В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина РФ 01 июля 2004 г. № 180, выделяются серьезные проблемы в системе бухгалтерского учета организаций и предприятий России, которые проявляются:
а) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;
б) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;
в) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;
г) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;
д) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;
е) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.
В Концепции подчеркивается, что сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.
Если говорить о конкретных проблемах в кредитной кооперации, то проблемы увеличения финансовой доступности, оформление деятельности финансово-кредитных институтов и вопросы защиты прав потребителей вынуждает кредитные кооперативы проводить мониторинг ситуаций и вносить необходимые изменения и правки в работу кооперативов.
Рынок микрофинансирования в современных условиях находится на стадии становления. Основные направления развития рынка микрофинансирования в РФ предложены кредитными кооперативами в Концепции развития кредитной кооперации РФ на 2012 – 2016 гг. и Концепции повышения доступности розничных финансовых услуг и развития микрофинансирования в РФ на период 2012-2016 гг.
Одной из задач укрепления системы кредитной кооперации авторами Концепции развития кредитной кооперации на период 2012-2016 гг. ставится внедрение унифицированных стандартов деятельности кредитных кооперативов.
Сегодня каждый кредитный кооператив имеет свои стандарты деятельности, отражающие особенности операций этого кооператива. Однако это приводит к разночтениям в интерпретации миссии кредитной кооперации и к неравным условиям участия пайщиков в том или ином кооперативе.
Стандарты бухгалтерского учета особо нуждаются в унификации, поскольку не могут у каждого кооператива быть свои способы формирования учетной информации. Практика деятельности кооперативов вызывает необходимость единого подхода к стандартам бухгалтерского учета и отчетности.
Другой аспект формирования учетно-аналитической информации является подготовки информации о паенакоплениях (паях). Для начисления кооперативных выплат необходима работа по учету расчетов с каждым пайщиком, начиная от периода участия его пая в фондах кооператива до применения повышающих и понижающих коэффициентов к каждому пайщику при начислении кооперативных выплат. Практика показывает, что число пайщиков в кооперативах может достигать свыше 5000 человек и это несет определенные проблемы при формировании информации о паенакоплениях (паях) по каждому из них. Наличие «спящих» пайщиков также затрудняет работу Правления кооператива при принятии решения о кооперативных выплатах в конце года.
Еще одним краеугольным камнем в порядке ведения бухгалтерского учета является вопрос о формировании и использовании фонда финансовой взаимопомощи. К сожалению, сегодня он не формируется в кооперативах.
Законом о кредитной кооперации № 190-ФЗ фонд финансовой взаимопомощи рекомендован, как фонд, формируемый из части имущества кредитного кооператива, в том числе из привлеченных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), иных денежных средств и используемый для предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам).
Организовать учет фонда финансовой взаимопомощи оказалось невозможным по простой причине. Источники формирования фонда оказались настолько разнообразны, что аккумулировать всю информацию на одном счете бухгалтерского учета не представляется возможным, а информацию о его использовании можно найти только на счетах расчетов или на забалансовых счетах.
С принятием нового Закона о бухгалтерском учете стал актуальным вопрос организации контроля в кооперативах.
В той или иной мере в каждом кредитном кооперативе организуется внутренний контроль, выступающий как система мер, обеспечивающих ее нормальную работу, в том числе работу по сохранности личных сбережений, соблюдению финансовых нормативов и т.д. Такого рода контроль осуществляется администрацией кооператива. Кроме того, имеет место внутренний бухгалтерский контроль и внешний контроль за результатами деятельности кооператива со стороны аудиторских организаций.
Контроллинг позволит формировать учетно-аналитическую информацию для выполнения управленческих задач и является необходимой составляющей этой системы.
В России еще нет единой, четко сформулированной и обоснованной концепции формирования и развития нового термина «контроллинг», задействованы лишь отдельные его элементы (информация, знания, контроль, управленческий учет, профессиональный уровень исполнителей и т.п.). Это существенно тормозит внедрение контроллинга в хозяйственную практику кооператива.
Контроллинг, в широком смысле, это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Под организацией контроллинга традиционно понимают его место в организационной структуре предприятия. Задачи контроллинга может выполнять как специализированный отдел, так структурные подразделения предприятия, которые, кроме этого, имеют и другие задачи (например, отдел учета, экономический отдел, руководство предприятия, подразделения исполнительного уровня). Таким образом, с помощью контроллинга можно формировать и управлять системой учета и отчетностью, что в современных условиях постоянно меняющегося рынка позволит кооперативам развивать свою деятельность в сфере микрофинансирования.
Еще одним актуальным направлением развития кредитной кооперации, как социально направленного института, является социальная ответственность кредитных кооперативов. По мнению автора, социальная ответственность кредитного кооператива выражается в направлении части своих ресурсов и усилий на удовлетворение потребностей и оказание благ членам кооператива (пайщикам), работников и общества в целом.
Социальная ответственность кредитных кооперативов и их союзов реализуется через проведение разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности.
Направлениями социальных программ могут быть:
- Положительная деловая репутация – это направление социальных программ кооператива, которое имеет целью содействовать принятию и поддержанию деловой репутации среди пайщиков (членов) кооператива.
- Развитие местного общества – это направление социальных программ кредитного кооператива, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного общества (социальные программы и акции поддержки социально незащищенных слоев населения, оказание поддержки детству и юношеству, поддержка сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, и т.д.).
- Развитие персонала. Это направление социальных программ кооператива, которое проводится в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников (обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в кооперативе, участие сотрудников в принятии управленческих решений).
Информация о реализации социальных программ и влияние их на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, текущих расходов на реализацию социальных программ и степени их влияния на результат деятельности кооператива раскрывается в социальной отчетности.
Социальная отчетность, по мнению некоторых авторов, представляет собой многофункциональный процесс, предназначенный для отражения взвешенной и ответственной социальной политики с учетом ожиданий заинтересованных сторон и их влияния на процесс управления.
Социальная отчетность рассчитана на конкретные целевые аудитории и преследует цель учета их интересов и раскрытия необходимой социально-экономической информации.
Восприятие кооперативом социальной ответственности может повлиять, помимо прочего, на:
- его конкурентные преимущества;
- его репутацию;
- его способность привлекать и удерживать пайщиков (членов) кооператива;
- поддержание морального состояния, вовлеченности и производительности работников;
- взгляды пайщиков, ассоциированных членов, работников и финансового сообщества в целом; и
- его взаимоотношения с другими кооператива, правительством, средствами массовой информации, потенциальными пайщиками и сообществом, в котором кооператив функционирует.
В настоящее время Российским союзом промышленников и предпринимателей предложен проект Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности». Настоящий стандарт представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, признанию социальной ответственности и взаимодействию с заинтересованными сторонами, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, и способам интеграции социально ответственного поведения в организацию. Этот стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности в области социальной ответственности.
И в конце, хотелось бы отметить, что перед составлением социальной отчетности в соответствии с Национальным стандартом ИСО 26000/2010, необходимо произвести самооценку организации деятельности предприятий в соответствии с принципами социальной ответственности.