Микрокредитование как инструмент поддержки экономической активности сельского населения.

В период адаптации к жизни в условиях рыночной экономики значительная часть населения оказалась на грани бедности. Поиск способов выживания, обеспечения приемлемого уровня жизни стал насущной проблемой для огромного числа людей. Особенно остро эта проблема встала для значительной части сельского населения, потерявшего за время проведения структурной перестройки в стране рабочие места и, следовательно, источники постоянных доходов.

Государство не в состоянии полностью решить, проблему бедности только за счёт мер социальной поддержки. Должны быть разработаны к поддержаны механизмы, нацеленные на самостоятельное развитие гражданами доходных видов бизнеса. Государство при этом обязано создать благоприятные и равные условия для всех членов общества, предоставить им возможность выбора вида собственного дела, научить людей вести его в рыночных условиях, поверить в собственные силы.

 

Любая экономическая деятельность требует привлечения различных ресурсов, и финансовые ресурсы занимают в этом ряду одно из первых мест: успех развития каждой отрасли, региона, местности, в том числе сельской, во многом определяется наличием доступа к источникам финансирования.

Имеющаяся в настоящее время инфраструктура кредитования в нашей стране представлена преимущественно коммерческими банками, которые, будучи нацеленными на работу со средним и крупным бизнесом, не в состоянии удовлетворить потребность в финансовых ресурсах мелких предпринимателей. Отсутствие источников кредитования особенно остро ощущается на селе, где наиболее массовой формой организации производства являются мелкие домохозяйства - личные подсобные хозяйства (ЛПХ). ЛПХ согласно Федеральному закону № 112-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая осуществляется гражданином и совместно проживающими с ним членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей. Личное подсобное хозяйство ведется на предоставленном пли приобретенном для этих целей земельном участке, предельный размер которого устанавлньаезся законом субъекта Российской Федерации. Как видим ЛПХ не признаются субъектами предпрнинимательства, но фактически сегодня в сельской местности это одна из главных форм занятости населения и важнейший (а для многих - единственный) источннк получения дохода. Ведением ЛПХ в России занято около 15 млн. семей. В их распоряжении находится более 6 млн га сельскохозяйственных угодий. В 2002 г.по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в личных подсобных хозяйствах населения произведено более 30 млн т картофеля (93% всего валового производства), овощей - 11 млн. т (81%), молока - около 17 млн т (50%), яиц - около 10 млрд шт. (27%). Таким образом, мелкие сельские подворья в совокупности - это еще и крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в сегодняшней России. Очевидно, что при таком удельном весе в валовом производстве сельскохозяйственной продукции и социальной значимости ЛПХ государство должно уделить пристальное внимание этой категории сельских товаропроизводителей. Распространение с 1 января 2004 г. на личные подсобные хозяйства мер государственной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей, и наделение участников ЛПХ правами добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию позволяет считать, что закон «О личном подсобном хозяйстве» фактически признает эти хозяйства полноправными сельскими товаропроизводителями.

Проблема доступа сельских предпринимателей к финансовым ресурсам связана не только с размерами их дела. Получение банковского кредита па селе часто затруднено в связи с удаленностью банковских структур, недостатком залогового обеспечения, отсутствием у сельских жителей постоянных и формально подтвержденных источников доходов, невозможностью найти поручителей, сложностью процедуры оформления кредита. Коммерческие банки избегают кредитования мелких сельских предпринимателей из-за высоких операционных издержек, связанных с небольшими размерами кредитов, удаленностью сельских поселений, высокими рисками сельскохозяйственного производства и слаборазвитой системой страхования, а иногда и в связи с отсутствием у банков специалистов в сфере агробизнеса.

Выходом из создавшегося положения может стать развитие небанковского сектора кредитования, представленного различными институтами микрокредитования.

Во всем мире развитию микрокредитования придается огромное значение, ему отводится роль одного из ключевых инструментов развития малого бизнеса и вовлечения малоимущих в деятельность, позволяющую повысить уровень их доходов. Эффективность этою инструмента уже давно оценена мировым сообществом. Подтверждением этому является провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН 2005 г. Международным годом микрокредитования (резолюция 53/197 от S5 декабря 1998 г.). Предполагается, что проведение этого года будет использовано, прежде всего, для активизации осуществления программ микрокредитования зо всем мире. Ассамблея обратилась ко всем, кто занимается деятельностью, связанной с повышением уровня жизни населения, принять дополнительные меры с тем, чтобы кредиты и связанные с ними услуги, обеспечивающие занятость м повышение доходов, могли стать доступными для все большего числа люден, живущих в условиях бедности.

Вместе с тем понятия «микрокредитование» и "микрофинансирование" в большинстве стран, в том числе и в России не имеют четкого юридического определения. Относительно точное понимание термина "микрофинансирование» дает Маргернта Робинсон. Она определяет микрофинансирование как мелкие финансовые услуги, связанные с выдачей кредитов и приемом депозитов, которые оказываются людям, занимающиеся выращиванием сельскохозяйственной продукции или скотоводством; имеющим малые или микропредприятия, на которых производится или перерабатывается продукция, осуществляются ремонт или торговая деятельность; которые оказывают услуги; являются наемными работниками или работают на комиссионных началах; имеют доход от сдачи в аренду небольших участков земли, транспортных средств, рабочего скота, машин и инструментов, а также другим лицам и группам местных жителей и странах с развивающейся экономикой как в городе, так и в сельской местности. Понятие «мпкрокредитованпе» имеет более узкий смысл и включает в себя только услуги по предоставлению небанковскими организациями займов небольших размеров или мелких кредитов банками.

В некоторых странах грань между микрокредитованием и другими формами финансирования проводится в зависимости от максимального размера ссуды конечным клиентам. Отличительной чертой микрофинансирования, несомненно, является небольшой размер займа. В некоторых странах в качестве предельного размера устанавливаются суммы в 500-1000 долл. США. В России такой предельный размер для микрокредитов является абсолютно произвольным, поскольку единого стандарта не существует, тем не менее у организаций, которые принято относить к микрокредитным, в портфеле преобладают кредиты размером до 30-50 тыс. руб.

Нам кажется, что более правильным является определение микрокредита по совокупности признаков, размер среди которых важный, но не единственный показатель. Принадлежность к микрокредиту определяют скорее принципы, заложенные в систему микрокредитования. Характерными чертами микрокредита и микрокредитной организации являются направленность на определенные социальные группы (чаще всего малоимущих), простые и понятные процедуры оценки и одобрения заявок, предоставление кредитных услуг на территории, максимально приближенной к клиенту, быстрое, а дружественной ему манере, предоставление небольших кредитов, стратегия возврата кредита, максимально учитывающая интересы клиента, стимулирование возвратности возможностью получения последующих зримое более крупных размеров, разработка услуг, приспособленных к конкретным условиям и запросам клиентов. Очень часто при микрокредитовании используется такой нетрадиционный вид обеспечения, как групповая гарантия, т. е. образование кредитных групп, члены которых взаимно гарантируют возврат полученных кредитов.

Микрокредитные организации сегодня представлены различными организационно-правовыми формами, наиболее распространёнными из которых являются:

  • коммерческие банки, предоставляющею микрокредиты;
  • кредитные хооперативы и другие кооперативные организации. Эти организации с коллективным членством создаются с целью оказания услуг своим членам и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Правовой основой для создания кредитных кооперативов служат законы "О сельскохозяйственной кооперации» и «О кредитной кооперации». Существует множество кооперативных организаций, созданных в форме потребительских обществ, деятельность которых регулируется законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Они также занимаются предоставлением мпкрокредитов, но эта деятельность не является основной;
  • фонды (государственные, региональные, муниципальные) функционируют под эгидой соответствующих органов управления и полностью или в основном финансируются из бюджетов этих органов;
  • различные некоммерческие негосударственные организации, созданные в форме автономных некоммерческих организаций или некоммерческих партнерств. Они часто работают в рамках программ иностранной технической или спонсорской помощи.

Предоставлением небольших займов на сельских территориях занимаются, в основном, сельские кредитные кооперативы. Наибольшее распространение они получили в Волгоградской, Томской, Ростовской, Саратовской областях. Согласно закону «О сельскохозяйственной кооперации» кредитные кооперативы являются одним из видов потребительских кооперативов и образуются дон кредитования и сбережения денежных средств членов данных кооперативов. Сама форма организации предполагает объединение собственников, участие в ней своим имуществом и разделение ответственности за результаты работы. Как показывает опыт, такая форма микрокредитных организаций успешно развивается в относительно благополучных сельскохозяйственных регионах, где на селе есть достаточное число эффективных собственников, владеющих определенны имуществом и готовых объединиться для решения своих проблем, в том числе проблем доступа к финансовым ресурсам. В тех регионах, где на селе преобладаю мелкие домохозяйства с низким уровнем доходов, слабой экономической активностью, не имеющие опыта получения кредитов, создание кредитных кооперативов, как правило, затруднено. На таких территориях болee эффективным инструментом финансовой поддержки экономическое активности сельского населения являются, на наш взгляд, муниципальные и региональные фонды поддержки сельского развития. Инициативу по созданию таких фондов должны взять на себя региональные и муниципальные власти, органы управления АПК, структуры поддержки малого предпринимательства.

Хотелось бы более подробно остановиться на результатах практического опыта микрокредотования селоских товаропроизводителей через муниципальные фонды, подученного в Ленинградской области. Программа ммкрокредитования сельского населения в этом регионе начала развиваться в конце 1999 г. в рамках проекта "Обеспечение занятости и повышение доходов сельских жителей», осуществляющегося Правительством Ленинградской области при поддержке Министерства международного развития Великобритании и осуществлении консультаций Фондом поддержки аграрных реформ и сельского развития (РосАгроФондом).

Проект носил комплексный характер и помимо программы микрокреднтовйния сельского населения затрагивал многие стороны жизни сельских районов, включая:

  • формирование эффективных, рыночно ориентированных сельскохозяйственных организаций, повышение их инвестиционной привлекательности;
  • урегулирование земельных отношений, в том числе расширение границ землепользования ЛПХ;
  • стимулирование экономической активности сельского населения и развитие семейных хозяйств;
  • поддержку и развитие товарного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах;
  • улучшение качества предоставленных услуг владельцам ЛПХ в снабжении и сбыте, использовании сельхозтехники, сотрудничество с сельскохозяйственными предприятиями, установление справедливых коммерческих отношений с местными предприятиями, действующими на рыночных условиях;
  • развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности;
  • формирование системы бесконфликтного решения споров по земельным и имущественным отношениям граждан в третейских судах в аграрной сфере;
  • развитие сельской инфраструктуры и сельского самоуправления;
  • создание информационно-консультационной системы обслуживания сельских товаропроизводителей.

В качестве пилотного в Ленинградской области был выбран Лодейнопольский район, расположенный на северо-востоке области. Это - один из наиболее депрессивных районов области с высоким уровнем безработицы и низкими доходами населения. В 2000 г. в восьми волостях Людейнопольского района проживали около 11 тыс. жителей, которые вели 4 тыс. сельских домохозяйств. Доход на одного человека а среднем составлял около 640 руб.; ниже прожиточного минимума имели доход около 92% семей. Для оказание финансовой поддержки в целях повышения экономической активности сельского населения в рамках проекта был создан Фонд поддержки сельского населения (ФПСР) Лодейнопольского района Ленинградской области. Учредителем фонда выступала администрация Муниципального образования. В 2001 г. проект был распространен на два новых района Ленинградской области (Волловский и Тихвинский), где также были созданы аналогичные муниципальные фонды.

Фонд поддержки сельского развития - некоммерческая организация, которая согласно Уставу имеет цель повышение уровня благосостояния сельского населения района, повышение уровня ею доходов и занятости, оказание поддержки сельским товаропроизводителям, улучшение условии жизни на селе. Правовой основой деятельности Фонда служат, главным образом, законы "О некоммерческих организациях» и «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Закон «О некоммерческих организациях» устанавливает, что «Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели». Будучи некоммерческой организацией, Фонд вправе заниматься и коммерческой деятельностью. Некоммерческий характер Фонда заключается в том, что вся прибыль, полученная от коммерческой деятельности, не подлежит распределению между учредителями, а направляется на достижение целей, определенных в уставе. Микрокредитование является, с одной стороны, деятельностью, направленной на достижение основной, в соответствии с Уставом, цели Фонда, с другой - коммерческой деятельностью, прибыль от которой идет на увеличение портфеля займов.

Работа Фонда поддержки сельского развития базируется на принципах прозрачности его финансовой деятельности, доступности услуг для клиентов, участия в управлении Фондом компетентных представителей всех заинтересованных сторон.

В соответствии с Уставом муниципального Фонда поддержки сельского развития высшим органом его управления является правление, которое обеспечивает соблюдение Фондом целей, в интересах которых он был создан, определяет приоритетные направления деятельности, рассматривает и утверждает политику получения и погашения займов, принимает и утверждает решения о выдаче займов, назначает директора, формирует постоянные и временные комиссии и др. В правление Фонда обычно входят представители учредителей, органов управления АПК представители различных категорий клиентов (владельцы ЛПХ, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, предприниматели). Согласно закону «О некоммерческих организациях», надзор за деятельностью Фонда осуществляет попечительский совет.

В состав попечительского совета могут входить также представители региональной и муниципальной властей, органов АПК, представители сельских товаропроизводителей, пользующиеся наибольшим авторитетом и доверием у сельчан. Директор Фонда организует исполнение решений, принятых правлением, осуществляет прием и увольнение работников, определяет структуру и штат Фонда, обеспечивает ежегодную публикацию его отчетов. Так как одним из основных направлений работы является микрокредитование, в фонде создается комиссия по займам. Ее задача - выработка экспертного заключения для правления фонда о целесообразности предоставления займа. Заключение делается на основании анализа и оценки поступивших заявок и бизнес-планов. Все решения о выдаче займов принимаются только на основании экспертных заключений комиссии по займам. Правление и попечительский совет Фонда работают на общественных началах, комиссия по займам может работать как на общественных началах, так и привлекать специалистов на возмездной основе. Комиссия по займам состоит из различных отраслевых специалистов, способных оценить реализуемость и эффективность того или иного проекта.

Микрокредитование - услуга для села новая и отношение к ней у значительного числа клиентов вначале, как правило, настороженное. Работа в пилотном Лодейнопольском районе показала, что на начальной стадии реализации программы микрокредитования активность потенциальных заемщиков может быть очень низкой. Большинство сельских жителей не имеют навыков работы с кредитами, взаимодействия с организациями, предоставляющими займы, опасаются «жить взаймы», не считают выгодным для себя использование заемных средств.

В Лодейном Поле в работе для привлечения сельского населения к сотрудничеству с Фондом поддержки сельского развития была использована помощь местных средств массовой информации, проводилась разъяснительная работа на сельских сходах, регулярно выпускался и распространялся среди сельских семей информационный листок фонда «Зеркальный лемех». Огромную помощь в информационной работе сыграли сельские информационные центры, волостные администрации. Положительный опыт сотрудничества сельских жителей с Фондом передавался на семинарах, через сеть демонстрационных объектов различных производственных направлений. Демонстрационные объекты - это обычные сельские личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, имеющие положительный опыт работы в том или ином направлении и готовые им делиться. Без всесторонней информационной и демонстрационной работы на селе, без учета особенностей сельских заемщиков очень трудно рассчитывать на успех программы сельского микрокредита.

Процедура предоставления займов муниципальными фондами в Ленинградской области разработана с учетом специфики сельских жителей, их опыта и потребностей и заключается с следующем:

  • потенциальный заемщик, обратившись в Фонд, получает от консультанта подробную информацию об условиях предоставления займов, заполняет заявку на заем, в которой указывает цель получения займа и некоторые другие сведения. Первичную консультацию, бланки заявок и правила их заполнения можно получить также в каждой сельской администрации по месту жительства;
  • консультант производит осмотр хозяйства потенциального заемщика и помогает собрать информацию, необходимую для разработки бизнес-плана хозяйственной деятельности, наличие которого является обязательным условием получения займа;
  • заемщик и консультант совместно разрабатывают бизнес-план. Для небольших производств бизнес-план не превышает одной-двух страниц, включающих общее описание хозяйства заемщика, указание количества и состава работников, опыта деятельности хозяйства, плана его развития с учетом предполагаемого привлечения заемных средств и практические рекомендации по его реализации. Обязательным приложением является таблица с расчетом денежных потоков (баланс доходов и расходов), в которой помесячно отражаются все доходы и расходы заемщика, включая расходы на содержание семьи. Такой расчет позволяет определить возможность успешной реализации проекта, правильно построить график предоставления заемных средств и их погашения.

Перечень других обязательных документов, требуемых для предоставления займа, зависит от типа хозяйства. Например, для владельцев личного подсобного хозяйства это - выписка из нехозяйственной книги и ходатайство волости (сельской администрации). В выписке отражаются размеры землепользования, состояние подворья. Ходатайство является дополнительным средством обеспечения возвратности займа и служит документальным подтверждением моральной ответственности сельской администрации за выполнение заемщиком, проживающим на ее территории, обязательств по договору займа.

Условия предоставления займов утверждаются правлением Фонда и включают ограничения по максимальному сроку и размеру займа, процентные ставки, перечень необходимых документов и требования по их заполнению, процедуру оформления договора займа и др.

После подготовки всей необходимой документации вопрос о предоставлении займов рассматривается комиссией по займам, которая дает экспертное заключение о целесообразности предоставления займа, его экономической эффективности и социальной значимости. На основании этого заключения решение о выдаче займов размером до 5 тыс. руб. принимается директором Фонда, свыше 5 тыс. руб. - правлением, которое собирается не реже одного раза в месяц. Займы свыше 5 тыс. руб. выдаются под залог движимого и недвижимого имущества. Залоговым имуществом может быть как собственное имущество заемщика, так и имущество третьих лиц на основании договора залога. Правление может принять решение о предоставлении займов до 15 тыс. руб. без залогового обеспечения в случае наличия у заемщика положительной кредитной истории в Фонде.

Заемные средства перечисляются на счет заемщика путем безналичных расчетов, возврат осуществляется как наличными средствами, так и безналичным перечислением на счет Фонда. Займы предоставляются только на производственные нужды, и их целевое использование оговорено в договоре займа, согласно которому заемщик обязан представить соответствующие документы об использовании полученных средств. В случае необходимости специалисты Фонда посещают заемщика с целью проверки целевого использования займа. Нецелевое использование займа является основанием для досрочного расторжения договора и требования возврата всей суммы займа и процентов по нему.

В настоящее время муниципальные фонды поддержки сельского развития в Ленинградской области предоставляют займы для развития различных видов сельскохозяйственной деятельности под 21% годовых, нессльскохозяйстзенного бизнеса на селе - под 28%, торгово-закупочной деятельности - под 31% на срок до 2-х лет. Сроки возврата займа и продолжительность льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по займу, зависят от особенностей и длительности технологического цикла финансируемой производственной деятельности. Например, займы для откорма свиней предоставляются на срок до 12 месяцев, при этом льготный период может длиться до 10 месяцев. Таким образом, заемщик имеет возможность погасить основную сумму займа через 10 месяцев за счет доходов от реализации произведенной продукции. Получение и возврат сумм начислений по процентам и оснозной суммы займа производятся заемщиком в соответствии с графиком, согласованным при заключении договора займа. Проценты начисляются ежемесячно на сумму остатка задолженности по сумме основного долга. Заемщик зправе получить заем в виде нескольких траншей, если это обусловлено бизнес-планом и может погасить задолженность раньше установленного графиком срока. Такой гибкий подход в отношении срокоз и графика погашения делает займы в Фонде для сельских товаропроизводителей особенно привлекательными.

К октябрю 2003 г. совокупный портфель займов муниципальных фондов в Лодейнопольском, Тихвинском и Волховском районах Ленинградской области составил около 15 млн руб. За время работы фондами предоставлено 1189 займов сельским товаропроизводителям на общую сумму около 30 млн руб. Наибольшим спросом пользуются займы для развития традиционных для северо-восточных районов ленинградской области видов сельскохозяйственной деятельности - производства молока, откорма свиней и крупного рогатого скота. Так, на развитие молочного скотоводства было предоставлено 140 займов в обшей сумме 5,0 млн руб. (16,7% от всей суммы предоставленных займов), на откорм крупного рогатого скота - 347 займов в сумме 3.8 млн руб. (12,7%), на откорм свиней - 400 займов в сумме 3,5 млн руб. (11,7%).

Кроме осуществления выдачи мнкрокредитов муниципальные фонды поддержки сельского развития предоставляют клиентам информационные и консультационные услуги. Во многом благодаря этому на селе начинают развиваться новые виды деятельности. В частности, к ним можно отнести становящееся все более популярным в Ленинградской области акселерационное кролиководство. На его развитие было предоставлено 20 займов на сумму 262 тыс. руб. Чаще всего такими видами деятельности занимаются молодые сельские семьи, так как здесь требуется высокая технологическая культура, постоянное совершенствование производственных навыков. Вместе с тем, это позволяет за короткое время организовать высокорентабельное сельскохозяйственное производство, не зависящее от сезонности и не подверженное рискам неурожаев. Подобные виды деятельности имеют и огромное социальное значение, способствуя закреплению молодежи на селе.

Муниципальные фонды принимают и рассматривают на общих основаниях и заявки на развитие различных видов несельскохозяйственного бизнеса (деревообработка, народные промыслы, сбор и переработка дикоросов, торгово-закупочная деятельность и др.). Всего было профинансировано 96 таких заявок на сумму 6,5 млн руб. (21,7% от всей суммы займов).

В настоящее время основная часть «клиентской базы» фондов состоит из владельцев личных подсобных хозяйств, так как для этой категории сельских товаропроизводителей муниципальные фонды являются практически единственным реальным источником получения займа. Ими было предоставлено 89% от общего количества займов, или 43% от всей суммы. Портфель займов фондов состоит в основном из мелких займов размером до 10 тыс. руб. Их доля составляет 73,4%. Максимальный размер займа ограничен 250 тыс. руб., но займов таких размеров за все время работы выдано всего несколько. В основном, они предоставлялись сельскохозяйственным организациям, крупным крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям, занимающимся закупкой сельскохозяйственной продукции, поставкой сельским товаропроизводителям семян, удобрений, химикатов и других необходимых товаров. Фонды финансируют относительно крупные для микрокредитной организации проекты (100 - 200 тыс. руб.), направленные на вовлечение большого числа сельских жителей в реализацию различных экономических схем. Это - выращивание картофеля в личных подсобных хозяйствах с участием сельскохозяйственной организации в качестве интегратора; организация сбора и реализации дикоросов с участием потребительского общества; организация закупки сельскохозяйственной продукции, выращенной в личных подворьях и др.

Рост спроса на займы, увеличение клиентской базы фондов и количество повторных обращений свидетельствуют о востребованности микрофинансовых услуг на селе, готовности сельских жителей развивать различные виды производственной деятельности за счет использования заемных средств.

Одновременно практика работы фондов показывает, что при определенной поддержке муниципальных и региональных властей эти организации являются эффективными, способными достигнуть операционной и финансовой устойчивости. Заемная политика фондов обеспечивает высокую возвратность займов - риск займов не превышает допустимого 3%-го уровня. За все время работы пока не было списано ни одного займа.

Мониторинг реализованных заемщиками проектов показывает, что доходность большинства из них довольно высокая и составляет в среднем более 85%. В рамках проекта было проведено обследование 211 сельских дом о хозяйств, использовавших займы фондов. При среднем размере займа в 7,1 тыс. руб. и общих затратах 18,3 тыс. руб. заемщиками было получено продукции на сумму 34,2 тыс. руб. Таким образом, доход без учета стоимости труда составил 15,9 тыс. руб. в год, или 1,3 тыс. руб. з месяц на одно сельское домохозяйство. Несмотря на небольшие размеры, такой дополнительный доход является довольно существенным для сельских жителей и в обследованных хозяйствах он составлял почти 20% от зсех денежных доходов за этот же период.

На наш взгляд, роль муниципальных фондов а решении задачи устойчивого сельского развития в целом и в предоставлении микрофинансовых услуг на селе, в частности, будет возрастать. Уже сегодня для выполнения требований норм Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» в части государственной поддержки ЛПХ, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, невозможно обойтись без соответствующих структур, способных стать связующим звеном между мелким товаропроизводителем и органами власти различных уровней. Такими структурами должны стать различные кооперативные организации па селе и фонды поддержки сельского развития.

В качестве положительного опыта реализации мер поддержки сельских товаропроизводителей можно привести программу Лекишрадекой области по субсидированию за счет средств регионального бюджета части процентной ставки кредитов, полученных на развитие различных видов сельскохозяйственной деятельности. Подобные программы существуют во многих регионах страны, но распространяются они только на крупные хозяйства, так как органы АПК по объективным причинам не в состоянии организовать участие в них. всех товаропроизводителей, включая мелкие домохозяйства. В Ленинградской области роль агента, который отвечает за предоставление сведений о выданных займах, подлежащих субсидированию, осуществление контроля за их целевым использованием, получение из бюджета и перечисление заемщикам сумм субсидий возложена на муниципальные фонды. Для этого заключены соответствующие соглашения между органами АПК области и фондами. Таким образом, получив заем и использовав его по целевому назначению, любой заемщик, включая владельца ЛПХ, вне зависимости от суммы займа получает из средств областного бюджета компенсацию части уплаченных процентов (в 2003 г. это составило 16 процентных пунктов).

Эффективность микрокредита как инструмента повышения уровня жизни, экономической активности сельского населения, преодоления безработицы на селе оценена властями многих регионов Российской Федерации. Значительная часть из них развивает программы микрокредитования через муниципальные фонды поддержки сельского развития. В последние годы подобные фонды созданы и успешно работают в Орловской, Ивановской, Нижегородской, Пермской и других областях.

Широкому развитию системы микрокредита в стране в целом и на селе в частности, к сожалению, не способствует в должной степени существующее правовое пространство и налоговая политика государства в отношении микрофинансовых организаций. Проблемы этих организаций достаточно типичны - высокие операционные издержки, значительный уровень инфляции, требующий для поддержания реальной стоимости собственных средств 15-18%-ного уровня капитализации, и связанные с ними сложности достижения финансовой и операционной устойчивости. В этих условиях важно соблюсти «баланс интересов»: интересы общества требуют оказывать помощь самым оедным слоям населения, однако, принципы финансовой устойчивости и экономической жизнеспособности микрокреднтных организаций вынуждают их избегать кредитования самых бедных. Это вызвано необходимостью снижения рисков и достижения устойчивости организации. Для такой категории людей, как правило, не способных к экономической деятельности, должны быть предусмотрены другие социальные программы, в частности, безвозмездной помощи.

Сегодня продолжает существовать неопределенность правового статуса фондов как микрофинансовых организаций. Законодательство не рассматривает микрокредитование как общественно-полезную деятельность некоммерческой организации. Таким образом, вся прибыль, полученная от процентов по займам, подлежит налогообложению, несмотря на то, что используется она для пополнения портфеля займов и служит, таким образом, достижению социально-полезных (уставных) целей. Государство должно относиться к микрокредитным организациям, в первую очередь, не как к налогоплательщикам, а как к инфраструктуре, формирующей и поддерживающей эффективного собственника и товаропроизводителя, а значит и главного налогоплательщика. Основные налоговые поступления необходимо ожидать не от самих фондов, а от сектора экономики, который ими поддержан. Было бы логичным освободить от налогообложения всю прибыль микрокредитной организации, используемую для последующего предоставления займов или хотя бы позволить учитывать в составе затрат инфляционные расходы.

Рассматривая микрекредитованпе как ключевой элемент стратегии, направленной на сокращение бедности и устойчивое развитие сельского населения, государство должно пересмотреть свое отношение к микрокредитным организациям, создать благоприятные условия для их развития и распространения. Первоочередной мерой должно стать правовое закрепление государственной поддержки микрофинансовой деятельности организаций различных организационно-правовых форм в законодательстве федерального уровня.

Источник: Деньги и кредит, 1/2004