Основные органы управления в кредитных союзах - Общее собрание пайщиков и Правление

Общее собрание пайщиков кредитного союза

Высшим органом управления в кредитном союзе, как и в любом другом кооперативе, является общее собрание пайщиков. Каждый пайщик при решении вопросов имеет один решающий голос, вне зависимости от величины паевого вклада, суммы сбережений, пользования займами и др. — это правило также является общим для всех кооперативных организаций. Более того, голосование по принципу "один человек — один голос" является фундаментальным признаком кооперативной формы, отделяя ее от коммерческих хозяйственных объединений, где голосование производится по долям в капитале, то есть по акциям. Действительно, в отличие от акционерных обществ кооператив представляет собой объединение людей, а не капиталов.

Общее собрание может рассмотреть любой вопрос, касающийся деятельности кредитного союза. Законодательством определён перечень вопросов, которые могут приниматься исключительно общим собранием. Это вопросы, касающиеся изменения Устава, утверждения Устава, утверждение ряда внутренних документ ов кооператива, принятие решения о реорганизации и ликвидации кооператива, утверждение отчётности, принятие решений о распределении дохода кооператива и т.д.

Опыт давно действующих кредитных союзов, особенно крупных, показал, что привлечение пайщиков к участию в собрании - дело нелегкое. В развитых зарубежных движениях эта проблема стоит особенно остро, и решается, на наш взгляд, не самым эффективным образом. Так, в Ирландии общее собрание правомочно, если на нем присутствуют... члены Совета директоров! В США для привлечения пайщиков используются методы, которые недоброжелатель назвал бы подкупом: бесплатный обед, развлекательная программа, раздача сувениров, розыгрыш призов и т.п. Связано это с человеческой психологией: действительно, зачем волноваться, куда-то идти, тратить свое время и т.д., когда и так в кредитном союзе все благополучно. Опыт также показывает, что наивысшая посещаемость собраний и пик активности их участников отмечаются именно в случае каких-либо серьезных проблем. Как же в этой ситуации поступить руководству кредитного союза, не только желающему собрать как можно больше пайщиков для того, чтобы отчитаться перед ними, обсудить вопросы развития КС, но и связанному требованиями устава и закона, устанавливающими кворум в 50%?

Необходимо оповестить пайщиков всеми доступными средствами - вывесить крупный плакат в офисе КС, напоминать о собрании заходящим в КС пайщикам, по возможности разместить объявление в газете или, если ваш КС работает на предприятии, дать объявление по внутреннему радио, вывесить информацию на доске объявлений; если позволяют средства, даже разослать пайщикам напоминание о проведении собрания.

"Американский" способ, описанный выше, очевидно, подавляющему большинству наших КС просто не по карману, хотя некоторые его элементы кажутся вполне приемлемыми. Так, проведение мини-лотерей уже практикуется многими российскими КС. Особенно это удобно КС, имеющим договоры о сотрудничестве с предприятиями торговли относительно товарного кредитования пайщиков: эти предприятия, будучи заинтересованы в расширении сбыта, могут согласиться предоставить призы бесплатно или со значительными скидками.

Если в вашем КС состоят творческие люди, попытайтесь организовать мини-концерт самодеятельности. Можно пригласить на собрание прессу и привлечь участников перспективой "появиться" в выпуске новостей на зависть соседям. Наконец, если в вашем КС состоит какая-либо влиятельная персона, многие пайщики заинтересуются возможностью пообщаться с этим человеком в неофициальной обстановке.

Крупные кредитные союзы (более 500 пайщиков) часто сталкиваются с необходимостью провести собрание при наличии менее чем 50% участников. Это можно сделать путем проведения заочного голосования: всем пайщикам по почте или с курьером рассылается список вопросов для голосования с соответствующим боксами для различных вариантов ответа, похожий на избирательный бюллетень. Необходимо также заранее определить процедуру подсчета голосов. Так, можно считать все вернувшиеся ответы, а можно по умолчанию считать всех не ответивших проголосовавшими "за".

Заочное голосование имеет массу недостатков. Главный из них — стоимость этой процедуры. Если при очном проведении собрания можно ограничиться минимальным размножением бумаг (например, в рамках отчетов помещая в раздаточный материал только "цифры" и "озвучивая" текстовую часть отчета в выступлении или размножая документы из расчета один комплект на 2-3 пайщиков), то рассылать придется кипу материалов в каждый адрес, не говоря уже о стоимости почтовой или курьерской доставки (в идеальном варианте вручать пакет для заочного голосования следует под расписку). Кроме того, если на очном собрании пайщики могут задать вопросы относительно непонятных им положений в документах, то при заочном голосовании они лишены такой возможности.

Другой серьезной проблемой является осуществление контроля за достоверностью результатов заочного голосования. Действительно, если не принять мер защиты, любой желающий сможет заполнить сколь угодно много форм для голосования, якобы возвращенных разными пайщиками, и путем такого подлога "протащить" нужное ему решение. Единственным способом осуществления контроля является составление специальных списков для рассылки с присвоением каждому отправлению индивидуального порядкового номера (для удобства он может совпадать с номером членской книжки данного пайщика). Затем этот же номер проставляется на листе голосования и заверяется подписью должностного лица КС и печатью. Пайщиков просят подписывать заполненные листы для голосования. При возврате заполненного листа производится сверка подписи пайщика с образцом, имеющимся в делах КС, а также делается отметка в соответствующей строке списка рассылки. Осуществление этой процедуры на практике очень трудоемко, особенно если приходится иметь дело с сотнями голосующих заочно пайщиков.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем прибегать к процедуре заочного голосования лишь в крайних, безвыходных ситуациях. При малом и среднем размере КС легче и дешевле хорошенько поработать над обеспечением кворума на "живом" собрании.

Имеются и некоторые альтернативы проведению заочного голосования. Одна из них — собрание представителей, например, 1 человек от каждых 15 пайщиков. Однако процедура деления пайщиков на подгруппы, затем организация мини-собрания каждой подгруппы для выборов представителя, протоколирование всего этого процесса настолько трудоемки, что проще провести заочное голосование. Единственный вариант структуры КС, где собрание представителей имеет смысл, - это КС, естественным образом состоящий из подгрупп (например, в составе городского учительского КС могут быть подгруппы по школам, медицинского — по лечебным учреждениям и т.п.).

Если вы все же решили провести собрание представителей, не забывайте, что абсолютно неприемлем вариант проведения смешанного собрания, когда часть пайщиков представляют сами себя, а часть — подгруппу. Дело здесь не столько в технологической затрудненности подсчета голосов, сколько в том, что 50 пайщиков — "индивидуалов" со своими 50 голосами ничего не могут сделать против 3-4 пайщиков, имеющих в сумме, скажем, 60 голосов. Таким образом участие первых в собрании превращается в профанацию. Они уйдут с собрания убежденными, что кредитный союз — не более чем очередной сговор "больших людей", манипулирующих мнением "простых" пайщиков.

Еще одна альтернатива заочному голосованию — внесение в устав нормы, согласно которой при отсутствии кворума назначается новая дата проведения общего собрания, не позднее чем через месяц, и такое повторное собрание правомочно принимать решения при любом числе участников. Из этой нормы не следует, что при подготовке повторного собрания можно пренебречь обычными процедурами оповещения и "агитации" пайщиков!

В заключение напомним, что для проведения заочного голосования необходимо, чтобы эта возможность была прямо предусмотрена уставом; кроме того, должно быть положение о порядке проведения заочного голосования, принятое в соответствии с уставом либо общим собранием (что лучше всего), либо, в самом крайнем случае, Правлением.

Залог успешного проведения собрания — четкая организационная подготовка на всех стадиях:

• Во время дачного сезона ни в коем случае не следует проводить собрание в выходные дни.

• Если ваш КС работает на предприятии, попытайтесь договориться о том, чтобы пайщиков отпустили поучаствовать в собрании в рабочее время.

• Если собрание проводится в будний день, планируйте время так, чтобы между концом рабочего дня и началом собрания пауза во времени была ровно такой, чтобы дать людям возможность доехать с работы к месту проведения собрания: "заскочив на минутку" домой, пайщики могут там и остаться.

• В любом случае собрание не должно затягиваться более чем на 2-3 часа, иначе с таким трудом собранный кворум разбежится по домам.

• Зал, в котором проводится собрание, должен располагаться так, чтобы до него было легко добраться и его было легко найти (кинотеатр, ДК и т.п.). Если вы пользуетесь залом в большом здании с множеством других помещений (например, в школе), развесьте указатели со стрелками. Если на входе имеется вахтер или охрана, договоритесь о беспрепятственном допуске участников.

• Идеальный зал для проведения собрания должен по размеру соответствовать ожидаемому количеству участников: в тесном зале люди не захотят заседать в духоте, в слишком большом — будут чувствовать себя потерянными.

• Рядом с залом должны быть исправные и чистые туалетные комнаты. В холодное время года позаботьтесь о наличии гардероба.

• Не забудьте про стол регистрации, стол президиума, желательно трибуну для выступающего, микрофон.

• На столе президиума обязательно должна быть питьевая вода; в жаркую погоду рекомендуем поставить у входа стол с водой и одноразовыми стаканами для пайщиков.

Вопросы оповещения пайщиков и выбора места и времени проведения собрания мы уже рассмотрели. Теперь остановимся на содержательных моментах.

 


 

Правление кредитного союза

Правила и советы по организации общего собрания во многом распространяются и на проведение любых других заседаний и собраний в кредитном союзе, в частности, заседаний Правления (за исключением лишь норм, определяющих порядок голосования, так как на заседаниях Правления все решается открытым голосованием путем поднятия руки), поэтому мы не будем больше останавливаться на порядке проведения заседаний, а обратим основное внимание на процедуры, касающиеся формирования состава Правления, полномочий Правления и его членов, их ответственности.

В состав Правления может быть избран любой пайщик кредитного союза. Однако при желании КС может решением общего собрания ввести некоторые дополнительные требования или ограничения по отношению к лицам, избираемым в Правление. Так, можно предусмотреть, что член Правления должен иметь положительную кредитную историю в КС в течение определенного срока или не иметь судимостей и т.п. Однако мы не рекомендуем устанавливать такие требования, как, например, наличие высшего образования или некоторой суммы сбережений в КС: и то и другое нарушает условие равенства пайщиков: образовательный ценз отсекает людей, обладающих жизненным опытом, практичных, но не имеющих соответствующей бумажки, а также студентов; что же касается имущественного ценза, то его установление вообще может привести фактически к покупке мест в Правлении.

Однако на практике кредитные союзы чаще сталкиваются не с ситуацией, когда надо отсечь нежелательных кандидатов в члены Правления, а наоборот, когда в Правление некого привлечь. Действительно, подобрать удачное Правление не так легко, как кажется на первый взгляд. Уже через год-другой деятельности КС, когда пайщики поймут, что членство в Правлении — не синекура, а тяжелая и бесплатная работа, может возникнуть ситуация недостатка волонтеров. Развитые зарубежные движения кредитных союзов столкнулись с этой проблемой уже давно и до сих пор не нашли удовлетворительных средств ее решения.

Тем не менее можно легко выделить как минимум два типа пайщиков, наилучшим образом подходящих для членства в Правлении:

• "Молодые пенсионеры", имеющие опыт работы в системе социальной защиты либо финансовых организациях, либо управленческих структурах. Не секрет, что в ситуации экономического кризиса и растущей безработицы под увольнение или сокращение подпадают прежде всего граждане, достигшие пенсионного возраста. При этом многие из них отнюдь не стары и немощны, а полны сил и энергии, имеют колоссальный багаж знаний и опыта. Оставшись не у дел, такие люди тяжело переживают свою невостребованность и будут рады, если им предоставят такое благодарное в социальном плане поле деятельности, как кредитный союз.

• "Носители контактов" — это могут быть влиятельные для данного кредитного союза персоны (например, директор завода или глава администрации) или менее "важные" с точки зрения иерархии, но способные принести кредитному союзу значительную пользу в связи со своей профессиональной деятельностью люди: сотрудники администрации, журналисты, руководитель местного бизнес-центра и т.п.

Поскольку "носители контактов" обычно бывают заняты, следует ожидать от них не столько скрупулезного участия в каждом заседании, сколько помощи и поддержки в конкретных ситуациях, возникающих в работе кредитного союза. В связи с этим число "носителей контактов" в Правлении не должно быть слишком велико. Включение "носителей контактов" в состав Правления может сыграть роль в маркетинге кредитного союза ("если уж Сам вступил и деньги внес, значит, доверять можно"). Особняком стоит вопрос о допустимости членства в Правлении сотрудников КС. Ветераны российских КС помнят, что в первые годы состав Правления типичного КС, как правило, полностью совпадал со списком сотрудников. Сейчас ситуация быстро меняется. Многие КС без всякого нажима со стороны своих пайщиков или Лиги меняют структуру управления, разделяя и распределяя функции, права, обязанности и ответственность.

На наш взгляд, работа членов Правления в КС на возмездной основе вполне допустима в рамках следующих ограничений:

• не более чем 1/3 членов Правления могут работать в КС на возмездной основе;

• директор и главный бухгалтер КС не могут входить в состав Правления;

• председатель Правления не может работать в КС на возмездной основе.

Подчеркнем, что какой бы спорной ни была практика работы членов Правления в КС на возмездной основе, встречаются случаи гораздо более грубого, на наш взгляд, недопустимого нарушения — скрытого, косвенного вознаграждения членов Правления. Речь идет о предоставлении внеочередных, беспроцентных, а иногда и безвозвратных займов, повышенной ставке процента по сбережениям, подарках и проч. Лишь немногие нарушения подрывают репутацию КС сильнее, чем такая практика.

Дело в том, что кредитный союз - организация замкнутая сама на себя, достаточно "тесная". Информация о тайном вознаграждении не может не дойти до сведения рядовых пайщиков. Как и любые другие "агентурные" данные, эти слухи будут преувеличивать и искажать масштаб нарушения; при этом психологи знают, что чем невероятнее слух, тем легче люди склонны в него верить. Единственный способ борьбы со слухами - абсолютная открытость и прозрачность во всех делах кредитного союза.

Это же, кстати, относится и к так называемым "налогосберегающим" схемам выплаты заработной платы сотрудникам. Несовершенство российской системы налогообложения, ее недальновидность и несправедливость не могут служить основанием для уклонения от уплаты "бешеных" отчислений с, как правило, мизерных заработков сотрудников КС. Однако кредитный союз во всех свои делах должен быть, как говорится, "святее папы римского", и вот почему.

Во-первых, правовое положение кредитных союзов до сих пор до конца не урегулировано. Даже те КС, которым удалось убедить местные властные и фискальные органы в правомерности своей деятельности, тем не менее всегда находятся под их пристальным присмотром. Малейшее нарушение чревато крупными неприятностями.

Во-вторых, кредитный союз работает с крупной массой "живых", наличных денег, и все пайщики прекрасно это осознают. Поэтому степень недоверия, которую каждому кредитному союзу приходится преодолевать в своей работе ежедневно, ежеминутно, очень высока. Обжегшись на молоке (то есть банках и "сберегалочках"), люди теперь и на воду (то есть на кредитные союзы) дуют.

Количество членов Правления должно быть нечетным, иначе возникнут безвыходные ситуации распределения голосов поровну при принятии трудного решения. Правление не должно быть слишком маленьким, чтобы предотвратить кулуарность в управлении делами КС, и в связи с тем, что в процессе работы некоторые члены Правления могут выбывать (потеря интереса, занятость, переезд и проч.). Наконец, оно не должно быть слишком большим, чтобы не было проблем с обеспечением кворума, а также для большей эффективности заседаний. Мы рекомендуем следующий количественный состав Правления:

• для маленьких КС (менее 100 пайщиков) — 5 человек;

• для средних КС (100-500 пайщиков) - 7-9 человек;

• для крупных КС (более 500 пайщиков) — 9-11 человек.

Уставом каждого КС устанавливается минимальная частотазаседаний Правления, обычно не реже шести раз в год. Кстати, рекомендуем внимательно отнестись к формулировкам: "шесть раз в год" — это не то же самое, что "один раз в два месяца". На наш взгляд, первое удобнее, так как не дает никому возможности придраться, если между заседаниями Правления прошло, например, два месяца и десять дней. Конечно, Правление может собираться и чаще, по мере необходимости. Правом созыва незапланированного заседания Правления обязательно должны обладать его председатель, директор кредитного союза, ревизионная комиссия, кредитный комитет, а также не менее чем 1/3 членов Правления.

Для того, чтобы работа Правления строилась эффективно, целесообразно в его рамках формировать постоянные или временные подкомитеты (они же — рабочие группы), каждая из которых будет специализироваться на каком-либо вопросе: например, подкомитет по членству, подкомитет по страхованию, подкомитет по связям с общественностью, подкомитет по работе с объединениями кредитных союзов и т.п. На каждом заседании (или по мере необходимости) подкомитеты будут информировать о проделанной работе, избавляя таким образом других членов Правления от увязания в технических деталях того или иного вопроса, экономя время заседаний и обеспечивая сочетание высокого уровня профессионализма и коллегиальности в принятии решений.

Срок полномочий Правления определяется уставом каждого КС. Представляется заслуживающей внимания практика зарубежных КС, где широко используется система ротации, которая состоит в том, что ежегодно обновляется часть членов Правления, обычно треть. Таким образом состав Правления полностью обновляется за три года. Это обеспечивает сочетание преемственности, с одной стороны, и демократичности, мобильности и "притока новой крови" — с другой. При этом член Правления, выбывший по ротации, может немедленно вновь баллотироваться на избрание, но при этом никто не может входить в состав Правления более чем два полных срока, то есть шесть лет подряд. Если кто-либо состоял в Правлении два срока, то он может быть вновь избран в его состав не ранее, чем через три года, однако в течение этого времени он может работать в других органах кредитного союза — кредитном комитете или ревизионной комиссии. К слову, похожая система с 1998 г. применяется при формировании Совета Лиги кредитных союзов.

Если кто-либо из членов Правления выбывает из его состава, особой проблемы это не вызывает, особенно если удается заручиться письменным заявлением с просьбой об освобождении от исполнения обязанностей. Бывают однако случаи, когда необходимо вывести члена Правления из его состава за допущенные им действия, несовместимые со статусом члена Правления (злостный невозврат, совершение финансового правонарушения, пусть даже в делах, не касающихся кредитного союза, диффамация, злоупотребление положением и проч.). В этом случае Правление может своим решением приостановить полномочия данного члена на срок до ближайшего общего собрания пайщиков. Провинившегося члена Правления необходимо с соблюдением всех процедур известить об обсуждении вопроса о приостановке его полномочий и обеспечить возможность оправдаться. Затем точно так же ему надо дать возможность объясниться и перед общим собранием.

Когда выбывает член Правления, образуются вакантные места. Мы не рекомендуем заполнять их до ближайшего общего собрания, если число оставшихся членов Правления оказалось достаточным для обеспечения эффективного функционирования. В противном случае можно применить процедуру кооптации в состав Правления нового члена. Это решение принимается квалифицированным большинством голосов. Кооптированные члены могут исполнять свои обязанности в Правлении лишь до ближайшего общего собрания пайщиков, которое либо утвердит их в должности, либо изберет на это место других пайщиков.

Формально к компетенции Правления относятся все вопросы, кроме отнесенных уставом к исключительной компетенции общего собрания и иных выборных органов (кредитного комитета, ревизионной комиссии). Главные в их числе:

  • разработка финансовой, кредитной и резервной политики
  • утверждение процентных ставок по займам и сбережениям;
  • прием новых пайщиков;
  • решение об использовании временно свободных средств;
  • принятие решения о внешнем заимствовании средств;
  • утверждение штатного расписания;
  • утверждение любых сделок, превышающих определенную сумму;
  • решение о списании безнадежных долгов;
  • совместное с кредитным комитетом принятие решения о предоставлении займов сотрудникам КС;
  • принятие решения о внедрении новых услуг для пайщиков, включая страхование, об условиях предоставления этих услуг;
  • контроль деятельности дирекции кредитного союза.

Что касается распределения прав, полномочий и ответственности между органами кредитного союза, то, поскольку сфера компетенции общего собрания четко определена уставом и самой природой этого органа, а функции ревизионной комиссии и кредитного комитета достаточно очевидны, больше всего проблем возникает в сфере распределения обязанностей между Правлением и директором кредитного союза.

Хотя мудрый и опытный директор, как правило, перестраховывается, по собственной инициативе вынося на рассмотрение Правления наиболее важные и сложные вопросы, в работе кредитных союзов не всегда удается избежать перекосов в ту или иную сторону. Так, иногда директор берет на себя слишком много правомочий, единолично решая вопросы, явно выходящие за рамки его компетенции. С другой стороны, подчас Правление пытается решать повседневные технологические вопросы, практически парализуя жизнедеятельность КС. Как же найти золотую середину?

В теории разграничение простое: Правление отвечает за стратегические вопросы, в то время как директор ведает вопросами оперативными. Сложности возникают на практике: во-первых, как отличить стратегический вопрос от оперативного; во-вторых, что делать, когда стратегический вопрос надо решать оперативно?

К сожалению, универсального рецепта не существует. Управленческая наука в состоянии лишь давать рекомендации относительно смягчения данной дилеммы. Полностью снять ее, наверное, вообще невозможно. Однако можно поступить следующим образом.

• Как можно более подробно и детально расписать всю технологию, весь алгоритм работы, все виды и типы управленческих решений, которые приходится принимать, а затемутвердить этот документ решением Правления как внутреннее положение. Таким образом проблемы рутинной субординации будут сняты почти полностью.

• Ввести практику проведения заочных заседаний Правления для решения "горящих" вопросов.

• Ввести в структуру органов кредитного союза наблюдательный совет - некий аналог внутреннего арбитража, на рассмотрение которого выносить конфликтные ситуации.

• Организовать разветвленную систему подкомитетов и рабочих групп, так чтобы при необходимости директор мог принять то или иное решение, проконсультировавшись с соответствующим подкомитетом.

• "Держать в голове" (как директора, так и членов Правления) норму ст. 183 ГК РФ, в соответствии с которой должностное лицо, принявшее решение с превышением своих полномочий, несет личную ответственность за все обязательства, возникшие в связи с этим решением, если только такое решение не было впоследствии прямо одобрено полномочным органом. Если прочитать эту норму "наоборот", из нее следует, что директор не несет личной ответственности за действия, совершенные в рамках его полномочий. Это значит, например, что если заем, выданный в соответствии с утвержденным положением или на основании решения кредитного комитета, не возвращен, то нельзя потребовать от директора возврата этой суммы, хотя договор займа и был, конечно, подписан директором.

С вопросом о разделении полномочий и ответственности прямо связан и вопрос первой финансовой подписи: должна ли она быть одна (у директора) или две (у директора и председателя Правления). Решать этот вопрос следует исходя из того, что наличие права подписи у председателя никак не предотвратит подписание директором тех документов, которые ему подписывать не следовало бы. С другой стороны, если директор не вполне уверен в правильности сделки, которую предстоит совершить, он обязательно подколет к документам положение, выписку или иное решение соответствующего органа, прямо санкционирующее такую сделку. Поэтому реально вопрос о количестве первых подписей не так принципиален, как кажется на первый взгляд, и решать его каждому кредитному союзу следует в рабочем порядке, исходя из соображений удобства. Напомним, что в соответствии с гражданским законодательством кредитный союз как юридическое лицо приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности, несет ответственность через директора.

Понятие "конфликт интересов" широко распространено за рубежом в практике организаций различных форм. В нашей стране единственный правовой акт, где оно встречается, — Закон о некоммерческих организациях, под действие которого кредитные союзы не подпадают. Однако любой кредитный союз в своей деятельности неизбежно столкнется с ситуацией конфликта интересов, и поэтому необходимо знать, в каких случаях он возникает и каким образом разрешается.

Конфликт интересов — ситуация, когда лицо, полномочное принимать решения или участвовать в их принятии от имени какой-либо организации, имеет личную имущественную или неимущественную заинтересованность в принятии определенного решения в связи со своей профессиональной, общественной, коммерческой деятельностью, личными обстоятельствами и др. Приведем примеры классического конфликта интересов.

Кредитный союз рассматривает вопрос о приобретении компьютера. Как только в числе возможных поставщиков упоминается компания, возглавляемая братом директора кредитного союза, у директора возникает конфликт интересов. В данном случае конфликт состоит в том, что как директор он заинтересован в приобретении лучшего компьютера по самой дешевой цене у фирмы, обеспечивающей наилучшее гарантийное обслуживание. Как брат торговца компьютерами он заинтересован в приобретении компьютера у своего родственника.

Член кредитного комитета просит заем. В данном случае конфликт состоит в том, что как член кредитного комитета он обязан удостовериться в платежеспособности заемщика, а как пайщик заинтересован в получении займа, невзирая на платежеспособность.

Из приведенных примеров очевидно, что наличие конфликта интересов само по себе не является преступлением. Более того, может оказаться, что решение, принятое в ситуации конфликта интересов, объективно лучшее (например, брат директора действительно торгует лучшими и самыми дешевыми компьютерами в городе, а член кредитного комитета — абсолютно благонадежный заемщик). Кроме того, "много интересов - много и конфликтов", то есть наиболее социально активные, мобильные и талантливые люди чаще других попадают в ситуацию конфликта интересов.

Поэтому наличие конфликта интересов само по себе ни в коем случае не должно служить основанием для непринятия соответствующего решения.

Тем более, что в России практика все делать через связи, по знакомству (раньше говорили "по блату") настолько старинная и укоренившаяся, что, как правило, именно она обеспечивает наиболее эффективное функционирование.

Поэтому в работе нужно не столько избегать конфликтов интересов, сколько управлять ими. Основных методов управления конфликтом интересов четыре.

• Определение конфликта интересов. В кредитном союзе необходимо принять положение, где как можно более подробно расписать, какие конкретно ситуации признаются конфликтом интересов.

• Заявление конфликта интересов. Лицо, у которого возник конфликт интересов, обязано немедленно в письменной форме заявить об этом соответствующему вышестоящему органу в письменной форме.

% Неучастие в принятии решения. Лицо, у которого возник конфликт интересов, не участвует ни в обсуждении, ни в голосовании данного вопроса.

• Контроль. Все решения, связанные с конфликтом интересов, и последствия их осуществления подлежат обязательной проверке контрольным органом.

Сказанное выше относится к конфликтам интересов не только членов Правления, но и любого лица, состоящего в выборных органах или работающего в кредитном союзе.