Кредитная кооперация в странах Западной Европы
В настоящее время кредитная кооперация широко развита во многих странах Европы. Такие кредитные банки, как «Креди Агриколь» (Франция), «Дейче Геноссеншафтс-банк - ДГБанк» (Германия), «Рабо-банк Недерланд» (Нидерланды), «Андельсбанкен Данебанк» (Дания), ОКО Банк (Финляндия) и другие являются солидными партнерами в отношениях с клиентурой в своих странах и за рубежом.
Так, «Креди Агриколь» обслуживает 14 млн клиентов и выступает лидером в кредитовании французских фермеров. Более 40% сберегательных вкладов граждан Нидерландов сконцентрировано в «Ра-бобанк Недерланд». На долю кооперативных банков Германии приходится свыше 44% сельскохозяйственных кредитов. ОКО Банк занимает второе место по сумме вкладов в кредитной системе Финляндии. Он возглавляет 370 кооперативных банков, имеющих 550 тыс. пайщиков. Около 30% граждан страны в возрасте более 15 лет и 22% мелких и средних предприятий пользуются услугами банка. «Андельсбанкен Данебанк» - пятый по величине банк Дании, обслуживающий 400 тыс. индивидуальных и 60 тыс. оптовых клиентов. Самая крупная негосударственная группа кредитных организаций Австрии «Геноссеншафтлихе центральбанк АГ» действует на кооперативных началах.
Эффективная деятельность кредитной кооперации обусловлена созданием соответствующих предпосылок. Это, прежде всего, добровольность образования учреждений кредитной кооперации и аккумуляция денежных средств физических и юридических лиц; целенаправленность кредитной кооперации на обеспечение режима наибольшего благоприятствования ее участникам при кредитном, расчетном, консультационном, посредническом и других видах обслуживания; признание многообразия организационных форм учреждений кредитной кооперации; направления аккумулированных средств преимущественно на производственные цели; предоставление государственной финансовой поддержки кредитной кооперации и оказание юридической и консультационной помощи со стороны государства.
За многие годы функционирования кредитной кооперации в зарубежных странах сформировалась трехуровневая организационная структура (низовые кредитные кооперативы, региональные кооперативные банки и центральный кооперативный банк) с четким разграничением функций между ее отдельными звеньями. Так, низовые кредитные кооперативы являются универсальными кредитными учреждениями, хорошо осведомленными о конъюнктуре местных рынков и своей клиентуре, с которой взаимодействуют на доверительной основе. Например, в системе «Креди Агриколь» (Франция) действует около 3 тыс. местных кредитных касс, организованных в виде кооперативов.
Держателями паев в них являются фермеры и сельские жители. В Германии 3223 кредитных товарищества с совокупной балансовой стоимостью свыше 514 млрд марок насчитывают более 10 млн пайщиков, значительную часть которых составляют фермеры. В Швеции на этом уровне числится 390 местных кредитных кооперативов, имеющих 650 отделений; в Австрии - 1754 кредитных товариществ.
Местные кассы не являются банками, поскольку им не разрешены депозитные операции. Через разветвленную сеть своих отделений и контор они специализируются на обслуживании граждан, а также мелких и средних предприятий на ограниченной территории в провинции и сельской местности. При этом создаются лучшие условия для обеспечения возврата кредита благодаря изучению клиентуры, способности выступать гарантом для селян и, в конечном итоге, повышать эффективность использования кредита. Низовые кредитные кооперативы не выполняют функции, осуществление которых для них нерентабельно или просто невозможно, и потому эти функции делегированы региональным кооперативным банкам.
Так, местные кредитные кассы во Франции входят в подсистему 94, в Швеции - 12, в Германии - 5 региональных банков, являясь их главными пайщиками. Региональные банки как полноценные кредитные учреждения действуют в рамках своей территории (департамент, округ и др.). В их функции входят: выдача ссуд кредитным кооперативам на рефинансирование их кредитной деятельности за счет собственных источников и перераспределения ресурсов других низовых кредитных учреждений в пределах региона; проведение расчетов между кредитными кооперативами; надзор за деятельностью низовых кооперативов; предоставление информационных и консультационных услуг; подготовка и повышение квалификации кадров для кредитных кооперативов; банковское обслуживание других самостоятельных кооперативных и коммерческих предприятий и организаций региона. Особенности организационной структуры и функций системы кооперативного кредита заключаются в делегировании ряда полномочий и обязанностей головному кооперативному банку. Это перераспределение временно свободных капиталов региональных банков в интересах всей системы кооперативного кредита; проведение расчетов между региональными кооперативными банками; обслуживание центральных небанковских кооперативных организаций; выпуск займов и долговых обязательств; инвестиции в ценные бумаги и управление ими; представительская деятельность от имени всех кооперативных кредитных учреждений во взаимоотношениях с законодательными и исполнительными органами власти, с другими банками внутри страны и за рубежом, на фондовой бирже; информационно-статистическая деятельность по всей системе кооперативного кредита и другие операции.
Организационное оформление верхнего уровня кредитной кооперации осуществляется согласно традициям отдельных стран. Так, в Швеции региональные банки объединены в Союз кооперативных банков, возглавляемый Центральным кооперативным банком. Немецкий ДГБанк, стоящий на вершине кооперативной банковской системы, координирует деятельность и кредитует региональные банки на средне- и долгосрочный период, получая необходимые для этого средства за счет выпуска собственных облигаций. Во Франции на национальном уровне интересы кооперативных банков представляют две организации - государственная и частная. Государственная осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих кредитных учреждений, распределяет субсидируемые кредиты фермерам, а также инвестирует временно свободные капиталы региональных банков. Частная координирует деятельность региональных банков и представляет их интересы в государственных органах, а также в специализированных сельскохозяйственных предпринимательских союзах страны.
Важной стороной деятельности кооперативных банков следует считать тесное взаимодействие и взаимодополнение независимых кредитных учреждений в рамках замкнутой системы, а также сочетание преимуществ небольших и крупных банков. Реальная возможность эффективного ведения банковского дела при стабильных процентных ставках обеспечивается за счет рационального перераспределения функций. Так, капиталы низовых кредитных кооперативов совершают, как правило, только несколько оборотов в год, в то время как капиталы территориальных банковских структур -до нескольких десятков оборотов.
Собственный капитал кредитных кооперативов и принадлежащих им банков формируется за счет паевых взносов и вкладов членов кооперации и отчислений прибылей от кредитной деятельности. Пайщики, а соответственно и собственники кредитных товариществ - это сотни тысяч (а иногда миллионы) физических лиц. В свою очередь, кредитные товарищества вместе с другими кооперативными предприятиями являются держателями паев в кредитных организациях второго уровня - региональных кооперативных банках. Последние - главные собственники капитала головных кооперативных банков. Так, в «ДГБанк» (Германия) региональным кооперативным банкам и другим кооперативным организациям принадлежит 89% капитала (остальная часть - Сельскохозяйственному рентному банку, федеральному правительству и правительствам земель, а также прочим юридическим лицам). Таким образом, система имущественного контроля в кооперативных банках осуществляется «снизу вверх». Кроме того, каждый пайщик, независимо от величины внесенного взноса, имеет только один голос на собрании кооперативного товарищества и голосовать он должен лично, не прибегая к помощи уполномоченных лиц. Такой порядок обеспечивает демократизм принятия решений и исключает монопольный диктат.
Кредитные кооперативы широко используют привлеченный капитал в виде различных займов в других банках и финансовых организациях, а также субсидий государства. Например, «Креди Агриколь» во Франции более половины кредитов предоставляет фермерам по льготным ставкам, сокращение ссудного процента при этом обеспечивается за счет государственных субсидий.
Общие принципы распределения прибыли в кредитных кооперативах определены соответствующими законодательными актами и уставами. Так, законом о кооперативной деятельности в Германии предусматривается, что прибыль или убыток кредитного кооператива по результатам операционного года должны быть распределены между пайщиками пропорционально их взносам. В Нидерландах, где пайщики своими средствами не участвуют в формировании капиталов кооперативных банков, а берут на себя неограниченную ответственность за деятельность банка (с 1980 г. ответственность каждого пайщика установлена в пределах 5 тыс. гульденов), прибыль между ними вообще не распределяется, а направляется в резервные фонды и на увеличение капитала. Пайщики при этом поощряются другими способами: часть прибыли направляется на надбавки к процентам по вкладам, перечисляется в гарантийные фонды. Они также имеют возможность пользоваться льготными кредитами.
Прибыль кредитных кооперативов довольно часто используется для создания резервов. Так, «Креди Агриколь» в 1990 г. вынужден был создать дополнительные резервные фонды для покрытия непредвиденных расходов в связи с внедрением новых финансовых мероприятий. Это значительно сократило размер дивидендов для региональных касс.
При большом количестве пайщиков распределение прибыли носит условный характер, символическая добавка к бюджетам пайщиков вряд ли способна стимулировать их к новым вложениям средств в свои компании. В то же время благополучие пайщиков во многом зависит от финансового состояния кооперативов, поэтому использование прибыли для создания резервов не вызывает у пайщиков возражений.
Управление кредитными кооперативами осуществляется общим собранием пайщиков, правлением и наблюдательным советом. Членами правления и наблюдательного совета могут быть только владельцы паев и на общественных началах.
Общее собрание играет важную роль в координации деятельности различных звеньев кооперативной цепи банков. Так, значительное воздействие на деятельность своего головного кооперативного банка оказывают пайщики немецкого «ДГБанк». По закону об этом банке в его управленческом совете, который обладает правом назначать членов правления, должно быть не более 32 человек, часть из которых избирается общим собранием, а часть назначается организациями-пайщиками. При этом 16 мест в совете выделяется представителям кооперативных банков, 2 - торгово-промышленным кооперативам, 3 - федеральному правительству и правительствам земель, по одному - жилищно-строительным и потребительским кооперативам, союзам фермеров, центральному банку страны, кредитному банку восстановления и Сельскохозяйственному рентному банку.
Достаточно эффективные средства воздействия на вышестоящие структурные звенья кооперативной банковской системы со стороны нижестоящих организаций отработаны в Нидерландах. Правом участвовать в годичных собраниях «Рабобанк Недерланд» пользуются 789 местных кооперативных банков. Они вносят изменения в устав, избирают членов наблюдательного и управленческого советов, а также правление банка. Кроме того, имеется возможность постоянной координации действий на локальном уровне. Местные организации, входящие в группу «Рабобанк», не менее двух раз в год проводят собрания представителей, в которых принимают участие и руководители головного банка. Эти собрания направляют по три своих члена на генеральное собрание представителей, задача которого заключается в согласовании действий местного и центрального звеньев системы. Основным законом внутренней жизни кредитного кооператива является его устав. Однако кооперативные банки как кредитные учреждения подчиняются законодательству о кредите и банках. На них также распространяется надзор и
регулирующее воздействие со стороны центрального банка. Однако центральный банк имеет отношения не со всеми субъектами кооперативной кредитной надстройки, а только с головной организацией, уполномоченной на это своими пайщиками.
Так, в рамках выполнения обязательств по минимальным резервным требованиям Национальным банком Австрии открыт счет только для «Геноссеншафтлихе централь банк А Г» -головного кооперативного банка. Средства на счете в соответствии с установленными нормативами формируются следующим образом: местные кооперативные кассы депонируют средства в счет резервных требований на специальных счетах в региональных кооперативных кассах; те, в свою очередь, переводят их на счета головного кооперативного банка, а последний - на счет в центральном банке страны.
Более упрощенная система выполнения минимальных резервных требований кооперативными банками действует в Нидерландах. Здесь местным кооперативам предписывается держать 22% своих депозитов на счетах «Рабобанк Недерланд». По этим средствам в интересах регулирования ликвидности начисляются дифференцированные процентные ставки. За счет ресурсов образуются резервные активы, депонируемые в центральном банке, а остаток направляется на кредитование клиентуры.
Деятельность кооперативных организаций строго контролируется в общем и текущем режиме. Органы общего контроля следят за соблюдением кооперативными банками требований кредитного законодательства, других правовых актов и издаваемых ими распоряжений и инструкций, а также уставных положений кредитных товариществ. Обычно организации, занимающиеся общим контролем, являются государственными либо подчинены органам исполнительной власти (например, министерству финансов).
Текущий контроль осуществляется независимыми, негосударственными организациями в виде обязательных проверок (ревизий) не менее одного раза в два года. Для относительно крупных кредитных кооперативов - ежегодно.
Так, в Финляндии эти функции возложены на инспекцию кооперативных банков, назначаемую Центральным союзом кооперативных банков.
При проверках кооперативных банков и их местных отделений главное внимание уделяется платежеспособности, ликвидности и рентабельности банка, а также изучается целесообразность его дальнейшего существования. Проверки проводятся на основе ежемесячных отчетов банков и текущей информации об их деятельности. Кроме проверок сотрудники инспекции ведут большую консультационную работу на местах.
Инспекция кооперативных банков - самостоятельный и независимый орган. Обжаловать решение своей инспекции кооперативные банки могут в центральной банковской инспекции. Деятельность инспекции кооперативных банков финансируется из инспекционных сборов, взимаемых с контролируемых банков.
В ФРГ в соответствии с законом о кооперативных предприятиях контроль за деятельностью кредитных товариществ возложен на инспекционные союзы. Принадлежность кооператива к тому или иному союзу по закону является обязательной. В случае выхода кредитного товарищества из состава инспекционного союза последний немедленно оповещает об этом судебные инстанции, определяющие срок, в течение которого кредитное товарищество обязано стать членом другого инспекционного союза. При нарушении этого срока суд имеет право издать предписание о закрытии кредитного товарищества.
Право на проведение инспекций союзам предоставляется соответствующими органами власти земель, на территории которых они зарегистрированы. В свою очередь, власти земель имеют право проверять инспекционные союзы на предмет соответствия их деятельности задачам, определенным уставом.
В настоящее время кредитная кооперация значительно расширила спектр своей деятельности. Кроме прямых функций по финансированию сельскохозяйственного производства она активно участвует в жизни регионов. Так, во Франции региональные кооперативные кассы финансируют музыкальные и театральные фестивали в провинциях, реставрацию исторических памятников. Они спонсируют также крупные спортивные мероприятия, зачастую финансируют местные небольшие спортивные команды, не имеющие достаточных средств для приобретения экипировки.
В Швеции отмена в 1980-х годах ограничений по приему членов в местные кредитные кассы (по уставу их пайщиками могли быть только фермеры) обусловила приток в кредитную кооперацию различных слоев населения и изменения ее отраслевой направленности. Если за 1965-1980 гг. абсолютный прирост членов в кредитных кооперативах составил 224 тыс. человек, то за значительно меньший период (1980-1988 гг.) - около 330 тыс. В результате, сохраняя формально принадлежность к организационной структуре сельскохозяйственной кооперации, шведские кредитные кооперативы, бывшие некогда сельскими по составу, начинают терять былую фермерскую ориентацию. Они заняли довольно заметное место в национальной кредитно-финансовой системе, распространив свою деятельность за рамки аграрного сектора. Так, в середине 1960-х годов кооперативы обеспечивали примерно 2/3 кредитных потребностей сельских хозяев, а в 1984 г. -только 45%. Доля фермеров среди членов кредитной кооперации в 1989 г. сократилась до 12% против 74% в 1965 г.
Таким образом, эффективное функционирование кредитной кооперации в странах Западной Европы обусловлено основными принципами ее организации как добровольного объединения фермеров в целях приоритетного обеспечения их необходимыми средствами для развития производства. Целостность системы кооперативного кредита достигается за счет двух факторов: единства отношений кооперативной собственности и единства системы функциональных связей.
Кредитная кооперация ведет к трансформации управления кредитом путем демократизации принятия решений, усиления взаимной заинтересованности в работе, так как пайщики и вкладчики одновременно являются клиентами кредитной кооперации.
Государство оказывает кредитной кооперации юридическую, финансовую и консультационную помощь, осуществляет контрольные функции. Государственное вмешательство не затрагивает деятельности низовых кооперативов, а проводится через их головные организации.
Источник: АПК: экономика и управление, №1, 2009