С 1 июня 2014 года кассовые операции ведутся по новым правилам. Новые правила есть и в оформлении кассовых документах. С этой даты вступило в силу Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Этот документ заменил Положение Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П, которое с 1 июня больше не действует. 

Итоговый вариант Указания № 3210-У оказался не таким революционным, каким был проект. Формы приходников, расходников, кассовой книги и ведомостей не изменились, хотя планировалось их упростить. Они составляются их на прежних бланках, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. 

Компания теперь вправе теперь выбрать формулу для расчета лимита кассы. Небольшие компании и предприниматели могут вообще отменить свой лимит.

Рассмотрим подробно новые правила. 

1. Установить лимит можно по выручке или расходам — как выгоднее 

По новым правилам формула расчета лимита не привязана строго к поступлениям в кассу (п. 2 Указания № 3210-У). Так, организация может сделать расчет исходя из наличной выручки или суммы расходов. 

2. Приходники и расходники может оформлять как штатный, так и приглашенный бухгалтер 

Менее строгими стали требования к тем, кто отвечает за оформление и подписание приходников и расходников (см. таблицу ниже). Раньше оформлять эти документы мог только кто-то из работников компании — главбух, бухгалтер, другой сотрудник, назначенный директором, либо он сам. А теперь директор может доверить оформление кассовых документов работнику сторонней организации или частному бухгалтеру, с которым компания заключила договор бухгалтерского сопровождения (п. 4.2 Указания № 3210-У). Приказ директора о назначении ответственного за оформление ордеров главбух может не визировать. 

При отсутствии штатного или внештатного бухгалтера подписывать кассовые документы должен руководитель, в том числе за кассира. 

В то же время выполнять функции кассира, то есть выдавать и принимать наличность в кассе, по-прежнему может только штатный работник (п. 4 Указания № 3210-У). 

3. В заявлении на подотчет директор может не указывать срок возврата денег 

С 1 июня на заявлении о выдаче подотчетных средств нужна только подпись директора. Остальную информацию может вписать сам подотчетник или бухгалтер. 

Заявление о выдаче денег под отчет должен по-прежнему подписывать директор. Но от него больше не требуется собственноручно ставить в документе дату, сумму и срок, на который работнику выдаются деньги. Такой вывод следует из пункта 6.3 Указания № 3210-У. Все сведения остаются обязательными. Но в отличие от прежних правил писать в заявлении сумму, срок и дату выдачи денег может подотчетник или бухгалтер. 

4. В расходнике сумму можно писать от руки или печатать на компьютере 

В расходном ордере сумму, которую получил из кассы работник компании или другой человек, теперь можно печатать в учетной программе. Вписывать эту сумму от руки больше не требуется. От получателя нужна лишь подпись (п. 6.2 Указания № 3210-У). 

Таким образом, теперь расшифровывать полученную по расходному ордеру сумму можно двумя способами. Первый — напечатать на компьютере. Второй — написать от руки.

Из новых правил также следует, что в расходниках компаний, где есть бухгалтер, больше не нужна подпись руководителя. Только если директор сам ведет бухучет, он визирует расходник за главбуха (п. 4.3 Указания № 3210-У).

Вместе с тем составлять расходник нужно по унифицированной форме. Она предусматривает такой реквизит, как подпись директора. А из унифицированных форм компания не вправе произвольно удалять те или иные показатели. Поэтому безопаснее все же, чтобы в расходниках, составленных 1 июня 2014 года и позже, была подпись руководителя компании. Иначе есть риск, что налоговики посчитают расходник недействительным. 

И если с учетом выданной по нему суммы остаток в кассе окажется сверхлимитным, компанию могут оштрафовать на сумму до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ). 

5. Можно распечатывать кассовую книгу в одном экземпляре 

Новые правила требуют вести кассовую книгу по старой форме. Но распечатывать ее теперь можно в одном экземпляре, а не в двух, как требовалось раньше. Исключение — кассовая книга обособленного подразделения. 

Еще одно изменение — при бумажном документообороте хранить кассовую книгу в электронном виде больше не надо. Такого требования нет. Прежний кассовый порядок обязывал сохранять электронную версию книги наряду с бумажной. 

6. Кассовые документы можно вести в электронном виде 

У всех компаний появилась возможность вести электронный документооборот по кассовым операциям. В таком случае бумажные экземпляры расходников, приходников, кассовой книги и ведомостей оформлять не обязательно. Но только при одном условии: электронные документы надо заверять квалифицированной электронной подписью (п. 4.7 Указания № 3210-У). В случае, если документы не подписываются ЭЦП, их необходимо распечатывать. 

Однако покупать электронную подпись для каждого подотчетника, чтобы те могли заверять электронные приходники и расходники, для многих компаний не представляется возможным. Например, по причине большого числа сотрудников или так называемой кадровой текучки. То же самое с зарплатными ведомостями: оформлять электронную подпись каждому работнику слишком затратно и хлопотно. А о том, можно ли комбинировать электронный документооборот с бумажным, в новых правилах нет четких указаний. Поэтому пока безопаснее и удобнее оформлять приходники, расходники и ведомости на бумаге. 

7. Нельзя исправлять приходники и расходники, другие документы — можно 

Банк России уточнил порядок исправления документов. Во-первых, в Указании № 3210-У есть оговорка о том, что электронные документы нельзя исправлять после того, как они подписаны. Документ с ошибкой можно только удалить, а вместо него надо создать новый, правильный. Аналогичный порядок предусмотрен и для электронной кассовой книги, если она уже подписана квалифицированной подписью. 

Во-вторых, в пункте 4.7 Указания № 3210-У теперь прямо сказано, что можно исправлять бумажные кассовую книгу, платежные и расчетно-платежные ведомости. А приходники и расходники нельзя. Старый порядок тоже запрещал корректировать ордера. Но не было ясно, можно ли при этом править остальные документы. 

Чтобы исправить кассовую книгу или расчетно-платежную ведомость, надо зачеркнуть ошибочные данные, рядом указать верную информацию, поставить дату исправления. Сотрудники, которые подписывали ошибочный документ, должны повторно поставить свои подписи с расшифровкой. 

8. Для малых компаний и предпринимателей установлен упрощенный кассовый порядок 

Предприниматели и малые компании тоже должны соблюдать кассовый порядок, но в упрощенном виде. 

Малые компании и предприниматели вправе не устанавливать лимит кассы (п. 2 Указания № 3210-У). А утвержденное ранее предельное значение остатка наличных денег можно отменить, издав соответствующий приказ. В то же время можно и далее придерживаться лимита, если это удобно. Например, из соображений безопасности хранения денег или для регулярного пополнения расчетного счета. 

Безопаснее всегда оформлять приходники и расходники. Малые компании на каждую кассовую операцию должны выписывать ордера. 

9. Сдавать наличные можно только в банк, а не на почту 

Компания может сдать сверхлимитную наличку только в банк или инкассаторам. Об этом прямо сказано в пункте 3 Указания № 3210-У. Прежний порядок позволял сдать выручку в отделение федеральной почтовой связи. Теперь возможность зачислить деньги на счет через почту не предусмотрена. 

Другие небольшие уточнения в кассовом порядке 

  1. Не надо составлять кассовую книгу за дни, в которых не было наличных расчетов. 
  2. На квитанции к приходнику кассир должен поставить штамп. Для подписи четких правил нет. Но в унифицированной форме на квитанции есть строка для подписи кассира. Поэтому покупателям безопаснее проверить, чтобы кассир продавца завизировал квиток. 
  3. Деньги между кассирами можно передавать без расходника. Достаточно сделать запись в книге учета принятых и выданных кассиром наличных. Прежний порядок предусматривал два способа, что приводило к путанице. 
  4. Суммы из всех бланков строгой отчетности за день можно объединить в одном приходнике. Раньше такое правило было прописано только для сумм, пробитых по ККТ. 

10. Подразделения будут реже сдавать кассовую книгу в головной офис 

Для обособленных подразделений появилось три новых правила. 

  1. Новый порядок уточняет понятие обособленного подразделения. Сейчас прямо сказано, что обособленным считается любое подразделение компании, по местонахождению которого оборудовано хотя бы одно рабочее место. При этом не имеет значения, на какой срок его создали. 
  2. Все обособленные подразделения должны соблюдать лимит остатка наличных. В каком порядке устанавливать этот лимит, зависит от того, имеет ли право подразделение самостоятельно сдавать наличку на счет в банке.
  3. Все обособленные подразделения — и сдающие, и не сдающие деньги в банк — должны вести свою кассовую книгу (п. 2, 4.6 Указаний № 3210-У). Причем в головной офис подразделение должно передавать не листы кассовой книги (как раньше), а их копии, заверенные руководителем подразделения (п. 4.6 Указания № 3210-У). 

Изменение связано с тем, что теперь можно оформлять листы кассовой книги в одном экземпляре. И больше не требуется передавать их в головной офис на следующий рабочий день. Главное успеть к подготовке бухгалтерской отчетности. То есть сдавать листы кассовой книги из подразделения в офис теперь можно и раз в год.