Обеспечение опережающего развития частного сектора, увеличение его доли в  экономике страны, а также расширение малого бизнеса указывались в качестве  приоритетных направлений реализации экономических реформ в докладе Президента на  совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса 28 января 2005  года.

В целях практической реализации приоритетных задач было принято Постановление  Президента № ПП-24 от 10 марта 2005 года «О Программе по реализации целей и задач  демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны», в  котором предусматривается расширение системы микрокредитования.

Особый статус микрофинансирования в общегосударственном масштабе усиливает  объявление 2005 года международным Годом микрофинансирования, прикладным  проявлением которого явилось создание информационного сайта microfinance.uz.  Микрофинансирование в Узбекистане пока не получило широкого развития. Из всех  возможных услуг микрофинансирования1 преобладающими являются микрокредиты  (микрозаймы) и микролизинг (в незначительной степени).

При стимулировании процесса микрофинансирования его значимость для решения  проблем занятости, бедности и расширения предпринимательства, особенно в сельской  местности, трудно переоценить. Одновременно с этим снизится привлекательность  всевозможных подпольных схем финансирования, которые являются микрофинансовыми  по принципу организации, но преследуют цели с политическим контекстом.

Меры стимулирования дальнейшего развития микрофинансирования включают,  прежде всего, разработку законодательно-нормативной базы. Хотя отдельные компоненты  микрофинансирования существуют в Узбекистане уже в течение 7 лет, однако их  правовая база разработана неравномерно: при наличии полного пакета документов по  микрокредитованию коммерческими банками и кредитными союзами отсутствует  нормативно-правовая база микрокредитования со стороны ННО-МФО. Не разработана  также правовая база микрострахования, микролизинга и микросбережений.

Другой важной проблемой является отсутствие ясного юридического статуса и  регистрационной процедуры для разных типов МФО. Особого внимания требуют также  вопросы налогообложения МФО и их доступ к внешним источникам заемного капитала.

Существует ряд проблем технического характера, связанных с отчетностью,  кадровыми вопросами, информационными компонентами, финансовой устойчивостью,  налично-денежными операциями, внедрением новых микрофинансовых продуктов,  координацией усилий, адресности и эффективности использования микрокредитных  ресурсов.

Система кредитных союзов Узбекистана продолжает играть значительную роль в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства, а также в расширении доступа физических лиц к кредитным ресурсам.

В результате эффективной работы кредитных союзов на финансовом рынке страны, заметно растет внимание к их деятельности. На вопросы по данной тематике, ответили Низомиддин Мурадов, исполнительный директор Ассоциации кредитных союзов Узбекистана и Музаффар Мадаминов, Национальный координатор проекта Германского общества по техническому сотрудничеству «Содействие развитию микрофинансирования в Центральной Азии».

С принятием Закона Республики Узбекистан "О кредитных союзах" в 2002 году были сделаны первые шаги по созданию нового сегмента финансового сектора – кредитных союзов, являющихся первыми небанковскими финансовыми институтами в республике.

В период становления данного сегмента, кредитные союзы, доказали важность своей роли в финансовой системе республики и развитии малого бизнеса и частного предпринимательства, а также в оказании широкого спектра финансовых услуг населению, ранее не имевшему доступа к источникам финансирования.

Следовательно, необходимо постоянное совершенствование кредитных союзов путем их институционального развития и укрепления их финансового состояния.

В связи с этим, а также в целях объединения и поддержки кредитных союзов, представления и защиты их интересов в Правительстве, Центральном банке и других государственных органах, содействия в разработке и принятия правовых актов, стимулирующих развитие кредитных союзов, кредитными союзами республики было принято решение о создании Ассоциации кредитных союзов.

Ассоциация кредитных союзов образована и зарегистрирована Министерством Юстиции Республики Узбекистан 6 июня 2005 года.

Основными направлениями деятельности Ассоциации, помимо вышеупомянутых целей, являются:

  • объединение кредитных союзов, представление и защита их прав и интересов;
  • содействие внедрению общих параметров операционной деятельности для членов Ассоциации;
  • определение независимой стратегии стабильного развития кредитных союзов для внесения на рассмотрение в органы государственной власти и управления;
  • осуществление маркетинговых исследований;
  • исследование законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных союзов, решений Центрального банка Республики Узбекистан и органов государственной власти и управления, затрагивающих деятельность кредитных союзов;
  • содействие в разработке и принятии правовых актов, стимулирующих развитие кредитных союзов;
  • организация систем повышения квалификации работников и членов выборных органов кредитных союзов;
  • изучение международного опыта организации деятельности кредитных союзов;
  • разработка рекомендаций и предложений для кредитных союзов по внедрению в их деятельность эффективных финансовых инструментов;
  • поддержание деятельности, кредитных союзов, в том числе путем поддержки ликвидной позиции кредитных союзов;
  • организация стабилизационного фонда и управление данным фондом;
  • организация конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
  • разработка и обеспечение кредитных союзов оперативной, научно-методической информацией;
  • разработка, организация и предоставление услуг членам для выполнения уставных задач;
  • иные цели, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Уставу.

С момента образования Ассоциация уделяет особое внимание работе по информационной поддержке кредитных союзов для повышения информированности населения, а также государственных органов и иных организаций об их деятельности, которая направлена на продвижение интересов кредитных союзов, представление и защиту их в государственных органах власти и регулирующих органах. Ее основная цель – формирование в Узбекистане институционально развитой, надежной, стабильной и динамично развивающейся системы кредитных союзов.

Высокие темпы роста основных показателей кредитных союзов и повышенный спрос на их финансовые услуги также обусловлены высокой ликвидностью кредитных союзов, доступностью их финансовых услуг для широких слоев населения, включая малообеспеченных, быстротой обслуживания, упрощенностью процедур кредитования, а также гибкой процентной политикой, как по депозитным, так и кредитным продуктам.

Обеспечение стабильного и динамичного развития кредитных союзов и формирование финансово устойчивой и надежной системы кредитных союзов в республике, является приоритетным направлением деятельности Ассоциации кредитных союзов.
Но все же, темпы развития финансового сектора, в том числе небанковского, требуют от Ассоциации дальнейшего развития кредитных союзов и налагают на Ассоциацию выполнение более сложных и комплексных задач. Так, с 1 марта 2007 года Ассоциацией:

  • разработана и внедрена система взаимного гарантирования обязательств между кредитными союзами, предусматривающая механизмы надзора за деятельностью кредитных союзов и контроля за их рисками;
  • в целях развития устойчивой системы кредитных союзов в республике, а также внедрения системы гарантирования вкладов физических и юридических лиц, членов кредитных союзов, для обеспечения их защиты и сохранности, образован Стабилизационный фонд Ассоциации "Альянс Гарант" и запущена система гарантирования вкладов членов, используемая в случаях банкротства и ликвидации кредитных союзов – членов Ассоциации.
  • в рамках системы взаимного гарантирования внедрены механизмы и инструменты стабилизации финансового состояния кредитных союзов, имеющих определенные операционные и финансовые проблемы;
  • в целях обеспечения ликвидности кредитных союзов в рамках Стабилизационного фонда аккумулированы необходимые средства и внедрена система поддержки ликвидной позиции кредитных союзов – членов Ассоциации.

Анализ показывает, что правовая база, регулирующая отношения, связанные с  микрокредитованием банками физических и юридических лиц, создана в наиболее  полном виде. Банки имеют право заниматься микрокредитованием без каких-либо ограничений, но с учетом отдельных условий.

Кредитный Союз- абсолютно новая форма  кооперативной финансовой организации для  Узбекистана, принадлежащая и управляемая на основе  демократических принципов своими членами и для  своих членов, с целью привлечения депозитов и  использования аккумулированных средств для выдачи  кредитов и предоставления других финансовых услуг  своим членам.

Кредитные союзы в Узбекистане осуществляют свою  деятельность на основании Закона РУз «О кредитных  союзах», который был принят 4 апреля 2002 года и в  который были введены изменения 4 апреля 2006 года,  и в который вносятся новые изменения в настоящее  время.

По состоянию на март 2011 г. в Узбекистане функционируют 122 кредитных союза, объединяющий более 220 тыс. пайщиков. Кредитные союзы распределены по территории республики следующим образом:  Город Ташкент – 28, Ферганская область- 26, Андижанская область – 17, Ташкентская область – 12,  Бухарская область – 10, Самаркандская область – 4, Наманганская область – 4,  Сурхандарьинская область – 4, Навоийская область – 4, Хорезмская область –5,  Кашкадарьинская область –3, Джизакская область – 3, Сырдарьинская область – 2 .

Структура активов  кредитных союзов во многом отличается от структуры активов других участников финансового  рынка. При этом, необходимо отметить, что на фоне динамичного развития отечественного  финансового рынка происходит заметное повышение роли и значения Ассоциации кредитных  союзов (АКС), объединяющей под своей эгидой ведущие кредитные союзы республики. Согласно  имеющейся информации, по состоянию на 1 апреля 2011 года в АКС входит 42 кредитных  союзов, включая 15 членов АКС и 27 партнеров АКС. По состоянию на 1 апреля 2011 года размер  Стабилизационного фонда «Альянс Гарант», основной функцией которого является обеспечение  гарантирования вкладов членов кредитных союзов, увеличился на 36,85% по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года. В настоящее время фондом гарантированны вклады  9,627 членов кредитных союзов на сумму более 7,41 млрд. Сум.

В целом по итогам 1 квартала 2011 года члены и партнеры Ассоциации кредитных союзов  Узбекистана объединяли в своих рядах порядка более 128 тыс. участников. Таким образом,  количество членов кредитных союзов, объединенных в Ассоциации кредитных союзов  Узбекистана, выросло на 37,3% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

Также, в отчетном периоде, прослеживается общая положительная динамика роста удельного  веса активных членов в общем количестве членов КС, то есть тех, которые не просто являются  членами кредитных союзов, но также активно пользуются финансовыми услугами КС – получают  кредиты или вкладывают средства на депозиты. Этот факт в очередной раз свидетельствует о  значительно возросшем доверии  населения к кредитным союзам и  повышении  эффективности  предоставляемых ими услуг.

Проведенный анализ финансовых  результатов  показал,  что  кредитным союзам – членов и  партнеров АКС  по итогам  1  квартала 2011 года в целом  удалось увеличить все основные  финансовые показатели своей  деятельности.

Так,  в  первом  квартале  текущего  года  суммарные  активы  кредитных  союзов членов и партнеров АКС  увеличились на 53% в сравнении с  аналогичным периодом предыдущего года и на 1 апреля 2011года составили более 162 млрд.  сумов.

Структура активов  кредитных  союзов членов и партнеров АКС  включает  следующие  виды  активов:  ликвидные  активы,  включая  краткосрочные  ликвидные инвестиции (1,55%),  активы,  приносящие  доход,  включая кредитный портфель и  долгосрочные  финансовые  инвестиции (91,23%), основные  средства (чистые) (2,80%) и  другие активы (4,41%). Основная  часть  активов, приносящих  доход,  складывается,  в  основном, за счет выданных  кредитов, доля которых в активах составила 90,98%.

Анализ структуры кредитного  портфеля кредитных союзов  показывает,  что  основным  активом, приносящим доход,  является кредитный портфель,  чистая доля которого в общих  активах  кредитного  союза  составила 90,98% на конец 1  квартала 2011 года. Кредитные  союзы предоставляют кредиты  только  своим  членам  на  договорной  основе  на  принципах  срочности,  возвратности и  платности,  целевого использования и в  соответствии с условиями, определяемыми  кредитной политикой, утверждаемой Советом  кредитного союза. Кредитный союз может выдавать обеспеченные, а также доверительные  кредиты. Обеспечением кредита, выдаваемого члену кредитного союза, может также служить  поручительство другого члена КС или третьих лиц. К преимуществам КС относится и то, что они  имеют право выдавать кредиты своим членам, как в наличной, так и в безналичной форме, а  также сравнительно упрощенная процедура выдачи кредитов и оперативное принятие кредитных  решений. За отчетный квартал объемы кредитования кредитными союзами своих членов  существенно выросли. Общий объем кредитного портфеля (брутто) КС – членов и партнеров АКС  по итогам 1 квартала 2011 года увеличился на 53,93% в сравнении с аналогичным периодом  предыдущего года и достиг 148,9 млрд. сум. Таким образом, темп роста кредитного портфеля в  кредитных союзах – членов и партнеров АКС практически соответствует росту активов, но при  этом доля кредитного портфеля в общей структуре активов незначительно увеличилась.

Высокий удельный вес кредитного портфеля в активах отражает эффективность использования  кредитными союзами имеющихся ресурсов для удовлетворения потребностей их членов в  кредитах. Значительная часть кредитов (53,56%) была направлена на финансирование  коммерческих проектов своих членов, в том числе на кредитование предприятий  промышленного сектора – 5,47%,  сельского  хозяйства – 17,18%, сферы торговли и  общественного питания - 30,91%. Кредиты, предоставленные на удовлетворение личных нужд,  составляют – 34,51% и на приобретение недвижимости – 11,93%. При этом крупные кредитные  союзы в своем кредитном портфеле имеют наибольшую долю кредитования промышленного  сектора и сельского хозяйства. В структуре кредитов средних кредитных союзов преобладает  доля кредитов, предоставленных сфере торговли и услуг, а также сельскому хозяйству.

Значительная доля кредитного портфеля малых кредитных союзов предоставлена на личные  потребительские нужды своих членов.

Анализ кредитного портфеля по типам заемщиков показывает, что основную долю составляют  физические лица – 94,83% (1 квартал 2010 г. - 96,14%), из которых на долю мужчин приходится  60,05% (1 квартал 2010 г.- 68,57%), на долю женщин – 34,78% (1 квартале 2010г – 27,56%).
Юридические лица, преимущественно частные предприятия, занимают 5,17% (3,86 %)  кредитного портфеля КС – членов и партнеров АКС.

При выдаче кредитов кредитными союзами особое внимание уделяется диверсификации  ссудного портфеля. В целях повышения его качества и надежности создаются резервы по  возможным убыткам. Так совокупный объем сформированного резерва по возможным  убыткам на конец 1 квартала 2011 года составил 0,69% (2,14%) от валового ссудного портфеля  КС – членов и партнеров АКС.

Анализ структуры кредитного портфеля кредитных союзов, членов и партнеров Ассоциации,  показал, что основная доля выданных кредитов приходится на кредиты со сроком от 180 до 365  дней (от 6 до 12 месяцев)- 57,65%, при этом существенную долю составляют кредиты на срок  более года - 41,33%, на долю же кредитов на срок менее 6 месяцев приходится 1,03% от  кредитного портфеля.

Кредиты размером ниже 5 млн. сум составляют почти 34,67% от общего объема и 73,11% от  общего количества кредитов кредитных союзов- членов и партнеров АКС. При этом средний  размер кредита составил 3 339 тыс. Сум.

Проведение активной работы  по  привлечению депозитов способствовало  повышению роли кредитных союзов в  мобилизации  свободных  денежных  ресурсов своих членов. Анализ структуры  пассивов кредитных союзов - членов и  партнеров  Ассоциации кредитных  союзов  Узбекистана  показал,  что  основную часть в них  занимают  обязательства кредитных союзов – членов  и партнеров АКС. На 1 апреля 2011года их  доля в пассивах  составила 76,66%,  снизившись при этом в сравнении с  аналогичным периодом предыдущего  года на 2,29%. Преимущественная часть  приходится  на  долю  привлеченных  депозитов, которые составили 92,50% всех обязательств. Совокупные обязательства КС – членов и  партнеров Ассоциации кредитных союзов по итогам 1 квартала 2011 года увеличились на 48,57%,  по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Активизация работы по привлечению  депозитов способствовала повышению роли кредитных союзов – членов и партнеров в сфере  небанковских финансовых услуг. Проведенные исследования показали, что  почти все  финансовые ресурсы КС – членов и партнеров АКС получены ими от своих пайщиков, т.е.  кредитные союзы представляют собой полностью самофинансируемые организации. Вклады  пайщиков на депозитных счетах по сравнению с 1 кварталом 2010 года выросли на 51,64% и  достигли 115,2 млрд. сум. Удельный вес депозитов в совокупности составил 70,91% от общего  объема активов кредитных союзов. Таким образом, вклады членов КС на депозитные счета  остаются основным источником ресурсов в КС. При этом анализ структуры депозитов по типам  вкладчиков показывает, что 94,19% от общей суммы депозитов занимают депозиты физических  лиц, включая 44,13% - мужчин и 50,06% женщин. Юридические лица, представленные в основном  частными предприятиями, вложили на депозиты 5,81 % от общей суммы депозитов КС. Другие   статьи в структуре пассивов имеют незначительную долю, так внешние займы составили лишь  0,69% от общих обязательств (2,12% на 31.03.2010), а краткосрочные обязательства к оплате — 6,81%  (7,26% на 31.03.2010).

Показатель соотношения депозитов к кредитам (брутто) составил – 77,40%, что указывает на то,  что большая часть кредитных операций финансируется за счет депозитов, привлеченных от  членов КС. При этом самую высокую долю депозитов со сроком свыше одного года имеют  крупные кредитные союзы.  Это указывает на более стабильный источник ресурсов, который позволяет крупным кредитным  союзам прогнозировать свою деятельность на более долгий период. Анализ структуры депозитов выглядит следующим образом: депозиты сроком до 90 дней 13,96%, сроком от 91 до  180 дней 8,73 %, сроком от 181 до 365 дней 56,84%, сроком свыше одного года 20,47% от общей  суммы депозитов КС членов и партнеров АКС. Таким образом, сроки принимаемых от членов  депозитов в разрезе до 180 дней не совпадают со сроками выдаваемых кредитов, что может  вызвать проблемы с ликвидностью у кредитных союзов при наступлении сроков краткосрочных  депозитов, т.к. средства размещены в более долгосрочные кредиты.

Депозиты размером ниже 5 млн. сум составляют почти 20,26% от общей суммы и 70,84% от  общего количества депозитов, привлеченных от членов кредитных союзов. При этом средний  размер депозита составил 5 619 тыс. сум, что почти в полтора раза превышает средний размер  кредита.

В Узбекистане действуют следующие Государственные программы  развития  кредитных союзов:

  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В  РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН ДО 2010 ГОДА,  утверждена Постановлением Кабинета Министров  Республики Узбекистан 8 июня 2006г. № 114
  • О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО  РЕФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ  ФИНАНСОВО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  В 2011-2015 ГОДАХ И ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ  МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ,  утверждена Постановление Президента Республики Узбекистан 26 ноября 2010г. № ПП-1438

Правовую основу деятельности кредитных союзов составляют:

  • Закон “О кредитных союзах (принят в апреле 2002 года,  внесены поправки в апреле 2006). В настоящее время  вносятся изменения.
  • Закон «О микрофинансировании» (принят 25 августа 2006  года). В настоящее время вносятся изменения.
  • Положение о порядке государственной регистрации  кредитных союзов и выдачи им лицензий (принято  Центральным Банком 23 января 2010 года № 3/6,  зарегистрировано Минюстом 1 марта 2010 г. № 2084)
  • Правила проведения кредитными союзами финансовых  операций: положение Центрального банка от 14 сентября  2002 г. No 516 (зарегистрировано Минюстом 7 октября 2002 г.  № 1179)
  • План счетов бухгалтерского учета в кредитных союзах  (принят ЦБРУ 14 марта 2009 года, зарегистрирован Минюстом  20 апреля 2009 года №1944)
  • Инструкция по ведению бухгалтерского учета в кредитных  союзах (принята ЦБРУ 30 ноября 2002 года,  зарегистрирована Минюстом 27 марта 2003 года №1228)
  • Положение о минимальных квалификационных требованиях  к руководителям исполнительного органа кредитных союзов  и микрокредитных организаций (принято ЦБРУ 7 октября  2006г., зарегистрировано Минюстом 14 ноября 2006 г.  №1641)
  • Правила ведения кассовых операций кредитными союзами,  микрокредитными организациями и ломбардами (принято 21  июля 2007 г., зарегистрировано Минюстом 24 сентября 2007  г. №1719)
  • Положение о порядке реорганизации и ликвидации  кредитных союзов (принято ЦБРУ 10 апреля 2008 года,  зарегистрировано Минюстом 22 мая 2008 г. No1815)  Правовая основа деятельности  кредитных союзов
  • Правила внутреннего контроля по противодействию  легализации доходов, полученных от преступной  деятельности, и финансированию терроризма в  небанковских кредитных организациях  (зарегистрированы МинЮстом 28 октября 2010 года  №2027)
  • Положение о требованиях, предъявляемых к кредитной  политике кредитных союзов (принято ЦБРУ 5 февраля  2011г, зарегистрировано МинЮстом 14 марта 2011г)
  • Положение о порядке проведения проверки кредитных  союзов, микрокредитных организаций и ломбардов  Центральным банком (принято ЦБРУ 5 февраля 2011г.,  зарегистрировано МинЮстом 14 марта 2011г)

В первом квартале 2011 года были два новых нормативных акта, напрямую регулирующих  деятельность кредитных союзов.

Постановление Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 5 февраля 2011 года  № 4/3 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к кредитной политике  кредитных союзов".  (Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 14 марта 2011 г.,  регистрационный No 2208). Вступает в силу с 24 марта 2011 года.

Данным Постановлением утверждено Положение о требованиях, предъявляемых к кредитной  политике кредитных союзов, в том числе:

  • Были определены основные цели кредитной политики кредитных союзов
  • Требования к ответственности за разработку, утверждение и пересмотр кредитной  политики
  • Цели и задачи кредитного комитета и порядок проведения заседаний
  • Требования к кредитным продуктам, графику погашения кредитов и установлению процентных ставок
  • Требования к раскрытию методов выдачи кредитов и их взысканию
  • Требования к пролонгации кредитов и порядок утверждения
  • Требования к установлению критериев платежеспособности и проведению мониторинга
  • Требования к раскрытию информации об оценке залога и обеспечения
  • Требования к установлению порядка выдави поручительств от имени кредитного союза и  т.д.

Данное Положение вступило в силу 24 марта 2011 года и все кредитные союзы должны привести  свою кредитную политику в соответствии с данными требованиями.

Постановление Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 5 февраля 2011 года  № 4/4 "Об утверждении Положения о порядке проведения проверки кредитных союзов,  микрокредитных организаций и ломбардов Центральным банком Республики Узбекистан".  (Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 14 марта 2011 г.,  регистрационный No 2209). Вступает в силу с 24 марта 2011 года.

Данным Постановлением утверждено Положение о порядке проведения проверки кредитных  союзов, микрокредитных организаций и ломбардов Центральным банком Республики  Узбекистан. В соответствии с данным Положением устанавливаются требования к процедуре  проведения очередной и внеочередной проверок небанковских организаций, порядку  предоставления информации во время проверки, основания для проведения проверок, перечень  информации, оцениваемый во время проверки, документы, служащие основанием для  проведения проверки, требования к отчету по результатам проверки, права и обязанности  небанковских организаций по время проверок, права и обязанности Центрального Банка РУ при  проведении проверок и другие.

В настоящее время в рамках проектов ПРООН и ГТЦ по поддержке развития микрофинансирования проводится активная работа по подготовке внесения ряда изменений и дополнений в некоторые Законы и нормативные документы Республики Узбекистан, регулирующие деятельность КС. Таким образом, совершенствование нормативно-правовой базы благоприятно скажется на дальнейшем развитии и обеспечении стабильности системы кредитных союзов Узбекистана.

В плане внесение следующих изменений в законодательство:

  • Разрабатываются изменения в Законы «О кредитных союзах» и «О  микрофинансировании»
  • Новая редакция Инструкции по бухгалтерскому учету
  • Требования к внешнему аудиту
  • Порядок начисления процентов по активам
  • Порядок классификации активов
  • Положение о корпоративном управлении в кредитных союзах
  • Требования к операционным политикам
  • Требования к управлению ликвидностью и кредитным портфелем
  • Положение об определении нездоровой и небезопасной  деятельности и исправительных мерах
  • Требования к автоматизированным системам учета и отчетности

Право юридического лица кредитные союзы приобретают с момента их государственной регистрации. При этом, деятельность КС осуществляется на основании лицензии. В этих целях уполномоченное лицо не позднее 30 дней после принятия учредительным собранием решения о создании кредитного союза представляет в Центральный банк следующие документы в трех экземплярах: заявление о регистрации с указанием местонахождения (почтового адреса), протокол общего собрания учредителей о создании кредитного союза, устав КС, бизнес-план деятельности кредитного союза, документы, подтверждающие финансовое состояние учредителей - юридических лиц, документ банка, подтверждающий формирование уставного фонда КС, банковский платежный документ об оплате регистрационного сбора за государственную регистрацию.

Кроме того, кассовые помещения в здании, где будет располагаться кредитный союз, должны быть технически укреплены и оборудованы средствами охранно-пожарной сигнализации. В этой связи, необходимо получить заключение соответствующего территориального управления Центрального банка о техническом укреплении кассовых помещений и оборудовании средствами охранно-пожарной сигнализации.

После успешного прохождения процедуры регистрации и получения лицензии кредитный союз не вправе непосредственно заниматься производственной, страховой, торгово-посреднической и иной деятельностью, не предусмотренной Законом Республики Узбекистан «О кредитных союзах».

Также КС должен иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на государственном языке и указание места его нахождения. В печати может быть одновременно указано фирменное наименование на любом другом языке. Число членов кредитного союза не может быть менее пятидесяти.

Регулирование деятельности кредитных союзов в Узбекистане основывается на следующих принципах:

  • Требование к лицензированию и регулированию кредитных  союзов (как финансовых институтов, принимающих депозиты)  изначально было заложено в Законе «О кредитных союзах» до  регистрации и получения лицензии первыми кредитными  союзами.
  • Центральный Банк Республики Узбекистан определен в качестве  органа регистрирующего, лицензирующего и регулирующего  деятельность кредитных союзов (также как и для коммерческих  банков).
  • Функции лицензирования, дистанционного надзора и проверок на  местах разделены между двумя Департаментами ЦБРУ:  лицензирование – Управление по лицензированию небанковских  кредитных организаций, дистанционный надзор и проверки на  местах- Департамент надзора и регулирования деятельности  небанковских кредитных организаций

Регулирование кредитных союзов в Узбекистане.

Согласно статье 50 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», Центральный банк Узбекистана осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков, кредитных союзов, микрокредитных организаций и ломбардов с целью поддержания стабильности финансово-банковской системы, обеспечения защиты интересов вкладчиков, заемщиков и кредиторов.

Кроме того, Центральный банк проводит мониторинг и контроль за соблюдением ими правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в специально уполномоченный государственный орган.

Центральный банк Республики Узбекистан:

  • устанавливает обязательные для кредитных союзов правила проведения  финансовых и кассовых операций, ведения бухгалтерского учета и отчетности  проверяет отчетность и другие документы кредитных союзов;
  • получает информацию о деятельности кредитных союзов;
  • проверяет деятельность кредитных союзов;
  • устанавливает требования к проведению аудита деятельности кредитного  союза;
  • дает кредитным союзам обязательные для исполнения  устранении выявленных в их деятельности нарушений;
  • устанавливает  квалификационные  исполнительного органа;
  • требования  к  предписания об  руководителям
  • ограничивает проведение финансовых операций на срок до шести месяцев, а  также вводит запрет на создание филиалов на этот же срок;
  • приостанавливает, прекращает действие лицензии кредитного союза или  аннулирует ее.

Регулятивные требования

  • Минимальные квалификационные требования к руководителю  исполнительного органа.
  • Минимальные требования к уставному фонду (г. Ташкент- 100  тыс.Евро, за пределами- 50 тыс. Евро) по курсу на конец месяца.
  • Уставный фонд должен формироваться только за счет денежных  средств.
  • Минимальное количество пайщиков- 50 лиц. Получение  разрешения ЦБРУ на принятие в членство иностранных граждан.
  • Минимальные требования к адекватности капитала – 15% от  активов
  • Минимальные требования к ежегодным отчислениям в Резервный  Фонд – 15% от чистой прибыли.
  • Минимальные требования к содержанию кредитной политики.
  • Запрет на выдачу кредитов на более благоприятных условиях  членам выборных органов управления и сотрудникам кредитного  союза, а также их близким родственникам.
  • Максимальный размер кредита на одного заемщика или группу  взаимосвязанных заемщиков- 25% от капитала по обеспеченным  кредитам и 10% от капитала по необеспеченным кредитам.
  • Создание резервов по просроченным кредитам – по кредитам со сроком  просрочки от 1 до 6 месяцев- 35% от остатка основного долга, свыше 6  месяцев- 100% от остатка основного долга.
  • Минимальное требование к текущей ликвидности- 20%.
  • Инвестиции свободных денежных средств могут осуществляться только в  государственные ценные бумаги и не должны превышать 20% от активов.
  • Инвестиции в недвижимость не могут превышать 10% от активов.
  • Требование к ежегодному проведению аудита и публикации отчетности по  результатам аудита.
  • Предоставление отчетности в ЦБРУ на ежедневной основе в электронной  форме.
  • Ежегодное проведение общего собрания по итогам прошлого финансового года не позднее июня. Требуемый кворум 50% от всех участников.
  • Получение разрешения ЦБРУ на открытие филиалов
  • Требования к техническому оснащению и безопасности кассового помещения
  • Кассовый лимит рассчитанный исходя из оборотов.
  • Требования к идентификации членов и определения сомнительных и  подозрительных операций .

Кредитные союзы являются плательщиками следующих налогов и  обязательных платежей:

  • Налог на прибыль (9% от налогооблагаемой прибыли)
  • Налог на инфраструктуру (8% от налогооблагаемой прибыли за  минусом налога на прибыль)
  • Отчисления во внебюджетный Пенсионный Фонд (1,6% от дохода)
  • Отчисления во внебюджетный Фонд Школьного Образования (0,5%  от дохода)
  • Отчисления в Республиканский Дорожный Фонд (1.4% от дохода)
  • Налог на имущество (3.5% от среднегодовой стоимости имущества)
  • Кредитные союзы, подпадающие под категорию микро- и малых  предприятий могут перейти на упрощенную систему  налогообложения (единый налоговый платеж, который составляет  6% от валового дохода и уплачивается взамен всех  вышеперечисленных налогов)

Налогообложение членов  кредитных союзов

Кредитные союзы обязаны удерживать  следующие налоги у источника по доходам,  получаемым их членами:

  • Налог на доход по процентам, получаемым по  депозитам (10% по юридическим лицам,  физические лица с 1 января 2009 года  освобождены от уплаты налога на доход по  процентам по депозитам в банках и кредитных  союзах)
  • Налог на доход по дивидендам, получаемым по  паевым взносам (10% по юридическим и физическим лицам)

Льготы по налогообложению

В период до 1 января 2006 года кредитные союзы были освобождены от  уплаты налога на прибыль с условием целевого направления  высвобождающихся средств на выполнение уставных задач.

С 1 апреля 2006 года до 1 апреля 2009 года освобождены от  налогообложения доходы, полученные от микрокредитов и лизинга (для  микро- и малых предприятий до 1 января 2012 года)

С 1 января 2009 года до 1 января 2014 года освобождены от  налогообложения дивиденды, получаемые физическими лицами  членами кредитных союзов, подпадающих по категорию микро- и малых  предприятий.

С 1 января 2009 года (на постоянной основе) освобождены от  налогообложения проценты, получаемые физическими лицами-  членами кредитных союзов.

Дивиденды, направляемые на увеличение уставного фонда,  освобождены от налогообложения. (с условием нахождения на счетах  уставного фонда не менее 12 месяца)

Функции Ассоциации в регулировании  деятельности кредитных союзов

В дополнение к формальному регулированию ЦБРУ, установленному  законодательством, группа крупнейших и стабильно развивающихся  кредитных союзов приняла решение о введении дополнительного  регулирования кредитных союзов, входящих в Ассоциацию Кредитных  Союзов.

С целью осуществления регулирования кредитных союзов был  утвержден ряд внутренних положений устанавливающих  обязательные требования к операционной и финансовой  деятельности, основанные на международных стандартах.

Служба Анализа Ассоциации на ежемесячной основе анализирует  деятельность кредитных союзов и предоставляет результаты анализа  и рекомендации по повышению эффективности кредитным союзам.

Как минимум, раз в год, проводится анализ деятельности кредитного  союза на местах по всем операционным направлениям с оценкой  качества управления и внутреннего контроля.

Используется специально разработанное программное обеспечение,  которое позволяет выявлять недостатки в отчетности и анализировать  эффективность деятельности в тенденции.