Вчера Агентство по страхованию вкладов (АСВ) сообщило о признании рекламы кредитного потребительского кооператива "Центр вложений и кредитования "Семейный капитал"" недостоверной и вводящей потребителей в заблуждение. Соответствующий вердикт по заявлению АСВ вынесла Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Внимание агентства привлекла реклама этого кооператива, в которой сообщалось о приеме "вкладов населения". При этом указывалось, что данные вклады застрахованы. Кооперативу уже выдано предписание об устранении нарушений, в частности, об исключении из рекламы слова "вклад" и словосочетания "вклады застрахованы", в дальнейшем в отношении "Семейного капитала" будет возбуждено административное дело, по результатам рассмотрения его руководству грозит штраф от 4 тыс. до 20 тыс. руб.
Согласно закону "О кредитной кооперации", средства, привлекаемые кредитными кооперативами от физических лиц, должны называться сбережениями, указывает президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаил Мамута. При этом такие сбережения могут быть застрахованы в специальных обществах взаимного страхования (на что должно быть указание в рекламе), но никак не в Агентстве по страхованию вкладов.
Хотя рынок кредитных кооперативов составляет, по данным НАУМИР на 1 октября, уже 16 млрд руб. и на нем работают около 3 тыс. участников, до сих пор ревизионной активности на нем АСВ не проявляло. "Были случаи, когда участники этого рынка называли средства, привлекаемые от физических лиц, вкладами, хотя по закону привлекать вклады могут только банки, но с прямыми указаниями на страхование вкладов со стороны кредитных кооперативов мы сталкиваемся впервые",— сообщил "Ъ" заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.
С прямыми указаниями на страхование вкладов со стороны кредитных кооперативов мы сталкиваемся впервые
Аналогии с банками кредитные кооперативы практикуют достаточно давно (например, с помощью использования в своих названиях популярных банковских брендов и их символики), указывают и в ФАС. "Кооперативы ожидают, что это поможет им выглядеть надежнее в глазах физических лиц",— говорит начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева. По ее словам, случаи отсылок к несуществующим госгарантиям по средствам, привлеченным в такие организации, периодически рассматриваются службой.
После этого случая АСВ приняло решение пристальнее следить за рекламой продуктов кредитных кооперативов для оперативного реагирования на нарушения и уже дало соответствующее поручение своим региональным представительствам, рассказал господин Мельников. Бороться с подобными нарушениями на рынке кредитной кооперации агентство намерено вместе с ФАС. Правда, учитывая большое число кооперативов, процесс этот быстрым не будет, наличие же такого рода ситуаций сопряжено с рисками снижения доверия к системе страхования вкладов, считают эксперты.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1828486