Компании взаимных гарантий, правовое регулирование в Испании

Кроме кредитных кооперативов и кредитных союзов доступ МСП к источникам финансирования облегчают также компании взаимных гарантий, поэтому мы и рассматриваем их в этом сайте.

 

Кредитная кооперация Испании

Бизнес в области взаимных гарантий в странах Европейского союза существует уже несколько десятилетий, и считается важным инструментом, открывающим доступ МСП к источникам финансирования. Он регулируется более или менее строгими правилами в плане административного контроля и надзора, а также с точки зрения платежеспособности. Опыт Испании позволяет лучше проиллюстрировать данный инструмент и показать его использование в более широком европейском масштабе, не ограничиваясь лишь Великобританией и Нидерландами.

 

В конце 70-х годов королевским указом (распоряжением правительства) компании взаимных гарантий (КВГ) были признаны самостоятельным типом юридического лица. Во многих отношениях они похожи на акционерные компании (АК), и при отсутствии специальных нормативных актов к ним можно применять закон об акционерных обществах. Для выполнения норм и правил ЕС, а также для укрепления данной отрасли в 1994г. парламент Испании принял закон, устанавливающий правовую базу для КВГ (Закон 1/1994). Так уж повелось, что КВГ занимается, в основном, выдачей гарантий (поручительств) МСП. Эти гарантии позволяют МСП легче получать банковские ссуды, освобождая их от необходимости закладывать все свои собственные ресурсы в обмен на ссуды из внешних источников. КВГ улучшают также условия кредитования, поскольку они объединяют интересы сотен МСП. Кроме этого, КВГ оказывают МСП и другие услуги, включая предоставление информации об имеющихся финансовых услугах, деловые консультации и прочие.

В законе, прежде всего, подчеркивается необходимость поддержания платежеспособности КВГ. Поскольку они относятся к группе финансовых учреждений, то и регулируются законами финансового сектора без каких-либо исключений. Это предполагает применение по отношению к ним строгих правил, касающихся надзора, платежеспособности, раскрытия информации и т.п.

Закон 1/1994 ввел в прежнюю нормативно-правовую базу КВГ существенные изменения и дополнения. Прежде разрешение соответствующих государственных органов на создание КВГ обязаны были получать только те компании, которые хотели пользоваться налоговыми и административными льготами. По закону 1/1994 такое разрешение обязаны получать все КВГ.

Еще одно не менее важное изменение в законе касается отмены так называемого гарантийного фонда. Изначально гарантийные фонды существовали для повышения платежеспособности компаний, капитала которых было недостаточно для покрытия обязательств перед третьими сторонами. Однако сам фонд принадлежал членам КВГ, которая только управляла им. По окончании периода консолидации КВГ в Испании (конец 70-х – начало 90-х годов) было принято решение распустить фонды, а их активы слить с собственными активами компании. Как таковые, активы и принадлежали компании, и управлялись ею, и поэтому их можно использовать для выполнения обязательств перед третьими сторонами. Однако закон предусматривает создание так называемого фонда технических резервов, который принадлежит компании, и в который государственные органы могут перечислять средства в рамках своей политики поддержки развития предпринимательства.

Из юридического определения КВГ следует, что это компания, участниками которой являются МСП, доля которых не может быть меньше 4/5, и которые лично не отвечают по обязательствам компании перед третьими сторонами. По закону КВГ считаются финансовыми учреждениями, главная цель которых - облегчать доступ своих членов к финансовым и другим услугам. Для целей закона 1/1994 предприятия с числом работников до 250 человек относятся к категории МСП.

В соответствии с законом цель КВГ состоит в предоставлении личных гарантий своим членам, главным образом (но не только), в форме поручительств. Такие гарантии могут предоставляться по обязательствам, связанным с основной деятельностью членов/МСП. КВГ могут также предоставлять своим членам консультации по финансовым вопросам, а в некоторых случаях иметь доли в компаниях и ассоциациях, оказывающих услуги МСП. КВГ ни при каких обстоятельствах не имеют права выдавать ссуды своим членам. Для финансирования их деятельности они могут выпускать облигации, но только с соблюдением строгих правил, установленных правительством.

У КВГ два типа членов:

  1. У всех КВГ имеются постоянные члены, то есть МСП, работающие в отрасли или отраслях и на определенной территории, указанной в уставе компании. По закону у КВГ должно быть не меньше 150 основателей – постоянных членов.

  2. Если записано в уставе, то КВГ может иметь в своем составе также и «членов-покровителей», которые, по крайней мере, в одном отношении отличаются от постоянных членов. Покровители не могут обращаться за гарантией от КВГ, и их участие в капитале компании ограничено.

Минимальный капитал КВГ составляет 1,8 млн. евро. Доли членов (все одной номинальной стоимости) не являются ценными бумагами, и не котируются на финансовых рынках. Минимальный капитал компании указывается в ее уставе, и по закону этот минимум может быть увеличен максимум в три раза.

В чисто юридическом плане поручительства и иные гарантии, предоставляемые КВГ своим членам, не имеют специального статуса, поэтому они должны отвечать определенным требованиям, формулируемым в каждом отдельном случае, и соответствующим положениям устава. Они не могут вступать в противоречие с требованиями императивных норм (Гражданский кодекс и т.п.). Поэтому каждый участник компании обязан договариваться с компанией об условиях, на которых будет выдана гарантия.

Закон 1/1994 предусматривает также создание компаний встречных гарантий, цель которых – давать гарантии на гарантии, предоставляемые КВГ. Считается, что эти компании обеспечивают стабильность системы взаимных гарантий.

Для создания КВГ требуется разрешение Министерства экономики и финансов. Статус юридического лица они получают только после регистрации в торговом реестре. Им необходимо зарегистрироваться также в Центральном банке Испании, в котором ведется специальный реестр КВГ, что позволяет ему следить за их деятельностью.

Ни у одного члена КВГ не может быть более 5% от общего числа голосов. Член-покровитель может иметь до 50% голосов, если в компании больше нет таких членов.

Один из основных элементов, которые регулируются законом 1/1994, касается специального капитала и условий платежеспособности. Здесь следует указать следующие основные правила:

  • по крайней мере, 50% прибылей компании после уплаты налогов необходимо направлять в резервный фонд, минимальный размер которого должен в три раза превышать размер минимального капитала компании;

  • распределение оставшейся прибыли среди членов может производиться только при выполнении ряда условий, причем более строгих, чем общие правила применительно к акционерным компаниям;

  • КВГ не могут выдавать ссуды своим членам;

  • суммарная стоимость облигаций, выпускаемых КВГ, не должна превышать размер ее собственных ресурсов (которые включают капитал + резервы + фонд технических резервов);

  • собственные ресурсы КВГ подпадают под действие тех же правил, которыми руководствуются и другие финансовые учреждения;

  • минимум 75% собственных ресурсов КВГ должны быть вложены в ценные государственные бумаги, ценные корпоративные бумаги, продающиеся на вторичных рынках, и находиться на банковских депозитах;

  • использование собственных ресурсов и выполнение требований, касающихся платежеспособности, являются объектами контроля со стороны Центрального банка.

Административный контроль КВГ осуществляют Министерство экономики и финансов и Центральный банк Испании.

Правовое регулирование деятельности компаний встречных гарантий также отчасти осуществляется этим законом, для чего он был соответствующим образом доработан правительством (королевский указ 1644/1997). У этих компаний имеется несколько отличительных характеристик, а именно:

  • обязательное присутствие государственных органов в составе ее участников;

  • минимальный капитал в размере 6 млн. евро;

  • юридическая форма – акционерная компания.

Для их создания также требуется получить разрешение государства, и на них распространяются строгие правила относительно платежеспособности.

Источник: Кредитные союзы и кредитные кооперативы как механизм финансирования МСП: опыт Великобритании. Отчёт Тасис

 

Протекция webmoney