Кредитный комитет как главный рабочий орган в кредитном кооперативе

В соответствии с действующим законодательством, формирование кредитного комитета обязательно в кредитных союзах с численностью пайщиков более 1000 человек. В маленьких кредитных союзах допускается исполнение функций кредитного комитета Правлением. В последние 2-3 года четко наметилась тенденция включения кредитного комитета в структуру даже самых малочисленных кредитных союзов. Связано это с тем, что опыт убедительно доказал важность соблюдения общепринятых процедур, связанных с распределением прав, обязанностей и ответственности.

Кредитный комитет принимает решения о предоставлении займов членам кредитного кооператива.

Кредитный комитет, как и Правление, избирается пайщиками на общем собрании. Срок полномочий кредитного комитета определяется уставом кредитного союза. Количество членов кредитного комитета, как правило, меньше, чем количество членов Правления, правда, работать им приходится больше, ведь если Правление, как отмечено выше, решает "политические", стратегические вопросы, то кредитный комитет — единственный выборный орган, деятельность которого составляет неотъемлемый элемент рутинной работы кредитного союза.

Идеальное количество членов кредитного комитета — 5, максимум 7 человек, так что кворум, необходимый для принятия решений, составляет соответственно 3 или 4 человека.

При избрании и переизбрании кредитного комитета система ротации может применяться или не применяться — по усмотрению кредитного союза. На наш взгляд, достаточно установить максимальный срок, в течение которого кто-либо может состоять в кредитном комитете, а выборы (перевыборы) производить ежегодно.

Спецификой деятельности кредитного комитета определяется "тип" пайщиков, которых целесообразно ввести в его состав. Члены кредитного комитета должны обладать знаниями и умениями, которые позволят им правильно определять платежеспособность потенциального заемщика. Какие же это знания и умения?

• Прежде всего, члены кредитного комитета должны хорошо знать пайщиков кредитного союза: их характер, род занятий, семейные обстоятельства, жилищную ситуацию.

• Кроме того, желательно, чтобы кто-нибудь из членов кредитного комитета имел представление о тенденциях развития социального мини-сообщества, где работает кредитный союз. Например, если доподлинно известно, что градообразующее предприятие не сегодня — завтра "встанет", вряд ли стоит выдавать сотрудникам этого предприятия крупные займы.

• Кто-либо из членов кредитного комитета должен разбираться если не в экономике и финансах, то хотя бы в арифметике, чтобы подсчитать проценты, сравнить выплаты по займу с ежемесячным доходом семьи и т.п.

• В кредитных союзах, практикующих кредитование под залог, полезно иметь в составе кредитного комитета юриста или человека, разбирающегося в залоговом законодательстве, порядке оформления, оценки и реализации залога и т.п., особенно если в этом кредитном союзе нет штатного юриста, который мог бы консультировать кредитный комитет по данной тематике.

Краткое описание прав и обязанностей кредитного комитета мы начнем с указания того, что не должно входить в его компетенцию, хотя иногда ошибочно вводится.

Кредитный комитет не имеет никакого отношения к формированию кредитной политики кредитного союза: к разработке Положения о предоставлении займов, установлению процентных ставок и т.п., хотя, конечно, может быть привлечен как консультационный орган при принятии таких решений.

Единственная функция кредитного комитета - принятие решения о предоставлении конкретных займов конкретным пайщикам на основании их заявок, на условиях, утвержденных Правлением или общим собранием кредитного союза.

Для выполнения этой функции кредитный комитет имеет право:

• требовать от заявителя предоставления документов, необходимых для подтверждения его платежеспособности, и получать эти документы;

• в случае, если в кредитном союзе установлены разные процентные ставки по разным видам займов в зависимости от целевого назначения, требовать и получать документы, подтверждающие целевое назначение займа;

• приглашать заявителя на интервью;

• запрашивать документы, необходимые для подтверждения платежеспособности заемщика или целевого назначения займа, у третьих сторон (например, справку с предприятия о зарплате, справку из жилищно-эксплуатационной организации о наличии задолженности по квартплате и коммунальным платежам и т.п.).

Кредитный комитет также обязан:

• соблюдать при принятии решений беспристрастность, основываться лишь на твердой информации, не поддаваться влиянию личных симпатий и антипатий;

• соблюдать строгую конфиденциальность в отношении сведений о финансовом состоянии заемщиков, полученных при исполнении служебных обязанностей.

Очевидна дилемма: с одной стороны, решение о предоставлении займа принимается с учетом характера, личных качеств пайщика. С другой — недопустимо поддаваться личным чувствам, руководствоваться понятием "нравится — не нравится". Как же ее разрешить? На самом деле, все не так сложно, как кажется. Мы уже не один раз убеждались, что тщательно и детально составленные внутренние нормативные документы помогают выйти из самых сложных ситуаций, до предела формализовав стоящую проблему. Чем "длиннее", скрупулезнее положение о выдаче займов, принятое в кредитном союзе, тем более запутанные кредитные, а на самом деле жизненные ситуации можно разрешить чисто формальным путем.

В идеале большую часть решений о выдаче займов можно принимать почти автоматически, основываясь на нормах положения. Такой порядок особенно удобен для крупных кредитных союзов, специализирующихся на мелких потребительских займах, так как с одной стороны, снимает нагрузку с кредитного комитета (принять решение, прямо и безусловно предписанное внутренним нормативным документом, может сотрудник кредитного союза), а с другой — убыстряет и упрощает процедуру получения займа, что выгодно как пайщикам, так и кредитному союзу, оборот которого таким образом ускоряется.

Некоторые кредитные союзы идут еще дальше. Так, кредитный союз "ЭКПА" (г.Урай Тюменской обл.) разработал и применяет Методику определения платежеспособности заемщика. Смысл методики состоит в том, что для каждой заявки на получение займа подсчитывается рейтинг. Рейтинг составляется из количества баллов, определяемых по установленной шкале в зависимости от наличия постоянного места работы, типа занятости, размера заработной платы, состава и общего дохода семьи, количества иждивенцев, наличия постоянного места жительства, собственности, пола, возраста, образовательного уровеня заявителя, наличия и размера сбережений, размера и целевого назначения запрашиваемого займа и т.п. Заявки, рейтинг которых составляет более определенного количества баллов, удовлетворяются автоматически. В выдаче займов по заявкам, набравшим менее определенного количества баллов, автоматически отказывается. Соответственно, на рассмотрение кредитного комитета направляются лишь заявки, получившие рейтинг, недостаточный для автоматического одобрения, но более высокий чем тот, который влечет автоматический отказ. Таким образом, вместо рассмотрения 100-200 заявок еженедельно кредитный комитет рассматривает 30-40 ежемесячно.

Это немаловажно с учетом того обстоятельства, что кредитный комитет — орган, работающий на общественных началах, и нагрузка на него должна быть умеренной. В зависимости от индивидуальных обстоятельств вашего кредитного союза можно скорректировать параметры, по которым производится оценка, а также относительные "веса", то есть количество баллов, присваиваемых по тому или иному пункту. Главное же не забыть, что Методика — такой же внутренний нормативный документ, как и Положение о выдаче займов, поэтому ее также надо "легитимизировать", то есть утвердить соответствующим образом - решением Правления или общего собрания.

Целесообразно предусмотреть возможность совместного рассмотрения некоторых заявок на займы кредитным комитетом и Правлением. Такую процедуру следует применять во-первых, если речь идет о выдаче необычно крупного займа, во-вторых, при выдаче займов сотрудникам или членам выборных органов кредитного союза. В этом случае решение о выдаче займа можно считать принятым, если за него проголосовало более двух третей общего числа участников совместного заседания. В кредитных союзах, где сформирован наблюдательный комитет, можно требовать рекомендацию этого органа.

Основной принцип внутреннего контроля — никто не может контролировать сам себя. Поэтому вопреки распространенному мнению контроль за возвратностью займов не входит в функции кредитного комитета. Текущий рутинный контроль осуществляется аппаратом кредитного союза, стратегический — Правлением либо специальным комитетом кредитного контроля, вопрос о формировании которого целесообразно рассмотреть в крупном кредитном союзе.

Кредитный контроль состоит из четырех основных элементов: работа с невозвратом, списание безнадежных долгов, контроль деятельности по предоставлению займов и аналитическая работа, направленная на совершенствование кредитной политики.

Работа с невозвратом

Важно оперативно фиксировать даже минимальную просрочку и немедленно принимать соответствующие меры. Здесь должны быть установлены соответствующие процедуры. Так, если пайщик не принес взнос в погашение займа в установленный день, на следующий же день ему необходимо позвонить и вежливо напомнить о необходимости платежа. После двух-трех звонков, когда выясняется, что пайщик не запамятовал, а действительно уклоняется от уплаты долга, следует направить ему заказным письмом с уведомлением о вручении официальное предупреждение о мерах, которые кредитный союз намерен принять для возврата долга.

Параллельно можно задействовать неформальные методы давления на должника, конечно, строго в рамках закона и установленных правил. Например, можно пообщаться с начальником недобросовестного пайщика, с его родственниками, соседями. Если заем выдавался под поручительство других пайщиков, необходимо известить их о том, что они вот-вот лишатся своих денег из-за недобросовестности товарища. В отличие от банка, обмануть который в глазах большинства из нас не грех, нечестность по отношению к кредитному союзу воспринимается обычно остро и личностно, так как все понимают, что деньги, которые выдаются в виде займов, берутся из кармана не кого-то чужого, постороннего, а из сбережений, внесенных в кредитный союз его членами, и в результате невозврата другие пайщики могут потерять часть своих сбережений или дохода по ним.

Если все указанные выше меры не помогли, можно начинать действовать: обратить в погашение долга личные сбережения пайщика в кредитном союзе, средства поручителей в рамках, установленных договором поручительства, реализовать залог, наконец, преследовать должника в судебном порядке.

Невозврат, с которым сталкиваются кредитные союзы, бывает двух типов. Первый, невозврат по недобросовестности, мы рассмотрели выше. Как же быть, если пайщик в силу каких-то обстоятельств и рад бы выплатить долг, да денег нет?

Здесь свою роль может сыграть упомянутый выше комитет кредитного контроля, который рассматривает обстоятельства, повлекшие за собой невозврат. Комитет может принять решение о пролонгации займа или реструктуризации графика платежей, отмене штрафных санкций и т.п. Действительно, если пайщик в силу каких-то объективных обстоятельств попал в трудное финансовое положение, для кредитного союза выгоднее помочь ему, может быть, недополучив при этом часть дохода, но дав пайщику реальную, посильную для него возможность погасить долг, таким образом избежав или уменьшив риск прямого убытка. Если к "неплательщикам поневоле" применяются "гуманные" процедуры, у них помимо всего прочего возникает психологический стимул рассчитаться с организацией, которая с пониманием и сочувствием отнеслась к его проблемам. Наконец, следует помнить, что работа с невозвратом — дело дорогостоящее, такие действия как реализация залога и уж тем более судебный иск сопряжены с высокими трансакционными издержками.

Как же отличить злонамеренного неплательщика от "добросовестного бедолаги"? Конечно, прежде всего по его поведению. Если человек сам пришел в кредитный союз, может быть, даже до того, как пропущен срок гашения, сообщил о своих проблемах, попросил помощи и совета, отношение к нему должно быть иным, чем отношение к "уклонисту". Правда, и здесь должен работать принцип "доверяй, но проверяй". "Явка с повинной" сама по себе не служит доказательством реальности денежных затруднений должника. Факт, что он оказался неплатежеспособным по каким-то форс-мажорным обстоятельствам, обязательно должен быть подтвержден соответствующими документами.

Профессионализм и грамотность работы выборных органов и персонала с невозвратом состоят в умении найти золотую середину между бескомпромиссностью и всепрощением. Так, ошибку делают кредитные союзы, автоматически оформляя невозврат и просрочки как пролонгацию займов для "украшения" отчетности. Таким образом они не только поощряют недобросовестное поведение заемщиков, убеждая их в том, что заем возвращать необязательно, но и обманывают сами себя и весь кредитный союз относительно реального состояния дел. Нам известен случай, когда в результате переноса займов, просроченных более чем на один месяц, из разряда пролонгированных в разряд невозвратных, уровень невозврата в кредитном союзе вырос с 11 до 47%! Самое удивительное, что руководитель этого кредитного союза честно не подозревал, как плохи в действительности его дела.

Списание безнадежных долгов в кредитных союзах

Возникают ситуации, когда безнадежную задолженность проще и выгоднее простить, чем добиваться ее возврата. Например, если речь идет о списании мелкой задолженности, когда издержки, связанные с судебным преследованием неплательщика, выше, чем сумма, о которой идет речь. Кроме того, списать следует долг, невозможный к взысканию, например, когда судебное решение не может быть исполнено из-за отсутствия у должника имущества, обеспечивающего долг, либо если он "подался в бега" и т.п. Решение о списании безнадежной задолженности принимает Правление кредитного союза. В протоколе следует указать, какая работа была проведена по каждому конкретному случаю невозврата, а также в силу каких обстоятельств взыскание долга признано невозможным или нецелесообразным.

Следует отметить, что 100% возврат — исключение. Кредитный союз должен быть готов к тому, что некоторый уровень невозврата должен быть предусмотрен. Для предотвращения прямых потерь от невозврата необходимо формировать резервный фонд, причем лучше всего если его величина будет в два раза больше чем ожидаемая величина невозврата. Так, если "типичный" для какого-либо кредитного союза уровень невозврата составляет 5%, величина резервного фонда должна составлять 10% от величины фонда финансовой взаимопомощи.

Возникает резонный вопрос: каков же приемлемый уровень невозврата? Как ни странно, несмотря на все различия в деятельности кредитных союзов разных стран, этот норматив везде одинаков: "хорошим" считается невозврат, не превышающий 5% (что, конечно, не означает, что его не надо пытаться снижать).

Если невозврат составляет от 5% до 10%, он еще не страшен для финансовой устойчивости кредитного союза, но уже требует принятия серьезных мер для его снижения. Наконец, если невозврат превышает 10%, можно считать, что кредитный союз попал в беду. В этом случае надо созывать чрезвычайное общее собрание пайщиков и принимать радикальные решения.

Контроль деятельности по предоставлению займов

Эта функция может осуществляться комитетом кредитного контроля либо ревизионной комиссией. Обязательной проверке подлежат решения о выдаче невозвращенных займов, а также решения об отказе, обжалованные пайщиками. Кроме того, целесообразно периодически проводить выборочную проверку определенной части принятых решений. Проверка производится с целью узнать, правильно ли, в строгом ли соответствии с установленными процедурами осуществляется кредитование пайщиков. Если выявляются нарушения, производятся действия для их исправления. В случае, если невозвратный заем выдан в нарушение процедуры, с лица или органа, неправомерно нарушившего эту процедуру, взыскивается сумма убытка. Если кому-либо неправомерно отказано в выдаче займа, его заявка удовлетворяется, а к виновному (-ым) применяются дисциплинарные санкции: если это служащий, то в соответствии с трудовым законодательством, если выборный орган — в соответствии с процедурами, установленными в данном кредитном союзе. Наконец, если процедуры были нарушены, но последствий это за собой не повлекло, достаточно предупреждения, хотя, в зависимости от обстоятельств, можно рассмотреть и вопрос о применении дисциплинарных санкций.

Совершенствование кредитной политики

Другая важная функция органа кредитного контроля состоит в анализе невозврата. На основании данных такого анализа можно делать предложения по внесению изменений во внутренние нормативные документы, которые помогли бы снизить его уровень. Так, может обнаружиться, что ставка процента слишком велика или что ежемесячные платежи в погашение займа непосильны в сравнении с семейным доходом, или что в договорах содержатся юридически некорректные пункты, которые позволяют недобросовестным пайщикам безнаказанно уклоняться от исполнения своих обязательств.