Об оптимизации и планировании налоговых платежей

Налоговая база и порядок её определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается Налоговым кодексом РФ. Таким образом, влияя на налогооблагаемую базу, налогоплательщик может минимизировать налоговые платежи.

 

Следовательно, в качестве рабочей стадии можно принять следующую дефиницию: "налоговая оптимизация - это определение такой величины налогооблагаемой базы, при которой налогоплательщик вполне легально может уменьшать свои налоговые платежи в бюджет".

Налоговая оптимизация может быть двух видов:

  • перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизаця предполагает применение таких приёмов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности;
  • текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае.

Распространение практики минимизации налоговых платежей, особенно в условиях интернационализации развивающегося мирового хозяйства, привело к тому, что для многих налогоплательщиков экономия на налоговых платежах стала источником дополнительного финансирования и фактором, повышающим конкурентоспособность их продукции. Одновременно государственные органы, озабоченные соответствующим снижением поступлений налогов в бюджет, стали применять меры к недопущению такого уменьшения налоговых обязанностей. Этот процесс был оценен как "феномен", т.к. он одновременно затронул множество налогоплательщиков и государсвтенных налоговых органов различных стран.

Отсутствие достаточно чёткой определённости в налоговой политике, постоянная изменчивость экономической ситуации ставит перед налогоплательщиками сложные задачи, решение которых возможно только на базе знаний форм и методов налогового планирования.

В мировой практике налогообложения существуют следующие модели поведения налогоплательщиков:

  1. Уклонение от уплаты налогов осуществляется в виде незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, сокрытия доходов, непредоставления или несвоевременного предоставления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов. При уклонении организация или физическое лицо уменьшает свои налоговые обязательства или вообще не платит налоги, используя способы, прямо или косвенно запрещённые законодательством.
  2. Обход налогов. В этом случае организация не является налогоплательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами. Организация может использовать в этой ситуации такие незаконные способы, как не регистрация своей деятельности или неведение учёта объектов налогообложения.
  3. Стандартный метод. В этом случае налогоплательщик платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчётов и выбора оптимального варианта налогообложения.
  4. Налоговое планирование. В этом случае юридическими лицами проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми не противоречащими законодательству методами.

Любые инвестиционные решения налогоплательщика (по реальным и финансовым инвестициям, по оборотному капиталу) в конечном итоге характеризуются осуществлением расходов, получением доходов и формированием результата. Управляя доходами и расходами, организации и предприниматели решают вопросы уменьшения рисков и предотвращения банкротства. Именно на основе прогнозирования различных видов доходов, расходов и прибыли строится финансовое планирование экономических субъектов.

Через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опосредственно влияет на финансовые менеджмент. Следовательно, являясь составной частью системы финансового менеджмента, налоговое планирование занимает в ней специфическое место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами экономических субъектов.

Обычно выделяются следующие возможные пути оптимизации налогоплательщиками объёмов налоговых платежей:

  • выбор выгодного места регистрации и места осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • грамотное использование всех пробелов и достоинств действующего законодательства, построение различных схем хозяйствования;
  • выбор соответствующей организационно-правовой формы предпринимательства;
  • использование возможностей хозяйственных договоров (включение в них экономически выгодных условий, комбинирование договоров, сочетание условий различных договоров);
  • грамотное и юридическое безупречное ведение бухгалтерского учёта;
  • использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.

Основной задачей налогового планирования можно считать предварительный расчёт вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности налогоплательщика и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от правовых форм её реализации.

Для реализации процесса налогового планирования необходимо провести сопоставительный анализ налогооблагаемых баз всего спектра налогов, которые подлежат уплате, их конкретные ставки и льготы, т.е. определить своё налоговое поле и его параметры. Задача осложняется тем, что налоги и сборы, формирующие своевременную налоговую систему России, различаются по объектам обложения и источникам уплаты. Методика соотнесения налоговых сумм с определённым финансовым показателем - предмет изучения отдельной сферы налогового менеджмента - налогового анализа. Технология налогового анализа в достаточной мере разработана и апробирована в исследованиях по проблемам отраслевого налогообложения.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных и равномерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приёмов и способов.

Кредитные потребительские кооперативы граждан, как специализированные некоммерческие организации мелкого кредита, сочетающие в себе черты кооперативных и банковских организаций и функционирующие на рынке банковских услуг, в соответствии с российским налоговым законодательством, признаются не только налогоплательщиками, но и налоговыми агентами.

Устанавливая обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги, налоговое законодательство в ряде случаев возлагает на некоторые субъекты обязанности по удержанию этих налогов и перечислению их в бюджет. Такие случаи в российском законодательстве предусмотрены: при налогообложении доходов физических лиц, получаемых от организаций и физических лиц; при налогообложении доходов иностранных юридических лиц из источников в РФ; при обложении НДС иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства на территории РФ и др. Российское законодательство не имеет устойчивого термина для такой категории субъектов и называет их то источниками выплат, то просто источниками. В экономически развитых странах их принято называть налоговыми агентами.

При моделировании российской налоговой системы было учтено, что использование института налогового агента возможно только в случае, если налогоплательщик и налоговый агент тесно связаны между собой денежными отношениями. Возлагая на налогового агента обязанности по удержанию налогов, государство наделяет его частью своих властных полномочий по отношению к налогоплательщику. Использование налоговых агентов носит ограниченный характер и применяется в случаях, когда количество налогоплательщиков данной категории велико, и экономически невыгодно собирать налоги у каждого такого налогоплательщика непосредственно.

С 1 января 2001 г. налогообложение любых доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. Порядок удедржания налога российскими организациями, от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доходы, определён статьёй 226 НК РФ.

Следовательно, кредитный кооператив при выплате доходов физическим лицам должен удерживать налог с таких доходов, а также предоставлять в налоговый орган необходимые сведения о выплаченных физическим лицам доходах. Поскольку кредитные кооперативы не относятся к банкам, сумма выплаченной компенсации пайщикам облагается по ставке 13%.