их руководители должны быть авторитетными.
Третий принцип: организация должна быть эффективна с точки зрения использования тех ресурсов, которые мы будем вкладывать в виде вступительных, членских, добровольных взносов и т.д. Здесь тоже будут иметь преимущество организации, у которых больше членов, поскольку, чем больше нас будет объединено, тем дешевле для каждого из нас будут проходить эти процедуры, и тем более эффективно мы сможем использовать собранные ресурсы для решения вопросов не только внутри СРО, но и вне организации.
Следующий принцип, который я считаю необходимым при создании СРО, - это автономная работа регионов, создаваемые СРО не будут монорегиональными. Вряд ли один регион России, за редким исключением, способен сформировать полноценное, сильное СРО. Любое создаваемое СРО будет объединять несколько регионов. Я убеждён, что в работе этого СРО должен быть введён принцип максимальной автономной независимости. Вопросы, касающиеся функционирования кооперативов данного региона, должны решаться подразделением, филиалом, представительством в рамках того региона, это уже подскажут юристы. Коллеги из своего же региона лучше знают, как работает и что из себя представляет кооператив, чем СРО из другого региона. Этот принцип разумной автономности, на мой взгляд, должен быть соблюдён.
Следующий очень важный принцип – СРО как независимая от государственных органов общественная организация должна обеспечивать своих членов максимальным количеством функций. Под функциями я понимаю не только выполнение обязанностей, предусмотренных законом, но и по возможности предоставление тех функций, которые необходимы именно для успешного функционирования СРО.
На нашей конференции определен порядок взаимодействия с теми финансовыми направлениями, финансовыми услугами, которые могут быть и для кооперативов в целом, и для его членов. Среди них: страхование, обучение, коллекторские услуги, электронная торговая площадка, негосударственное пенсионное страхование, привлечение средств для членов кооператива по линии банка Российского развития, фонд межбанковского кредитования, бухгалтерские, юридические, консалтинговые услуги, Третейский суд и услуги управляющей компании. Все представленные здесь услуги будут поступать в течение 2 дней.
Я еще раз подчеркиваю, что считаю важным и нужным сказать, что я бы хотел находиться в таком СРО, где кооперативам и пайщикам может быть оказан весь спектр услуг в одном месте.
Мы все думаем, что прошли большой сложный путь в кооперации. На самом деле мы все только в начале пути. Я приведу два примера из своей общественной деятельности и бизнес-деятельности.
Первый факт. Я был в составе делегации Российской федерации в Канаде, мы знакомились с опытом кредитной кооперации Канады. В этой стране 30% населения является членами того или иного кооператива, а если убрать из этого числа детей, то получится, что более половины населения Канады являются пайщиками тех или иных кооперативов. Сравните с цифрой по России. У нас эта цифра исчисляется в долях процентов.
Вторая цифра. Мы были в составе подобной делегации в Бразилии с двумя заместителями министров – Алексеем Саватюгиным и Анной Поповой, знакомились с их опытом микрофинансовой организации Бразилии. Бразилия очень близка к России по неким формальным параметрам: по территории, по численности населения, по экономическому развитию, внешние факторы очень похожи. Суммарный портфель микрофинансовых организаций Бразилии разной формы (у них есть кооперативы, специализированные банки, небольшие частные и общественные микрофинансовые организации) составляет $40 млрд., для сравнения в России по официальной статистике суммарный портфель всех микрофинансовых организаций – не более $700 млн. (до кризиса был $1 млрд.). Получается, что вполне сопоставимые страны, а портфель у нас в 60 раз меньше.
Таким образом, если резюмировать все эти факты, надо понимать, что у нас колоссальное поле для деятельности. При достаточной энергии, хороших законах, минимальной поддержке государства или вообще без поддержки государства (лишь бы не мешали), кооперация и микрофинансирование имеют очень хорошие шансы на успешное развитие. Это огромный плюс для нас, но в этом же кроется и колоссальный минус.
После принятия закона о кредитной кооперации и закона о микрофинансировании, создание микрофинансового рынка в России завершилось. Отсутствие этих законов было серьезным психологическим препятствием для серьезных мировых игроков, которые обладают капиталами в сотни миллиардов долларов, многолетним опытом работы в кредитной кооперации, они просто выжидали, ничего не предпринимая. И после того, как шлюзы были открыты, этот поток и организаций, и денег хлынет в Россию. Мы в течение 1-1,5 года получим мощных конкурентов, способных предлагать условия, которые нам и не снились. И единственный шанс у нас сохраниться как субъект, как игрокам, - это объединиться, для этого и нужно мощное СРО. А привлечение более дешевых кредитных ресурсов – наиболее приоритетная и сложная для нас задача.
Правда сейчас есть определенные механизмы и возможности, связанные с привлечением денег, которые выделяет государство по линии министерства экономического развития. Они, к сожалению, почти все уходят в фонды государственной поддержки предпринимателей. Можно попытаться внести изменения в регламент и получить реальный доступ к этим деньгам, хотя формального запрета нет, но ведь с отдельным кооперативом никто разговаривать не будет. Проще обстоит ситуация во взаимодействии с российским банком развития. В прошлом году банк получил миллиард рублей на развитие микрофинансирования, мы были первой небанковской организацией в России, которая смогла получить деньги напрямую от российского банка развития, под 12,5%. Банки получали под 9%, даже тут была дискриминация. Но самое главное, на этот год выдвинута еще большая сумма денег. Так что принципиальная возможность получения государственного фондирования существует.
Таким образом, у нас огромные перспективы, в то же время существует и огромная опасность – пустой рынок гут легко захватить конкуренты, которые, я вас уверяю, уже в 2011 году будут работать совершенно по-другому. По моим сведениям, уже сейчас первые серьезные игроки либо делают первые пробные шаги, либо готовятся, изучая рынок. Уважаемые коллеги, я хочу пожелать всем Вам успешной работы, проявить мудрость в понимании ситуации, оперативность, научиться эффективно договариваться. Желаю нам всем создать настоящее мощное СРО, которое станет очень серьезным игроком, а почему бы и не ведущим игроком, на рынке микрофинансирования в России.
p { margin-bottom: 0.21cm; }Сигал Павел Абрамович, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ- крупнейшей в России общественной организации, объединяющей представителей малого и среднего бизнеса, в нее входит 350 тысяч предпринимателей, вице-президент Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка НАУМИР