Формы бухгалтерского учёта, приемлемые для кредитных кооперативов.
Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.
В настоящее время в организациях наиболее распространены следующие формы учета:
- простая;
- журнально-ордерная;
- автоматизированная.
Простая форма учета характеризуется применением Книги учета хозяйственных операций и, как правило, используется субъектами малого предпринимательства - организациями, «в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает ... 50 человек» и осуществляющими незначительное количество хозяйственных операций.
Основными особенностями журпально-ордерной формы учета являются:
- применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;
- совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;
- объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;
- отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
- сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.
Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета. Это достигается за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ведомостей по аналитическим счетам).
Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов. К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.
Автоматизированная форма учета наиболее желательна, так как позволяет ускорить проведение учетных процедур и повысить информативность и точность учета при одновременном снижении затрат труда на его ведение. В общем виде данная форма учета характеризуется последовательностью обработки получаемых данных на машинном носителе информации. В настоящее время существует достаточное количество типовых программных продуктов, ориентированных на обработку бухгалтерской информации.
Кредитные кооперативы относятся к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям), которые, совершая незначительное количество хозяйственных предприятий (как правило не более тридцати в месяц), не осуществляя производство продукции и оказание услуг, связанных с большими затратами материальных ресурсов, могут вести бухгалтерский учет, применяя простую форму.
В рамках современного налогового регулирования многие организации, в том числе и кредитные кооперативы, могут также применять упрощенную систему налогообложения, которая «предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период», При этом «организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета», а ведут учет только основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Также для них сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности.
В рамках данной системы налогообложения «налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога на основании «Книги учета доходов и расходов», утвержденной Минфином РФ.
Быстрое же развитие кредитной кооперации требует от кооперативов соответствующего уровня организации учетного процесса. Вышеописанные формы ведения бухгалтерского учета не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к СКК, как организациям, работающим на микрофинансовом уровне:
- вести учет займов выданных (учитывать кредитный портфель);
- вести учет сбережений, кредитов и займов полученных;
- вести учет обеспечения по займам выданным и сбережениям полученным;
- составлять консолидированную отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности по всей системе кредитной кооперации (требование иностранных инвесторов, вкладывающих средства в российскую кредитную кооперацию);
- предоставлять необходимую информацию для проведения финансового анализа;
- вести бухгалтерский учет по единым методологическим принципам.
Кредитные кооперативы, применяющие простую форму бухгалтерского учета и упрощенную систему налогообложения, как правило, ведут «двойной учет», т.е. учет:
- для целей налогообложения;
- для предоставления необходимой финансовой информации внутренним и внешним пользователям, таких, как ФРСКК, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство экономики и развития РФ и др.
«Второй учет» необходим для сбора финансовой информации о состоянии системы кредитной кооперации в целом, которая, в свою очередь, является базой для составления консолидированной отчетности. Многие кооперативы не придают этому большого значения, следствием чего является недостоверность предоставляемых сведений.
В силу увеличения трудозатрат из-за ведения «двойного учета» в кооперативах отсутствует учет обеспечения полученного и выданного, что также отрицательно сказывается как на деятельности СКК, так и на работе системы в целом. Это связано с тем, что очень часто менеджеры, работающие в кредитных кооперативах, не знают, что у заемщика является обеспечением по нескольким действующим договорам займа у одного заемщика, т.е . одно и то же имущество может служить обеспечением по нескольким договорам или у нескольких кредиторов. Особенно это опасно, когда заемщик становится неплатежеспособным ив качестве оплаты начинает изыматься обеспечение.
Все выше описанное свидетельствует о том, что оптимальным для кооперативов является внедрение современных компьютерных технологий.
Но существующее программное обеспечение, применяемое в банковской среде, не приемлемо для использования кооперативами в силу принципиальных отличий построения учетной политики и бухгалтерского учета. А потребность в таком обеспечении испытывают все кредитные кооперативы.
Организация единой информационной базы данных бухгалтерского учета и вышеназванных операций позволит повысить эффективность работы менеджеров кредитных кооперативов. В настоящее время автоматизация рабочих мест широко применяется в бухгалтерском учете, а аналитический учет ссудосберегательной деятельности кредитных кооперативов часто выполняется вручную, без применения компьютерных технологий.
Производители программного обеспечения (ПО) постоянно ведут работы по совершенствованию своих продуктов. Это отражается не только в улучшении работы пользователей с ПО, но и предоставления пользователям новых функций, позволяющих быстрее решать многие задачи.
Дополнительный сервис реализуется либо за счет встраивания новых специальных сервисных функций в модули общего назначения, либо за счет создания специализированных подсистем (модулей), наиболее полно учитывающих специфику тех или иных участков учетной работы.
Специальные сервисные функции, включаемые в модули общего назначения, можно разделить на две группы. Первая группа - это функции, дополняющие возможности общего назначения, вторая группа связана с поддержкой решения специальных отраслевых задач. Что касается специализированных подсистем (модулей), то их создание имеет смысл при наличии достаточно широкого спектра задач, решение которых типично только для определенной сферы деятельности или если определенный класс учетных задач имеет ярко выраженную специфику, требующую специальных приемов отражения хозяйственных операций и специфической отчетности. Как правило, такие подсистемы реализуются как дополнения к модулям общего назначения.
Целью таких специализированных сервисных функций для кредитных кооперативов является повышение уровня обслуживания пайщиков, увеличение кредитного портфеля, организация эффективного управления кооперативом.
В настоящее время многие кредитные кооперативы уже используют для ведения бухгалтерского учета такие программы, как 1-С: Бухгалтерия, Инфо-Бухгалтер, Инфо-Предприятие, к которым разработаны подсистемы, учитывающие специфику деятельности кредитных кооперативов.
Одним из преимуществ является то, что данное программное обеспечение сочетает в себе развитую функциональность и в то же время за счет своей высокой внутренней технологичности, могут быть легко и безопасно дополнены функциями, необходимость в которых диктуется отраслевой и индивидуальной спецификой предприятия. Второе преимущество - программы нетребовательны к аппаратным- ресурсам, работают под управлением операционных систем не ниже Windows 95.
В качестве примера специальных функций ярко выраженного отраслевого назначения можно рассмотреть модуль, разработанный к программе «Инф о-Пред приятие: Бухгалтерия» в рамках Проекта МОЗ-7031, финансируемого Фондом Евразия, исполнителями которого являются СКК «Стимул» Саратовской области и компания «Рилл-Софт» (г. Москва) при непосредственном участии специалистов ФРСКК и МСКПК «Народный кредит».
В основу решения положена разработка дополнительного модуля «Займы» к компьютерной бухгалтерской программе «Инфо-Предприятие», с помощью которого можно выполнять специфические задачи финансового и аналитического учета в кредитном кооперативе.
К специфическим операциям кредитных кооперативов можно отнести следующее:
- индивидуальный и сводный аналитический учет выданных займов;
- индивидуальный и сводный аналитический учет полученных займов;
- ведение банка данных кредитных историй заемщиков;
- веден ие реестра пайщиков (индивидуальных сведений);
- финансовый анализ кооператива.
Модуль «Займы» входит в штатный комплект бухгалтерской программы «Инфо-Предприятие». Он представлен в главном меню программы самостоятельной пиктограммой. Блок состоит из четырех разделов:
- учет выданных займов;
- учет принятых займов или кредитов;
- реестр пайщиков;
- финансовый анализ.
Модуль использует уже имеющиеся в программе библиотеки, журналы, т.е. технические решения программы «Инфо-Предприятие». Таким образом, менеджеры кооператива при работе с блоком одновременно могут решать задачи как бухгалтерского, так и небухгалтерского учета, используя единую информационную базу. Применение системы позволяет, используя функцию «Фильтра», получать выборки необходимой информации из единой базы данных, не описывая их заранее в программе.
В разделе «Учет выданных займов» обрабатывается весь объем информации, начиная с выдачи займа до его погашения, предусмотрена возможность хранения информации, как в текстовом, так и в графическом формате, например, фотографии; имеется возможность учета обеспечения с одновременным его отражением на забалансовых счетах бухгалтерского учета. Аналогично построена работа раздела «Принятые займы, кредиты».
В «Реестре пайщиков» хранится информация по персональным данным пайщиков. Здесь также ведется кредитная история пайщика, представляющая собой текстовый файл с хронологическим изложением кредитной истории.
В разделе «Финансовый анализ» собраны показатели и нормативы деятельности кредитного кооператива, предназначенные эффективного управления.
Модуль самостоятельно настраивается под принятую в кредитном кооперативе учетную политику и предназначен для кооперативов различных уровней (от первого до третьего); может использоваться и другими организациями, работающими в системе кредитной кооперации и занимающимися оказанием финансовых услуг.
В настоящее время в рамках Соглашения между Компанией ACDI/VOCA и ФРСКК реализуется Проект, который призван объединить разрозненные системы автоматизации бухгалтерского учета в единую информационно-управленческую систему. Основными пользователями системы, кроме ФРСКК, будут МСКПК «Народный кредит» и формирующего его областные кооперативы второго уровня.
Для реализации этого проекта были выбраны три пилотных региона, добившиеся наиболее весомых результатов в автоматизации своей деятельности и использующие вышеуказанные программы (г. Саратов, г. Астрахань, г. Волгоград). В дальнейшем, до 2007 г., планируется подключить к этой системе все кооперативы, сотрудничающие с ФРСКК, Союзом СКК и МСКПК «Народный кредит».
В рамках данного проекта будет разработан программный комплекс, основывающийся на платформе «1С: Предприятие» версия 8.0, позволяющий производить сбор, обработку, анализ, хранение и предоставление информации, а также будут доработаны программные продукты, используемые в кредитных кооперативах.
Для успешной реализации данного проекта, в первую очередь, как показала практика, необходимо пересмотреть процессы и процедуры формирования бухгалтерской и финансовой информации, документацию, а также вопросы управления и инфраструктуры системы сельской кредитной кооперации.
Автор является непосредственным участником рабочей группы, разрабатывающей внутренние4 регистры, основы формирования учетной политики и т.д., которые будут использоваться в комплексе.
Как видно из проведенного анализа формирования учетной политики в СКК, кредитные кооперативы используют правила ведения учета, предусмотренные для некоммерческих организаций. Однако такие правила не позволяют отразить деятельность кредитных кооперативов в соответствии с-организационно-э кон омическим содержанием их деятельности и получить прозрачные данные, необходимые для эффективного анализа деятельности кооператива.
Большая часть этих трудностей вызвана несовершенством законодательной базы. Рассмотренные в первой главе предложения по изменению законодательного статуса кооперативных организаций потребуют соответствующих изменений в бухгалтерском учете и учетных политиках данных организаций. При этом особое внимание необходимо будет уделить разработке специализированного плана счетов, внутренних синтетических и аналитических регистров, форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Кроме того, существенные изменения потребуется внести в результате реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Особое внимание следует обратить на то, что в системе кредитной кооперации кооперативами применяются различные формы учета. Мы предлагаем в СКК применять жур н ал ьно-ор дерную форму бухгалтерского учете с применением специализированных систем автоматизации, опираясь на опыт кооперативов с большим стажем работы и учитывая требования, выдвигаемые уровнем развития, достигнутым системой кредитной кооперации в настоящее время.
Источник: Кредитная кооперация Чувашии