Внутренний регламент деятельности кредитных союзов

Никакая организация, в том числе кредитный союз, не может нормально существовать и функционировать, опираясь лишь на законодательные и подзаконные нормативные акты. Действительно, законодательством устанавливаются лишь общие, рамочные правила и условия деятельности. Никакой закон, никакая инструкция не может (да и не должны: ведь кредитный союз — автономная, самостоятельная, независимая, саморегулируемая организация) предусмотреть и "расписать" все ситуации и нюансы, ежедневно возникающие в работе.

 

 

С другой стороны, ограничиваться лишь внешне установленными правилами, а внутреннюю деятельность вести "как придется" недопустимо. Потому что в этом случае скорее всего "придется" так, как захочется руководителю организации, причем вероятно, что в одинаковых ситуациях решение будет приниматься разное. Организация скатится в анархию.

Для регулирования ситуаций и отношений, возникающих во внутриор-ганизационной деятельности и не предусмотренных внешними нормативно-правовыми актами, в каждой организации создается (принимается) система так называемых внутренних нормативных актов. Внутренние нормативные акты в кредитном союзе принимаются для:

• обеспечения соответствия деятельности кредитного союза требованиям законодательства;

• обеспечения соответствия деятельности кредитного союза философии, идеологии и принципам движения кредитных союзов;

• упорядочения и облегчения управления в кредитном союзе.

Обычно такие нормативные акты принимаются в форме:

• устава;

• различных положений;

• инструкций по предприятию;

• приказов по предприятию;

• протоколов различных собраний, заседаний, и др.

Внутренние нормативные акты можно разделить на две основные группы:

• предусмотренные, предписанные законом;

• разрабатываемые и принимаемые по собственной инициативе организации.

К внутренним нормативным актам, предписанным законом, относятся, в частности, Устав организации, Приказ об учетной политике, протоколы общих собраний и др. Это значит, что закон предписывает организации:

• разработать и принять эти документы;

• оформить их определенным образом;

• хранить в определенном порядке, в течение определенного срока, в определенных местах (например, копию приказа об учетной политике необходимо ежегодно представлять в налоговую инспекцию);

• представлять их государственным органам для совершения определенных правовых действий (так, устав организации, изменения и дополнения к нему подлежат государственной регистрации; при этом основанием для регистрации в случае кредитных союзов является протокол собрания, фиксирующий соответствующее решение пайщиков КС).

Часто закон устанавливает, какие правила и ситуации должны быть отражены во внутренних нормативных актах, но оставляет на усмотрение организации, как они должны быть отражены.

К внутренним нормативным актам, разрабатываемым и принимаемым по собственной инициативе организации, относятся прежде всего разнообразные внутриорганизационные положения и инструкции. Они не подлежат государственной регистрации и могут содержать какие угодно правила и нормы, лишь бы те не противоречили, во-первых, закону и иным внешним нормативным актам, во-вторых, внутренним нормативным актам, предписанным законом.

Так, если в Уставе кредитного союза записано, что пайщики обязаны вносить ежегодные членские взносы, но в перечне оснований для исключения из КС неуплата таких взносов не указана, в Положении о членских взносах также не может быть предусмотрено исключение из КС за неуплату взносов.

Основным преимуществом этой разновидности внутренних нормативных актов является их гибкость: для изменения положений, содержащихся в них, требуется лишь решение соответствующего органа.

Поэтому очевидно, что во внутренних нормативных актах, предусмотренных законом, устанавливаются более общие, фундаментальные правила, тогда как "инициативные" внутренние нормативные акты скорее подходят для регулирования ситуативных, контекстуальных вопросов и проблем.

Далее предметом рассмотрения в настоящей главе будут не столько сами внутренние нормативные акты, сколько содержание норм и правил управления и принятия решений в кредитных союзах, подлежащих регулированию такими актами. Иными словами, мы рассмотрим, как должно быть организовано управление деятельностью кредитного союза, чтобы оно соответствовало и требованиям законодательства, и идеологии кредитной кооперации, и принципам управленческой науки. При необходимости мы будем давать рекомендации относительно документального оформления норм и правил, отталкиваясь от их содержания.