Пенсионная система в условиях экономического кризиса
Когда Ю. Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе отчёт в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько столетий спустя. История современной пенсионной системы - пожалуй, самый масштабный по влиянию на государственные финансы и общественное развитие пример подобного решения.
Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 г. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование.
Основной задачей преобразования пенсионной системы России является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему, так же оно направлено на изменение существовавшей ранее распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Кризис случился явно «не вовремя». В сфере регулирования доходов обсуждавшиеся на протяжении последних лет проблемы совершенствования двух важнейших институтов - заработной платы и пенсии, так и не были решены за долгий период финансового подъёма. Система социального обеспечения, способная функционировать исключительно в условиях финансового и экономического роста, так и не вышла за рамки социалистических принципов перераспределения ресурсов от богатых к бедным и дотаций со стороны государства.
Несомненно, финансовый кризис поднял наверх системные недостатки в функционировании социальной сферы. Речь идет о применении накопительного пенсионного страхования. Всего лишь год тому назад Минфин и Минэкономики доказывали незыблемость сохранности и надёжного увеличения капитализируемых средств, гарантируемых государством. А сегодня молчание, факты явно противоречат аргументам, которые приводились в 2002 г. про то, что вчера казалось ещё нормальным, сегодня выглядит неустойчивым.
В 2006-2007 гг. государственная управляющая компания ВЭБ, которая Распоряжается более чем 90% всех пенсионных накоплений, не смогла обеспечить даже процентов на уровне инфляции (доходность ВЭБ за 2007г. - 4,1%; 2008 - 2,1%, на 1.07.2009 - 3,21%). В 2008 г. ситуация ухудшилась: накопленные пенсионные сбережения сократились на четверть, а то и на треть их общей величины. Одним словом, пенсионные накопления, формируемые на протяжении последних семи лет, по своей покупательной способности уменьшились на треть.
Российская пенсионная система (начавшаяся с 1 января 2002 г.), которая включает в себя базовый, страховой, накопительный элементы, оказывается нерезультативной, т.к. она не обеспечивает даже в приемлемой мере увязку страховых взносов и пенсионных выплат.
Работники, получающие зарплату, которая превышает среднюю ее величину по стране, могут рассчитывать на пенсию, размер которой будет составлять 25-30% (и ниже) их заработной платы.
Тогда как у граждан западных стран объемы личных сбережений «на старость» достаточно велики, что можно проследить по таблице 1.
Таблица 1.
Общие показатели объёма сбережений западных стран
Страны | Уд. вес зарплаты в % ВВП | Доля средств, резервируемых на обязательное пенсионное страхование % ВВП | Дополнительное договорное (негосударственное) корпоративное пенсионное страхование | Величина среднего по стране размера зарплаты (в %) |
Великобритания, США, Канада | 60-65 | 12-14 | 3-4 | 50 |
ФРГ, Италия, Австрия, Франция | 45-50 | 10-15 | 2-3 | 70 |
По - оценкам актуариев ПФР, расходы по распределительной составляющей в 2009 г. составят 5,4% к ВВП, а к 2020 г. сократятся до 3,7%; в период 2010-2020 гг. прогнозируется дефицит базовой части пенсионной системы, который к 2020 г. достигнет 1,5% ВВП.
Согласно прогнозным оценкам экспертов Организации Экономического Сотрудничества и Развития, расходы на пенсии (при сохранении размеров пенсий на достигнутом уровне) в ближайшие 10-15 лет увеличатся в 1,5-1,8 раза (см. табл.2).
Таблица 2
Прогнозные оценки увеличения пенсионных расходов, %к ВВП.
Страна | 2000 г. | 2020 г. |
Австрия | 17,6 | 23,7 |
Бельгия | 13,8 | 17,0 |
Германия | 16,4 | 31,6 |
Греция | 13 | 15,7 |
Италия | 19,7 | 25,6 |
Франция | 11,7 | 13,6 |
Швеция | 12,1 | 15,9 |
Швейцария | 10,6 | 16,9 |
Россия | 5,6 | 8,1 |
Пенсионная система России вошла в фазу финансовой неустойчивости, которая будет усугубляться. Необходимо изменить порядок зарабатывания и расходования пенсионных средств. Так, всё более очевидным становится привлечение граждан к обязательному пенсионному страхованию. Как свидетельствует опыт экономически развитых стран, финансовое участие работников в своем пенсионном страховании - один из наиболее действенных механизмов формирования страхового пенсионного института.
Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы не позволили преодолеть кризис государственного пенсионного обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного пенсионного страхования.
Пенсионная система России является чувствительной к внешним в0здействиям со стороны органов власти. Пенсионная реформа 2002 г. и последующие законодательные изменения привели пенсионную систему к неоправданно завышенному перераспределению ресурсов от работников с высокими уровнями заработной платы в пользу низкодоходных слоев населения.
Государству следует решить такие вопросы, как накопить пенсию работнику за период своей трудовой жизни (35-45 лет), достаточном для получения пенсии, сопоставимой (хотя бы на 50-60%) с его заработной платой (в развитых странах это минимальная задача перед правительством). Так же усилить надежность негосударственных пенсионных фондов, наладить их деятельность, регулировать инвестирование пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов, осуществляемые в соответствии с рядом федеральных законов и постановлений Правительства РФ. Мировая практика свидетельствует об успешном использовании на инвестиционные цели средств, аккумулированных в негосударственных пенсионных фондах.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию о бюджетной политике в 2008-2010 гг. отмечена необходимость определения стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы и решения проблемы несбалансированности бюджета.
Источник: Социально-политические аспекты реформирования экономической системы современного общества. Материалы международной научно-практической конференции (30 октября 2009 г.)