Банки отказываются «давить» бизнес.
Кризис серьезно уменьшил количество небольших компаний и замедлил регистрацию новых предприятий. Однако положение оставшихся на плаву постепенно начинает улучшаться.
По данным Федеральной налоговой службы, в I полугодии 2009 г. в России создано на 45% меньше предприятий, чем за аналогичный период 2008-го. При этом закрылось 250 тыс. предприятий малого бизнеса вместо 150 тыс. прекративших свое существование годом ранее.
В том же интервале 2009 г. наблюдался спад объемов кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ), который продолжался до июня включительно. Причем банки сократили финансирование как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей (ИП).
Новости с рынка.
Начиная с июля ситуация изменилась. И хотя рано судить, произошел ли перелом тренда или снижение достигло локального минимума, но при общем объеме кредитования МСБ около 2,5 трлн рублей наблюдается рост портфеля примерно на 45 млрд рублей. При этом имеет место неоднородность по сегментам – объем кредитов юридическим лицам вырос, а займы ИП продолжают сокращаться. Таким образом, прирост происходит за счет средних и близким к средним малых предприятий. При этом следует учитывать, что около 70% всех субъектов МСБ зарегистрировано в форме ИП. То есть для большинства микропредприятий заемные средства продолжают оставаться малодоступными.
Попытка однозначно выявить факторы, повлиявшие на рост кредитного портфеля МСБ в июле-августе, на данном этапе затруднительна в связи с пока коротким периодом анализа. Мы не исключаем влияния методологии подсчета, однако можно выделить три основные причины, которые были способны вызвать рост кредитного портфеля.
Наиболее серьезная причина состоит в том, что в первом полугодии банки «притормозили» выдачу новых кредитов МСБ, как в связи с недостатком ликвидности, так и необходимостью адаптации кредитных технологий к условиям кризиса. К концу мая ситуация выправилась, обновление продуктовых линеек завершилось и начался массовый возврат к политике активного кредитования.
С другой стороны, примерно в то же время наблюдалась остановка роста потребительского спроса, что позволило малым предприятиям уточнить стратегии рыночного поведения и развития. На фоне наметившегося во втором полугодии 2009 года потребительского позитива увеличился и спрос на кредитные ресурсы со стороны МСБ.
При этом происходит рефинансирование ранее выданных ссуд, которое часто сопровождается «дофинансированием». Например, у малого предприятия был аннуитетный кредит 10 млн рублей сроком на два года. В ходе кризиса стало понятно, что ежемесячную платежную нагрузку фирма не выдерживает, но при этом для продолжения деятельности нуждается в дополнительных средствах. В результате происходит рефинансирование с увеличением суммы кредитной задолженности и продлением срока кредитования.
Это хорошая тенденция, свидетельствующая, что большинство банков отказались от практики «давить» заемщиков до последнего и стали искать пути совместного выхода из кризиса. Такая стратегия базируется на предположении, что худшее уже позади: потребительский спрос хоть и уменьшился, но существует, а выручка, хоть и сократилась, тем не менее имеется.
Прогнозируя восстановление рынков, банки предпочитают переформатировать платежи предприятий таким образом, чтобы они шли меньшими долями, но обеспечивали банку положительный денежный поток. В случае же банкротства заемщика, вместо денег или активов кредитное учреждение чаще всего получает немалую головную боль – большинство малых предприятий давным-давно подстраховались и создали «запасной аэродром», поэтому ликвидация пустых компаний не несет большой выгоды, но неизбежно повлечет за собой рост резервов и списаний по плохим долгам.
С этим же явлением можно связать еще один фактор роста кредитного портфеля. Некоторые банки отмечают, что уже в конце 2008 года многие малые и средние предприятия, понимая, что кризис пришел всерьез и надолго, начали открывать рядом с собой «чистые» компании, не обремененные кредитной нагрузкой и другими видами задолженности. С учетом того, что стаж таких компаний к июлю 2009 года как раз превысил 6 месяцев, можно предположить, что те из них, которые находятся в банке на хорошем счету, получили новые кредиты. Таким образом, и банк, и заемщик дополнительно страхуются от рисков, связанных с банкротством старой компании в случае предъявления к ней претензий со стороны третьих лиц.
Проблемный сегмент.
С индивидуальными предпринимателями ситуация выглядит несколько иначе. Гражданин, в отличие от фирмы, не может дважды зарегистрироваться в качестве ИП, и все его займы являются долговой нагрузкой физического лица, механизм банкротства которого пока не определен. Это делает сегмент ИП в целом менее гибким, чем остальной малый и средний бизнес, но зато повышает ответственность заемщика.
Продолжающееся сокращение совокупного кредитного портфеля ИП свидетельствует о том, что платежеспособность сектора в целом сохраняется, но объем погашений превосходит сумму новых выдач (по оценке ряда банкиров, уровень списания проблемной задолженности в этом сегменте с начала года составил не более 4%, следовательно, уменьшение портфеля в основном обусловлено погашением ранее взятых кредитов). Во-вторых, часть банков переходит от модели кредитования ИП как предпринимателей к их кредитованию как физических лиц, поскольку порядок формирования резервов для последних существенно более мягкий. А потребительские кредиты отражаются в другом разделе банковской отчетности.
Кроме того, поскольку сроки кредитования ИП в целом более короткие, чем у предприятий МСБ, то сокращение/рост их портфеля следует изменению потребительского спроса с задержкой всего несколько месяцев – в отличие от более крупных предприятий, где эффект запаздывания значительно сильнее. Поэтому сжатие ссудного портфеля ИП, вызванное снижением потребительского спроса в первом полугодии, какое-то время еще продолжается по инерции. При этом следует ожидать, что в случае сохранения позитивных тенденций в экономике сжатие еще до 2010 года может смениться ростом.
Разумеется, никто не мешает частному предпринимателю создать общество с ограниченной ответственностью для оптимизации работы с банками. Однако многие ИП не имеют наемных работников, а самое простое ООО с точки зрения администрирования – гораздо более сложная конструкция. Многих это отпугивает. Обратные примеры более распространены – некоторое количество юридических лиц имеют при себе ИП и пользуются преимуществами обоих инструментов, в частности, для оптимизации налогообложения. Так, владелец фармацевтической компании «Ферейн» Владимир Брынцалов некоторое время назад являлся также и индивидуальным предпринимателем – но такие примеры, конечно, нельзя считать относящимися к малому бизнесу.
Особенности. Увеличению кредитного портфеля МСБ способствует рост объема потребления. Катализатором процесса могло бы выступить потребительское кредитование, но банки пока не торопятся наращивать финансирование этого сектора, в период кризиса оказавшегося проблемным и до сих пор демонстрирующего рост просрочек. С другой стороны, и граждане, испытавшие шок в конце 2008 – начале 2009 года, изменили свое потребительское поведение, в массе перейдя от «психологии потребления» к «психологии сбережения и накопления».
Потребительская активность будет восстанавливаться по мере появления большего количества положительных макроэкономических сигналов, хотя при этом не следует ожидать, что рост будет таким же быстрым, как и в 2006–2007 годах. Государство могло бы ускорить процесс, обеспечив снижение процентной ставки по кредитам до уровня, существенно ниже текущего, но это вряд ли произойдет в рамках нынешнего макроэкономического курса, направленного, в первую очередь, на сокращение инфляции.
Кстати, в секторе кредитования МСБ увеличение объема просрочек также пока не прекратилось и достигло по данным Центробанка 6% – этот параметр перестанет расти лишь когда все плохие кредиты либо будут рефинансированы, либо погашены (списаны).
В плане отраслевых предпочтений кредитования МСБ банки следуют рынку. Поэтому прекратилось финансирование строительства, большие проблемы испытывала в первом полугодии розничная торговля.
Ни предприятиям МСБ, ни банкам не стоит быстро восстанавливать докризисные объемы совокупного кредитного портфеля. Это ведет к неоправданному накоплению рисков. В текущей обстановке наиболее оптимальными способами финансирования являются овердрафт и возобновляемые кредитные линии. Следуя такой стратегии, подавляющее большинство банков убрали из своих продуктовых линеек всю появившуюся перед кризисом экзотику и оставили наиболее консервативные классические инструменты, адаптированные к кризисным условиям.
Микрофинансирование.
По данным Российского микрофинансового центра (РМЦ), в течение первого квартала 2009 года в кредитной кооперации наблюдался сильный спад – примерно на 12% портфеля. Кроме того, произошел значительный отток сбережений из-за деноминации рубля, приведшей к возникновению так называемого «валютного давления» на кредитные кооперативы. Это давление возникло в силу того, что кооперативы не имеют права работать с валютой и поэтому вкладчики стали изымать свои рублевые сбережения и перекладываться в евро и доллары США. Однако практически сразу же после окончания девальвации рубля стала наблюдаться обратная тенденция к росту объема сбережений в кредитных кооперативах – они вновь стали более выгодным направлением вложения средств, чем валюта.
По сравнению с первым кварталом 2009-го, во втором квартале наблюдался прирост сбережений на 0,3%. Ситуация с оттоком вкладов постепенно стабилизируется. Однако по сравнению с началом года динамика притока сбережений все еще остается отрицательной и составляет минус 1,5%. Прирост средневзвешенных ставок по сбережениям был также незначительным: на 1 июля 2009 года деньги в среднем привлекались под 19% годовых, а в январе – под 18,8%. Отметим, что немаловажную роль в стабилизации рынка кредитной кооперации сыграло принятие 18 июля 2009 года закона ФЗ-190 «О кредитной кооперации».
Весной 2009 годов также произошло сильное сжатие портфеля предпринимательских микрозаймов и рост просрочки по уже выданным ссудам. Но с сентября 2009-го микрофинансовые организации (МФО) отмечают восстановление объемов микрокредитования. Причина столь быстрой реакции – минимальная инерционность сектора микробизнеса: она соответствует динамике розничного товарооборота с задержкой примерно в один-два месяца.
РМЦ отмечает, что МФО, работающие в небольших городах, чувствуют себя значительно лучше тех, кто трудится в областных центрах или столицах регионов. По мнению экспертов, это связано с тем, что до кризиса в крупных населенных пунктах большая доля покупательского спроса генерировалась потребительским кредитованием. Как только банки его приостановили, резко упала активность покупателей. В небольших же городах и поселках объемы потребления остались почти докризисными по причине незначительного распространения потребительских займов.
Господдержка.
В 2009 г. микрофинансирование вошло в число антикризисных правительственных приоритетов. В первую очередь, как механизм борьбы с безработицей. Отсюда возникла идея совместить программы грантов начинающим предпринимателям с программой доступа к оборотным средствам, предоставляемым МФО.
В мероприятиях Минэкономразвития РФ по развитию микрокредитования в 2009 г. приняло участие около 40 российских регионов. На эти цели федеральный бюджет выделил около 2 млрд рублей, регионы в совокупности добавили еще 0,5 млрд. Этого, разумеется, недостаточно, но общий объем программы финансирования развития МСБ в России (включая гранты, субсидирование процентной ставки, гарантийные фонды и микрокредитование) равен всего 10,6 млрд рублей.
В регионах РФ, принявших участие в программе, созданы специализированные центры микрофинансирования. Все они государственные, поскольку бюджетные средства на формирование портфеля микрозаймов предоставляются исключительно МФО, единственным учредителем которых является субъект Российской Федерации. Это вызвано как особенностями требований Бюджетного кодекса, так и тем, что в России пока отсутствует специальное регулирование деятельности частных и некоммерческих МФО, а госструктуры проще контролировать с точки зрения целевого характера расходования средств.
В то же время, из международной практики следует, что подобный подход содержит в себе определенные коррупционные риски местного уровня, поэтому для качественного решения вопроса распределения госпомощи МСБ необходимо введение специального регулирования деятельности МФО. Принятие закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях позволит в полном объеме распространить меры господдержки на все виды микрофинансовых институтов, создав более конкурентные условия на рынке при сохранении достаточного уровня контроля за расходованием бюджетных средств.
Ожидается, что до конца 2009 года Минэкономразвития совместно с РМЦ и общественными организациями МСП разработает новые стандарты микрокредитования в регионах, и с первой половины 2010-го все Центры микрофинансирования и МФО – получатели бюджетной поддержки будут работать согласно этому регламенту.
Предполагается также увеличение лимитов на микрофинансирование. Кроме того, дискутируется постепенный отказ от механизма субсидирования процентной ставки, оказавшегося малоэффективным в силу ограниченности ресурсов: компенсацию стоимости банковской ссуды получает от силы 1% предпринимателей, как правило, имеющих определенных «административный ресурс».
За счет высвобождения финансов, направляемых на субсидирование процентных ставок, планируется более интенсивно обеспечивать сектор микрокредитования. Если, как ожидается, в 2009 году будет выдано 15–20 тыс. микрокредитов, то в 2010-м этот показатель должен стать существенно больше – около 70 тыс. займов.
Новости законодательства.
Хорошей новостью для микрофинансирования стало вступление в силу 4 августа 2009 года федерального закона 190-ФЗ "О кредитной кооперации", регулирующего деятельность всех кредитных кооперативов, кроме сельскохозяйственных. Установлены единые стандарты по привлечению и размещению средств, исключается избыточная концентрация рисков, когда на одного заемщика выдается 50% объема вкладов, сформулирована система обязательности формирования паевого капитала, что значительно повышает финансовую устойчивость МФО. Кроме того, все кредитные кооперативы должны объединиться в саморегулируемые организации (СРО), чья деятельность будет находиться под контролем Минфина.
В новом законе впервые прописана роль кооперативов второго уровня – некоего подобия «банка банков», позволяющего отстроить систему управления ликвидностью и исключить дисбаланс в распределении средств кооперативов первого уровня. Планируется, что кооперативы второго уровня станут узловыми точками развития российской системы МФО. Поэтому таких структур, скорее всего, будет немного: 5–6 на всю страну.
Согласно закону 190-ФЗ кредитным кооперативам предоставлен год на перерегистрацию. По мнению РМЦ, перерегистрируются не все кооперативы. Дело в том, что некоторые из них сегодня являются кооперативами только де-юре, фактически решая частные задачи определенных групп физических и/или юридических лиц. Поскольку прозрачность и регулирование им невыгодно, они скорее всего сменят юридическую форму. Но для системы кредитной кооперации и ее пайщиков это, безусловно, полезно, поскольку позволит очиститься от псевдоучастников рынка.
На рассмотрении находится еще один важный для рынка документ – закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях. Его задача – урегулировать особенности деятельности некооперативных и некредитных МФО. То есть тех, кто живет за счет привлечения инвестиционных ресурсов, банковских кредитов и бюджетного финансирования. С одной стороны, в этой сфере все достаточно хорошо отрегулировано Гражданским кодексом, но серьезным инвесторам всегда нужны дополнительные гарантии стабильности и прозрачности.
Закон о микрофинансовых организациях был разработан Минфином РФ еще к началу лета, но в ходе дискуссии было решено сделать его более рамочным. Все виды организаций – банки и кредитные кооперативы – будут попадать под его действие в части осуществления микрофинансовой деятельности, что позволит вести сквозной статистический учет по всей стране.
Финансовые услуги. По мнению представителей лизинговых компаний (ЛК) рынок этих услуг довольно существенно сократился. Начальник отдела маркетинга лизинговой компании «Трансфин-М» Иван Шалагинов считает, что в части операционной деятельности произошло отступление на несколько лет назад. С этой оценкой согласен генеральный директор ЛК «Арвал» Сергей Дианин, полагающий, что с конца лета 2008 года объем рынка уменьшился в среднем на 30%.
При этом отмечается, что не все сегменты лизинга одинаково пострадали от кризиса. Больше всех «просели» направления строительной и специальной техники. Меньше других досталось сектору автолизинга, интерес к которому не ослабевал даже в разгар кризиса.
Эксперты единогласно свидетельствуют об ужесточении критериев отбора и риск-менеджмента ЛК по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса. Возросли требования к величине авансового платежа – вместо 0%, нередко встречавшегося летом 2008-го, клиентам предлагается вносить в качестве первого взноса на менее 30% стоимости предмета лизинга.
Достаточно жесткими стали условия обеспечения – многие ЛК заключают лизинговые контракты лишь при условии гарантий со стороны владельца бизнеса, обеспечивающего сделку своим личным имуществом. «Если владелец не верит в будущее своей компании, то ему не стоит давать денег», – считает Сергей Дианин.
По мнению Ивана Шалагинова, на фоне численного сокращения объема российского рынка лизинга произошло его качественное улучшение. «У лизинговых компаний стало меньше средств, поэтому они стали больше думать», – считает эксперт.
В целом лизингодатели демонстрируют умеренный оптимизм и прогнозируют подъем рынка к концу 2010 года. При этом о восстановлении докризисных объемов говорится как об сильно отдаленной перспективе.
Что касается факторинга, то, по словам вице-президента общественной организации «Опора России» Александра Бречалова, «этот вид финансирования не является массовым продуктом. И поэтому говорить о нем сегодня как об инструменте не стоит».
Источник: Журнал "Финанс"