Новый век кооперации
Возникнув в первой половине XIX века, кооперация на рубеже XX и XXI веков неожиданно перешла на новый виток своего развития: в странах Европы, Америки и Азии возникло новое кооперативное движение потребительских кооперативов (consumer co-operative), которое сокращённо называется СООР. Эти потребительские кооперативы представляют из себя торговые предприятия, владельцами которых являются потребители — как правило, жители того района, который обслуживает кооператив. Новое движение пошло по сетевому пути развития.
Большинство потребительских кооперативов Европы объединены в группу Euro Coop, она насчитывается 60 тысяч магазинов. Coop Italia, самое успешное из всех национальных объединений, насчитывает 1276 магазинов, Coop UK (Великобритания) — 1800 магазинов, Coop Xorden (скандинавские страны и Швейцария) — около 2000 магазинов. (Для сравнения: число магазинов известной европейской сети Сarrefour-Европа составляет 6,5 тысячи, у ASDA, британской дочерней компании Wal-Mart — 316, у Tesko-Европа — 294 торговых предприятий.)
О масштабах кооперативных сетей говорит и оборот. Если выручка Carrefour-Европа в 2005 г. составляла 5,7 миллиона евро, ASDA — 38,5, Tesko-Европа — 51,8, то Coop UK, Coop Norden и Coop Italia европейской группы Euro-Coop за тот же год получили 24,4 миллиарда евро. Объединению Coop Italia принадлежит 17,7 процента розничного товарооборота в своей стране.
Coop UK среди британских ритейлеров (розничных продавцов) по годовому товарообороту занимает шестое место. Он, правда, пока уступает таким гигантам, как Tesko UK (6,3 миллирда фунтов стерлингов), ASDA (11,7 милллиарда), Sainsbury (19,3 миллиарда), однако годовой оборот у него выше некоторых других британских компаний.
Если в ASDA работают 150 тысяч человек, в Tesko-Европа — 70 тысяч, то Euro-Coop предоставляет рабочие места 4,8 миллионам работников.
Таким образом, наиболее успешные кооперативы под маркой Coop на равных конкурируют с Wal-mart, Carrefour и Tesco.
СООР — это вы!
Владельцами кооперативных сетей являются более 20 миллионов человек в Европе. Количество владельцев одного магазина — от нескольких десятков до нескольких сотен. Coop построен таким образом, что каждый акционер действительно может влиять на политику сети не только на локальном, но и на общеевропейском уровне. Не случайно основным слоганом Coop является: «COOP — ЭТО ВЫ!»
Строительство магазинов частично финансируется из прибылей Coop, а частично — жителями того района, где будет открыт магазин. Чем крупнее формат, тем больше требуется вкладчиков-кооператоров. Магазины под вывеской Coop работают в различных форматах. Члены кооператива сами определяют, что и где строить: огромный торговый центр или небольшие магазинчики. К тому же, в разных странах есть свои любимые форматы: гипермаркеты особенно активно развивает Coop Italia, универмаги характерны для Coop UK, Coop Norden принадлежат шесть огромных торговых центров. И конечно, повсеместно открываются магазинчики «за углом», то есть магазины шаговой доступности.
Порядок создания новых магазинов примерно следующий. Определив место под строительство магазина, Coop извещает об этом жителей района, предлагая им стать совладельцами нового торгового предприятия. Желающие стать совладельцами Coop вкладывают в строительство свои сбережения. От размера инвестиций в создание магазина, а впоследствии и многих магазинов зависит размер их дивидендов, которые им предстоит получать.
Владельцы будущего магазина выбирают исполнительный комитет, который будет руководить процессами постройки и открытия магазина, решать координационные вопросы с властями и собирать в случае необходимости всех членов кооператива. Исполнительный комитет местного кооператива обращается к региональной или федеральной Coop-группе с просьбой о приёме в национальный потребительский кооператив. Разрешение позволяет им развивать местный магазин под брендом Coop и пользоваться ресурсами не только федеральной сети, но и общеевропейской организации Euro Coop.
Когда магазин начинает приносить прибыль, большая её часть инвестируется в расширение сети, расходуется на проведение акций «продвижения». Например, в Coop UK в ходе акции «Лето-2006» разыгрывалась сумма в 10 000 фунтов стерлингов, круиз по Карибскому морю, автомобиль.
Наиболее важные решения по поводу ассортимента, инвестиций и другим вопросам развития принимает собрание членов Coop. На собрании каждый из акционеров имеет право одного голоса, независимо от доли в капитале. Решение принимается путём открытого голосования. Собрания должны проводиться не реже одного раза в год.
Интерес — понятие конкретное
Покупая продукты в своём магазине, его владелец-покупатель получает не только скидки, подарки и повышенное внимание, но и копит дивиденды. Эти деньги в конце каждого отчётного периода (обычно это месяц) переводятся на электронную карту акционера. Их начисляют пропорционально вкладу в уставный капитал. Например, если за отчётный период кооператор приобрёл товаров на 250 евро, а его вклад в открытие магазина составил 5 %, в конце месяца на его карту акционера поступает 12,5 евро.
Значительная часть товаров, продающихся под собственной маркой Coop — это экологически чистая продукция и продукция, произведённая в рамках программы Fair Trade («честная торговля»). Концепцию собственной торговой марки, которая с одобрения всех европейских потребительских кооперативов стала визитной карточкой Coop, придумали в Coop Italia. В 2000 г. её специалисты поняли, что покупатели готовы платить больше за экологически чистые продукты. Coop Italia, к тому времени уступающая по популярности только местным Carrefour и Auchan, запустила собственную торговую марку для экологически чистой продукции. В 2004 году на продукты с этой торговой маркой приходилось уже почти треть товаров, продаваемых в сети, а сама она догнала конкурентов.
В 2006 г. стратегия Coop Italia была признана наиболее успешной среди европейских кооперативов на ежегодной конференции Euro Coop и была принята во всей Европе. Под кооперативную марку пошли и многие фермеры.
Консолидация основных бизнес-процессов позволяет Euro Coop получать серьёзные скидки от поставщиков и на равных конкурировать с крупными розничными торговыми организациями. А коллегиальность в принятии решений и наличие такого органа, как собрание, позволяют следить за покупательским спросом без дорогих маркетинговых исследований.
В Coop непреложно действует закон: продавец — для покупателя. Последний должен получать удовольствие от покупок. Удовольствие от покупок вместе с дивидендами желают получать всё большее число потенциальных совладельцев магазинов Coop в Европе. Пропорционально этому растёт и число магазинов под вывеской Coop. Результаты исследований, проведённых в Великобритании, показали, что на первом месте в предпочтениях британских потребителей стоит Coop UK. Магазины Coop — единственные в Европе, ни разу не подвергавшиеся нападкам антиконсьюмеристов и прочих организаций, воюющих с глобальными торговыми сетями.
В развитых странах роль малых предприятий огромна, валовой внутренний продукт создаётся в основном за счёт малого бизнеса. России пока далеко до этого. Завести собственный бизнес, открыть собственное малое предприятие — на это решаются единицы наших граждан. Вот почему мне представляется более перспективным кооперативный путь. Потребительская кооперация, создавая в рамках своей системы благоприятные условия для предпринимательства, могла бы привлечь в кооперативы гораздо больше людей с их средствами, которые в общей сложности могут собой представить серьёзный капитал. Тем более что она имеет в нашей стране 177-летнюю историю и заслуженно пользуется хорошей репутацией.
Юрий БАЖЕНОВ,
профессор кафедры маркетинга и рекламы Российского университета кооперации, доктор экономических наук
Источник: Российская кооперация