Уходящий год был богат на неоднозначные события и идеи, разнополярные оценки и высказывания внутри правительства. Среди самых неоднозначных и наиболее бурно обсуждавшихся были идеи повышения пенсионного возраста и страховых взносов.
И хотя первое пока было с возмущением отвергнуто, а последнее, несмотря на протест бизнеса, вступит в силу в 2011 году, это лишь верхушка айсберга под названием "пенсионная система". Его опасные острые углы до времени скрыты под темною водой, хотя уже все чаще и чаще появляются над поверхностью, пугая своим видом правительство, по большей части - его экономический блок.
Как это ни прискорбно, но приходится признать: пенсионеры для большинства стран в период кризиса и консолидации бюджетов в посткризисный год стали головной болью. Всяк решает эту проблему по-своему, хотя путей в общем-то не так и много. Не минует чаша сия и Россию.
Российская пенсионная система, и без того дававшая течь, грозит сделать такую пробоину в бюджете страны, что задача латания растущей дыры выходит едва ли не на первый план.
Уходящий год не дал ответов на вопрос, какие материалы гарантированно закроют эту дыру, но поставил ребром еще несколько, решать которые придется в год кролика.
Сколько тебе надобно, старче?
Быть пенсионером в России - удовольствие сомнительное. Об этом можно судить хотя бы по отнюдь не радостным лицам наших пенсионеров, стоящих в очереди за социальными выплатами, в то время как бодрое передвижение по планете пожилых людей из развитых стран дает понять, что заслуженный отдых может быть весьма приятен.
Что же происходит с российской пенсионной системой? С одной стороны, отрадное для каждого человека, хотя и недостаточное, повышение среднего размера пенсии. По последним данным, в 2010 году пенсии выросли на 44,9% и составили в среднем 7,8 тыс. рублей. Минздравсоцразвития ожидает, что к концу 2013 года средний размер пенсий по старости превысит 10 тыс. рублей, что в два раза больше, чем на конец 2009 года, когда он едва достигал 5 тыс. рублей. Сделано это будет путем индексации пенсий, а также валоризации пенсионного капитала с января 2010 года.
С другой стороны, крайне низкие, казалось бы, размеры пенсий, однако же, нарушают хрупкий баланс пенсионной системы в целом.
То, что с этой системой нужно что-то делать, стало понятно уже давно, так как сама она "хромала на обе ноги", да и сокращение экономически активного населения по отношению к пенсионерам не особо радовало. Как результат - в 2002 году в стране была введена накопительная часть пенсий, у всех граждан появились накопительные счета. Впоследствии из этой системы были исключены граждане старше 1967 года рождения. С 2009 года застрахованным было предоставлено право добровольного софинансирования пенсий. За каждый вложенный гражданином рубль государство давало один свой, а работодатель мог прибавить рубль от себя. Пока, впрочем, эта система не получила широкого распространения.
Но несмотря на все усилия, дефицит Пенсионного фонда сохраняется. Так, на покрытие дефицита бюджета ПФР из федерального бюджета в 2011 году планируется направить 875,9 млрд рублей, в 2012 году - 959,4 млрд рублей, в 2013 году - 1 трлн 84,4 млрд рублей.
Если раньше экономическая ситуация позволяла без особого обременения для бюджета направлять средства на пенсии, то сейчас, когда каждая копейка на счету, и, учитывая необходимость сокращения дефицита до полного его устранения к 2015 году, становится понятно, что искать источники финансирования пенсионной системы нужно за пределами казны.
Средняя пенсия постепенно растет, что можно только приветствовать, но вслед за ней увеличивается и плата за этот рост. Доходы бюджета, в том числе и нефтегазовые, растут уже не так бодро, в то время как расходы увеличиваются довольно активно. Адекватные средства, которые бы гарантированно покрывали дефицит системы, пока не находятся, не спасает ни достаточно высокая цена на нефть, ни повышение с 2011 г. ставок страховых взносов с 26% до 34%.
По мнению вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, для сокращения дефицита Пенсионного фонда есть два пути - проведение структурных реформ, как то оптимизация расходов и обязательств бюджета, в том числе и пенсионного, второй - повышение налогов.
А ты повысь и отойди
Переход от уплаты единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды с их постепенным увеличением имело целью дать пенсионной системе свои источники, которые она сама и будет администрировать, а также увеличить ее доходы.
Принятый в конце 2009 года закон предусматривал, что в 2010 году общая ставка взносов будет сохраняться на уровне ставки ЕСН - 26%, а с 2011 года произойдет повышение взноса в Пенсионный фонд с 20% до 26%, в Фонд обязательного медицинского страхования - с 3,1% до 5,1%, ставка взноса в Фонд социального страхования останется прежней - 2,9%. Таким образом, со следующего года на бизнес ляжет 34%-ное бремя взносов.
В начале этого года глава Минфина посчитал такое бремя чрезмерным для экономики и предложил с ним повременить. В течение двух-трех месяцев он так описывал преимущества отказа от повышения взносов с 2011 года, что складывалось ощущение, что соответствующее решение в итоге будет принято.
Минфин предлагал не повышать в течение 1-2 лет взнос в ФФОМС до 5,1%, таким образом, общая ставка взносов должна была составить с 2011 года 32%. Это, по расчетам министерства, позволило бы оставить в экономике порядка 460 млрд рублей.
Апрельское заявление главы правительства Владимира Путина о нецелесообразности переноса повышения страховых взносов во внебюджетные фонды на 2 года, по всей видимости, стало неожиданным для Кудрина. Услышав столь безапелляционное высказывание премьер-министра во время его выступления в Госдуме, министр финансов, ожидавший обсуждения этого вопроса в конце апреля в правительстве, не смог скрыть досаду, сказав, что разочарован таким решением.
Как и следовало ожидать, предложение Минфина не пришлось по душе главе Минздравсоцразвития Татьяне Голиковой, которая указывала на недостаточное финансирование ОМС, а значит, и невозможность отказа от повышения взноса в этот фонд.
В свою очередь Минфин говорил, что деньги от повышения взносов пропадут втуне, ибо для начала систему здравоохранения надо реформировать, иначе накачка ее деньгами не приведет к повышению качества услуг. По мнению министерства, перенос роста ставки не только дал бы передышку экономике, еще не вполне оправившейся от кризиса, но и время здравоохранению подготовиться к увеличению средств.
Минздравсоцразвития ответным ударом предложило создать при ФФОМС фонд, где и будут в течение двух лет аккумулироваться средства от страховых взносов.
Судьба противостояния экономического и социального блоков правительства была бесповоротно решена одним выступлением премьера в пользу последнего.
Позже Кудрин дал оценку такого решения, сказав, что Россия поступила в этом случае как слабое государство. Он также заметил, что к обсуждению этого вопроса еще придется вернуться, и как в воду глядел. Недовольство бизнеса, осознавшего, что с 2011 году пояса придется затянуть туже, не выплеснулось на улицы, но нашло выход в ряде предложений, подготовленных, в частности, "Деловой Россией".
Уже во второй половине года все чаще стали слышны выступления о губительности такого решения для экономики.
Зазвучали встревоженные возгласы об уходе значительного объема взносов в "тень" вслед за их повышением. Такую тревогу высказала, в частности, зампред Сбербанка Белла Златкис. По ее мнению, российские компании будут вынуждены уходить "в тень", кроме того, она назвала повышение взносов "примитивным меркантилизмом", сказав, что невозможно "покрыть дыру в актуарной системе, прибавив 6-8% к ЕСН".
Замминистра финансов Сергей Шаталов также оценил риски ухода компаний "в тень" как очень высокие. При этом, по его мнению, в большей степени серыми схемами будет пользоваться малый и средний бизнес.
"Деловая Россия" провела опрос предпринимателей и выяснила, что 25% из них планируют повысить цены в ответ на увеличение страховых взносов, 25% - уйти "в тень", 21% - сократить сотрудников и инвестиции, 16% - урезать социальные пакеты. Помимо этого, организация прогнозирует замедление роста ВВП на 0,7 процентного пункта, в результате чего объем дополнительных поступлений от повышения ставки страховых взносов составит не 2% ВВП, как ожидается, а 1% ВВП. В связи с этим организация предложила сохранить действующую ставку 26%, а увеличить объем взносов за счет отказа от регрессии, предполагающей невзимание взносов с годового объема заработка свыше 415 тыс. рублей.
Глава Сбербанка Герман Греф не только жаловался на то, что повышение "съест" все усилия банка по сокращению персонала и оптимизации производных процессов, но и переживал за малый бизнес. "34%, сейчас вводимые, вызывает огромное шипение в России. Правительство должно его услышать. В первую очередь шипение касается малого бизнеса", - сказал он.
И правительство услышало: вскоре президент Дмитрий Медведев дал поручение подготовить законопроект, устанавливающий льготный переходный период для малого бизнеса на повышенные ставки взносов. Министерства справились с этим поручением молниеносно, не подвели и депутаты, в результате уже 29 декабря был подписан закон, сохраняющий для малого бизнеса на 2011-2012 год 26%-ную ставку взносов.
Однако льгота коснется не всего малого бизнеса, а лишь организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах.
На выполнение этого закона опять же потребуются средства бюджета. Объем трансфертов в Пенсионный фонд в 2011 году должен составить 78,48 млрд рублей, в 2012 году - 86,42 млрд рублей. Именно такая сумма, порядка 170 млрд рублей, останется в эти годы у малого бизнеса.
Только, как писал в свое время Арсений Тарковский, этого мало.
И Минфин вновь стал одним из первых, кто сказал, что коррективы в систему взносов могут быть внесены уже в 2011 году, если действие повышенных ставок даст печальный результат. Так, Сергей Шаталов заверил, что государство будет мониторить ситуацию со взносами и в случае необходимости скорректирует их. Набор инструментов усовершенствования системы взносов, по его словам, достаточно широк. "Это и управление диапазоном, где применяются ставки взносов, и сами ставки, и пересмотр регрессии", - отметил он.
Вскоре присоединился и премьер, который на совещании 24 декабря дал поручение Минфину, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития рассмотреть предложения "Деловой России" об альтернативных методах наполнения Пенсионного фонда, что может сделать возможной корректировку страховых взносов. Это - информация от самой "Деловой России", в Минфине же пока такое поручение не видели, хотя глава налогового департамента Илья Трунин не исключает, что оно может появиться.
Станут ли пенсионеры старше?
Острота взаимоотношений граждан со своим государством неизменно нарастает в случае посягательства на социальные права населения. Развитые европейские страны уже неоднократно испытывали на себе силу гнева народа, ущемленного в тех или иных правах. Не так давно возмущение действиями правительства наглядно продемонстрировали граждане Франции в ответ на решение повысить пенсионный возраст на 2 года в течение 8 лет. Но несмотря на бурные протесты, выплеснувшиеся на улицы страны, решение было принято. Франция среди путей наполнения глубоко дефицитной пенсионной системы деньгами избрала именно этот.
Пока остается только гадать, решится ли российское правительство на столь серьезный шаг, как повышение пенсионного возраста, который пока в России для мужчин составляет 60 лет, для женщин - 55 лет.
Подходы к этому уже делались, но всякий раз принималось решение, что пока проблемы дефицита пенсионной системы можно решить другими способами.
Вновь начавшееся в последние полгода с подачи Алексея Кудрина обсуждение возможности повышения пенсионного возраста не было встречено одобрительно, причем не только населением, но и парламентом, и некоторыми членами правительства.
Глава Минфина предложил в течение ближайших пяти лет принять решение о постепенном повышении пенсионного возраста, например, на 5 лет в течение 5-10 лет. При этом он достаточно жестко заявил, что без этого шага поддержать уровень пенсий будет невозможно.
Едва ли найдется политик, высказавшийся в поддержку этого предложения. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в свойственной ему манере назвал это диверсией. "Единая Россия" и вовсе обвинила Кудрина в подрыве рейтингов партии и ее лидера Владимира Путина накануне выборов. По версии видного партийца Андрея Исаева, избиратели слова члена правительства (к слову, не являющегося членом "Единой России"), глава которого по совместительству является лидером партии, могут воспринять за точку зрения "Единой России". Сергей Миронов, лидер "Справедливой России" и спикер Совета Федерации, назвал вредными и бесперспективными не только разговоры, но даже и мысли об увеличении пенсионного возраста, указав на то, что до 65 лет доживает редкий мужчина.
Минэкономразвития считает повышение неприемлемым для нашего общества. Как недавно заявила глава министерства Эльвира Набиуллина, принимать решение, которое абсолютно отвергается обществом, нельзя. Утверждение спорное, памятуя о монетизации льгот, которая едва не привела к социальным катаклизмам, или о повышении пошлин на иномарки. Набиуллина считает, что для начала нужно повысить среднюю продолжительность жизни в стране. Это было бы замечательно, но вряд ли возможно осуществить достаточно быстро.
Замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин высказал мнение, что ставить вопрос о повышении пенсионного возраста можно будет лет через 10-20, не раньше. Он заметил, что сначала нужно решить проблему с занятостью молодого населения, ведь чем позже пожилые люди будут выходить на пенсию, тем меньше возможности у более молодых получить работу.
Население также не склонно с радостью встречать насильственное продление трудовой карьеры. С одной стороны, работающих пенсионеров в нашей стране довольно много, и справедливы возмущения отдельных активных граждан пенсионного возраста, что рано еще списывать их со счетов и отправлять на заслуженный отдых. С другой - отказаться от зафиксированного законом возраста, который позволит гарантированно получать хотя бы небольшую пенсию и с полным правом заняться внуками, не так-то просто, тем более что продолжительность жизни в России действительно не самая высокая.
По данным американских статистиков, в России в 2010 году средняя продолжительность жизни составляла 66,2 года, при этом мужчины в среднем живут 59,5 года, а женщины - 73,2 года. С такими показателями мы находимся на скромном 168-м месте в рейтинге. Наши ближайшие соседи - Украина, Белоруссия, Казахстан - хоть и ненамного, но выше России в этом списке.
Предложение министра финансов пока не нашло достаточного положительного отклика для того, чтобы его стали предметно обсуждать, несмотря на призывы Кудрина обсудить эту тему на научной конференции. Однако Минфин хоть и без нажима, но продолжает настаивать: без повышения пенсионного возраста покрыть нарастающий дефицит системы вскоре будет просто нечем. Острота "ножниц" сокращающегося активного занятого населения и растущего числа пенсионеров с каждым годом увеличивается. Предусмотренный с 2011 года рост страховых взносов, по мнению Кудрина, не сможет удовлетворить потребность пенсионеров в деньгах. Пока в арсенале есть Фонд национального благосостояния, однако его тоже не хватит надолго. Искать пути наполнения пенсионной системы придется.
И вновь Сергей Шаталов заявил: "О том, что нам нужно принимать решение, что, например, через 5 лет мы начинаем повышение на полгода каждый год пенсионный возраст, доводя его к 2020-2025 годам до какого-то более высокого уровня, об этом нужно честно и откровенно гражданам говорить". По его мнению, такое повышение коснется молодежи, для которой эта проблема пока не является принципиальной и у нее будет время подготовиться.
Владимир Путин же пока уверяет граждан, что повышать пенсионный возраст в стране не планируется. Учитывая, что 2011 год является предвыборным, такое заявление выглядит логично.
Топтания возле развилки
Похоже, мало кому в правительстве идея повышения налогов видится соблазнительной. Но в последнее время рассуждения на тему вероятности повышений стали звучать все чаще, и в первую очередь, конечно же, из уст представителей Минфина в качестве призыва более взвешенно подходить к набору новых расходных обязательств.
Хотя министр финансов активно выступает против повышения налогов, считая, что основной резерв балансировки бюджета лежит в повышении эффективности расходов, он уже недвусмысленно намекает, что вполне возможно, что вскоре придется воспользоваться первым способом пополнения бюджета.
Еще в ноябре этого года он хотя и констатировал, что государство, похоже, выбрало путь повышения налогов, отмечал, что пока "мы стоим на развилке - или мы будем больше уделять внимания сокращению расходов и повышению эффективности, тогда нужны серьезные структурные изменения, в том числе в обязательствах государства, или большая часть ляжет на налоговые повышения".
Однако уже в декабре Шаталов выразил мнение, что, по всей видимости, Россия прошла эту развилку. Выбора не оставили, по его мнению, решения, увеличивающие расходы бюджета, в частности, решение о модернизации армии, требующее 22 трлн рублей, о преобразовании милиции в полицию и другие. Он призвал честно и открыто говорить, что если не будут пересмотрены "важные принципиальные решения, в том числе политические, то, скорее всего, налоги будут расти".
Повышение ряда налогов уже начато. С 2011 года будут повышены акцизы на алкоголь, бензин, табак, налог на добычу полезных ископаемых на нефть и газ, страховые взносы. В совокупности эти меры к 2013 году повысят налоговую нагрузку на 2,8% ВВП.
Шаталов не исключил, что в дальнейшем акцизы на крепкие алкогольные напитки будут повышены в разы. Что ж, есть в этом мире вечные ценности и незыблемые традиции: "питейный налог" уже много раз в отечественной истории приходил на помощь издержавшейся казне.
Других предположений, какие налоги могли бы в случае необходимости быть подняты, пока озвучено не было.
При этом Кудрин, подводя итоги года, отметил, что хотя уровень налоговой нагрузки в России и является одним их самых низких в Европе, в будущем имеет смысл избегать повышения ставок основных налогов.
Камо грядеши?
Если отказаться от повышения ставок налогов, увеличения пенсионного возраста, то какие еще у правительства останутся источники поддержания пенсионной, да и в целом бюджетной системы, в сбалансированном состоянии?
Пока обсуждаются несколько вариантов.
Наиболее логична оптимизация обязательств внутри пенсионной системы. Минэкономразвития полагает, что сбалансированность пенсионной системы можно поддержать отменой досрочных пенсий, "большим вовлечением в трудовую деятельность неработающих людей". С этим согласны и в Минфине.
Нефть, как обычно, вряд ли останется в стороне. Задуманный Минфином глобальный пересмотр системы налогообложения этой отрасли, а именно введение налога на дополнительный доход (НДД), когда минимизируется взимание налогов на начальном и конечном этапах разработки месторождения и повышается - на наиболее продуктивном этапе, должен не только сделать налогообложение более оптимальным, но в конечном счете и несколько повысить доходы от отрасли. Новая модель может быть предложена для введения уже с 2012 года.
Еще одним, более отдаленным источником являются имущественные налоги. Кудрин, в частности, заметил, что в течение пяти лет Россия может постепенно повысить поступления от этих налогов - примерно на 1% ВВП. Повышение такое будет возможно в случае реформирования системы и введения налога на недвижимость. Пока в реализации этих давних планов правительство топчется на месте. При лучшем раскладе с 2013 года будет введен первый этап - расчет налога на имущество исходя из рыночной стоимости, да и то только в некоторых регионах. О сроках перехода на налог на недвижимость говорить пока никто не отваживается, так как многое зависит от технологических решений, которых еще нет.
"Деловая Россия" предложила ряд налоговых изменений, которые без повышения ставок позволят, на ее взгляд, аккумулировать в бюджет порядка 3,5 трлн рублей.
Обратить внимание на эти предложения нужно не только потому, что они имеют смысл, но и потому, что Кудрин признал их рациональными. Более того, в своем итоговом интервью "России-24" он сказал, что к Красноярскому экономическому форуму, который пройдет в середине февраля, ряд предпринимательских организаций, таких как "Деловая Россия", ОПОРА, РСПП, должны подготовить некоторые предложения для обсуждения. "Я думаю, после Красноярского форума мы услышим ряд идей, который государство готово будет принять", - заметил он.
Итак, в том, что касается налогов, "Деловая Россия" помимо отказа от регрессии в страховых взносах, озвучила предложение устранить дифференциацию НДПИ на нефть и газ за счет повышения последнего. Кроме того, предлагается НДПИ на нефть сделать адвалорным и привязать к реальной стоимости месторождения. Организация также считает, что переход к налогу на недвижимость нужно упростить - сделать 50 кв. метров необлагаемым минимумом, а все, что свыше, облагать высокой ставкой даже от инвентаризационной, а не рыночной стоимости.
Финансировать дефицит Пенсионного фонда предлагается и за счет доходов от приватизации. Об этом недавно сказал и вице-премьер Александр Жуков. Ранее министр финансов говорил, что эти единовременные доходы можно направить на финансирование постоянных обязательств бюджета. Для этого потребуется создать специализированный фонд, а проценты от размещения его средств уже и направлять на постоянные обязательства.
Не отказывается Кудрин и от сокращения налоговых льгот, хотя и понимает, что порезать все, принеся таким образом бюджету порядка 5% ВВП доходов, не получится.
Ну и финальная надежда из области "а вдруг?" - вдруг ВВП, действительно, будет уверенно расти каждый год, создавая таким образом базу для достойных доходов бюджета?
Источник: Финмаркет