Политика российского Центробанка очень напоминает утопию, считают эксперты Центра развития, среди которых и бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко. Курс нынешнего руководства ЦБ на так называемое инфляционное таргетирование может оказаться вредным для России, предупреждают они. Борьба с инфляцией методами монетарной политики может сработать в конкурентных и диверсифицированных экономиках, к которым РФ явно не относится. Возможно, поэтому вместо снижения инфляции мы наблюдаем ее рост, который начался еще до введения антироссийских санкций.
Примечательно, что от инфляционного таргетирования сегодня дистанцируются даже его недавние апологеты – в частности, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов» ведомство Эльвиры Набиуллиной подтверждает окончательный переход к режиму таргетирования инфляции со следующего года. «Мы намерены снижать инфляцию до целевого уровня постепенно, учитывая возможности российской экономики. По нашим оценкам, в случае если введенные внешнеторговые ограничения будут действовать, как и объявлено, в течение года, а также при отсутствии новых негативных шоков, снижение темпа прироста потребительских цен до 4% возможно к 2016 году, причем без существенного охлаждения экономики», – цитирует Эльвиру Набиуллину пресс-служба ЦБ.
Кроме того, со следующего года ЦБ планирует перейти к плавающему курсу рубля, что, по словам Набиуллиной, будет означать отказ от интервенций в целях поддержания курса на определенном уровне. «При плавающем валютном курсе Банк России может полностью сконцентрироваться на управлении процентными ставками и достижении цели по инфляции», – резюмирует глава ЦБ.
Примечательно, что бывший первый зампред ЦБ, а ныне глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев в аккуратных выражениях посоветовал не возводить инфляционное таргетирование в абсолютный приоритет. По его словам, в современных реалиях ЦБ следовало бы частично ослабить ответственность регулятора за инфляционное таргетирование. «Я тоже несу свою часть ответственности за инфляционное таргетирование, потому что вначале я это дело развивал. «Избыточная агрессивность» ставит регулятор в «невыносимую ситуацию», вынуждая достигать заложенных целей путем угнетения экономической активности», – признает Улюкаев.
Есть и другие эксперты, которые не видят особой логики в денежно-кредитной политике ЦБ. По мнению Сергея Алексашенко, заявленная ЦБ политика не содержит внятных объяснений и количественных ориентиров – за исключением инфляции. Найти в документах ЦБ принципы, которыми он будет руководствоваться при определении ключевой процентной ставки, у нас не получилось, констатирует Алексашенко. В ключевой декларации ЦБ нет ни одного предложения, посвященного анализу текущей ситуации, указывает он.