На современном этапе развития российская экономика испытывают на себе воздействие рыночного механизма. Результатом перехода к рыночным отношениям стало появление различных типов предприятий: частных, государственных, унитарных, кооперативных, крестьянских (фермерских) хозяйств и других.
Нормативно-правовое регулирование потребительского кооператива в Российской Федерации определяется частью первой Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которым потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК РФ).
Потребительский кооператив является некоммерческой организацией, в связи с этим основной целью деятельности не является извлечение прибыли. Следует отметить, что па деятельность потребительского кооператива не распространяются положения Федерального закона от 12.01.1996 №7тФЗ "О некоммерческих организациях". Это обусловлено особенностью функционирования данной организационно-правовой формы, которая заключается в распределении дохода между его участниками, оставшегося после погашения кредиторской задолженности и создания фондов. Таким образом, потребительская кооперация имеет признаки коммерческого предприятия.
Интерес общества, властей и бизнеса к сотрудничеству с потребительской кооперацией повышается. В России пока не принята повсеместно международная практика партнерства властей разного уровня и потребительской кооперации при реализации различного рода программ:
Управление потребительской кооперацией осуществляется на основе информации, формирование которой обеспечивает бухгалтерский учет. Причем полученная из бухгалтерской отчетности информация об объемах финансирования и структуре использования средств необходима в первую очередь внутренним пользователям.
Обязанность ведения бухгалтерского учета потребительским кооперативом установлена федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и законом от 19.06.1992 №3085-1 (ред. от 21.03.2002) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Порядок учета имущества и обязательств устанавливаются положениями по бухгалтерскому учету, планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, а также методическими указаниями.
Для осуществления текущих расчетных отношений потребительские кооперативы могут дополнительно привлекать средства бюджетного финансирования, что должно быть закреплено в уставе кооператива. Средства целевого финансирования приравниваются к величине паевого фонда. Законодательство РФ закрепило для органов государственной власти возможность оказания организациям потребительской кооперации экономической поддержки.
Так как задачей бухгалтерского учета является формирование достоверной и полной информации о движении активов и обязательств, а также раскрытие такой информации в бухгалтерской отчетности, то необходимо ведение бухгалтерского учета государственной помощи в потребительской кооперации.
Основные принципы учета государственной помощи изложены в ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".
Для учета государственных средств, поступивших для финансирования программ и мероприятий, осуществляемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, Планом счетов предусмотрен счет 86 "Целевое финансирование". К данному счету открываются субсчета для детализации поступивших сумм по источникам поступления, а также для отражения операций по списанию сумм целевого финансирования в соответствии с выполняемыми арофаммами и мероприятиями.
В российском законодательстве государственной помощью является увеличение экономических выгод конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). В качестве экономической выгоды не рассматривается создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, осуществляющих монополистическую деятельность и иные действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.
Таблица 1 - Основные положения ПБУ 13/2000 "Учёт государсвтенной помощи"
Основные положения |
Комментарий |
Сфера применения |
Не применяется в отношении: - государственного регулирования цен и тарифов; |
Формы |
|
Основные положения |
Комментарий |
|
финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке |
Виды предоставления ресурсов |
|
Формы |
|
Условия признания бюджетных средств (п. 5 ПБУ 13/2000) |
|
Оценка |
Ресурсы, отличные от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов. |
Принятие к учету бюджетных средств (п. 7ПБУ 13/2000) |
|
Списание е учета бюджетных средств (п. 8 ПБУ 13/2000) |
Списываются как увеличение финансовых результатов организации, а по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств, начисляются амортизационные отчисления. |
Порядок учета при возникновении обязательств по возврату |
Если в отчетном году возникаю! оисш*icabwiea, » связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве субсидий, в бухгалтерском учете производятся исправительные записи. |
Установленный п. 9, 10 ПБУ 13/2000 порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:
1. суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов:
- на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации. Учитываются в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в состав прочих доходов в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации. Таким образом, в бухгалтерском учете предприятия должны быть сделаны следующие корреспонденции:
- в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам, признаются в качестве прочих доходов.
2. суммы, предоставленные для финансирования текущих расходов, учитываются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету с последующим отнесением на доходы отчетного периода при их осуществлении.
Наименование операции |
Корреспонденция |
Первичный документ |
|
Дебет |
Кредит |
||
Возникновение |
08 «Вложения во внеоборотные активы» или 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
86 «Целевое финансирование» |
Уведомление казначейства о выделении средств |
Приобретено основное средство |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Товарная накладная (ТОРГ-12) |
Основное средство введено в эксплуатацию |
01 «Основные средства» |
08 «Вложения во внеоборотные активы» |
Акт о приемке- передаче основного средства (ОС-1) |
Учтено целевое финансирование |
86 «Целевое финансирование |
98 «Доход» будущих периодов» |
Бухгалтерская справка |
Начислена амортизация |
20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Издержки обращения» |
02 «Амортизация основных средств» |
Ведомость начисления амортизации |
Суммы целевого финансирования в части начисленной амортизации отнесены в состав прочих доходов л |
98 «Доходы будущих периодов» |
91 «Прочие доходы и расходы» |
Бухгалтерская справка |
Рассмотрим основные корреспонденции учета средств на финансирование текущих расходов на примере материально- производственных запасов.
Наименование операции |
Корреспонденция |
Первичный документ |
|
Дебет |
Кредит |
||
Возникновение целевого финансирования |
76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
86 «Целевое финансирование» |
Уведомление казначейства о выделении средств |
Приобретены материально- производственные запасы |
10 «Материалы» |
76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
Товарная накладная (ТОРГ- 1), приходный ордер (М-4) |
Учтено целевое финансирование в составе доходов будущих периодов |
86 «Целевое финансирование » |
98 «Доходы будущих периодов» |
Бухгалтерская справка |
Наименование операции |
Корреспонденция |
Первичный документ |
|
Дебет | Кредит |
|||
Списаны материально- производственные запасы |
20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозя йсТвенные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Издержки обращения» |
10 «Материалы » . |
Требование- ; накладная, лимитно-заборная карта |
Суммы целевого финансирования в части списанных материально* производственных запасов отнесены в состав прочих доходов |
98 «Доходы будущих периодов» |
91 «Прочие доходы и расходы» |
Бухгалтерская справка |
3. субсидии, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных кооперацией в предыдущие отчетные периоды, учитываются в составе прочих доходов.
Наименование операции |
Корреспонденции |
Первичный документ |
|
Дебет | Кредит |
|||
Отчетный период 2008 ?ос |
|
||
Приобретены материально- производственные запасы |
10 «Материалы» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Товарная накладная (ТОРГ-12), приходный ордер (М-4) |
Списаны материально- |
20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Издержки обращения» |
10 «Материалы» |
Требование- накладная, лимитно-заборная карта |
Отчетный период 2009 год |
|||
Отражена задолженность по средствам целевого финансирования |
51 «Расчетный счет» |
76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
Платежное поручение |
Увеличен финансовый результат кооперации |
76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
91 «Прочие доходы и расходы» |
Бухгалтерская справка |
Хотелось отметить, что в рассматриваемой ситуации бюджетные средства отражаются только на счетах расчетов. Данный способ учета не предполагает использования счета 86 "Целевое финансирование". Однако, по нашему мнению, данный факт не мешает организации в целях единства учета бюджетных средств воспользоваться указанным счетом.
Информацию о государственной помощи потребительская кооперация раскрывает в своей бухгалтерской отчетности следующим образом:
- Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации субсидий отражается в Бухгалтерском балансе (ф. №1) по статье "Доходы будущих периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства";
- Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно;
- Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.
Кроме того, информация о поступлении и расходовании бюджетных средств отражается в Отчете о целевом использовании полученных средств (форма №6).
В пояснительной записке потребительской кооперации подлежит раскрытию следующая информация в отношении государственной помощи:
- характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
- назначение и величина бюджетных кредитов;
- характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
- не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.