Налоговый учёт налогов и сборов кредитным кооперативом (Единый социальный налог, страховые сборы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, транспортный налог, земельный налог, налог на доходы физических лиц).

Единый социальный налог, страховые сборы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, транспортный налог, земельный налог, налог на доходы физических лиц — кредитные потребительские кооперативы граждан исчисляют и уплачивают в общем порядке.

 

Однако уплата этих налогов кредитными потребительскими кооперативами граждан осуществляется за счет целевых поступлений и планируется в смете (финансовом плане) на содержание аппарата управления кооператива и ведение уставной деятельности. Кредитный потребительский кооператив граждан признается плательщиком единого социального налога как лицо, производящее выплаты физическим лицам.

 

Объектом налогообложения для них признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, относятся следующие:

  • договор подряда находит отражение в ст. 702-768;
  • договор возмездного оказания услуг: ст. 779-783;
  • договор на выполнение НИОКР: ст. 769-778;
  • договор перевозки груза: ст. 784-785;
  • договор транспортной экспедиции: ст. 801-806;
  • договор хранения: ст. 896-926;
  • договор поручения: ст. 971-979;
  • договор комиссии: ст. 990-1004;
  • агентский договор: ст. 1005-1011;
  • договор доверительного управления имуществом: ст. 1012-1026.

При уплате единого социального налога кредитным потребительским кооперативам граждан следует ориентироваться на содержание договоров, заключенных с работниками, а не на название договоров.

Таким образом, по всем остальным договорам гражданско-правового характера, не связанным с выполнением работ и оказанием услуг, не производится исчисление единого социального налога (например, по договорам купли-продажи, мены и т.д.). В главе 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации указано, что не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Кроме того, необходимо учитывать, что указанные выше выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения у кредитных потребительских кооперативов граждан поскольку в отношении их эти выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно ст. 270 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы организациями, и в том числе кредитными потребительскими кооперативами не учитываются следующие расходы, которые соответственно не будут включаться в объект обложения единым социальным налогом:

  1. Суммы начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода;
  2. Взносы в уставный (складочный) капитал, вклады в простое товарищество;
  3. Взносы на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации;
  4. Взносы на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации;
  5. Средства, перечисляемые профсоюзными организациями;
  6. Расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
  7. Премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;
  8. Суммы материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности);
  9. Оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
  10. Надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, доходы (дивиденды, проценты) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационные начисления в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставление его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективньши договорами)
  11. Оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования» специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
  12. Оплата ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;
  13. Оплата ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;
  14. Оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;
  15. Стоимость переданных налогоплательщиком-эмитентом акций, распределяемых между акционерами — физическими лицами по решению общего собрания акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций либо разница между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении меду акционерами акций при увеличении уставного капитала эмитента;
  16. Суммы выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации;
  17. Компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, на оплату суточных, полевого довольствия и рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации;
  18. Иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст, 252 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление финансами кредитных потребительских кооперативов граждан в отношении единого социального налога возможно также на основе грамотного определения сумм, не подлежащих налогообложению. В соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению:

  • государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия но уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
  • все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с: возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультур но-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уваленных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации; выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями: работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления;  членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи; работникам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам;

8) суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный орган местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемых непосредственна гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10000 руб. в год;

14) выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей — в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо — работника за календарный месяц.

Не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:

  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
  • суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Кредитные потребительские кооперативы граждан для оптимизации управления финансами в части единого социального налога могут учитывать существующие налоговые льготы по данному налогу, В частности, от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждении, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. Использование льгот должно быть подтверждено сведениями о работающих инвалидах с указанием группы инвалидности, номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида; а также сведения о величине выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов.

Для исчисления и уплаты единого социального налога установлена регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения платежей между различными бюджетами в зависимости от величины выплаченных доходов, которая является существенным элементом налогового планирования, и, как следствие управления финансами.

Кроме того, важное значение имеет также грамотное определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов, которая определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).

При планировании налога на доходы физических лиц кредитным кооперативам необходимо учитывать, что не подлежит налогообложению значительный перечень доходов физических лиц, который предусмотрен главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.

Возможность получения работниками соответствующих налоговых вычетов важная составляющая налогового планирования и управления финансами в отношении налога на доходы физических лиц, тем более, что с I января 2005 года имущественный налоговый на приобретение и строительство жилья предоставляется налогоплательщику источником выплаты дохода - работодателем.

В отношении страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, транспортного и земельного налога льгот для кредитных кооперативных структур граждан законодательством не предусмотрено.

Из специальных налоговых режимов, предусмотренных главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации, в практике некоммерческие организации и в том числе кредитные потребительские кооперативы граждан, чаще всего, применяют упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, одним из важных факторов, определяющих уровень налогового бремени кредитных потребительских кооперативов граждан является возможность организации раздельного учета целевых поступлений и доходов и расходов от иной деятельности для целей исчисления налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. Кроме того, важное место в текущем налоговом планировании кредитных потребительских кооперативов граждан должно занимать использование различных налоговых льгот по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой. Использование данными экономическими субъектами налоговых льгот и специальных налоговых режимов позволяет им получать налоговую экономию и снижать налоговое бремя, то есть комплексно решать проблемы налогового планирования.