Для формирования сельской кредитной кооперации на современном этапе необходимо изучение опыта зарубежных стран.
Мировые достижения в области кооперативного кредита дают важные ориентиры в становлении и развитии кредитной кооперации применительно к многообразным условиям аграрного производства, определяющим формы и организационно-хозяйственный механизм функционирования кооперативов. Международная практика представляет ценный материал для теоретических обобщений, формирования последовательной научной концепции и законодательной базы сельскохозяйственной кредитной кооперации в переходный период. Это позволит сделать глубокие обоснования «перспектив и приоритетов» дальнейшего ее развития, определить место и роль кооперативных форм кредитования.
Первые кредитные кооперативы возникли в Германии в 40-е годы XIX в, В дальнейшем они получили широкое распространение во многих странах Западной Европы, России и в Америке. В образованный в 1968 г. Международный Союз кредитных товариществ на сегодняшний день входят 44 национальных объединений.
Более широкий размах развитие сельской кредитной кооперации приобрело в Германии, где инициатором этого движения выступил получивший впоследствии широкую мировую известность Ф.Райффайзен, Хорошо зная деревенскую жизнь, Ф.Райффайзен вначале пытался помочь крестьянам ряда селений созданием общества построенных на началах благотворительности. После ряда безуспешных попыток в этом направлении Ф.Райффайзен принялся за разработку правил функционирования сельских товариществ на принципах взаимопомощи в соответствии с реальным положением крестьян, учитывая их более чем скромные экономические ресурсы, уровень образования И представлений об окружающем мире. Соображения по этому вопросу были изложены им в выпущенной в 1866 г. книге «Кредитные товарищества как средство уничтожить нищету». В апреле 1869 г. они были реализованы на практике, когда в небольшой деревушке Геддесдорф было создано первое сельское кредитное товарищество.
К числу выработанных Ф.Райффайзен ом основных правил создания и функционирования сельских кредитных товариществ относились следующие:
- отсутствие паевых взносов;
- солидарная неограниченная ответственность членов по обязательствам кооператива;
- строгая локализация деятельности;
- максимальное население территории действия товарищества не должно было превышать 1500 человек; предоставление ссуды только членам кооператива; использование полученного кредита исключительно на производственные нужды;
- бесплатный труд персонала (за исключением наемного счетовода), запрещение участвовать в других обществах.
Проведение в жизнь этих принципов способствовало развитию не только кредитной кооперации, но и всего кооперативного движения как в Германии, так и в других странах.
Под влиянием объективных потребностей более эффективного развития крестьянские хозяйства, входящие в райффайзеновский Общий союз сельских товариществ Германии, начали постепенно отказываться от многих принципов, считавшихся незыблемыми. Еще в меньшей степени их придерживались в тех странах, где райффайзеновские товарищества получили значительное развитие.
Тем не менее, основанные на райффайзеновских принципах кооперативы сыграли свою историческую роль, показав значение крестьянской взаимопомощи в подходе к решению казавшейся неразрешимой задачи предоставления кредита лицом с точки зрения обычной банковской практики совершенно некредитоспособным. Деятельность этих товариществ помогла в какой-то мере сдвинуть с мертвой точки проблему модернизации крестьянских хозяйств. Но при этом общее улучшение экономического положения сельского хозяйства и потребности дальнейшего развития товарно-денежных отношений неизбежно требовали либерализации норм, регламентирующих деятельность кооперативных обществ.
За период с 1900 г. по 1913 г. сумма кредитов, выдаваемых ежегодно райфайзеновскими кооперативами, возросла с 0,2 до 1,5 млрд, марок, а кредитными кооперативами, входящими в Имперский союз, - с 0,7 до 4,7 млрд. марок. Величина ссудного процента в кооперативных кредитных кассах в этот период колебалась в зависимости от местности в пределах 3,75-5 %, т.е. была иногда даже ниже учетной ставки Имперского банка.
В эти же годы значительное развитие получила кооперативная кредитная деятельность в Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Голландии, Дании, Сербии. Столь оживленный кредитный процесс в существенной мере способствовал общему подъему производительных сил в деревне и росту продуктивности сельского хозяйства, стимулируя в то же время процесс социально-экономической дифференциации крестьянства и трансформации крестьянского типа хозяйствования в фермерское товарное производство.
Роль сельскохозяйственной кооперации, как действенного средства объединения фермерских ресурсов для повышения эффективности производства и сбыта продукции, обусловила целесообразность использования кооперативных объединений для осуществления через них государственной поддержки сельского хозяйства.
Государственные субсидии и льготные кредиты кооперативам осуществляются как для комплексного обеспечения их деятельности, так и по целевому назначению. Примером первого направления государственной поддержки может служить финансирование становления сельскохозяйственных кооперативов в скандинавских странах; формирование сельскохозяйственного кооперативного кредита во Франции и Японии.
Второе направление государственной поддержки использовано в США путем субсидирования кооперативов для электрификации и телефонизации сельских районов США и по программе использования сельскохозяйственной техники во Франции.
В Швеции, Норвегии, Финляндии, Японии путем переговоров между представителями правительства и сельских кооперативов решаются такие ключевые вопросы государственной аграрной политики, как регулирование уровня цен на сельскохозяйственные продукты, размеры и направления бюджетных ассигнований на сельское хозяйство, уровень дотаций фермерам, субсидирование экспорта продовольствия и др.
В странах с устоявшейся рыночной экономикой большую роль в развитии сельскохозяйственного производства играют потребительские кооперативы. Они объединяют в странах 3armдной Европы, Канады и Австралии около 80%, в США 60-80%, а в Нидерландах, Ирландии, в странах Северной Европы и в Японии - почти 100% фермерских хозяйств.
Развитие кооперативного движения в странах мира протекает неодинаково. Так финансовое обеспечение сельскохозяйственного производства в Германии в значительной мере осуществляется при помощи эффективной кредитной политики. Кредитование сельского хозяйства обеспечивают в основном специализированные банки и кредитные товарищества, а также различные коммерческие структуры.
Ведущими кредиторами аграрного сектора экономики являются:
- союз немецких народных банков и банков товариществ «Райффайзен», в состав которого входят свыше 1470 кредитных товариществ, объединяющих в основном фермеров и других предпринимателей, работающих в сельской местности;
- система немецких сберегательных касс;
- сельскохозяйственный рентный банк во Франкфурте;
- немецкий поселенческий и земельный (ипотечный) банк в Бонне;
- кредитный институт восстановления во Франкфурте;
- частные ипотечные банки.
Виды предоставляемых услуг по кредитованию сельского хозяйства в достаточной мере дифференцируются, например, если кредитные товарищества и сберегательные кассы кроме кредитования в любой форме и на любой срок предлагают все другие виды банковских услуг и располагают разветвленной сетью отделений и представительств, то земельные банки в основном специализируются на долгосрочных ипотечных кредитах.
По состоянию на конец 90-х гг. в Германии насчитывалось 3223 местных кооперативных банка (кредитных товариществ) с совокупной балансовой стоимостью 514 млрд. марок. Местные кооперативные банки насчитывают более 10 млн. пайщиков, значительную часть которых составляют фермеры.
Кредитные операции местных кооперативных банков включают все виды ссуд, предоставляемых современными универсальными банками. Причем на предоставление ссуд сельскохозяйственным предпринимателям специализируются Райффайзен-банки. В недавнем прошлом в кредитных операциях преобладали кратко- и среднесрочные ссуды, в настоящее время большое значение имеют и долгосрочные ссуды. Помимо кредитования текущей деятельности сельскохозяйственных производителей кооперативные банки финансируют инвестиции в основной капитал и строительные проекты, Райффайзен-банки также предоставляют своим пайщикам льготные кредиты под низкие проценты по государственным программам финансирования. Кроме того, большинство райффайзен-банков вовлечено в торговлю местного производства: они осуществляют закупку сельскохозяйственной продукции, маркетинг аграрных продуктов и финансирование операций с фермерским оборудованием.
Кредитные товарищества объединены в Федеральный Союз немецких народных банков и сельскохозяйственных касс взаимопомощи, образованный в конце 1971 г. Возглавляет союз Немецкая касса кредитных товариществ.
Региональные кооперативные банки Германии осуществляют операции, кредитуя сравнительно крупные предприятия сельского хозяйства, пищевой индустрии, торговли, обрабатывающих отраслей, жилищного строительства и операции страхования в той мере, в какой эти организации не могут обслуживаться местными кооперативными банками. В Германии 5 региональных кооперативных банков с общей балансовой стоимостью свыше 74 млрд. марок.
Во многих странах ряд финансовых проблем решается на основе кооперирования сельских жителей в кредитно-финансовой сфере, В экономике сельского хозяйства США в свое время большую роль сыграли и продолжают играть банки Системы Кредитования Фермеров (СКФ), Так, в 1994 г. 32,6% общего числа фермеров обращались за кредитом для покупки недвижимости в СКФ.
Система Кредитования Фермеров - широко разветвленная в национальных масштабах сеть финансовых институтов, принадлежащих самим заемщикам. Основная задача ее состоит в привлечении фондов денежного рынка для размещения их в виде ссуд среди сельских товаропроизводителей и жителей.
Несмотря на то, что в начальной стадии СКФ развивалась в результате только усилий правительства, она является частной собственностью входящих внеебанкови ассоциаций, которые владеют ею на кооперативной основе.
Члены СКФ - фермеры и их кооперативы — руководят ее деятельностью через выборный Совет Директоров. Таким образом, СКФ - это система банков и ассоциаций в форме кооперативов, которые принадлежат и управляются выбранным пайщиками Советом Директоров. СКФ состоит из 7 банков, кредитующих фермеров, которые обеспечивают предоставление фондов 232 локальным ассоциациям заемщиков. Именно локальные ассоциации размещают кредиты среди сельских клиентов. Локальные ассоциации делятся на типы:
- федеральные земельные банковские ассоциации;
- ассоциации производственного кредитования;
- федеральные земельные кредитные ассоциации;
- ассоциация по сельскохозяйственному кредитованию.
Кроме того, существуют 2 банка для кооперативов, сон данные для удовлетворения кредитных нужд сельскохозяйственных кооперативов, систем электрической и телефонной связи, систем водоснабжения и канализации, финансирует также экспорт сельскохозяйственной продукции.
Перечисленные выше финансовые институты предлагают кредитные ресурсы и родственные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, их кооперативам, сельским коммуникациям во всех 50 штатах.
Кредитные учреждения СКФ подвергаются тщательному аудиту и контролю со стороны независимого агентства - Администрации по делам фермерского кредита. Трое членов Совета Директоров в Администраций назначаются президентом США и утверждаются Сенатом.
На наблюдение и контроль за деятельностью СКФ не тратится ни одного цента из средств налогоплательщиков. Текущие затраты агентства покрываются за счет кредитных учреждений, деятельность которых оно регулирует.
Ныне СКФ обеспечивает более четверти всех кредитов, используемых американскими фермерами и владельцами ранчо, СКФ является основным источником кредитования, покупки недвижимого имущества и деятельности фермерских кооперативов, а также финансирования развития систем электрической и телефонной свази в сельской местности.
СКФ сужает средства и на покупку частных домов, на поддержание систем водоснабжения и канализации, развития предприятий переработки и сбыта, а также предоставляет широкий спектр финансовых услуг. Из всех клиентов СКФ в области кредитования сельского хозяйства 75% составляют индивидуальные фермеры и 25% - корпорации, которые часто состоят из 2-3 фермеров.
СКФ предназначена для обеспечения притока капитала с национального рынка денег в сельскую Америку. В отличие от коммерческих банков, СКФ не имеет права брать депозиты. Еще одной ее особенностью можно считать отсутствие постоянных паенакоплений среди клиентов. Пай члена СКФ существует только в период времени, в течение которого он берет кредит» и составляет 5 % общей суммы кредита. Пай увеличивается или уменьшается в зависимости от суммы кредита и полностью возмещается в момент выплаты долга. На персональном счете клиента остается символическая сумма в 5 долларов, что дает ему право считать себя членом СКФ и пользоваться ее услугами. Активы СКФ считаются при этом кооперативной собственностью ее членов.
Кроме инспекции на федеральном уровне, все институты СКФ имеют и другие гарантии финансовой стабильности, в том числе:
- резервирование капитала. СКФ требует от всех кредитных учреждений достигать и поддерживать стандарт резервирования капитала на уровне 7% активов;
- межбанковские соглашения о взаиморасчетах. Начиная с 1992 года все банки СКФ работают согласно стандартам межбанковского соглашения о взаиморасчетах;
- страховой фонд. С 1988 г. банки СКФ платят ежегодные отчисления в страховой фонд. Отчисления будут производиться до тех пор, пока фонд не превысит 2% застрахованных обязательств, или 1,1 млрд. дол. (на 01.01.94 г. составлял 642 млн. дол.).
Опыт СКФ США по организации специфической кооперативной формы мог бы быть принят к действию в Республике Казахстан, если бы победила точка зрения, что именно такая форма наиболее имманентна современным экономическим преобразованиям в нашей стране, В этом случае такая кооперативная система вполне бы подошла в качестве образца независимого агентства по финансированию сельского хозяйства, работающего с государством через частных посредников.
Важной составной частью банков с ко-кредиты ой системы КНР является сельская кредитная кооперация, образуемая сельскими жителями путем объединения их средств. Официально сельские кредитные кооперативы (СКК) имеют статус финансовой организации коллективной собственности, создаваемой крестьянами под руководством местных правительств на принципах добровольности и взаимной выгоды.
Средства, накопления и другое имущество СКК находятся в коллективной собственности их членов. Статус последней означает, что СКК должны действовать на хозрасчетных началах, нести полную ответственность как за получаемые ими доходы, так и за возможные убытки. Вместе с тем, СКК рассматриваются как низовые организации сельскохозяйственного банка КНР, что обусловливает определенную специфику их деятельности.
Главная функция СКК - осуществление операции ПО вкладам и кредитам прежде всего с организациями коллективной экономики деревни и их отдельными членами. Они должны производиться в соответствии с единым государственным планом и системой управления наличными денежными средствами.
Но данным сельхозбанка КНР, в стране насчитывается почти 61 тыс. СКК и около 30 тыс. их филиалов, где занято более 433 тыс. освобожденных работников. Число кредитньгх пунктов достигло 294 тыс. В них без отрыва от основного производства трудится 304 тыс. человек. Филиалы СКК создаются в основном в местностях с оживленной экономической деятельностью или в отдаленных районах. Их счета централизованно учитываются СКК, поскольку сами они не обладают хозяйственной самостоятельностью. Кредитные пункты СКК, действующие в деревнях, составляют нижний уровень кредитных кооперативов и несут общую с ними ответственность за доходы, а также имеют единое регулирование денежных средств. В рамках единой государственной политики в области кредитования, кредитные пункты производят операции по вкладам и краткосрочным кредитам для крестьян. В удаленных от СКК районах, в случае необходимости и при наличии возможностей, кредитные пункты могут с разрешения соответствующих органов заниматься вкладами специализированных бригад групп и т.п., а также выдавать небольшие кредиты на производственные расходы, В отличие от СКК и их финансов, работники кредитных пунктов не освобождаются от производственной деятельности, их работа оценивается СКК лишь в зависимости от выполненного объема финансовых операций, либо в виде фиксированной оплаты плюс премий.
Кредиты СКК подразделяются на три группы: кредиты на производстве, длительные расходы и приобретение производственного оборудования, предоставляемые сельскохозяйственным организациям коллективной собственности; кредиты волостным и поселковым предприятиям; индивидуальные кредиты крестьянам.
Выделяемые кредитные ресурсы сельскохозяйственным коллективным предприятиям на производственные расходы носят краткосрочный характер и выдаются им кредитными кооперативами, как правило, на приобретение удобрений и ядохимикатов, семян, топлива для оплаты механизированной обработки земли, воду, электричество и т.д.
Срок их возврата после продажи продукции сельского хозяйства не превышает одного года. Следует отметить, что кредиты на оборотные средства составляют 80 % всех кредитных ресурсов, предоставляемых СКК. СКК также участвует в кредитовании волостных и поселковых предприятий, предоставляя им средства для формирования как оборотных, так и основных фондов.
Кредитование осуществляется на следующих условиях: согласие вышестоящих руководящих органов для ведения хозяйственной деятельности на хозрасчетных началах; наличие определенного объема собственных средств, источников сырья и путей реализации продукции, квалифицированного руководства, источников покрытия возможных убытков и счета в банке. Кредиты волостным и поселковым предприятиям предоставляются на срок от одного года до трех лет.
Цель выдачи кредита третьего вида — материальная поддержка подрядного, а также специализированного производства сельскохозяйственной продукции и продукции семейных подсобных промыслов, кроме того, они могут выдаваться и на бытовые нужды. Условия кредитования включают соответствие производственно-хозяйственной деятельности крестьянских дворов государственной политике в этой сфере; обеспечение достаточно высокой экономической эффективности производства; наличие гарантированных источников возврата полученных кредитов и соответствующих гарантий организаций заемщиков или отдельных лиц. Срок ссуды, как правило, не превышает одного года.
Высший орган СКК - общее собрание его членов или собрание их представителей. Заседания должны проводиться не реже одного раза в полугодие. В компетенцию собрания входят: выборы членов правления и ревизионной комиссии; утверждение и контроль за выполнением планов операций и финансовых планов; утверждение процентных ставок по вкладам и кредитам; контроль за деятельностью правления и ревизионной комиссии; утверждение бюджета СКК и проверка его исполнения; утверждение предложений по распределению прибылей. Правление и ревизионная комиссия выбираются собранием представителей, а выборные органы, в свою очередь, избирают своих председателей и их заместителей.
В ходе реформы системы управления СКК важную роль стали играть их уездные объединения. После кооперации СКК данного уезда каждый из них в отдельности остается по-прежнему хозрасчетной экономической единицей с самостоятельной ответственностью за свои доходы и убытки и независимым хозяйствованием; руководящие органы уездного объединения избираются собранием представителей уездных СКК. Свою деятельность объединение осуществляет под руководством уездного отделения сельхозбанка. В его задачи входят: регулирование в рамках уезда остатка денежных средств СКК; привлечение из дохода СКК определенного объема денежных ресурсов в фонды взаимопомощи, упорядочения получаемой ими прибыли и возможных убытков, централизованное распределение расходов на пособия по увольнению и пенсионерам; руководство работой по подготовке кадров; сведение, выдача планов уездных СКК.
В последние годы в связи с созданием в Китае плановой рыночной экономики на базе сосуществования различных форм собственности коллективного хозяйствования такие формирования получили широкое развитие, но, видимо, их роль в различных сферах экономики КНР будет ограниченной.
Кредитная кооперация в России имеет долголетнюю историю. Кредитные и ссудосберегательные товарищества в начале становления осуществляли реальную финансовую помощь крестьянам, ослабляли их кабальную зависимость от поставщиков и частных банков. Государство оказывало системе кредитной кооперации всемерную поддержку с целью ее развития, используя кооперативные структуры для распределения государственных субсидий и льготных кредитов. Россия дважды использовала кредитную кооперацию для развития хозяйства: в первый раз — в дореволюционный период, во второй — в период НЭПа для возрождения разрушенного хозяйства. Не исключено, что России суждено испытать этот путь развития и н третий раз. Тем более, что в двух первых случаях он существенно способствовал укреплению экономики страны и ее денежного обращения. Нельзя не учитывать, что Россия к 1917 г. была в числе наиболее кооперированных государств. Кооперация охватывала более половины населения России. Низовых кредитных кооперативных обществ и товариществ в стране насчитывалось свыше 16 тыс.
Кредитные кооперативы занимались обслуживанием производственных нужд населения путем предоставления ссуд, операциями по ценным бумагам, принимали вклады от своих членов, сторонних физических и юридических лиц, поручения по платежам и переводам денежных сумм, выдавали ссуды на нужды, не связанные с производством своим членам и другим заемщикам. Кооперативная кредитная система была обращена лицом к миллионам мелких и средних производителей товаров, от активизации производственной деятельности которых зависело восстановление общественного производства.
Современный этап возрождения кредитной кооперации носит ряд особенностей, которые делают ее уязвимой: возрождение кредитной кооперации в форме кооперативных банков происходит в условиях экономического кризиса страны; у большинства населения страны практически отсутствуют существенные накопления денежных средств, в значительной степени утрачены традиции населения в области взаимоотношений с банками, с частным производством, коммерцией, отсутствует должная государственная и банковская поддержка и целевое стимулирование учреждений кредитной кооперации на системной основе; недостаточна поддержка кооперативных банков со стороны населения, которая избегает помещать в них свои вклады, опасаясь за их возвратность; увлеченность кооперативных банков обслуживанием коммерческих сделок не кооперативных структур; отсутствие центральных и региональных банков кооперативного кредита.
В Волгоградской области уже сделаны первые шаги: создана многоуровневая система сельскохозяйственного кооперативного кредита.
Правовой основой создания системы сельскохозяйственного кооперативного кредита служат: Гражданский Кодекс Российской Федерации, Закон «О сельскохозяйственной кооперации» и разработанный на его основе закон Волгоградской области «О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», принятый областной думой в марте 1997 г. Основой, низшей ступенью являются одиннадцать первичных кредитных кооперативов. Кооператив является некоммерческой организацией и представляет собой добровольное объединение физических и юридических лиц — сельскохозяйственных производителей, а также снабженческих сбытовых, сервисных и др, предприятий агропромышленного комплекса.
Основная его цель взаимное кредитование пайщиков, Кооператив занимается сбором паевых взносов своих членов, выдачей займов, размещением временно свободных средств на депозитах банков и в казенные ценные бумаги, выступает гарантом или поручителем по обязательствам своих членов.
Вторая ступень — областной потребительский сельскохозяйственный кредитный кооператив «Содружество», который планируется преобразовать в народный кооперативный банк.
Третью ступень на межрегиональном уровне представляет союз сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, который в свою очередь вступил во Всероссийскую кооперацию кредитных кооперативов, имеющую выход на международный уровень.
Огромное значение в развитии кредитных отношений на селе имеет принятие Законов «О кооперации» и «Кредитных союзах» в Кыргызской Республике. Кредитный союз согласна закону определяется как некоммерческая финансово-кредитная организация, создаваемая в целях оказания помощи своим участникам (членам) путем слияния личных сбережений участников кредитного союза и их использования для взаимного кредитования по приемлемым, процентным ставкам, а также оказания финансовых услуг.
Национальный банк Кыргызской Республики выдает лицензии и ведет реестр кредитных союзов. Сведения о кредитных союзах, имеющих лицензию, публикуются в средствах массовой информации. Лицензия выдается на неограниченный срок> является именной, не подлежит передаче третьим лицам и действует, на территории тех населенных пунктов, которые определены в уставе кредитного союза. Кредитный союз образуется 10 и более физическими лицами, которые:
- близки по роду занятий или профессий или имеют общего, работодателя или;
- проживают в одном или нескольких близлежащих населенных пунктах.
Требования к минимальному размеру капитала кредитного союза и порядок его формирования устанавливаются Национальным банком Кыргызской Республики. Капитал кредитного союза должен быть, сформировав за счет денежных средств участников. Не допускается формирование капитала кредитного союза основными средствами, ценными бумагами и нематериальными активами.
Кредитный союз с учетом ограничений, установленных Национальным банком Кыргызской Республики, может инвестировать свободные денежные средства, не используемые для кредитования.
Совокупные вложения кредитного, союза в основные средства, такие как здания, земля, мебель и оборудование, которые необходимы для ведения кредитным соеозом своей хозяйственной деятельности, не могут.превышать размера, установленного регулирующими нормами банковского законодательства.
Кредитные союзы обязаны создавать резервы для покрытия потенциальных потерь и убытков по кредитам и инвестициям или других потерь по активам, не подлежащие распределению среди участников кредитного союза, кроме случая ликвидации кредитного союза, в размерах, устанавливаемых банковским законодательством.
Национальный банк Кыргызской Республики вправе:
- устанавливать нормы отчислений, в резервы;
- изменять формулу расчета размера резервов;
- отменять по соответствующей причине требования формирования резервов в каком-либо одном или более отчетных периодах.
Отчисления в резервы должны производиться до выплаты дивидендов по сберегательным паям.
Кредитный союз может создавать иные резервы, связанные с деятельностью кредитного союза. Национальный банк Кыргызской Республики
- осуществляет регулирование деятельности кредитных союзов в целях сохранения стабильной финансовой системы и защиты интересов участников кредитных союзов.
- в целях осуществления своих функций, связанных с регулированием деятельности кредитных союзов имеет право выпускать нормативные акты (инструкции, директивные указания и т.п.), запрашивать и получать необходимую информацию, которой располагает кредитный союз, и принимать меры и санкции, предусмотренные настоящим Законом и банковским законодательством,
- осуществляет, надзор за деятельностью кредитных союзов путем изучения и анализа их деятельности по представленным отчетам и информации, а также путем проведения проверок на местах.
- имеет право, издавать распоряжения, прекращающие любые фактические или планируемые действия кредитного союза, предварительно представив убедительные доказательства того, что кредитный союз:
- занимается или готов заняться небезопасной или ненадежной финансовой деятельностью;
- нарушает положения банковского законодательства или нормативных актов или предписаний Национального банка Кыргызской Республики и/или устава кредитного союза.
- имеет право применять предупредительные меры и санкции, предусмотренные банковским законодательством,
В случае реализации залогового имущества лицу, не являющемуся участником кредитного союза, кредитный союз имеет право покрыть затраты, связанные с оформлением сделки купли-продажи, с учетом ограничений, установленных Национальным банком Кыргызской Республики.
Финансовые услуги, оказываемые кредитным союзом, а также обороты, связанные с его капиталом и привлеченными средствами, не носят коммерческого характера и не преследуют цели получения прибыли. Расходы по кредитному союзу включают необходимые затраты, связанные с текущей деятельностью кредитного союза, и дивиденды по сберегательному паю, выплачиваемые по итогам финансового года.
В развивающихся странах кооперативы выступают и в качестве психологического посредника между сельским населением и банками, разъясняя обеим сторонам позицию каждой. Важная функция кооператива состоит в привязке суммы взятых кредитов к способности населения к сбережению, стоимости произведенной продукции и возможности ее маркетинга, закупке необходимых для производства ресурсов, анализу складывающейся конъюнктуры рынка. В большинстве случаев функционирования кредитных кооперативов срабатывал механизм снижения трансакционных издержек, однако норма возврата кредитов варьировалась по разным странам. Сбережения населения в значительных масштабах привлекались лишь в некоторых странах, например в Германии, США совмещение кредитной функции с не менее важными производственными удавалось не всегда.
Одной из существенных причин неэффективности развития кооперативного кредита в развивающихся странах явилось функционирование кооперативов как инструментов государственной политики в ущерб кооперативным предприятиям, основанным на обслуживании экономических интересов своих членов. Поэтому так часто кооперативы создавались как однофунхциональные кредитные организации, которые быстро теряли способность вести бизнес самостоятельно.
Обзор литературных источников позволяет сделать вывод о том, что в мировой практике использование кредитных кооперативов является одним из серьезных направлений финансирования сельскохозяйственного производства. В зависимости от уровня экономического развития страны государства принимают равную степень участия в организации деятельности кредитных кооперативов, но непременным условием развития кооперативного кредитования сельских товаропроизводителей является государственная поддержка.