Зарубежный опыт функционирования агробанков: Франция и Германия

В отличие от России и многих стран с переходной экономикой система агробанков в развитых государствах вполне сложилась, унаследовав как общие черты эволюции национальных банковских систем, так и учтя страновые особенности сельскохозяйственного уклада.

В построении систем агробанков, разумеется, не ослабевает роль и такого постоянно действующего фактора, каким является специфика данной сферы. Хотя сельское хозяйство высокоразвитых стран давно выведено из категории отсталых отраслей хозяйства, тем не менее и здесь четко просматривается государственное воздействие.

Далее функционирование агробанков рассматривается на примере двух стран: Франции, где взаимодействие частной и государственной составляющих в деятельности агробанков выражено наиболее ярко, и ФРГ, где оно осуществляется через специальный институт. При этом основным звеном агрокредитования в обеих странах остаются кооперативные кредитные организации.

Во Франции факторами, определяющими деятельность агробанков, являются доминирующая роль в данной области государственного участия (до последнего времени почти 3/4 всего объема кредитов сельскому хозяйству прямо или косвенно направлялось с участием государства), а также до последнего времени фактически монопольное положение на рынке банковского обслуживания аграрного комплекса банковской группы «Креди Агриколь» (структура, обслуживающая размещение льготных кредитов).

С 1990 г. французским правительством взят курс на допуск на рынок и других банков, участие которых в льготном кредитовании сельского 15 хозяйства определяется на основе конкурса . Число участников конкурса, как правило, очень ограничено. Обычно заявки подаются от семи французских банков, а отбирается уже в течение многих лет четыре — Сосьете Женераль, Креди Мютюэль, Банк Популер, Банк Насьональ де Пари. Конечный объем льготного кредитования на год определяется соглашениями между государством и пятью банками (с учетом Креди Агриколь, который в конкурсе не участвует, но свою долю в общем объеме кредитов неизменно имеет).

В 1990 г. доля Креди Агриколь составляла 75%, а в последующие годы снижена до 50%. Во Франции достаточно сильно развита координация различных организаций, задействованных в аграрном кредитовании. На национальном уровне действует Банки, желающие участвовать в конкурсе, должны отвечать следующим требованиям:

  1. Их филиальная сеть должна насчитывать более 500 филиалов в не менее чем 60 департаментах страны;
  2. Кредитная линия по льготным ссудам сельскому хозяйству должна составлять 150 млн фр.фр.;
  3. В дополнение к льготным кредитам банк обязан предоставить ссуды сельскому хозяйству в размере не менее 1/3 объема льготного кредита; в-четвертых, банк обязан соблюдать не только финансово-экономические, но и технико-организационные условия размещения льготных кредитов (например, назначать своих представителей в качестве консультантов и координаторов в региональные структуры управления агропромышленным комплексом).

«Постоянный комитет аграрного финансирования», ответственный за сельскохозяйственную кредитную политику. Он готовит предложения по объему кредитования в целом и конкретным суммам по годам. Ежегодно комитет отчитывается перед Национальным Собранием Франции о своей деятельности. В его состав входят: министр сельского хозяйства, представители профессиональных организаций аграрной сферы, представители банков и местных органов управления.

На региональном уровне ответственными за предоставление и возврат сельхозкредитов являются региональное бюро Национального центра по вопросам сельского хозяйства и банки-кредиторы. Решающим условием допуска банков к льготному государственному режиму кредитования сельского хозяйства является установление банками процентных ставок и тарифов за другие услуги заемщикам из аграрного сектора на уровне ниже действующих на финансовом рынке страны. Все кредиты, направляемые сельскому хозяйству страны, делятся на две категории: предоставляемые на обычных рыночных условиях; льготные кредиты заемщикам отдельных хозяйственных секторов, куда входит (наряду с жилищным строительством, коммунальной инфраструктурой, малым предпринимательством, экспортоориентированными предприятиями) также сельское хозяйст.

Кредиты, выдаваемые на обычных рыночных условиях, с середины 80-х годов составляют около половины всех вновь направляемых заемных ресурсов в сельское хозяйство. Эти кредиты, в основном, долгосрочны (от 15 до 20 лет). При этом ссуды сроками 18-20 лет выдаются клиентам, имеющим долговременные связи с банком.

Вторая категория кредитов — ссуды, предоставляемые на особых (льготных) условиях в рамках специальных программ. Такие кредиты выдаются только через банки, удовлетворяющие требованиям конкурсного отбора. Кроме того, устанавливаются и критерии для конечных ссудозаемщиков.

Так, получателями средств могут быть фермеры в возрасте от 21 года до 35 лет. Полезная площадь фермерского хозяйства должна составлять не менее 22 га. От хозяйства требуются бухгалтерская отчетность не менее чем за 10 лет и план его развития. С точки зрения снижения рисков кредитования а госсектора во Франции существенное значение имеет практика так называемого «кредитования в пакете». В его составе обычно выделяются три части. Первая представлена суммой, которую банк выдает под процентную ставку, согласованную с государством (обычно на 2¬3 пункта ниже рыночной). Как сумма, так и процентная ставка по первой части являются базовыми величинами для определения сумм и процентных ставок льготного государст¬венного кредитования. Соотношение между суммой кредита по первой части и величиной льготного кредита составляет 1:3, а процентная ставка по льготному кредиту определяется по специальной шкале в зависи¬мости от целевого назначения ссуды. При этом точкой отсчета также является процентная ставка согласования между банком и государством. Разница между ней и конечной ставкой по льготному кредиту дает вели¬чину, субсидируемую государством.

Наконец, третья часть кредита в пакете — требуемый объем средств, который предоставляется на обычных рыночных условиях.

В Германии, банковская система которой изначально выстраивалась по принципу универсализации функций отдельных ее элементов и, следовательно, сельхозтоваропроизводители не исключались из клиентуры частных коммерческих банков, тем не менее сложилась уникальная в своем роде кредитная надстройка для агросектора. Тому имеется несколько объяснений, среди которых принципиальным выступает следующее обстоятельство: процесс формирования рыночных отношений в данном секторе хозяйства, протекая сложно и мучительно, с трудом преодолевал феодальную отсталость. Хозяйства были неустойчивы и в значительной степени некредитоспособны.

Для коммерческих банков они не представляли интереса, поскольку их перспективы были неопределенными. Крестьянству и другим хозяйствующим субъектам на селе не оставалось ничего другого, кроме объединения собственных усилий в организации движения денежных ресурсов путем кооперирования. В этом смысле Германия стала колыбелью кооперации вообще и кредитной кооперации, в частности.

В 1847 г. по инициативе Ф.В.Райффайзена в Германии был создан первый кооператив для оказания помощи нуждающемуся сельскому населению, а в 1864 г. им же в селе Хеддесдорф была образована первая кооперативная ссудная касса. С тех пор кредитная кооперация последовательно и эволюционно развивалась, превратившись в мощный сегмент отечественной банковской системы.

В 2000 г. в стране насчитывалось 1794 кооперативных кредитных учреждения с 17 500 филиалами. Кредитные кооперативы имеют 15 млн членов. Среди них 75% всех лиц, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, 80% всех отечественных фермеров, 60% лиц, занятых ремеслом.

Кредитная кооперация в Германии представляет собой стройную систему взаимосвязанных (функционально и отношениями кооперативной собственности) банковских учреждений трех уровней: первичный (локальные местные кредитные кооперативы); вторичный (региональные кооперативные банки); третичный (головная банковская организация всей системы). Кроме того, по линии перекрестных владений паями кредитные кооперативы связаны с ипотечными банками, строительной сберкассой, страховой компанией, двумя инвестиционными фондами, лизинговыми и факторинговыми фирмами. Все перечисленные организации вместе с собственно учреждениями кредитной кооперации образуют неформальный «финансовый союз», разнообразными услугами которого в различных сочетаниях пользуются клиенты.

С учетом того, что в немецкой кооперативной системе эффективно функционируют ассоциации национального уровня, включая Союз кооперативных банков, учреждение гарантирования финансового положения кредитных кооперативов, а также 6 национально- региональных аудиторских союзов, можно считать немецкую систему кредитной кооперации в определенной степени самодостаточной и саморегулируемой. Самодостаточность обеспечивает относительную независимость системы от состояния национального и международного финансового рынка, т.е. делает ее более надежной. Саморегулируемость, дополняя самодостаточность, позволяет делегировать или передавать полномочия централизованного регулирования организациям внутри системы.

Указанные качественные особенности немецкой системы кредитной кооперации как основного звена системы агробанков не дают основания занижать роль государства в банковском обслуживании села. Однако практическая сторона участия официальных властей по данному вопросу, имея некоторые сходства с деятельностью государства во Франции, все же обладает большой спецификой.

В ФРГ, в отличие от Франции, государство в лице органов исполнительной власти непосредственно не вступает в какие-либо отношения с банками, обслуживающими агробизнес. Органом проведения государственной сельскохозяйственной политики здесь является специальное учреждение — сельскохозяйственный рентный банк (СРБ), образованный на основании закона, принятого в мае 1949 г. По закону институту был придан публично-правовой статус, означавший, с одной стороны, существенные ограничения в деятельности по сравнению с другими кредитными организациями, с другой стороны, предоставивший определенные преимущества и привилегии. Именно такой подход законодателя способствовал достижению баланса между частнохозяйственными и публично- правовыми элементами в его деятельности и открыл хорошую перспективу в его последующей работе. Задачей учреждения, определенной законом, стало привлечение ресурсов и предоставление кредитов сельскому хозяйству и пищевой промышленности, включая лесное хозяйство и рыболовство.

Примечательно, что СРБ не разрешалось открывать филиалы и отделения. Он должен был работать через банки, обслуживающие конечных заемщиков. Такая схема, типичная не только для Германии, исключает СРБ из числа банков-конкурентов, позволяет специализированному институту проводить собственную кредитную политику на условиях, как правило, отличных от рыночных и не противоречащих антимонопольному законодательству, приводит к экономии в затратах на содержание учреждения, а главное, направлена на распределение рисков между участниками операций (риск, который СРБ должен был бы нести полностью в случае прямых отношений с конечными заемщиками, теперь делится с обслуживающим банком).

Капитал СРБ, установленный по закону, составил 264 млн нем. марок. При этом интересно, что в его формировании совсем не были использованы финансовые ресурсы государства. Механизм, посредством которого был сформирован капитал, является настолько нетипичным для учредительства, что на нем следует остановиться особо. Для этого потребуется сделать некоторые предварительные замечания.

До второй мировой войны в Германии функционировал Немецкий рентный банк, который после 1945 года подлежал ликвидации. Однако СРБ стал правопреемником этого банка лишь в части заложенного в нем недвижимого имущества заемщиков в виде земельных участков. Все другие взаимные обязательства были аннулированы. По новому порядку, установленному в отдельном законе, собственники заложенных земель постоянно используемых по целевому назначению в сельском хозяйстве, лесоводстве и садоводстве, стоимость которых, исчисленная для определения налога на имущество, превышала 6000 нем. марок, обязывались ежегодно в течение 10 лет отчислять в пользу СРБ суммы в размере 0,15% от этой стоимости. Таким путем за период 1948-1958 гг. был сформирован капитал учреждения.

Чистая прибыль, получаемая СРБ по результатам операционной деятельности, среди учредителей не распределяется, а направляется по решению общего собрания и предложению Совета директоров после отчислений в резервные фонды на мероприятия «...содействующие сельскому хозяйству в общественных интересах...». При этом не менее половины средств должно перечисляться в специальный целевой фонд СРБ. Относительно финансовых условий деятельности учреждений нужно заметить, что оно освобождено от уплаты всех видов налогов на имущество, доходы и от промыслового налога.

Особый статус СРБ находит свое выражение и в его операциях, круг которых четко установлен законом. Среди активных операций — ссуды под процент кредитным институтам, занимающимся кредитованием сельского хозяйства и для которых обеспечение заемными ресурсами сельского хозяйства имеет общее значение. Ссуды выдаются на цели рефинансирования кратко-, средне- и долгосрочных кредитов всех видов.

Средства, предназначенные для кооперативных организаций в виде кратко- и среднесрочных кредитов, направляются им через Немецкую Кооперативную Кассу . В материальной сфере 16 С 1975 г. — Немецкий кооперативный банк (ДГ Банк). СРБ кредитует предприятия, деятельность которых имеет общее значение для отечественного сельскохозяйственного про¬изводства, создания запасов и сбыта продукции сельского хозяйства. Состав предприятий-заемщиков, отвечающих этим условиям, а также предельный размер их кредитования определяются Советом директоров СРБ, двумя третями голосов своих членов.

Ссуды компаниям, состоящим в отношениях с банками, рефинансируемыми СРБ, могут быть выданы только с согласия этих банков. Банк вправе инвестировать средства в капиталы предприятий, но только в исключительных случаях и в такие предприятия, которые являются получателями его кредитных ресурсов. По каждой инвестиционной операции также требуется согласие министра продовольствия, сельского и лесного хозяйства и министра финансов.

Среди неразрешенных законом видов операций для банка определены: прив¬лечение депозитов и сделки с ценными бумагами за чужой счет. Однако ограничение по депозитам не распространяется на вклады служащих СРБ, депозиты федеральных органов власти и специальных государственных фондов, вклады общефедеральных профессиональных организаций сельского и лесного хозяйства, а также вклады кредитных организаций, обслуживаемых СРБ. Ресурсная база банка формируется как из привлеченных депозитов, так и посредством эмиссии обес¬печенных ценных бумаг на рынке капиталов.

Обеспечением эмиссии обычно выступает перезаложенное в СРБ недвижимое имущество заемщиков, находящееся в залоге у банков-кредиторов. Участие государства в деятельности СРБ осуществляется в следующих формах: осуществление администра¬тивного надзора над банком, предусмотрен - Условия предоставления льготных ное законом; назначение в состав шести своих представителей (министров сельского хозяйства федеральных земель); предоставление гарантий и поручительств по операциям банка; размещение через СРБ государственных льготных кредитов; субсидирование процентных ставок по кредитам СРБ.

За истекшие более чем 50 лет в деятельности СРБ произошли ощутимые изменения. Если в первые годы существования он почти полностью зависел от государственных средств, а кредитование было преи¬мущественно кратко- и среднесрочным и на¬правлено на отдельные разрозненные объекты, то примерно с 1973 г., когда банк стал выпускать собственные облигации на рынке капиталов, в качестве объектов кредитования стала выступать сельская местность в целом. Банк стал комбинировать активные операции.

В дальнейшем у банка появились собственные кредитные программы, такие как: «территориальные структурные сдвиги», «обновление села», «сельское хозяйство» и т.д.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что сектор агробанков как в отечественной, так и в зарубежной практике взаимоотношений банков с агробизнесом, отличается большим многообразием организационно-правовых форм. При этом кооперативная форма организации является доминирующей. Общим для отечественной и зарубежной практики является т. н. переходящее кредитование, которое помогает разделить риски между участниками операций, сокращать непроизводительные затраты. Государство, оказывающее содействие агробанкам, использует при этом различные рычаги: от образования специализированных банковских учреждений до субсидирования процентных ставок.

Приложение 1

Условия предоставления льготных кредитов аграрному сектору Франции

 

Объекты кредитования

Процентная ставка

Льготный Сро период к

Кредитна я квота

Предельная сумма

%

лет

%

Фр.фр.

1

2

3

4

5

6

Кредиты на приобретение земельных участков

 

 

 

 

 

- молодые фермеры

8,25

17
10(a) 8(б)18

25

80

350 000

предприятиям, земельные участки которым предоставляются особым порядком

 

7

20

65

300 000

- арендаторам с правом покупки

 

7(a) 7(6)

20

65

300000

-прочим

 

4

20

59

200 000

Кредиты на обзаведение молодых фермеров

2.75(e) 4,0(6)

12(a) 9(6)

15

 

400 000
при максимальном размере затрат в 500
000.

Специальные кредиты на модернизацию

 

 

 

 

 

- хозяйств молодых фермеров

2.75(a) 4,0(6)

9(6)

15-20

Затраты в 410 000 на каждый кредит, максимально 2 кредита на хозяйство

- другие хозяйства

3.75(a) 5,0(6)

12(a)

 

 

 

Специальные кредиты на совместную эксплуатацию машин и оборудования

3.75(a) 5,0(6)

12(a) 9(6)

15

70

При 20 участниках — от 1 до 1,5 мин. суммы затрат; более 20 участников — от 1,4 мин.До 2 мин.

а) - неблагополучные для сельского хозяйства районы

б) - благополучные для сельского хозяйства районы

Приложение 2

Порядок субсидирования процентных ставок (в %)

 

 

 

Банк

Процентная ставка, согласованная с государством

Процентные ставки льготных кредитов

молодые фермеры

Модерниза ция

на приобретение недвижимости

прочие цели

4

5

8,25

6

Размер процентнсн
ГОС]

i ставки, субсидируемый царством

Сосьете Женераль

8,25

4,25

3,25

0

2,25

Креди Мютюэль

8,60

4,60

3,60

0,35

2,60

Креди Популер

9,00

5,00

4,00

0,75

3,00

Банк Насьональ де Пари

9,20

5,20

4,20

0,95

3,20

Креди Агриколь

3,76

4,76

3,76

0,51

2,76


И.Л.Бубнов

Источник: Сельский кредит, №7-8, 2002 г.