На современном этапе развития российская экономика испытывают на себе воздействие рыночного механизма. Результатом перехода к рыночным отношениям стало появление различных типов предприятий: частных, государственных, унитарных, кооперативных, крестьянских (фермерских) хозяйств и других.

Нормативно-правовое регулирование потребительского кооператива в Российской Федерации определяется частью первой Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которым потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК РФ).

Потребительский кооператив является некоммерческой организацией, в связи с этим основной целью деятельности не является извлечение прибыли. Следует отметить, что па деятельность потребительского кооператива не распространяются положения Федерального закона от 12.01.1996 №7тФЗ "О некоммерческих организациях". Это обусловлено особенностью функционирования данной организационно-правовой формы, которая заключается в распределении дохода между его участниками, оставшегося после погашения кредиторской задолженности и создания фондов. Таким образом, потребительская кооперация имеет признаки коммерческого предприятия.

Интерес общества, властей и бизнеса к сотрудничеству с потребительской кооперацией повышается. В России пока не принята повсеместно международная практика партнерства властей разного уровня и потребительской кооперации при реализации различного рода программ:
Управление потребительской кооперацией осуществляется на основе информации, формирование которой обеспечивает бухгалтерский учет. Причем полученная из бухгалтерской отчетности информация об объемах финансирования и структуре использования средств необходима в первую очередь внутренним пользователям.

Обязанность ведения бухгалтерского учета потребительским кооперативом установлена федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и законом от 19.06.1992 №3085-1 (ред. от 21.03.2002) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Порядок учета имущества и обязательств устанавливаются положениями по бухгалтерскому учету, планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, а также методическими указаниями.

Для осуществления текущих расчетных отношений потребительские кооперативы могут дополнительно привлекать средства бюджетного финансирования, что должно быть закреплено в уставе кооператива. Средства целевого финансирования приравниваются к величине паевого фонда. Законодательство РФ закрепило для органов государственной власти возможность оказания организациям потребительской кооперации экономической поддержки.

Так как задачей бухгалтерского учета является формирование достоверной и полной информации о движении активов и обязательств, а также раскрытие такой информации в бухгалтерской отчетности, то необходимо ведение бухгалтерского учета государственной помощи в потребительской кооперации.

Основные принципы учета государственной помощи изложены в ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".

Для учета государственных средств, поступивших для финансирования программ и мероприятий, осуществляемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, Планом счетов предусмотрен счет 86 "Целевое финансирование". К данному счету открываются субсчета для детализации поступивших сумм по источникам поступления, а также для отражения операций по списанию сумм целевого финансирования в соответствии с выполняемыми арофаммами и мероприятиями.

В российском законодательстве государственной помощью является увеличение экономических выгод конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). В качестве экономической выгоды не рассматривается создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, осуществляющих монополистическую деятельность и иные действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.

Таблица 1 - Основные положения ПБУ 13/2000 "Учёт государсвтенной помощи"

Основные положения

Комментарий

Сфера применения
(п. 3 ПБУ 13 2000)

Не применяется в отношении: - государственного регулирования цен и тарифов;
- применения соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.),
-участия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам)

Формы
государственной помощи
(п 4 ПБУ 13 2000)

  1. бюджетные средства (субвенции и субсидии);
  2. бюджетные кредиты;
  3. прочие формы - предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др ), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности оргайизации (например, государственные закупки). Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики

Основные положения

Комментарий

 

финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке

Виды предоставления ресурсов
(п. 4 ПБУ 13/2000)

  1. денежные средства;
  2. ресурсы, отличные от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество).

Формы
государственных
субсидий
(п. 4 ПБУ 13/2000)

  1. средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
  2. средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Условия признания бюджетных средств (п. 5 ПБУ 13/2000)

  1. имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  2. имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Оценка
государственной помощи,
предоставленной в виде ресурсов, отличных от денежных средств сп. 6 ПБУ 13/2000)

Ресурсы, отличные от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

Принятие к учету бюджетных средств (п. 7ПБУ 13/2000)

  1. возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
  2. по мере фактического получения ресурсов, увеличиваются счета учета денежных средств, вложений во внеоборотные активы и т.п.

Списание е учета бюджетных средств (п. 8 ПБУ 13/2000)

Списываются как увеличение финансовых результатов организации, а по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств, начисляются амортизационные отчисления.

Порядок учета при возникновении обязательств по возврату
(п. 13, 14 ПБУ 13/2000)

Если в отчетном году возникаю! оисш*icabwiea, » связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве субсидий, в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве субсидий в предыдущие годы, организация отражает уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату с одновременным восстановлением целевого финансирования за счет финансового результата.

 

Установленный п. 9, 10 ПБУ 13/2000 порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:

1. суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов:

- на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации. Учитываются в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в состав прочих доходов в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации. Таким образом, в бухгалтерском учете предприятия должны быть сделаны следующие корреспонденции:

- в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам, признаются в качестве прочих доходов.

2. суммы, предоставленные для финансирования текущих расходов, учитываются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету с последующим отнесением на доходы отчетного периода при их осуществлении.

Наименование операции

Корреспонденция

Первичный документ

Дебет

Кредит

Возникновение
целевого
финансирования

08 «Вложения во внеоборотные активы» или 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

86 «Целевое финансирование»

Уведомление казначейства о выделении средств

Приобретено основное средство

08 «Вложения во внеоборотные активы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Товарная накладная (ТОРГ-12)

Основное средство введено в эксплуатацию

01 «Основные средства»

08 «Вложения во внеоборотные активы»

Акт о приемке- передаче основного средства (ОС-1)

Учтено целевое финансирование

86 «Целевое финансирование

98 «Доход» будущих периодов»

Бухгалтерская справка

Начислена амортизация

20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Издержки обращения»

02 «Амортизация основных средств»

Ведомость начисления амортизации

Суммы целевого финансирования в части начисленной амортизации отнесены в состав прочих доходов л

98 «Доходы будущих периодов»

91 «Прочие доходы и расходы»

Бухгалтерская справка

 

Рассмотрим основные корреспонденции учета средств на финансирование текущих расходов на примере материально- производственных запасов.

Наименование операции

Корреспонденция

Первичный документ

Дебет

Кредит

Возникновение целевого финансирования

76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

86 «Целевое финансирование»

Уведомление казначейства о выделении средств

Приобретены материально- производственные запасы

10 «Материалы»

76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

Товарная накладная (ТОРГ- 1), приходный ордер (М-4)

Учтено целевое финансирование в составе доходов будущих периодов

86 «Целевое финансирование »

98 «Доходы будущих периодов»

Бухгалтерская справка

Наименование операции

Корреспонденция

Первичный документ

Дебет | Кредит

Списаны материально- производственные запасы

20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозя йсТвенные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Издержки обращения»

10 «Материалы » .

Требование- ; накладная, лимитно-заборная карта

Суммы целевого финансирования в части списанных материально* производственных запасов отнесены в состав прочих доходов

98 «Доходы будущих периодов»

91 «Прочие доходы и расходы»

Бухгалтерская справка

 

3. субсидии, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных кооперацией в предыдущие отчетные периоды, учитываются в составе прочих доходов.

Наименование операции

Корреспонденции

Первичный документ

Дебет | Кредит

Отчетный период 2008 ?ос

 

Приобретены материально- производственные запасы

10 «Материалы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Товарная накладная (ТОРГ-12), приходный ордер (М-4)

Списаны материально-
производственные
запасы

20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Издержки обращения»

10 «Материалы»

Требование- накладная, лимитно-заборная карта

Отчетный период 2009 год

Отражена задолженность по средствам целевого финансирования

51 «Расчетный счет»

76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

Платежное поручение

Увеличен финансовый результат кооперации

76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

91 «Прочие доходы и расходы»

Бухгалтерская справка

 

Хотелось отметить, что в рассматриваемой ситуации бюджетные средства отражаются только на счетах расчетов. Данный способ учета не предполагает использования счета 86 "Целевое финансирование". Однако, по нашему мнению, данный факт не мешает организации в целях единства учета бюджетных средств воспользоваться указанным счетом.

Информацию о государственной помощи потребительская кооперация раскрывает в своей бухгалтерской отчетности следующим образом:

  1. Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации субсидий отражается в Бухгалтерском балансе (ф. №1) по статье "Доходы будущих периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства";
  2. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно;
  3. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.

Кроме того, информация о поступлении и расходовании бюджетных средств отражается в Отчете о целевом использовании полученных средств (форма №6).

В пояснительной записке потребительской кооперации подлежит раскрытию следующая информация в отношении государственной помощи:

  • характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
  • назначение и величина бюджетных кредитов;
  • характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
  • не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.