За 150 лет своего существования кредитная кооперация прошла сложный путь эволюции, отличаясь в каждой стране спецификой и разнообразием форм кооперирования. Процесс возникновения кооперативов, создаваемых сельхозтоваропроизводителями но собственной инициативе и в своих интересах, стимулировалась потребностью в обеспечении стабильных связей мелкого и среднего крестьянства с рынком сельскохозяйственной продукции.

Повышение товарности сельского хозяйства и увеличение производства продовольствия зависело, в первую очередь, от производственного кредитования крестьянских хозяйств. В то же время для мелкомасштабного крестьянского производства банковский кредит был недоступен. Это обстоятельство и послужило объективной предпосылкой для поиска тон формы кредитного института, который находился бы вблизи от крестьянина и был сравнительно дёшев. Такой формой стала кредитная кооперация.

В России первые кредитные кооперативы на основе паевого капитала появились во второй половине девятнадцатого века, в первое десятилетие после отмены крепостного права. В 70 - ые годы 19 века при поддержке Комитета о сельских ссудосберсгательных и промышленных товариществах в России возникло 966 ссудосберегатсльных товариществ. Министерство финансов, в чьё введение входили кредитные учреждения страны, вместе с Комитетом о сельских ссудосберегательных и промышленных товариществах разрабатывало «нормальные» типовые уставы, регламентировавшие порядок возникновения и деятельности кооперативов. Уставы публиковались в «Собрании узаконений и распоряжений правительства» и приобретали силу закона.

Кредитные кооперативы по типу Райфайзепа стали возникать на основе «Положения об учреждениях мелкого кредита» от 1 июня 1895 г. Они отличались от ссудо - сберегательных товариществ тем, что не имели собственного паевого капитала н получали средства для начала дела от государства, что в условиях российской «безденежной деревни» было очень важно для их становления.

Важную роль в организации мелкого кредита сыграли земства, которые имели право открывать товарищества без разрешения правительства. С выходом Положения (1895 г.) земствам было разрешено только субсидировать ссудо - сберегательные товарищества. Новые товарищества открывались исключительно с разрешения губернатора. В 1904 г. было издано новое «Положение об учреждениях мелкого кредита», которое давало право земствам открывать уездные и губернские кассы мелкого кредита без особого разрешения правительства. В соответствии с уставом земские кассы предоставляли ссуды отдельным хозяевам, их кооперативным объединениям, кредитным товариществам, потребительским и сельскохозяйственным обществам. Новое Положение предоставило товариществам также право получения казённой ссуды для развития основного и оборотного капитала, что значительно облегчило становление кредитной кооперации в России.

В 1904 г. при Государственном банке было образовано особое управление по делам мелкого кредита, имеющее большой штат инспекторов, в обязанности которых входило контролировать деятельность кредитных товариществ, проводить ревизии, а также оказывать содействие организации новых товариществ. Благодаря ссудам Госбанка были образованы основные капиталы большинства кредитных товариществ. Так, в 1902 г. из 157 действовавших кредитных товариществ 144 были учреждены при содействии Госбанка, а к 191А г. казённые вложения составляли около 30 % всех балансовых средств кредитных товариществ. Эти организации, как отмечалось современниками, стали главными поставщиками финансовых ресурсов для укрепления и расширения крестьянских хозяйств, а также повышения их доходности. Кредитные товарищества предоставляли ссуды в сумме 300 руб. под невысокий годовой процент, близкий банковскому (6-9%).

Организация мелкого кредита становилась приоритетным направлением аграрной политики государства. О количественном росте кредитных организаций мелкого кредита можно судить по данным таблицы.

Кредитные товарищества в России пришли к выводу о необходимости создания союзов, которые бы осуществляли организационное, инструкторское и финансовое обслуживание кооперативов.

Динамика кредитных организаций мелкого кредита в России

Год

Число организаций мелкого кредита

Число членов (тыс.)

Сумма вкладов (млн. руб.)

Кредитные союзы

1900

783

300

15,5

-

1905

1680

729

37,5

-

1910

6693

3447

150,6

5

1913

13015

8261

363,1

11

1914

14586

9475

404,8

ист сведений

1915

15573

10084

478,5

26

Первый такой союз был создан в 1906 г. в г. Бердянске. Вместе с тем дальнейшее создание союзов сдерживалось государством по нескольким причинам: мощные объединения граждан вызывали опасения чиновников, к тому же долгое время отсутствовала необходимая законодательная база. И только в 1911 г., когда кредитным союзам было разрешено заниматься банковскими операциями, динамика их роста заметно возросла: к 1916 г. в России насчитывалось 62, а на октябрь 1917 г.-уже 136 союзов.

Вершиной объединения организаций мелкого кредита стало открытие кооперативного Московского народного банка (МНБ) в 1912 г. с основным капиталом 1 млн. руб., который стал финансовым и организационным центром российской кооперации. Он был образован в форме акционерного общества - акционерами выступили 300 кооперативных союзов (включавших 12 тысяч первичных товариществ) и 5000 кооперативов. Уже через три года оборот МНБ составил 243 млн. руб., а в 1917 - м - 3500 млн. руб. В 1917 г. кооперативы получили кредитов от МНБ на сумму 420 млн. руб., а от государства - 63 млн. руб. Перед 1917 годом баланс кредитной кооперации достиг I млрд. золотых рублей, что составляло 20 % ог суммы вкладов в сбербанки. Основную часть оборотных средств кредитной кооперации (51,8%) составляли крестьянские сбережения. Средний размер вклада в кредитных товариществах достигал 207 руб., а ссудо сберегательных - 241 руб. Первое место в деятельности кредитных товариществ занимала выдача ссуд -80-90 % баланса. Ссуды носили в основном краткосрочный характер, на каждое хозяйство приходилось 61 руб. ссуды. Причём, процент возврата был очень высок. Так, в 1913 г. просроченных ссуд было всего 3 % от ссудного остатка. Кредитные кооперативы в дореволюционной России занимались не только кредитованием, но и снабжснческо-сбытовой деятельностью. Это было выгодно крестьянам и, если, например, в 1910 г. эти операции вели 20 % кредитных товариществ, то в 1914г. - уже 40 %. Только за 1915 год объём продаж кредитной кооперации увеличился с 91,7 млн. руб. до 267,9 млн. руб. Снабженческо-сбытовая деятельность велась под эгидой товарного отдела МНБ.

20 марта 1917 г. Временное правительство приняло кооперативный закон, который разрабатывался в Государственной Думе ещё с 1908 г. Новый закон включал в себя положение «О кооперативных товариществах и их союзах», применяемые ко всем видам кооперации, в том числе и кредитной. Указанное постановление поручало министру финансов составить экономические признаки определения кредитно - кооперативных учреждений, имеющих право на льготы, предоставленные для учреждений мелкого кредита, а также провести пересмотр законов об обществах взаимного кредита.

Кооперативный закон Временного правительства оказал большое положительное влияние на развитие кооперативного движения в России. В 1917 г. кредитная кооперация насчитывала 10478 тысяч членов, то есть почти 10,5 млн. человек, и объединяла 3/5 всех крестьянских хозяйств России. Широкое развитие кредитной кооперации определялось потребностями трудового крестьянского хозяйства в кредите. А.В. Чаянов писал: «Значение кредита на-
столько велико для развивающейся земледельческой страны, что до войны в России кредитная работа кооперации была главнейшей отраслью деревенской общественной работы».

Следует признать, что учреждения мелкого кредита внесли весомый вклад в социально - экономическое развитие России. Они способствовали изменению социального облика сельской местности. Как свидетельствуют специалисты, возросло число лиц со средним уровнем доходов, и сократилась их дифференциация за счёт возможности получения малоимущими слоями населения денежных средств под низкий процент для развития сельскохозяйственной деятельности. Важным является то, что расширились источники развития производства сельскохозяйственной продукции за счёт увеличения доходов сельского населения и их сбережения в кредитных учреждениях, а также усилилась капитализация сельскохозяйственного производства и его масштабы. Кроме того, следует отметить, что кредитные учреждения принимали активное участие и в решении социальных проблем сельской местности, с их помощью были благоустроены сельские территории, построены школы, больницы.

В последующие годы политика государства по отношению к кооперации не носила позитивного характера, что находило своё выражение в кооперативном законодательстве. В 1920 г, были приняты декреты «Об объединении всех видов кооперативных организаций» и «О ликвидации советов кооперативных съездов», согласно которым кредитные и ссудо - сберегательные товарищества и их союзы вливались в потребительские союзы. Постановлением СИК СССР от 12 декабря 1930 года кредитная кооперация была, к сожалению, ликвидирована.

Таким образом, правовое положение кредитной кооперации как в дореволюционной России, так и при советской власти зависело от «совпадения взаимных интересов кооперации и государства, от поощрительной или, напротив, неблагожелательной кооперативной политики государства, от признания их кооперативных принципов, предоставления кооперации права самой решать свои задачи или, напротив, установления мелочной опеки, административного надзора, необоснованной и некомпетентной политики вмешательства».

В развитии кредитной кооперации в России учитывался международный опыт, который модифицировался в зависимости от социально - экономической институциональной среды. Кредитные организации, основанные на кооперативных принципах и предоставляющие финансовые услуги сельскому хозяйству, имели много общего, но вместе с тем их организационно-правовые формы в разных странах были различны.

Наиболее широко кредитная кооперация сейчас распространена в Германии, Франции, Италии, Нидерландах, Великобритании, скандинавских странах, Китае, а также в США и Японии.

Известно, что в Германии в 1862 году Ф. Райффайзсн создал первый в мире кооператив для финансовой помощи крестьянам. Массовое распространение сельские кредитные кооперативы получили в Германии в 80 - 90-х годах 19 века. Кроме основной своей функции, - предоставления ссуд, они помогали крестьянам сбывать произведённую сельскохозяйственную продукцию, закупать корма и другие необходимые материалы на более выгодных условиях. Сельские кооперативы Райффайзена и промысловые кооперативы Шульце - Делитча развивали свои кооперативные структуры и привлекали всё больше членов. Начался процесс объединения кооперативов в союзы, которые опекали вновь созданные кооперативы, а также обслуживали и консультировали все остальные кооперативы. Кроме того, кооперативные союзы представляли интересы своих членов перед законодательными органами и государственными учреждениями. Поскольку руководители кооперативов зачастую не располагали достаточными знаниями в области права, налогов и экономики, союзы стали заниматься обучением и повышением квалификации сотрудников кооперативов.

Государство не оставляло без внимания процесс развития кооперации и уже в 1889 году был издан закон «О промысловых и хозяйственных товариществах», который предписывал кооперативам подвергаться аудиторской проверке.

После второй мировой войны кооперация активно развивалась как в ФРГ, так и ГДР в соответствии с экономическими и политическими законами обоих государств, В социалистической Германии кооперативы стали частью плановой экономики, их постигла участь реорганизации и трансформации своей кооперативной природы. В западной Германии в 60-х годах 20 века возникла идея о необходимости объединения кооперативных систем Райффайзена и Шульце - Делитча, что и состоялось в 1972 году. Была создана единая кооперативная организация во главе с центральным союзом и тремя федеральными союзами: Федеральный Союз Германских Народных Банков и Банков Райффайзси (BVR), Германский Союз Райффайзен (DRV), Центральный Союз Промысловых Групп (СGV). Сегодня система кооперации в Германии представлена кооперативами трёх уровней (местного, регионального и национального) и состоит как из кредитных кооперативов и кооперативных банков, так и из товарных, аграрных, обслуживающих, промысловых и др. кооперативов. На долю займов, полученных пайщиками в кооперативной системе, приходится 20 процентов всех кредитов. Во всех сферах немецкой кооперативной системы были созданы Союзы кооперативов с целью укрепления экономического положения в условиях рыночной конкуренции.

Во Франции, в отличие от Германии, исторически не сложилась единая общенациональная система кредитной кооперации. В стране существует несколько ветвей кооперативного кредита, и помимо общего Закона «О кооперации» от 1947г., закрепляющего основные кооперативные принципы, разработано более десяти законов, специально посвященных сельскохозяйственным кооперативам. Французский банковский закон устанавливает особый статус кооперативных банков, связанных с организацией их деятель-ности на началах кооперации и взаимопомощи.

Важным элементом государственного регулирования кооперативного сектора является система налогообложения. Во многих странах устраняют возникающие налоговые барьеры, препятствующие развитию потребительской кооперации, и кредитной, в частности. Более того, в Соединённых Штатах Америки некоторые учреждения Фермерской Кредитной Системы (ФКС) освобождены от всех видов налогов, кроме налога на недвижимость, а до 1987 года все кредитные организации ФКС (различного направления деятельности) были освобождены от налогов. Учреждения ФКС, которые на сегодня организованы по принципу кооператива, получают все привилегии, предусмотренные законодательством для сельскохозяйственешх кооперативов. Одно из них заключается в том, что члены потребительских сельскохозяйственных кооперативов, в отличие от сельскохозяйственных корпораций (акционерных обществ), уплачивают налог с доходов один раз, совокупно со всех доходов, включая выплаты потребительского кооператива, которые перечисляются ему до уплаты налогов кооперативом. Этим устраняется двойное налогообложение.

В целом следует отметить, что в большинстве стран (Великобритания, Ирландия, Китай и др.) является характерным устойчивость правовых актов, регулирующих развитие кредитной кооперации, и принимаемые вновь носят цель улучшения условий ее функционирования. Так, в США остаются неизменными многие законоположения, впервые изложенные в законе «О сельскохозяйственном кредите» 1923 года и не подвергшиеся ревизии в законе «О реформе фермерской кредитной системы» 1996года. Здесь кредитные союзы не подпадают под обязательные требования антимонопольного законодательства.

В Италии правовую основу функционирования кооперации, в том числе и кредитной, определяет ст. 45 Конституции 1947 г., признающая социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей спекуляции.

Обобщение материалов исследований об опыте развития сельских кредитных кооперативов и организации государственной поддержки и регулирования их деятельности в различных странах мира позволяет сделать некоторые суждения о его характерных чертах, которые полезно принять во внимание применительно к современной ситуации в России, где кредитная кооперация только начинает вновь возрождаться. Обозначим основные из этих наблюдений исследователей:

  1. Кредитные кооперативы создаются там, где возникает объективная потребность в мелком кредите, в основном, для сельских жителей, ведущих производство сельскохозяйственной продукции.
  2. Возникновение кредитных кооперативов по инициативе снизу сопровождается инициативой сверху, то есть принятием официальными органами власти соответствующих законодательных актов, способствующих развитию кооперативов, а затем активным участием государства в этом процессе.
  3. Процесс развития кредитной кооперации в странах мира начинался с создания низовых кооперативов, рост которых приводил к формированию региональных организаций, а в некоторых странах и созданию национальных кооперативных организаций, что способствовало формированию вертикальных национальных систем кредитной кооперации, включающих и другие организации для расширения спектра предоставляемых услуг своим членам, и организации контроля.
  4. По сравнению с коммерческими кредитными учреждениями кооперативные кредитные организации обслуживают, как правило, и в большей степени, аграрные потребности своих членов.
  5. Дальнейшее развитие сельскохозяйственных кредитных кооперативов в некоторых странах расширило спектр членов - пайщиков, приведя к обслуживанию и других секторов экономики.
  6. Для эволюции кредитных кооперативов некоторых стран характерца трансформация специализированных кредитных кооперативов в кооперативные банки с универсальными функциями.
  7. Правовое регулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется специальным кооперативным законодательством, а в некоторых странах дополняется банковским законодательством.
  8. Для сельской кредитной кооперации характерна различная государственная поддержка, проявляющая как в прямом финансировании начала деятельности, так и в косвенных формах регулирования, включая подготовку кадров и информационное консультирование.
  9. Активное развитие кредитной кооперации обязательно сопровождается контролем со стороны государства, так как кооперация затрагивает интересы многих физических и юридических лиц.

Исследователи проблем сельскохозяйственной кредитной кооперации различных стран подчёркивают, что динамика её функционирования и эффективного развития напрямую зависит от позиции государственных органов власти, которые в зависимости от целевых установок внутренней и внешней политики формируют активное или пассивное присутствие государства в этом процессе,
Для сельской кредитной кооперации характерна значительная государственная поддержка, причем отношения между кооперативами и государством носят характер сотрудничества, нацеленного на обеспечение сельхозтоваропроизводителей в дешевом кредите. Тем самым объясняется преимущественная доля кооперативного кредита в удовлетворении потребностей в аграрном кредите.