В последнее время конторы, выдающие микрозаймы, растут как грибы. Их можно встретить на каждом углу – на месте бывших закусочных и даже ларьков. Как развивается рынок микрофинансирования и чего от него ждать в ближайшее время, рассказали наши эксперты
Анатолий Артюхов, генеральный директор Federal Finance Group:
«Драйвером роста спроса онлайн-микрокредитования является то, что заемщики высоко ценят финансовую независимость от родственников/друзей, скорость и доступность, а также отсутствие необходимости раскрывать цель займа и психологического дискомфорта, испытываемого при встрече с кредитным экспертом. При этом наиболее востребованным является онлайн-микрокредитование. Интернет является более благотворной средой, которая позволяет эффективнее, по сравнению с офлайн-моделью, разрабатывать, тестировать и выводить на рынок новые продукты; онлайн-платформы легко масштабируются, не требуют лицензирования, дорогостоящей инфраструктуры и обладают лучшей экономикой в сравнении с офлайн-сегментом. Интернет дает возможность онлайн-кредиторам существенно быстрее и эффективнее привлекать новых клиентов, более агрессивно увеличивать объем кредитного портфеля.
Российский рынок розничного кредитования активно рос в последние годы со среднегодовым темпом роста в 15%, однако в глобальном контексте объем выданных кредитов в России составляет лишь ~ 9% от ВВП страны, что существенно ниже подобных показателей большинства других развивающихся стран (Бразилия (17%), Китай (28%), Польша (32%) (Источник: World Bank).
Основными драйверами российского сегмента онлайн- микрокредитования являются рост спроса со стороны underbanked населения, растущее проникновение Интернета и платежных карт.
- По оценкам РМЦ, непокрытый спрос на микрокредиты оценивается в 20 млрд долларов, из них 10 млрд - со стороны физических лиц.
- Большая доля населения имеет низкие доходы (особенно в регионах), а также высокий % неофициальных доходов.
- На данный момент в России наблюдается высокая степень проникновения Интернета, составляющая более 50%.
- Увеличение проникновения пластика обладает огромным деструктивным потенциалом в отношении традиционных peer-to-peer займов между соседями/друзьями/ родственниками, что может существенно расширить границы рынка онлайн- микрокредитования.
Банки, скорее всего, будут участвовать в микрокредитовании только посредством приобретения долей или акций».
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
«По нашим оценкам, на российском рынке работают около 750 МФО. После бурного роста, связанного с принятием Закона «О микрофинансовой деятельности», сейчас на рынке происходит снижение темпов роста сегмента на фоне общего замедления кредитного рынка и увеличения конкуренции из-за отсутствия возможности игроков на этом рынке влиять на потребителя ценовыми изменениями.
Это происходит по ряду причин. Во-первых, МФО достаточно сложно привлекать необходимое фондирование. По закону они могут принимать вклады от 1 млн 500 тыс. рублей. Таким образом, основным способом заимствования становится долговой рынок, где денежные средства привлекаются под проценты, которые заметно выше среднерыночных. Второй сдерживающий фактор - в сегменте МФО значительно выше доля просроченной задолженности по сравнению с кредитным рынком. В среднем этот показатель может составлять около 25%.
Угрозой для микрофинансовых организаций является активное продвижение банков на рынке экспресс-кредитования. Ужесточение резервных и нормативных требований ЦБ сделало этот сегмент рынка наиболее привлекательным для кредитных учреждений. В такой ситуации банки наращивают свое присутствие в сегменте кеш-кредитов и кредитных карт.
В среднесрочной перспективе мы ожидаем замедление темпов роста сегмента с параллельным увеличением доли просроченной задолженности. МФО придется ужесточать оценку заемщиков, иначе их могут ждать заметные проблемы с фондированием».
Роман Горинов, управляющий ВТБ24 в Кировской области:
«Для банкиров тема микрофинансирования уже не новая: многие банки успешно кредитуют микрофинансовые организации и кредитные кооперативы, разрабатывают и внедряют совместные проекты, развивают собственные кредитные продукты, нацеленные на типичного для микрофинансирования клиента, - субъектов малого предпринимательства и домашние хозяйства. Разговоры о том, что микрофинансовые институты - конкуренты банкам, постепенно уходят в прошлое: у каждого финансово-кредитного института своя ниша на рынке.
Банки обычно кредитуют бизнес, имеющий годовой (или хотя бы полугодовой стаж деятельности). Многие МФО берутся кредитовать начинающий бизнес. Знаю, что некоторые банки пытались в порядке эксперимента кредитовать бизнес от трех месяцев, однако этот опыт дал скорее негативный результат: слишком высоки риски невозврата. У микрофинансовых институтов своя технология работы с клиентами, что позволяет снижать риски невозврата. В ряде случаев, когда мы видим, что клиент «не наш», мы даже сами советуем обратиться в микрофинансовую организацию или стать членом кредитного кооператива. По сути, там клиент может начать свою кредитную историю, вырасти как заемщик, и когда его бизнес станет на ноги, а сам он приобретет опыт работы с заемными средствами, будет заинтересован и способен брать и возвращать кредиты на более высокие суммы, он будет самым желанным клиентом банка.
Сейчас банки сотрудничают с МФО и кредитными кооперативами, открывая им кредитные линии, предоставляя целевые кредиты, выпуская для них банковские карты и т.д. По сути, сотрудничество с МФО и кредитными кооперативами позволяет эффективно использовать кредитные ресурсы, экономя при этом на создании филиальной сети. Получается, что банк уже не кредитует на небольшие суммы каждого в отдельности малого предпринимателя из удаленного района, а выдает один кредит для МФО или КПК (в том числе используя в качестве обеспечения портфель займов самого КПК или МФО). МФО и кредитные кооперативы в ряде случаев могут выступать как платежные агенты.
Сейчас эти организации получили законодательное регулирование: ФЗ «О кредитной кооперации», ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», есть целый ряд подзаконных нормативных актов, в том числе устанавливающих экономические нормативы достаточности и ликвидности для МФО, привлекающих средства юридических и физических лиц. На сайте Федеральной службы по финансовым рынкам - федерального органа исполнительной власти, исполняющего функции контроля за деятельностью МФО и КПК, размещены их государственные реестры, планируются проверки их деятельности. КПК и МФО обязаны соблюдать законодательство о противодействии легализации преступных доходов... Словом, этот сектор финансового рынка становится более прозрачным, чем ранее, для клиентов, кредиторов и государства».
Николай Покрова, руководитель юридического отдела ООО «Русский Капитал» :
«Сектор микрофинансирования на сегодня развивается очень динамично. Обусловлен такой рост в том числе и тем, что с введением ФЗ №151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» государство обязало всех, кто работал на этом рынке, состоять в Реестре в обязательном порядке. Отсюда и такой рост МФО в официальном Реестре. Безусловно, появляются и новые организации, но у многих новичков качество работы оставляет желать лучшего. Остается очень немного МФО, которые действительно могут соответствовать названию и работать на высоком уровне. Но и на таком, относительно невысоком уровне работы, кировские микрофинансовые организации превосходят своих коллег в других регионах. Перспективы есть лишь у тех организаций, кто продолжает совершенствовать и постоянно улучшать качество работы во всех направлениях.
Для крупных банков данный сектор не так привлекателен, банки предпочитают выдавать большие суммы на более длительный период. Если взять банки поменьше, то действительно у них есть перспективы, но многие из них захлебываются бюрократическими издержками и сильно загоняют себя в узкие рамки выдачи кредитов, теряя огромное количество клиентов. Банки - это долго, банки - это много документов, банки - это отказ при небольших просроках по предыдущим кредитам вне зависимости от ситуации и положения человека. Какие-либо объективные причины банк не волнуют: потеря работы, массовые сокращения, состояние здоровья и т.п. Они все равно испортят клиенту его кредитную историю».
Источник: Newsler