Автоматизация учётной работы в кредитном кооперативе

 

 

 

 

Производители программного обеспечения (ПО) постоянно ведут работы по совершенствованию своих продуктов. Это касается не только улучшений в плане работы пользователей с ПО, но и предоставления пользователям новых функций, позволяющих быстрее решать многие задачи.

 

Дополнительный сервис реализуется либо за счет встраивания новых специальных сервисных функций в модули общего назначения, либо за счет создания специализированных подсистем (модулей), наиболее полно учитывающих специфику тех или иных участков учетной работы.

Специальные сервисные функции, включаемые в модули общего назначения, можно разделить на две группы. Первая группа - это функции, дополняющие возможности общего назначения, вторая группа связана с поддержкой решения специальных отраслевых задач. Что касается специализированных подсистем (модулей), то их создание имеет смысл при наличии достаточно широкого спектра задач, решение которых типично только для определенной сферы деятельности, или если определенный класс учетных задач имеет ярко выраженную специфику, требующую специальных приемов отражения хозяйственных операций и специфической отчетности. Как правило, такие подсистемы реализуются как дополнения к модулям общего назначения.

В качестве примера специальных функций ярко выраженного отраслевого назначения можно привести реализуе­мый в настоящее время проект разра­ботки модуля к программе "Инфо-Предприятие: Бухгалтерия". Проект МОЗ-7031 финансируется Фондом Евразия. Исполнителями проекта являются: сельскохо­зяйственный кредитный кооператив "Стимул" Саратовской области; Фонд развития сельской кредитной коопера­ции (г. Москва); компания "Рилл-Софт" (г. Москва), последняя является автором и разработчиком бухгалтерской систе­мы "Инфо-Предприятие". Наиболее су­щественное преимущество "Инфо-Предприятия" состоит в том, что данный продукт сочетает в себе развитую функциональность, и в то же время за счет своей высокой внутренней технологичности может быть легко и безопасно дополнен функциями, необходимость в которых диктуется отраслевой и индивидуальной спецификой предприятия. Программа нетребовательна к аппаратным ресурсам, работает под управлением операционных систем не ниже Windows 95.

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что дополнение штатного комплекта бухгалтерской программы "Инфо-Предприятие" модулем "Займы" не привело к удорожанию про­граммы в целом. То есть заинтересованные пользователи при покупке программы с модулем оплачивают ее обычную рыночную стоимость, а пользователи, ранее купившие ее, получат модуль бесплатно при очередном текущем обновлении программы. Достигнуто это благодаря участию в проекте "Фонда Евразия". К открытому распространению модуль "Займы" поступит в сентябре текущего года.

Быстрое развитие кредитной кооперации, вхождение ее в финансовую систему России требует от кооперати­вов соответствующего уровня организации учетного процесса, внедрения современных компьютерных технологий. Существующее программное обеспечение, применяемое в банковской среде, использовать кооперативам практичес­ки невозможно в силу принципиальных отличий построения бухгалтерского учета. А потребность в таком обеспечении испытывают все кредитные кооперативы.

Целью проекта является посредством освоения современных компьютерных технологий и программного обеспечения повышение уровня обслуживания пайщиков, увеличение кредитного портфеля, организация эффектив­ного управления кооперативом.

В основу решения положена раз­работка дополнительного модуля ("Займы") к компьютерной бухгалтерской про­грамме "Инфо-Предприятие", с помощью которого можно выполнять специфические задачи финансового и аналитическо­го учета в кредитном кооперативе.
К специфическим операциям кредитных кооперативов можно отнести:

  • индивидуальный и сводный аналитический учет выданных займов;
  • индивидуальный и сводный аналитический учет принятых займов;
  • ведение банка данных кредитных историй заемщиков;
  • ведение реестра пайщиков (индивидуальных сведений);
  • финансовый анализ кооператива.

Организация единой информационной базы данных бухгалтерского учета и вышеназванных операций позволит повысить эффективность работы менед­жеров кредиых кооперативов. В настоящее время автоматизация рабочих мест широко применяется в бухгалтер­ском учете, а аналитический учет кредитно-финансовой деятельности кредитных кооперативов часто выполняется вручную, т.е. без применения компьютерных технологий.

Модуль "Займы" будет входить в штатный комплект бухгалтерской программы "Инфо-Предприятие". Он будет представлен в главном меню программы самостоятельной пиктограммой. Блок будет состоять из четырех разделов:

  • учет выданных займов;
  • учет принятых займов или кре­дитов;
  • реестр пайщиков;
  • финансовый анализ.

Модуль будет использовать уже имеющиеся в программе библиотеки журналы, т.е. технические решения про­граммы "Инфо-Предприятие". Таким об­разом, менеджеры кооператива при работе с блоком одновременно будут решать задачи как бухгалтерского, так и небухгалтерского учета, используя единую информационную СУБД. Примене­ние системы позволило, используя функцию "фильтра", получать выборки необходимой информации из единой базы данных, не описывая их заранее в программе.

В разделе "учет выданных займов" обрабатывается весь объем информации начиная с выдачи займа до его погашения, предусмотрена возможность хранения информации как в текстовом, так и в графическом формате, например фотографии. Аналогично построена работа раздела "принятые займы, кредиты".

В "реестре пайщиков" хранится информация по персональным данным пайщиков. Здесь также ведется кредитная история пайщика, представляющая собой текстовый файл с хронологичес­ким изложением кредитной истории.

В разделе "финансовый анализ" собраны показатели и нормативы дея­тельности кредитного кооператива, предназначенные для его эффективного управления.

Источник: Журнал "Сельский кредит", №7, 2004.