История возникновения и сущность кредитных союзов

История кредитных союзов берет свое начало в XIX в. Уже в то время в Германии и Австрии существовали два вида данных организаций: сельские и городские. Сельские кредитные союзы в Германии появились благодаря Ф.В. Райффайзену. Эти кредитные ассоциации получили широкое распространение и стали называться системой Райффайзена. Примерно в это же время Герман Шульце создал систему ссудных ассоциаций. У этих двух систем были как общие черты (например, принцип “один человек — один голос”), так и различия. В основе модели Райффайзена лежали христианские идеалы, и она была предназначена для сельских жителей (в основном фермеров). Членами ассоциации
фермеров могли быть только прихожане одной церкви. При создании же ссудных ассоциаций руководствовались более прагматичными соображениями: они предназначались для городского населения (рабочие и ремесленники), и система членства была открытой.

Эта модель быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. В начале XX в. несколько измененный вариант европейской модели был завезен в США, где она получила свое дальнейшее развитие. В 1916 г. там была создана система фермерского кредита. Она появилась как раз в то время, когда ссуды коммерческих банков были практически недоступны для фермеров. Структура кредитных союзов была построена вокруг 12 федеральных земельных банков.

Правительство выделило 125 млн. долл. США в качестве стартового капитала для системы фермерского кредита.

Первый закон о кредитных союзах был принят в штате Массачусетс (США) в 1906 г. Быстрое их распространение по всей территории США привело к принятию в 1935 г. федерального законодательства. Однако прошло 60 лет, прежде чем появился специальный регулирующий орган федерального уровня. В 1970 г. было создано Национальное управление кредитных союзов (НУКС) и сформирован Национальный фонд для страхования вложений в кредитные союзы (НСФ). НУКС выполняет три основные функции: формирует законодательство для обеспечения надежности и устойчивости кредитных союзов; управляет работой НСФ и реализует программы методического, финансового и
административного обеспечения кредитных союзов.

В начале XX в. кредитные союзы начали развиваться и в Канаде. Журналист и филантроп Альфонс Дежарден создал для граждан Квебека фонды народных денег. Их пайщиками, в отличие от США, стали мелкие ремесленники, фермеры и торговцы (рабочих было очень мало). С самого начала на небольшие коммерческие ссуды появился спрос. Движение кредитных союзов Канады выработало систему саморегулирования, стандартизации и централизации.

Так, в начале 1920-х гг. появляется система регулярных обязательных проверок денежных фондов. Принятый в 1963 г. закон о денежных фондах сделал обязательным членство кредитных союзов в региональных федерациях. В 1971 г. законом Квебека Федерации “Дежарден” было дано право выступать в качестве саморегулирующего органа по отношению к региональным федерациям. Процесс завершился в 1980 г., когда была создана Корпорация резервных средств — учреждение для обязательного страхования сбережений.

Движение “Дежарден” является ведущим финансовым институтом в Квебеке. Оно оказывает услуги практически каждому гражданину провинции.

По сути кредитный союз — это некоммерческая организация, создаваемая путем добровольного объединения физических лиц для оказания финансовой взаимопомощи друг другу. При этом группа граждан, создающих кредитный союз, должна быть объединена совместной работой на одном предприятии, местом жительства, иной общностью.

Членство в кредитном союзе является добровольным и открытым. Все его члены пользуются равными правами:

  • голоса (один человек — один голос) при принятии решений;
  • участия в выборных органах;
  • контроля за деятельностью кредитного союза;
  • на информацию.

Финансовую взаимопомощь кредитные союзы вправе оказывать только своим участникам. При этом необходимо отметить, что кредитные союзы являются прежде всего объединением людей, а не капиталов. Экономическую основу кредитных союзов составляют финансы домашних хозяйств. Основная задача кредитного союза — обеспечить финансовую стабильность домашнего хозяйства, гарантировать пайщикам приоритет их финансовых интересов. В этих целях кредитный союз избегает рискового использования сбережений пайщиков, создает резервный фонд, развивает систему внутреннего контроля и страхования. Классическая форма кредитного союза предусматривает, что заработанная им прибыль направляется на удешевление услуг, предоставляемых пайщикам.

Высшим органом управления кредитным союзом является общее собрание его членов, к компетенции которого относится определение основных вопросов, касающихся деятельности организации: виды, условия и порядок оказания услуг своим участникам, порядок использования заработанной кредитным союзом прибыли. Общее собрание избирает из своего состава органы управления (правление
и комитет по займам) и контроля (ревизора или ревизионную комиссию), контролирует работу указанных органов, заслушивает отчеты
по итогам финансового года. На выборных должностях члены кредитного союза работают, как правило, на общественных началах.

Однако кредитный союз вправе принимать на работу по трудовому договору профессиональных бухгалтера, экономиста, директора, иных необходимых специалистов. Периодичность созыва общего собрания, порядок его подготовки и проведения определяются уставом кредитного союза. Исполнительным органом, осуществляющим управление кредитным союзом в период между общими собраниями, является правление. В компетенцию правления входят организация финансово-хозяйственной деятельности, принятие решений о выделении временной финансовой помощи членам кредитного союза. Рассмотрение документов относится к компетенции комитета по займам. Данный
орган может и не создаваться, если кредитный союз объединяет небольшое количество пайщиков. В этом случае функции комитета по
займам выполняет правление.

Значение кредитных союзов не ограничивается их ролью как финансового института, они являются также и важным элементом социальной структуры общества и фактором социальной стабильности и прогресса. Во многих странах кредитные союзы заботятся о повышении финансовой грамотности населения, активно работают над образованием своих членов и работников, разрабатывают и реализовывают социальные программы (образовательные, медицинские, жилищные и др.). Членство в кредитном союзе формирует ответственное и добросовестное отношение граждан к своим обязательствам как норму поведения, выявляет значение репутации порядочного человека в деловом обороте.

Россия.

В начале XX в. Россия занимала ведущее место в мире по числу и разнообразию видов учреждений кредитной кооперации, численности кооперативов и числу пайщиков. К 1916 г. в стране насчитывалось около 14 тыс. кооперативов с числом пайщиков более 8 млн. человек. В 30-х гг. они окончательно прекратили свое существование.

Возрождение кредитных союзов в начале 90-х гг. XX в. связано с обострившейся для граждан проблемой потребительского кредита и необходимостью спасения семейных бюджетов от стремительно растущей инфляции. Привычные способы экономической поддержки семьи рушились, люди искали приемлемые формы выживания. С точки зрения защиты прав граждан в сфере потребительских услуг логично было искать решение в создании форм самоорганизации и самоконтроля в целях финансовой поддержки семьи. Тогда в России начало зарождаться движение кредитных союзов как организаций финансовой взаимопомощи граждан. Изначально кредитные союзы в Российской Федерации создавались как организации взаимопомощи, действующие на демократических принципах самоорганизации, самоуправления и контроля. Поскольку первые кредитные союзы очень быстро ощутили потребность в контактах и взаимодействии, сразу же был сформирован
Комитет развития кредитных союзов при Международной конфедерации обществ потребителей, который занимался информацией и координацией этого взаимодействия. В 1994 г. была образована Лига кредитных союзов, а Комитет реорганизован в Центр развития кредитных союзов, задачей которого стало методическое обслуживание кредитных союзов.

Развитие движения кредитной кооперации выявило необходимость создания четкого и фундаментального, единого правового поля деятельности кредитных союзов. Однако Закон “О кредитных потребительских кооперативах граждан” был принят только в августе 2001 г.

Этот Закон закрепил непредпринимательский характер основной деятельности кредитных союзов, их некоммерческий статус, взаимный, внутренний характер их деятельности, принципы членства, прописал меры защиты финансовых интересов пайщиков, ограничения финансовых и управленческих рисков деятельности кредитного союза.

Спустя 8 лет, в июле 2009 г., в России был принят новый законодательный акт, регламентирующий деятельность кредитных союзов, — Закон “О кредитной кооперации”, который установил правовые основы создания и деятельности кредитных союзов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных подобных объединений.

Данным законом урегулированы вопросы создания, реорганизации и ликвидации кредитных союзов, членства в них, обеспечения финансовой устойчивости и основы их саморегулирования. Определены правовые основания и порядок предоставления займов членам кредитного союза, а также способы обеспечения их возврата.

Для обеспечения финансовой устойчивости кредитных союзов устанавливаются ограничения в их деятельности, в частности, запрет на привлечение денежных средств лиц, не являющихся членами кредитного союза, а также определены финансовые нормативы, обязательные для соблюдения.

Федеральным законом установлены требования к составу и количеству лиц, принимающих участие в создании кредитного союза, к его учредительным документам. Установлены также требования к членам кредитного союза, их права и обязанности, случаи прекращения
членства, а также порядок ведения реестра членов кредитного союза.

Органами управления кредитного союза признаны общее собрание членов, правление, единоличный исполнительный орган, контрольно-ревизионный орган. Предусмотрена возможность определения в уставе кредитного союза иных органов управления. Установлены основные положения, касающиеся правового статуса и порядка деятельности таких органов управления.

Закон обязывает кредитные союзы (за исключением кредитных союзов второго уровня) вступать в саморегулируемую организацию. Функциями государственного регулирования отношений в сфере кредитной кооперации с января 2010 г. наделено Министерство финансов Российской Федерации, которое регулирует деятельность кредитных кооперативов, их союзов (ассоциаций), саморегулируемых организаций и иных объединений кредитных кооперативов.

Минфин будет устанавливать порядок размещения средств резервного фонда кредитного союза; принимать дополнительные финансовые нормативы, помимо предусмотренных Федеральным законом “О кредитной кооперации”; осуществлять ведение государственного реестра кредитных кооперативов и саморегулируемых организаций кредитных кооперативов; государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций кредитных кооперативов; контроль за деятельностью кредитных кооперативов, число членов которых превышает 5 тыс. физических и (или) юридических лиц, а также за деятельностью кредитных кооперативов второго уровня; контроль (надзор) за деятельностью кредитных кооперативов до истечения установленного вышеназванным законом срока для выполнения требования о вступлении кредитных кооперативов в саморегулируемые организации.

Кроме того, Минфин наделяется правом обращаться в суд с требованиями о ликвидации кредитного союза в случаях, предусмотренных Законом “О кредитной кооперации”.

Литва.

Первый кредитный кооператив на территории Литвы был создан в 1871 г. К 1939 г. на территории Литвы осуществляли свою деятельность 310 кредитных кооперативов с числом пайщиков свыше 119 000 человек. Они занимали 37% всего депозитного и 37,5% кредитного рынка страны. Это была достаточно значительная доля в финансовой системе Литвы. В годы советской власти кредитные кооперативы были национализированы.

Возрождение кредитных союзов в постсоветской Литве началось в 1994 г., когда Общество международного развития “Дежарден” и Всемирный совет кредитных союзов начали там свои проекты по развитию сети. В результате реализации этих проектов в феврале 1995 г. был принят Закон о кредитных союзах, а в декабре этого же года был основан первый кредитный союз.

Были созданы и одновременно функционировали две ассоциации кредитных союзов в Вильнюсе и Каунасе, каждая из которых поддерживалась своим международным проектом. К моменту окончания грантов Вильнюсская ассоциация насчитывала 11 членов, а Каунасская — 14. Объединиться и договориться о совместной деятельности этим двум организациям не удалось. Вильнюсская ассоциация
не очень активно работала и постепенно прекратила свою деятельность. Таким образом, Ассоциация кредитных союзов Литвы с офисом
в Каунасе стала единственной организацией, объединяющей кредитные союзы страны.

В 2000 г. принят новый Закон о кредитных союзах и Закон о Центральном кредитном союзе (ЦКС). ЦКС — это кредитный союз для кредитных союзов. Он был создан кредитными кооперативами в 2002 г. и сразу же получил государственную поддержку и кредитную линию от Фонда Сороса в размере 1 000 000 евро.

В настоящее время Ассоциация кредитных союзов Литвы и ЦКС действуют совместно, имея один офис и общее правление для того, чтобы избежать различных стратегий. Основная задача ЦКС — уменьшить риск кредитования между кредитными союзами. Принятие закона о Центральном кредитном союзе и его создание позволило вывести систему кредитной кооперации Литвы на совершенно иной уровень развития.

Центральный кредитный союз взял на себя функции по финансовому мониторингу деятельности кредитных союзов, в значительной мере снизил риски кредитования между организациями системы, внедрил собственную систему платежей и расчетов, которая для участников практически в два раза дешевле, чем аналогичное обслуживание в коммерческих банках. Кроме того, объединение органов управления ЦКС и Ассоциации кредитных союзов позволило более эффективно реализовывать общую стратегию развития всего движения кредитной кооперации страны.

Закон о кредитных союзах Литвы устанавливает единые правила для создания и организации их деятельности.

Система управления в кредитном союзе носит классический характер, присущий большинству организаций кредитной кооперации во всем мире, и включает общее собрание пайщиков кооператива (один член — один голос), правление, наблюдательный совет, кредитный комитет, ревизора и наемный менеджмент.

Надзорной функцией за деятельностью кредитных союзов и ЦКС наделен Центральный банк Литвы. Все кредитные союзы осуществляют свою деятельность по его лицензии. Он устанавливает также нормативы, ограничивающие риски кредитных союзов.

Польша.

Основоположником кредитной кооперации в Польше считается Францишек Стефчик (1861—1924), который в 1890 г. основал первый ссудо-сберегательный кооператив близ Кракова, после чего такие кооперативы получили широкое распространение по всей территории Польши и были известны как кредитные кооперативы Стефчика. В 1939 г. общая их численность составляла 3500 с количеством пайщиков более 1,5 млн. человек. Деятельность кредитной кооперации в Польше прекратилась в период Второй мировой войны в 40-х гг. ХХ в. Новая история развития кредитной кооперации Польши началась в 1992 г. По инициативе профсоюзного движения “Солидарность” и при поддержке Всемирного совета кредитных союзов был создан Фонд польских кредитных союзов. Тогда же была образована и Национальная кооперативная сберегательно-кредитная касса — мультифункциональный орган, управляющий и координирующий центр польских кредитных союзов.

В 1995 г. был принят Закон “О кооперативных сберегательно-кредитных кассах”, который определяет основные принципы создания,  организации и деятельности касс и Национальной кооперативной сберегательно-кредитной кассы (далее — Национальная касса). Принятие Закона послужило толчком к бурному росту польских кредитных союзов и наращиванию членской базы.

Польские кредитные союзы законодательно определены как кооперативы, осуществляющие некоммерческую деятельность. В Законе установлен принцип членства в кредитных союзах — их членами могут стать только физические лица, связанные профессионально или организационно, а именно:

  • работники, занятые на одном или нескольких однопрофильных предприятиях;
  • лица, относящиеся к одной общественной или профессиональной организации.

Основными функциями Национальной кассы являются: надзор и регулирование деятельности кредитных союзов; обучение специалистов; взаимодействие с государственными органами; осуществление деятельности как центральной финансовой кассы; проведение ежегодного аудиторского контроля касс. Надзор за деятельностью Национальной кассы осуществляет Центральный банк Польши.

За восемнадцать лет деятельности в Польше выстроена единая, цельная национальная система кредитной кооперации, которая имеет весомое положение на финансовом рынке страны. Деятельность кредитных союзов построена таким образом, что личные средства граждан — членов кредитных союзов застрахованы самой системой. Единые стандарты деятельности, строгий мониторинг и отчетность позволяют выявить какие-либо сбои в работе кооператива на начальном этапе и принять необходимые меры по их устранению.

Кредитная кооперация Польши представляет собой саморегулируемую систему. Национальная касса несет ответственность за каждый кооператив, являющийся ее членом.

История развития кредитных союзов в разных странах и опыт их деятельности характеризуют данный институт как инструмент, способствующий повышению финансовой грамотности своих членов, а также содействующий развитию предпринимательской активности населения в целом. Кроме того, как показал мировой финансовый кризис, кредитные союзы являются не менее, а иногда и более надежным инструментом сбережения средств граждан по сравнению с банками, в особенности в странах с преобладанием в банковской системе иностранного капитала. Показательным является в данном случае опыт Польши, где кредитные союзы, занимая половину финансового рынка и размещая средства своих участников внутри страны, не только полностью их сохранили, но и смогли преумножить.

Еще одной полезной особенностью кредитных союзов является их способность вовлекать в экономический оборот страны средства граждан, не являющихся клиентами банковской системы. Ключевой аспект данной особенности — общность интересов лиц, объединенных кредитным союзом, демократические принципы управления и доверие.

Проблемы и перспективы правового регулирования деятельности кредитных союзов в Республике Беларусь

В дореволюционной Беларуси кредитная кооперация начала развиваться с середины 70-х гг. XIX в. Местные кредитные союзы занимали определенный сегмент финансового рынка, представляя одно из звеньев кредитной системы, и обслуживали преимущественно мелкую и среднюю буржуазию городов и местечек. К началу 1915 г. на белорусских землях насчитывалось около 80 кредитных союзов.

В ходе Первой мировой войны и революционных преобразований движение кредитной кооперации было ослаблено, а в 30-х гг. ХХ в. окончательно прекратило свою деятельность. Однако подобием кредитных союзов можно назвать существовавшие в СССР кассы взаимопомощи при профсоюзах. В Республике Беларусь работа по созданию кредитных союзов началась в ноябре 1997 г. в рамках проекта Программы развития ООН “Содействие созданию института кредитных союзов в Республике Беларусь” и осуществлялась по двум направлениям: кредитные союзы, объединяющие граждан, и кредитные союзы, объединяющие субъекты малого предпринимательства, — общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства (далее — ОВК).

Что касается кредитных союзов граждан, к сожалению, проделанная работа не принесла ожидаемого результата. Проект нормативного правового акта, регламентирующий их деятельность, в 2000 г. был согласован со всеми заинтересованными и внесен в Совет Министров Республики Беларусь. Однако Правительство приняло решение о том, что создание правового поля для работы реально несуществующих организаций является преждевременным.

Деятельность по созданию нормативной базы для ОВК завершилась принятием 21 декабря 1999 г. постановления Совета Министров Республики Беларусь No 1972 “Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства” (далее — Постановление No 1972). В 2002 г. было зарегистрировано два общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства: одно — в Минске, второе — в Витебске. И все же, несмотря на отсутствие специального законодательства, в 2004 г. в Минске был зарегистрирован первый кредитный союз, объединяющий граждан. Около пяти месяцев потребовалось регистрирующему органу, чтобы принять решение о том, что кредитные союзы в нашей республике вправе создаваться в форме потребительских кооперативов. В некоторой степени регистрации кредитного союза граждан поспособствовала аналогия права. Устав кредитного союза граждан был основан на положениях вышеупомянутого постановления Правительства, регламентирующего деятельность ОВК. Следующие кредитные союзы регистрировались проще и гораздо быстрее благодаря уже имеющемуся прецеденту.

Первым законодательным актом, в котором содержатся наименование и указание на статус кредитных союзов, является Закон Республики Беларусь “О подоходном налоге с физических лиц”. Понятие кредитного союза сформулировано в нем следующим образом: “потребительские кооперативы, целью деятельности которых является оказание временной финансовой помощи своим участникам”. В 2008 г. в данный Закон
была внесена норма о том, что с 1 января 2009 г. кредитные союзы граждан освобождены от обязанности уплачивать подоходный налог авансовым порядком при выдаче займов своим участникам.

Однако необходимо отметить, что данная льгота распространялась только на кредитные союзы, объединяющие граждан, и с условием, что срок выдаваемых займов не превышает трех лет. Аналогичная норма содержится и в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

До 1 января 2009 г. на основании Закона Республики Беларусь “О подоходном налоге с физических лиц” все кредитные союзы вынуждены были отвлекать значительные суммы фонда взаимопомощи для авансовой уплаты подоходного налога по займам, выданным своим членам в качестве финансовой помощи. Эта сумма составляла 20% от суммы выданных займов.

Все белорусские кредитные союзы являются некоммерческими организациями и создаются в форме потребительских кооперативов. В настоящее время в стране осуществляют деятельность 19 кредитных союзов, из них 3 ОВК, 2 кредитных союза, объединяющих граждан и юридические лица, 14 кредитных союзов граждан. Рассмотрим их подробнее.

Общества взаимопомощи субъектов малого предпринимательства.

Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность данного вида кредитных союзов, является Постановление No 1972. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства не нашли широкого распространения в республике. Такая ситуация сложилась, с одной стороны, из-за несовершенства правовой базы, устанавливающей обязательный паевой взнос каждого участника в размере, эквивалентном не менее 300 евро, с другой стороны, по причине недооценки государством данной организационной формы как инструмента поддержки малого бизнеса.

Как показала практика, бизнес, особенно малый, постоянно нуждается в оборотных средствах. Субъекту малого бизнеса проблематично изъять из оборота 300 евро для того, чтобы сформировать паевой фонд организации. Кроме того, в условиях отсутствия внешнего финансирования источниками формирования фонда взаимопомощи выступают лишь паевые взносы, внесенные участниками, и временно свободные денежные средства участников, переданные обществу под проценты на условиях договора займа. При этом Постановлением No 1972 ограничен максимальный размер займа, предоставляемого обществом одному участнику, — не более 20% фонда взаимопомощи.

Кроме того, во всем мире подобные организации наделяются государством денежными средствами (на условиях договора займа либо безвозвратно), которые затем в упрощенном порядке общество взаимного кредитования предоставляет своим участникам.

Органы государственного управления, в компетенцию которых входит поддержка малого бизнеса, могли бы включать в свои программы мероприятия по сотрудничеству с обществами взаимного кредитования, используя данный институт как эффективный и гибкий механизм, с помощью которого можно было бы расширить доступ малого бизнеса к заемным средствам.

Кредитные союзы, объединяющие юридических лиц и граждан (смешанного типа). Кредитные союзы этого типа осуществляют деятельность на основании статьи 116 Гражданского кодекса Республики Беларусь и, на первый взгляд, представляют оптимальное сочетание спроса и предложения. Однако практика показывает, что свободные денежные средства накапливаются в основном у населения, а наиболее острая потребность в денежных средствах ощущается в сфере бизнеса. При этом риски невозврата при финансировании бизнеса гораздо серьезнее по сравнению с предоставлением потребительских займов гражданам.

Кредитный союз как потребительский кооператив действует на принципах равенства всех его участников. Финансовые потребности и финансовые возможности юридических и физических лиц различаются качественно и количественно. Финансы юридического лица обслуживают хозяйственный оборот организации в целом. Финансы граждан состоят из личных доходов граждан и обслуживают оборот домашнего хозяйства. Они отличаются по источникам, структуре и рискам использования.

Имущественная ответственность юридических и физических лиц также различна. В случае невозврата займа пайщик — физическое лицо будет отвечать своим имуществом, в отношении юридического лица процедура взыскания долга сложна и на сегодняшний день практически нереализуема, если он объявит себя банкротом. Кроме того, у многих юридических лиц ограниченная ответственность в отличие от физических лиц, которые отвечают практически всем своим имуществом. Поэтому не исключена ситуация, когда субсидиарная ответственность, которую обязаны нести в солидарном порядке пайщики кредитного союза, если у него обнаружатся по итогам года убытки, будет возложена главным образом на физических лиц.

Таким образом, данная организационная форма заслуживает наиболее пристального внимания законодателя с точки зрения необходимости регулирования ее деятельности.

Кредитные союзы, объединяющие граждан. Из девятнадцати белорусских кредитных союзов четырнадцать — это кредитные союзы, объединяющие граждан. Они осуществляют деятельность, также руководствуясь статьей 116 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Их участниками могут быть только физические лица. Наиболее многочисленным и успешным из белорусских кредитных союзов является Потребительский кооператив “Столичный клуб взаимопомощи”, членами которого могут быть только граждане. Он осуществляет свою деятельность с 2004 г.

В соответствии с уставом Потребительский кооператив “Столичный клуб взаимопомощи” является некоммерческой организацией,  добровольно объединяющей граждан (физических лиц) на основе членства с целью улучшения социального положения и материального благосостояния своих членов путем защиты их финансовых интересов.

Кооператив не преследует цели извлечения прибыли. Доходы, полученные от его деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством и утвержденным уставом, не распределяются между членами кооператива.

Вот некоторые цифры, характеризующие работу данной организации за 2007—2009 гг.: увеличение количества пайщиков в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составило 42,7%, в 2009 г. по сравнению с 2007 г. — 94,1%. На 31 декабря 2009 г. количество пайщиков составило 691 человек.

Члены кооператива все более активно пользуются его финансовой поддержкой. Рост количества выданных займов за указанный период увеличился в 3,6 раза (с 483,2 млн. руб. до 1 736,8 млн. руб.).

Анализ показателей по сбережениям показывает, что их размер за период с 2007 г. по 2009 г. также значительно увеличился. Темп роста в течение анализируемого периода составил 4,5 раза. При этом необходимо обратить внимание, что в кредитном союзе размер дохода, выплачиваемого по привлекаемым сбережениям, а также процент по выдаваемым займам выше средних ставок по банковской системе. Вышеприведенные цифры и их динамика свидетельствуют о возрастающей востребованности оказываемых кооперативом услуг. Анализируя деятельность кредитных союзов в нашей стране, отметим также, что в феврале 2008 г. была зарегистрирована первая организация второго уровня — Республиканская ассоциация потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи (далее — Ассоциация), объединившая на добровольной основе четыре кредитных союза: один ОВК и три кредитных союза граждан.

Данная организация была создана для того, чтобы представлять движение кредитной кооперации внутри страны и за ее пределами. Целями деятельности Ассоциации являются представительство и защита интересов ее членов в государственных и иных органах и организациях, включая международные, обобщение опыта и практики деятельности кредитных союзов, разработка методических рекомендаций,  проведение конференций и семинаров, разработка предложений по формированию правовой базы в сфере кредитной кооперации.

Необходимо отметить, что Ассоциация не осуществляет деятельности по стандартизации, унификации, контролю и надзору за деятельностью кредитных союзов — своих участников. Кроме того, такие полномочия и не предусмотрены ее уставом.

В апреле 2009 г. зарегистрирована еще одна организация второго уровня — Республиканский микрофинансовый центр, он в качестве сферы своей деятельности определил микрофинансирование, частью которого являются кредитные союзы.

Соответственно, цели деятельности Республиканского микрофинансового центра несколько шире и заключаются в следующем: оказание финансовой, методологической, консультационной и других видов помощи микрофинансовым организациям; содействие стандартизации деятельности микрофинансовых организаций Республики Беларусь и совершенствованию правовой среды с учетом интересов всех форм микрофинансирования; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь; создание благоприятного климата для консолидации усилий в направлении углубления сотрудничества с донорскими организациями и участия в международных проектах по вопросам микрофинансирования, поддержки малого предпринимательства, самозанятости населения, повышения благосостояния граждан Республики Беларусь.

На страницах журнала “Банкаўскi веснiк” высказывалось мнение о том, что к регулированию деятельности кредитных союзов можно применить нормы Закона Республики Беларусь “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь”. Однако названный Закон определяет правовые и иные основы создания и деятельности потребительской кооперации, задачами которой являются организация торговли и общественного питания, закупка сельскохозяйственной продукции, сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственных растений, вторичного сырья и прочая деятельность, не имеющая ничего общего с кредитной кооперацией, в то время как задачами деятельности кредитных союзов являются расширение доступа к заемным средствам малообеспеченных слоев населения и предоставление возможности малообеспеченным группам граждан сберегать свободные денежные средства, а также вовлечение в экономику республики денежных средств граждан, хранящихся вне банковской системы.

Необходимо также отметить, что статьей 2 упомянутого Закона закреплено следующее: его действие не распространяется на производственные кооперативы, а также на иные специализированные кооперативы (гаражные, жилищно-строительные и др.).

Исходя из сущности кредитных союзов и стоящих перед ними задач, можно сделать вывод о том, что кредитные союзы в Республике
Беларусь являются специализированными кооперативами и не относятся к системе потребкооперации.

В связи с этим, а также учитывая, что деятельность специализированных потребительских кооперативов регламентируется в нашей республике отдельными нормативными правовыми актами, в отношении кредитных союзов необходимо принятие специального
законодательства. Во всех странах, где работают кредитные союзы, оно принято.

В последнее время в средствах массовой информации по вопросу необходимости принятия специального законодательства по кредитной кооперации высказываются прямо противоположные точки зрения. Позиция “за” базируется на ожиданиях, что принятый акт законодательства повысит имидж данного института и сделает его для граждан более привлекательным ссудосберегательным инструментом по сравнению с банками.

Позиция “против” аргументируется боязнью жесткого государственного надзора, лицензирования, а также введения аналогичных предъявляемых к банкам требований по нормативу собственного капитала, резервного фонда и ликвидности, что в конечном итоге повлечет за собой ликвидацию уже действующих кредитных союзов, не говоря уже о создании новых. Однако для того, чтобы разобраться с данным вопросом, следует более детально рассмотреть специфику деятельности кредитных союзов в нашей республике.

Напомним, что сущность деятельности кредитного союза заключается в предоставлении своим участникам заемных и сберегательных услуг. Вся его работа строится на привлечении сбережений граждан, которые потом в виде займов предоставляются другим гражданам. Да,  формально кредитный союз вправе оказывать услуги только своим участникам. Однако в нашей стране данный барьер является легко преодолимым. Необходимости наличия общности, объединяющей участников по профессиональному, территориальному или иному принципу, уставы белорусских кредитных союзов не содержат, что позволяет воспользоваться услугами кредитного союза практически любому гражданину. Для этого достаточно написать адресованное правлению заявление о приеме в члены кредитного союза, заплатить вступительный и паевой взносы. Заявление будет рассмотрено в течение нескольких дней, гражданин получит статус пайщика и вытекающее из него право получить заем либо разместить свои сбережения.

В условиях отсутствия законодательно закрепленного требования о наличии объединяющего принципа кредитные союзы в нашей республике не являются замкнутыми организациями, а их отношения с пайщиками похожи на клиентские (как в банке). Соответственно, договоры о  выдаче и привлечении займов перестают быть партнерскими и приобретают публичный характер.

Отсутствие объединяющего признака может повлечь за собой перекос в целях и принципах деятельности кредитного союза. В связи с тем, что кредитный союз в данном случае не является общностью, его членам сложнее реализовать свое право на участие в управлении кредитным союзом и влиять на условия предоставления ссудосберегательных услуг.

В этой ситуации условия выдачи займов фактически (или даже юридически путем закрепления в уставе соответствующих полномочий) определяет правление кредитного союза. И не всегда при этом будет выполняться провозглашенная уставом кредитного союза цель
“улучшения социального положения и материального благосостояния своих членов путем защиты их финансовых интересов”. Кредитный союз может начать работать с целью получения высокой прибыли, устанавливая максимально высокую процентную ставку, под которую члены кредитного союза готовы брать займы. Таким образом, кредитный союз будет нацелен на получение прибыли, а основные цели его деятельности — взаимопомощь и социальная направленность — будут при этом утеряны.

Вместе с тем специфика кредитных союзов и их уникальность состоит как раз в том, что они работают не ради получения прибыли, а для удовлетворения потребностей пайщиков посредством предоставления им услуг на наиболее выгодных для них условиях. Этой особенностью кредитные союзы и отличаются от всех других финансовых, кредитных организаций, и в первую очередь банков. И если политика менеджмента кредитного союза не направлена на удешевление процента, под который предоставляются займы пайщикам, то деятельность кредитного союза приобретет коммерческий, предпринимательский характер. Подобная специфика в деятельности кредитных союзов не будет возникать, если появятся четкие законодательно установленные правила.

Несмотря на то, что предлагаемые кредитным союзом ставки по привлекаемым сбережениям составляют в среднем 25—30%, что значительно выгоднее предлагаемых банками процентов по депозитам, в республике не наблюдается бума кредитных союзов. Такая ситуация, с одной стороны, объясняется тем, что данный институт является все еще относительно не известным широким слоям граждан
нашей республики, с другой стороны, жива еще печальная слава финансовых пирамид, главной особенностью которых было обещание выплаты высоких процентов.

Сравнивают с пирамидами и кредитные союзы. Многие потенциальные пайщики, узнав о том, что специального нормативного правового акта в Республике Беларусь по кредитным союзам нет, не решаются вступать в него. И эти граждане частично правы, поскольку в условиях отсутствия правового поля и надзорного органа опасность мошенничества со стороны недобросовестного менеджмента в кредитных союзах
полностью исключать нельзя.

Конечно, добросовестные кредитные союзы ничего общего с пирамидами не имеют. Принцип кредитных кооперативов в отличие от финансовых пирамид — не быстрые деньги немногим за счет большинства, а равные права всех на займы и сбережения, демократический контроль пайщиков за ведением дел в кооперативе, их право на информацию, надежность вложений за счет использования безрисковых направлений деятельности.

Вместе с тем опасность того, что под кредитным союзом будет скрыта пирамида, существует. Опыт деятельности кредитных союзов в России показывает, что под их вывеской было создано немалое количество пирамид. В некоторой степени этому поспособствовало отсутствие законодательства в период создания кредитных союзов (в 1991—1992 гг.).

В Республике Беларусь не было обманутых пайщиков кредитных союзов. Однако существует другая проблема: ввиду отсутствия законодательно установленных требований осуществляемые кредитными союзами процедуры характеризуются разнородностью и нестандартизированными подходами (нет типовых договоров займа, единой учетной политики и общих подходов к бухгалтерскому учету, единообразных принципов формирования фондов, нормативов и порядка отчислений в резервный фонд).

Функцию стандартизации и контроля могли бы взять на себя организации второго уровня, как это было сделано в России. Одновременно с возникновением движения кредитной кооперации там были созданы организации второго уровня, которые наряду с представительскими и координационными функциями осуществляли саморегулирование в сфере кредитной кооперации, а также выработку стандартов и  ориентиров развития кредитных союзов. Что касается нашей республики, то действующие организации второго уровня, объединяющие кредитные союзы, в настоящее время не ставят своей задачей установление каких-либо обязательных стандартов деятельности для своих членов, равно как и не осуществляют надзор и контроль за их работой.

Таким образом, содействовать более активному развитию движения кредитной кооперации может только принятие специального закона, который установил бы статус кредитных союзов, цели, особенности и стандарты их деятельности, а также определил бы государственный орган, уполномоченный осуществлять методологию и надзор за деятельностью кредитных союзов. Однако основной целью принятия специального законодательного акта должна стать защита интересов пайщиков.

Наиболее существенную пользу кредитные союзы в нашей стране могли бы принести гражданам, проживающим в небольших населенных пунктах, где люди лучше знают друг друга и где менее доступны розничные банковские продукты, тем самым способствуя региональному развитию, которое на данном этапе является одним из государственных приоритетов.

Источник: Беларусский Вестник, 2010