Флаг ЯпонииБанковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития, хотя по сравнению с банковскими системами США и Евросоюза она относительно молодая. В отличие от этих стран ей присущ азиатский тип банковской культуры, при котором банки играют роль осевой структуры в финансово-промышленных группах и объединяют вокруг себя ряд компаний. В регулировании банковского сектора очень сильна роль государства.

Возникновение первых банков во второй половине XIX в. в Японии было обусловлено необходимостью привлечения банковского капитала в развивающиеся торговлю, сельское хозяйство и промышленность.

Бурное развитие банковское дело в Японии получило в эпоху Мэйдзи (1868 - 1912 гг.). Этому способствовала структурная перестройка экономики страны, активное участие в данном процессе государства и начало эпохи открытия страны внешнему миру, а также принятие в 1872 г. Закона «О национальных банках». Этот закон предоставил национальным банкам право осуществлять эмиссию банкнот. Национальные банки были частными и создавались в форме корпораций, которые имели филиалы по всей стране. Первый японский банк -First National Bank - был образован в Токио в 1873 г. В 1880 г. были созданы Иокогамский банк золота и серебра и первый сберегательный банк. В 1882 г. начал функционировать Банк Японии с уставным капиталом 10 млн иен, выполнявший функции центрального банка страны. Срок его полномочий был определен в 30 лет, который позднее (в 1910 г.) был продлен еще на 30 лет, а с 1979 г. полномочия стали бессрочными. По Закону «О Банке Японии» 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии.

Отличительной особенностью развития банковской системы Японии в это время было то, что оно шло параллельно и во взаимосвязи с осуществлением индустриализации страны.

Первый закон, касающийся непосредственно коммерческих банков, - Закон «О банковской деятельности» (Banking Law), был принят в 1897 г. Для финансирования строительства новых промышленных предприятий был организован Промышленный банк Японии; для финансирования сельского хозяйства - Банк долгосрочного кредита и Сельскохозяйственный кооперативный банк. Создание системы сберегательных банков в Японии началось с принятием в 1890 г. Закона «О сберегательных банках».

В XIX в. в Японии крупные частные банки практически стали хозяевами японской промышленности. Это было связано с тем, что в стране не был развит рынок акций и банки стали единственными инвесторами. В результате они оказались не кредиторами, а владельцами создаваемых промышленных предприятий. Знаменитые промышленные группы (дзайбацу) «Mitsubishi», «Sumitomo», «Mitsui» и «Yasuda», господствовавшие в экономике Японии до Второй мировой войны, были созданы четырьмя крупнейшими банками. В Японии были созданы государственные банки, такие, как Yokohama Exchange Bank, который осуществлял расчеты и финансирование внешней торговли.

Основные этапы развития

В 40 - 60-х годах XX в. банковская система переживала тяжелый кризис. В военный период деятельность всей кредитной системы была подчинена Национальной финансовой контрольной ассоциации. Банки были обязаны вкладывать в облигации государственных займов не менее 75% суммы прироста своих депозитов. После Второй мировой войны резко обострилась проблема невозвратных кредитов. Это было связано с тем, что банки лишились возможности кредитовать своих клиентов под гарантии правительства, а предприятия, занимавшиеся военным производством, оказались не в состоянии вернуть большую часть заемных средств.

Именно в этот период сформировалась институциональная структура современной банковской системы Японии.

Законом «О Банке Японии» от 1942 г. были определены функции Банка Японии, в который в 1947 г. и 1949 г. были внесены поправки. В 1949 г. был создан высший орган управления Банка Японии (Политический совет), определяющий монетарную политику государства и действующий до настоящего времени. На его регулярно проводимых заседаниях обсуждается экономическое и финансовое положение страны и определяются параметры инструментов монетарной политики. Исполнительным органом Банка Японии, осуществляющим оперативную работу, является Совет управляющих, в который входят управляющий, заместители управляющего, исполнительные директора, аудиторы и консультанты. Оплаченный уставный капитал Банка Японии на 55% принадлежит государству и 45% - частным акционерам (финансовым институтам, частным компаниям, физическим лицам и др.). Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, которые при очень больших прибылях банка могут быть увеличены до 5%. Оставшаяся часть прибыли перечисляется в государственный бюджет.

Банк Японии длительное время (до 1998 г.) занимал подчиненное положение по отношению к Министерству финансов, в связи с чем проводимая в Японии монетарная политика находилась под прямым контролем последнего. Министр финансов был вправе самостоятельно налагать вето на подзаконные акты банка, финансовая деятельность Банка Японии была жестко регламентирована.

В послевоенный период в отношении банковского сектора был взят курс на создание небольшого числа банков, действующих по всей стране. Банки Японии осуществляли свою деятельность в соответствии с Законом «О банковской деятельности» (который был принят в 1927 г. после внесения шести изменений в прежний закон). Он был очень простым и содержал всего 37 статей, которые касались, в основном, структуры банков и организации их деятельности. В соответствии с законом банковские операции разграничивались на краткосрочные и долгосрочные (инвестиционные). В одном кредитном учреждении запрещалось совмещать банковскую деятельность и проводить операции с ценными бумагами. Банковская система имела черты централизации и узкой специализации, выделялись отдельные типы банков в зависимости от срока кредитования, их деятельность жестко ограничивалась рамками конкретного рынка. Сфера деятельности банков включала в себя депозитные и кредитные операции, учет векселей, операции с государственными и муниципальными облигациями и валютные операции.

Крупные банки в соответствии с задачей финансирования восстановления промышленности создавались. В 50-е годы начали воссоздаваться промышленные группы, и их стали называть кэйрэцу. В дополнение к четырем восстановленным довоенным промышленным группам были созданы две новые группы - «Dai-Ichi Kangyo» и «Sanwa». Несмотря на преемственность ведения бизнеса, эти группы строились по новому принципу: ядро группы формировалось вокруг головного банка и универсальной торговой компании. Помимо головного банка в группу обычно входил траст-банк. Городские банки интегрировались в промышленные группы с перекрестным владением акций. Именно городские банки стояли в центре крупнейших замкнутых промышленно-финансовых групп, при этом во всех связях активно присутствовало государство.
Параллельно шел процесс создания местных банков по принципу «одна префектура - один банк». Создание региональных банков привело к резкому сокращению сберегательных банков, число которых и так резко уменьшилось в связи с разрешением коммерческим банкам в военный период аккумулировать сберегательные вклады населения.

Сразу после Второй мировой войны в Японии появились первые иностранные банки. Американский Citi-bank в 1946 г. открыл филиал в Токио. Филиалы других американских банков, банков из Тайваня и Индии начали осуществлять операции в 1950 г. Они должны были внести существенный вклад в возрождение экономики Японии. Число филиалов иностранных банков оставалось стабильно в период с 1950-го по 1960 г. Вплоть до 1970 г. деятельность иностранных банков сопровождалась многочисленными ограничениями и установлением жестких барьеров, препятствующих их дальнейшему проникновению на финансовый рынок Японии.

В рассматриваемый период начали создаваться различные типы частных институтов кооперативного типа. В 1947 г. стали образовываться сельскохозяйственные кооперативы, в 1948 г. - рыболовецкие кооперативы, в 1949 г. - кредитные кооперативы, в 1951 г. - кредитные ассоциации (заемные банки), в 1953 г. - трудовые банки. Они осуществляли свою деятельность на основе принятых соответствующих названию законов. Создавались также и центральные органы (ассоциации, федерации) для соответствующих типов институтов кооперативного типа.
В рамках плана послевоенной реструктуризации экономики Японии в 1951 г. был создан Банк развития Японии (Development Bank of Japan), который, как и Экспортный банк Японии (Export Bank of Japan), осуществлял свою деятельность на основе соответствующего закона. Уставный капитал этих банков был полностью оплачен правительством Японии.

Деятельность государственного банка развития была сосредоточена на льготном кредитовании отраслей экономики и на выдаче кредитов, в предоставлении которых не были заинтересованы коммерческие банки. Первые 20 лет своей деятельности банк кредитовал конкретные отрасли, признанные приоритетными с точки зрения государственной промышленной политики Японии.

Экспортный банк Японии первоначально предоставлял кредиты лишь для экспортеров производственного оборудования и тяжелых машин. С апреля 1952 г. в сферу его деятельности вошло финансирование предварительных оплат по импорту 10 ключевым для японской экономики видам ресурсов — железной и марганцевой руды, угля, нефти и других, а также предоставление гарантий по выдаваемым кредитам. Он стал называться Экспортно-импортный банк Японии (Export-Import Bank of Japan).

В этот период банковская система преследовала основную цель - стимулирование экономического развития путем обеспечения дешевого финансирования возрождающейся национальной экономики. В связи с этим основным инструментом монетарной политики была процентная ставка. Центральный банк жестко контролировал ее уровень. Кроме того, он использовал такой административный метод, как проведение политики «открытого окна» (руководство кредитной экспансией). Суть ее состояла в прямом количественном контроле за выдаваемыми городскими банками кредитами крупным корпорациям в условиях низкого уровня процентной ставки. Министерство финансов контролировало как общую сумму предоставляемых кредитов, так и по ипотечным кредитам, кредитованию строительства и финансовых компании. Осуществление жесткого регулирования величины процентной ставки и проведение политики руководства кредитной экспансией являлось достаточным для реализации монетарной политики. В использовании других ее инструментов в тех экономических условиях не было необходимости.

В целом в 40 - 60-х годах экономика Японии имела стабильные темпы роста, чему соответствовала и сформированная стабильная банковская система. Монетарная политика осуществлялась с использованием административных методов регулирования. В условиях контроля за валютными операциями, связанными с движением капитала, величиной процентной ставки, наличия ограничений на виды операций банков и используемые ими продукты она была эффективной, так как финансовый рынок был закрытым и, следовательно, защищен от действия внешних факторов.

В 70 - 80-х годах возросла роль рыночных методов регулирования, использования инструментов косвенного воздействия на рынок капиталов и сферу финансирования экономики. Это было связано со сменой со второй половины 70-х годов модели экономического развития: от быстрого количественного роста к более умеренным темпам развития и качественному совершенствованию экономической структуры. В 70-е годы промышленность Японии пережила два «нефтяных шока» (1973 - 1974 гг., 1979 - 1980 гг.): Вторая половина 70-х годов ознаменовалась политикой борьбы с инфляцией. Промышленная структура начала переориентироваться на отрасли, выпускающие продукцию с высокой степенью обработки, а также на электронику. В Японии стал формироваться интенсивный тип воспроизводства. Изменения в экономической политике требовали дополнительного финансирования. Банки нуждались в новых источниках ресурсов. Начал формироваться рынок краткосрочных капиталов: в 1971 г. был создан вексельный рынок, в 1979 г. -рынок депозитных сертификатов, в 1981 г. - рынок краткосрочных ценных бумаг правительства, в 1985 г. - рынок сертификатов денежного рынка и рынок акцептованных банками векселей.

Интернационализация рынка ссудного капитала привела к использованию Банком Японии такого нового инструмента регулирования, как операции на открытом рынке. Был сделан первый шаг на этом пути: Банк Японии начал проводить операции на вексельном рынке и с облигациями государственных займов. Операции с ними к началу 1980-х годов заняли доминирующее положение среди активных операций Банка Японии. В 1971 г. стала создаваться система страхования депозитов: была образована Корпорация страхования депозитов (Deposit Insurance Corporation).

В 80-х годах была принята поэтапная программа дерегулирования и либерализации финансово-банковского сектора на основе принципа «шаг за шагом». Она включала в себя следующие основные направления.

  1. Либерализация процентной ставки.
  2. Стирание границ между традиционной банковской и инвестиционной деятельностью.
  3. Расширение операций с производными финансовыми инструментами.
  4. Открытие банковского сектора Японии для иностранных банков.

1. С целью повышения доступности кредитных ресурсов для всех хозяйствующих субъектов правительство начало проводить политику ослабления контроля над процентными ставками. Под воздействием рыночной ситуации они стали изменяться более гибко. Освобождались от жесткого контроля ставки по депозитам. В 1984 г. был разрешен доступ внутренних заемщиков к краткосрочным еврооблигациям, предоставлен постепенный доступ к рынку корпоративных облигаций. На рынке депозитов в 1985 г. были сняты ограничения на процентные ставки по особо крупным депозитным сертификатам (свыше 1 млрд иен). В 1986 г. этот «потолок» был снижен до 500 млн иен, а в 1987 г. до 100 млн иен. Были сняты ограничения (включая регулирование процентных ставок) в отношении депозитов резидентов в иностранной валюте и депозитов нерезидентов в иенах. Постепенно с 1979 г. ослаблялся и отменялся государственный контроль за процентными ставками и на других сегментах рынка краткосрочных капиталов.

2.    Спустя 54 года после принятия закона «О банковской деятельности» его основные положения были пересмотрены. Новый закон был принят в 1981 г. и вступил в силу в 1982 г. С его принятием начался поворот к универсализации банков Японии. Закон в дополнение к традиционным услугам разрешил банкам осуществлять операции с ценными бумагами на бирже, а также выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг. Однако он не предоставил права банкам самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

3.    С развитием финансового рынка начали использоваться новые инструменты типа форвардных сделок с индексом курса акций Nikkei 225. Одновременно американским инвестиционным компаниям было разрешено проводить операции на нем.

4.    С усилением интернационализации банковской системы Японии с 1970-го по 1980 г. большинство иностранных банков усилило свое присутствие в Японии. Они играли важную роль в проведении валютных операций. Наибольшее присутствие имели банки США (16 банков с 38 филиалами), Германии (11 банков с 13 филиалами) и Республики Корея (10 банков с 19 филиалами). Первоначально они проводили операции по финансированию торговли и валютные операции. Позднее эти банки стали осуществлять кредитование в иностранной валюте крупных японских корпораций, работающих в сталелитейной промышленности, кораблестроении и торговле. Источником ресурсов для кредитования стал еврорынок.

С середины 80-х крупные японские корпорации экспортной направленности стали самостоятельно выходить на еврорынок для получения ресурсов, что привело к сокращению кредитных операций филиалов иностранных банков. Они стали выполнять такие операции, как лизинг, факторинг, финансирование жилищного строительства и потребительское кредитование.

Начало процессу либерализации финансового рынка способствовало создание в 1986 г. токийского офшорного банковского рынка. Для проведения операций на нем банки открывали специальные офшорные счета и вели отдельный учет по ним. Банки - участники офшорного рынка проводили операции с компаниями и банками-нерезидентами.

Либерализация, с одной стороны, укрепила финансовую систему, а с другой - породила новые проблемы в деятельности не готового для работы в новых условиях банковского сектора. Японские банки получили большой приток ликвидных иностранных средств, которые стали направляться не на кредитование производственного сектора, а на спекулятивные сделки с недвижимостью и акциями.

Изменение экономических условий вызвало необходимость в частичной переориентации антицикличной политики. С конца 80-х годов теоретические подходы к регулированию экономики стали смещаться от неокейн-сианской к монетаристской модели, предполагающей включение в набор методов государственного регулирования элементов монетарной политики. В этот период происходила трансформация монетарной политики Банка Японии. В качестве нового среднесрочного (промежуточного) ориентира был определен объем денежной массы вместо используемого долгое время объема кредитов, предоставленных городскими банками нефинансовому частному сектору. Начала формироваться рыночная модель финансирования экономики.

В период 1990 - 2004 гг. в Японии происходило глубинное системное реформирование банковского сектора. Это один из самых тяжелых периодов в развитии банковской системы Японии. В течение 14 лет (с разрыва «мыльного пузыря» в экономике в 1991 г. и до 2004 г.) финансовый сектор Японии находился в состоянии острого кризиса. Однако на протяжении этих лет характер кризиса менялся, изменялись и подходы правительства и Банка Японии к реорганизации банковского сектора. В связи с этим можно выделить четыре фазы кризисного периода.

Фаза 1 (1991 - 1994 гг.). К 90-м годам Япония являлась крупнейшим мировым кредитором. Крупные японские корпорации и банки, их обслуживающие, стали транснациональными. По абсолютным размерам капитализации Япония опередила США и заняла первое место в мире. Однако после устойчивого роста экономика Японии стала постепенно входить в фазу спада. Начали проявляться все признаки циклического спада: замедление темпов роста ВВП, увеличение уровня безработицы, дефляция.

В банковском секторе первые признаки кризиса появились в 1991 г.: стали испытывать финансовые трудности мелкие кредитно-финансовые учреждения. Первым из них, получившим помощь от Корпорации страхования депозитов, стал Toho Sogo Bank. В декабре 1994 г. два крупных городских кооператива Tokyo Kyowa Credit Association и Anzen Credit Association, имеющие общий размер депозитов в 210 млрд иен, перестали выполнять свои обязательства. Банком Японии и частными кредитными учреждениями был образован новый банк - Tokyo Kyoudou Bank, которому были переданы обязательства обанкротившихся кооперативов. Продолжавшееся падение цен на акции, недвижимость и позднее на землю оказывало сильное давление на банковский сектор, ухудшая качество кредитных портфелей и ставя на грань банкротства банки, выдавшие кредиты под обеспечение фондовыми активами.

Фаза 2 (1995 - 1996 гг.). В 1995 г. возникли финансовые проблемы у других городских кооперативов и относительно крупных региональных банков. Кроме того, Daiwa Bank объявил об убытках своего филиала в Нью-Йорке. Все это свидетельствовало о развитии кризиса в банковской системе Японии.

В связи с этими событиями основные усилия правительства были направлены на оказание финансовой помощи банкам для поддержания ликвидности и улучшения качества активов. Правительство и надзорные органы полностью взяли на себя риски и ответственность за возможные последствия, связанные с банкротством банков и потерями вкладчиков. Летом 1995 г. министр финансов объявил о 100-процентной гарантии Корпорацией страхования депозитов всех вкладов населения в течение следующих пяти лет взамен существовавшей до этого гарантии вкладов на сумму до 10 млн иен каждый.

Произошли изменения в законодательстве Японии. Были внесены дополнения в закон «О страховании депозитов» и приняты два новых закона: закон «О выполнении мер для обеспечения высокого уровня управления в финансовых институтах» (Law to Implement Measures for Ensuring the Sound Management of Financial Institutions) и закон «О проведении специальных процедур для реорганизации финансовых институтов» (Law to Provide Special Procedures for Reorganizing Financial Institutions). В ноябре 1996 г. была объявлена реформа финансовой системы Японии «Большой взрыв» (The Big Bang). Это была первая системная реформа финансового сектора Японии в послевоенный период, направленная на приведение его в соответствие с требованиями мировых стандартов. Она предусматривала снятие ограничений на приобретение городскими банками доли в трастовых банках, фирмах по работе с ценными бумагами и страховых компаниях; на консолидацию в банковском секторе путем создания холдинговых компаний и финансовых групп. Реформа предполагала поэтапное проведение изменений как в институциональной структуре банковского сектора, так и в деятельности банков, а также в системе надзора за ними с завершением к 2004 г.

Таким образом, на ранних фазах развивавшегося кризиса природа и серьезность начавшихся проблем в банковском секторе недооценивались денежными властями. Ухудшение ситуации в экономике, в том числе в банковском секторе, расценивалось как последствие обычного циклического спада. У денежных властей не было продуманной и последовательной стратегии по нейтрализации кризиса, предпочтение было отдано проведению обладающей краткосрочным эффектом антицикличной монетарной политике. Основные меры правительства ограничились разработкой долгосрочной программы по реформированию финансового сектора, принятием на себя рисков крупных корпораций, банков и вкладчиков, а Банка Японии - оказанием финансовой помощи банкам и проведением мягкой монетарной политики (политики низких процентных ставок). Базовая процентная ставка снижалась с августа 1990 г. по сентябрь 1993 г. 7 раз с 6 до 1,75% и следовала за снижающейся инфляцией. В последующем при снижении инфляции ее величина в апреле 1995 г. уменьшилась до 1% и в сентябре 1995 г. до 0,5%. Однако начался затяжной процесс дефляции, и процентная политика центрального банка перестала быть действенным методом регулирования.

Фаза 3 (1997 - 1999 гг.). В начале 1997 г. обострилась проблема невозвратных кредитов у городских банков и банков долгосрочного кредитования. Их величина значительно превышала размеры фонда страхования депозитов Корпорации страхования депозитов. В октябре 1997 г. в банковском секторе начался острый кризис ликвидности. Кризис принял системный характер и, развиваясь по спирали, охватил как крупные, так средние и мелкие банки. Растущие убытки по ипотечным кредитам и снижение цен на акции привели к замораживанию межбанковского рынка и волне банкротств банков. Банковский сектор продемонстрировал слабость и уязвимость. Увеличение объема «плохих» долгов привело к сокращению кредитования банками реального сектора экономики и его ослаблению. Впервые за послевоенный период правительство и Банк Японии столкнулись с необходимостью решения проблемы банкротства крупных коммерческих банков.

Последующие десять лет после финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе 1997 г. в Японии называют периодом «потерянного десятилетия», который характеризовался экономическим застоем и дефляцией. Основные предпосылки разразившегося кризиса берут свое начало с середины 80-х годов и связаны с развитием процессов либерализации (открытие внутреннего рынка для иностранных финансовых институтов, интеграция национального с мировым финансовым рынком, либерализация валютного законодательства) и дерегулирования финансового рынка (прекращение контроля за процентной ставкой, размывание границ между банковской и инвестиционной деятельностью, расширение видов операций банков, усиление конкуренции среди финансовых институтов и др.).

Отсутствие в условиях развития этих процессов адекватной системы регулирования и надзора не позволяло оценивать возникавшие в банковском секторе риски и определять эффективные методы управления ими.

Денежными властями Японии были приняты следующие меры.

Во-первых, была создана новая система надзора за финансовыми учреждениями. С 1 апреля 1998 г. в Японии была объявлена реформа банковского законодательства. Вступил в силу новый Закон «О Банке Японии», который предоставил центральному банку значительную степень независимости. В новом законе определена цель деятельности Банка Японии - обеспечение стабильности цен путем проведения валютного и денежно-кредитного контроля и поддержания финансовой системы. В соответствии с новым Законом произошла реорганизация Политического совета, деятельность которого перестала контролироваться правительством. Из него были выведены представители промышленных кругов, состав увеличен с 7 до 9 членов: управляющий, два его заместителя и шесть членов, назначаемых Кабинетом министров. Предоставлена возможность участия в заседаниях двум представителям правительства, которые могут вносить предложения и просить о переносе голосования, но не принимают участие в голосовании.

С целью ужесточения контроля в июне 1998 г. был создан независимый орган надзора за финансовыми учреждениями - Агентство по финансовому надзору (Financial Supervisory Agency), подчиненное непосредственно Секретариату Кабинета министров. Ему от Министерства финансов было передано право контроля за финансовым, в том числе банковским, сектором, включая право выдачи и отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности и осуществление совместно с Банком Японии инспекционных проверок банков. Позднее (в июле 2000 г.) Агентство по финансовому надзору в связи с реорганизацией структуры правительства совместно с Бюро по финансовому планированию Министерства финансов вошло в состав вновь образованного независимого Агентства финансовых услуг (Financial Services Agency - FSA). Последнему были предоставлены функции надзора, инспектирования и планирования.

Во-вторых, скорректирована монетарная политика Банка Японии. В связи с начавшейся рецессией в экономике с 1998 г. Банк Японии продолжал проводить мягкую монетарную политику. С февраля 1999 г. он объявил о переходе к политике нулевой процентной ставки. В связи с этим использование краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке, имеющей нулевое значение, в качестве операционного ориентира стало формальным. Центральный банк впервые стал рассматривать денежный агрегат M2+CDs в качестве единственного информационного промежуточного индикатора.

В-третьих, расширены права и виды деятельности коммерческих банков. Реформа совпала с либерализацией валютного законодательства. Было отменено большинство ограничений на валютные операции, а также на банковские сделки, связанные с ввозом и вывозом капитала. Расширился перечень финансовых инструментов, используемых крупными банками. Банки получили право использовать новые финансовые продукты. Была разрешена торговля ценными бумагами вне фондовой биржи и создана для этого электронная торговая система. Японские банки смогли выступать владельцами часта акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций), быть представлены в советах компаний, в которых они имеют свою собственность. Банкам было разрешено реализовывать свои собственные обязательства.

В-четвертых, для проведения реорганизации банковского сектора начали выделяться бюджетные ассигнования. В марте 1998 г. для рекапитализации 21 крупного банка правительство предоставило 1,82 трлн иен бюджетных средств.

В-пятых, начала создаваться правовая база по реструктуризации банковского сектора. В октябре 1998 г. парламентом было принято два новых закона: закон «О финансовом оздоровлении» (Financial Revitalization Law) и закон «О своевременном укреплении финансовых функций» (Financial Function Early Strengthening Law). Их принятие рассматривалось как временная мера, направленная на приостановление процесса массового банкротства банков. Принятые законы регулировали вопросы банкротства банков, их временной национализации, перевода под управление временной администрации и выделения банкам государственных средств для рекапитализации. В случае если банк переходил под управление временной администрации, то его ликвидность поддерживалась Банком Японии, если банк временно национализировался - то Корпорацией страхования депозитов.

Для контроля за процессом реструктуризации была создана Комиссия по финансовой реструктуризации (Financial Reconstruction Commission) при Кабинете министров и частная Корпорация по управлению проблемными активами финансовых учреждений (Resolution and Collection Corporation), которая скупала невозвратные долги и осуществляла управление некачественными активами банков. Для реализации принятых законов на балансе Корпорации по страхованию депозитов были образованы специальные фонды на общую сумму 60 трлн иен (12% ВВП). Финансовая помощь банкам носила добровольный характер. В марте 1999 г. Комиссия по финансовой реструктуризации в связи с обращением 15 крупных коммерческих банков дополнительно выделила им для рекапитализации 7,5 трлн иен1. Все городские банки, которые получили государственные средства для рекапитализации, предоставили планы, включающие основные направления по реструктуризации (путем объединения, слияния или поглощения), улучшению результатов своей деятельности и решению проблемы невозвратных кредитов. Были временно национализированы два банка долгосрочного кредитования Long Term Credit Bank и Nippon Credit Bank. 1 октября 1999 г. произошло объединение двух банков развития с государственными финансовыми фондами: Development Bank of Japan объединился с Hokkaido-Tohoku Development Finance Public Corporation, a Export-Import Bank of Japan - с Overseas Economic Cooperation Fund и стал называться Japan Bank for International Cooperation.

Однако принятие стандартных общепринятых в мире методов оздоровления банковского сектора (списание «плохих» долгов и рекапитализация банков) не принесли желаемых результатов. Кризис выявил несовершенство структуры банковской системы Японии, ее замкнутость, недостаточность собственного капитала у банков, отсутствие квалификационного менеджмента и слабость системы надзора за банками.

На начальных трех фазах кризиса правительство и Банк Японии пытались стабилизировать ситуацию в банковской системе, не меняя основные принципы организации самой системы, защищая крупные корпорации и банки от банкротства. Государственное регулирование было подменено проведением политики «конвоя», основанной на системе государственных гарантий и обеспечивающей банкам полную страховку от финансового краха. Это свидетельствовало о смене либеральных реформ неолиберализмом. К началу нового века банковская система Японии подошла с целым рядом нерешенных проблем.

Фаза 4 (2000 - 2004 гг.). Разработанная правительством программа финансового оздоровления на период 2001 - 2003 гг. предполагала проведение фундаментальных изменений, как в структуре, так и в деятельности банковского сектора. Ключевым звеном была признана очистка балансов банков от «плохих» долгов. Весной 2001 г. пополнение капиталов банков бюджетными средствами было прекращено. Это означало, что государство отказалось от проводимой в течение долгого времени в отношении банков политики «конвоя». Агентство финансовых услуг усилило регулирование и надзор за банковским сектором. Оно утвердило систему предварительного предупреждения, обеспечивающую надзор за упущениями банковского менеджмента, которые приводят к нехватке основного капитала. Стала создаваться новая модель управления кредитным риском, основанная на точной оценке кредитоспособности клиента и рациональном размещении ресурсов. Перед финансовыми учреждениями была поставлена задача по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности. Совместно с Банком Японии начали проводиться специальные инспекционные проверки с целью выявления «проблемных» банков, оценки возможных потерь от списания невозвратных долгов и выбора варианта для восстановления ликвидности банков.

Были сделаны следующие серьезные шаги.

  • Создан постоянный правовой механизм по выходу банков из кризиса. В закон «О страховании депозитов» были внесены изменения, которые на основе накопленного опыта последних 10 лет предполагали три варианта восстановления ликвидности банков в зависимости от величины возникающего системного риска: выделение бюджетных средств на пополнение капитала банка в экстремально серьезных случаях, специальная финансовая помощь небольшим банкам для списания невозвратных долгов и временная национализация банка в особо серьезных случаях. Были разработаны новые процедуры обеспечения стабильности функционирования банков, предполагающие покупку одним банком другого банка и принятие ответственности по обязательствам последнего, передачу обязательств путем функционирования промежуточного банка, пополнение капитала вновь созданного банка. При выявлении по результатам проверок «проблемных» банков финансовая помощь стала носить принудительный характер. В результате 21 городской, региональный и траст-банк, которые функционировали в 1996 г., вошли в четыре вновь созданные банковские финансовые группы в 2001 г. Два региональных банка, 13 трудовых банков и 41 кредитный кооператив перешли под управление временной администрации. Три крупных региональных банка пополнили свой капитал за счет средств Корпорации страхования депозитов. К завершению правительственной программы финансового оздоровления (к 2004 г.) размер бюджетных средств, гарантированных правительством под различные формы реструктуризации банков, достиг 125 трлн иен.
  • Состав участников программы санации банковской системы был расширен. В нее были включены не только коммерческие банки, но и частные депозитные учреждения кооперативного типа. Предполагалось использование новых инструментов, таких, как банковские долговые обязательства, депозиты государственных фондов и специальных корпораций и др.
  • В марте 2001 г. Банк Японии объявил о введении политики количественного смягчения (quantitative easing policy). В период 2001 - 2006 гг. основные усилия центрального банка были направлены на борьбу с дефляционными процессами в экономике. В Политическом совете рассматривался вопрос о переходе к таргетированию инфляции, однако было принято решение не изменять модель монетарной политики. В марте 2001 г. был определен новый операционный ориентир в виде допустимого остатка средств банков на текущем счете в Банке Японии (5 млрд иен). С декабря 2001 г. начал устанавливаться диапазон его изменений. В последующие годы диапазон изменений увеличивался, и в период с января 2004 г. по март 2006 г. он находился в пределах 30 - 35 трлн иен, что более чем в 5 раз превышало величину резервных требований банков. Для достижения данного соотношения Банк Японии стал активно использовать операции на открытом рынке. Так, если в 1995 г. сумма проведенных Банком Японии операций с государственными облигациями составила 225 трлн иен, то на начало 2006 г. она увеличилась почти в 3 раза и составила 660 трлн иен. Базовая процентная ставка в 2001 г. снижалась 4 раза. В сентябре ее уровень составил 0,1% и не изменялся до июля 2006 г.
  • С целью повышения капитализации банков Банк Японии начал использовать экстраординарные меры. В период 2002 - 2004 гг. он скупал акции крупных корпораций из инвестиционных портфелей банков на фондовом рынке.

В результате проведенных реформ была осуществлена реорганизация институциональной структуры банковского сектора. Процесс консолидации проводился как в рамках каждого отдельного типа банков, так и разных типов банков (городских и региональных), в том числе банков, исторически принадлежавших разным финансо-во-промышленным группам, а также осуществлявших ранее свою деятельность в разных сегментах кредитования (городские банки и банки долгосрочного кредитования, региональные банки). В результате в 2001 - 2003 гг. появились крупные банковские финансовые группы и холдинги, которые вошли в первую десятку банков мира. При этом были нарушены исторически сложившиеся традиционные связи между банками и их корпоративными клиентами.

Предпринятые правительством и Банком Японии усилия привели к положительным результатам. Рост спроса на японские товары на внешних рынках (особенно США) привел к росту экспорта товаров. Он стал движущей силой восстановления роста экономики. Стабилизировалось положение и в банковском секторе. Этому способствовало усиление контроля за банками и совершенствование регулирования их деятельности со стороны надзорных органов. Однако традиционные функции финансового посредничества банков снизились. В видах деятельности банков произошли качественные изменения. В банках за счет снижения спроса сокращались объемы кредитования реального сектора экономики и расширялись объемы других операций, менее эффективных и с меньшим уровнем риска (операции с государственными ценными бумагами, акциями, облигациями). Стали активно развиваться виды деятельности, приносящие комиссионный доход (синдицированное кредитование, секьюритизация активов, консультационные услуги). Как результат, произошел перелив средств из сферы материального производства в финансовую сферу. В банковском секторе получил развитие процесс «финансиализации», несущий для банковского сектора системные риски, а для денежных властей очередные проблемы. Предоставление банкам возможности осуществлять операции с ценными бумагами и использовать в своей деятельности широкий набор финансовых инструментов, уменьшение производительного использования капитала явились одними из многих причин современного финансового кризиса.

В 2004 - 2007 гг. рост мировых цен на энергоносители, устойчивые темпы роста мировой экономики способствовали динамичному росту экспорта Японии. Темпы роста ВВП и инфляции незначительно повысились. В этот период происходило укрепление банковского сектора на фоне общей стагнации экономической активности. В марте 2006 г. Банк Японии объявил об изменении подходов к проведению монетарной политики. Проведение политики количественного смягчения было завершено. Новая монетарная политика будет направлена на повышение экономической активности при стабильности цен в средне- и долгосрочной перспективах. Банк Японии вновь определил краткосрочную процентную ставку на межбанковском рынке в качестве операционного ориентира. В результате мониторинга текущей экономической ситуации уже в июле 2006 г. целевой ориентир краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке был повышен до 0,25%, а в феврале 2007 г. -до 0,5%. Уровень базовой процентной ставки был повышен до 0,4 и 0,75% соответственно.

Институциональная структура банковской системы Японии

Коммерческие банки играют доминирующую роль на японском финансовом рынке (рис. 1). Их доля в общем объеме привлеченных средств составляет 64,9%, а в объеме выданных кредитов - 62,5%. Они подразделяются на следующие типы: городские банки, региональные банки, региональные банки - члены второй Ассоциации региональных банков (региональные банки второго уровня), траст-банки, новые типы банков (другие банки) и филиалы иностранных банков. Однако разделение банков на указанные виды законодательно не закреплено, а надзорные органы используют его для целей проведения анализа и статистики.

Институциональная структура банковской системы Японии

Рис 1. Институциональная структура банковской системы Японии (по состоянию на 1 апреля 2009 г.).

Городские банки составляют основу банковского сектора Японии. Они являются крупными по размеру коммерческими банками и имеют головной офис в Токио или других основных городах Японии и большую сеть отделений в Токио, Осаке и других крупных городах и в их пригородах. У них есть большая сеть филиалов за рубежом, особенно в США, Европе и Юго-Восточной Азии. На начало 2009 г. городские банки представлены шестью крупными финансовыми группами и холдингами, которые являются транснациональными. Крупнейшими финансовыми группами являются Mizuho Financial Group, Sumitomo Mitsui Financial Group и Mitsubishi UFJ Financial Group.

Региональные банки, как и городские, также являются коммерческими, но уступают им по величине капитала и активов. Наиболее крупные из них: Arita Bank, Toyama Bank, Bank of Yokohama, Hokkaido Bank, Tottori Bank и др. В основном региональные банки расположены в малых и средних городах Японии и осуществляют операции в рамках одной или нескольких префектур.

Региональные банки - члены второй Ассоциации региональных банков, которые называют региональными банками второго уровня, имеют небольшие капиталы и в их деятельности преобладают операции с частными лицами и небольшими предприятиями. Они функциониру-
ют в пределах одной из префектур, где имеют разветвленную сеть небольших по величине филиалов и отделений. В своей деятельности региональные банки второго уровня ориентируются на прием депозитов от населения и предоставление краткосрочных кредитов средним и мелким компаниям. Кроме того, они осуществляют операции с ценными бумагами, а также операции своих клиентов с использованием сети Интернет. Кроме предприятий среднего и малого бизнеса, клиентами банков являются местные общественные учреждения муниципальных органов власти. Они предоставляют услуги волонтеров для осуществления многочисленных общественных проектов. Из 45 региональных банков второго уровня наиболее известными являются: First Bank of Toyama, Fukuoka Chuo Bank, Kagawa Bank, Fukushima Bank, Okinawa Kaiho Bank, Tokushima Bank.

Траст-банки оказывают услуги по долгосрочному финансированию и финансовому управлению. Всего в Японии действует 20 трастовых банков, имеющих 430 филиалов по стране, включая трастовые банки со 100% иностранным капиталом. В настоящее время некоторые трастовые банки входят в состав финансовых групп. Так, Nippon Trust, Mitsubishi Trust & Banking и Toyo Trust & Banking входят в финансовую группу Mitsubishi UFJ Financial Group.

К категории другие банки относятся банки нового типа, возникшие в XXI в. в связи с развитием новых каналов распределения финансовых услуг (Интернет, мобильная связь). Одни из них специализируются на расчетах или проводят операции по сети Интернет (интернет-банки) (Japan Net Bank, Seven Bank, SBI Sumishin Net Bank, Jibun Bank и др.). Другие осуществляют кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, а также вновь создаваемых мелких предприятий, нуждающихся в оборотных средствах (Incubator Bank of Japan, ShinGinko Tokyo).
Важная составляющая часть банковской системы Японии - частные депозитные институты кооперативного типа, которые обслуживают клиентов малого и среднего бизнеса. Самые многочисленные из них - кредитные ассоциации или заемные банки (shinkin banks). Средний размер их капитала намного меньше, чем региональных банков второго уровня, а сфера предоставления услуг обычно ограничена определенными городами в префектуре. Клиентами кредитных кооперативов являются предприятия мелкого бизнеса. К частным депозитным институтам кооперативного типа относятся и трудовые банки, членами которых являются трудовые союзы, потребительские кооперативы и рабочие. Они принимают депозиты и выдают займы на приобретение жилья. Центральной национальной организацией для трудовых банков является Rokinren Bank. Сельскохозяйственные кооперативы являются единственными из частных депозитных организаций кооперативного типа, которые функционируют не только как депозитные институты, но и занимаются страховым бизнесом и маркетингом сельскохозяйственной продукции, а также покупкой материалов и оборудования для сельского хозяйства. Деятельность рыболовецких кооперативов ограничена выполнением функций депозитного учреждения. Как сельскохозяйственные, так и рыболовецкие кооперативы имеют свои кредитные федерации в префектурах, которые аккумулируют средства членов кооперативов и затем коллективно их инвестируют. Центральным органом сельскохозяйственных и рыболовецких кооперативов является Norinchukin Bank. Он получает депозиты от кредитных федераций в префектурах и выпускает долговые-обязательства для пополнения фондов.

Важное место в банковской системе Японии занимают государственные банки: три банка развития и Почтовый банк Японии. В октябре 2007 г. почтово-сберегательные кассы, которые аккумулируют мелкие сбережения населения, были объединены в Почтовый банк Японии (Japan Post Bank Co.). Начавшуюся в 2003 г. приватизацию почтово-сберегательной системы планируется завершить к 2017 г.

Текущая ситуация и антикризисное регулирование

Со II квартала 2008 г. на фоне общего замедления мирового экономического роста и снижения спроса на экспортную продукцию (особенно автомобильной и электронной промышленности) начали замедляться темпы роста ВВП Японии, увеличиваться количество компаний, объявляющих о банкротстве, расти безработица. В условиях относительной стабильности в финансовом секторе реальный сектор экономики Японии демонстрировал снижение темпов роста. В конце ноября 2008 г. правительство Японии официально зафиксировало рецессию в экономике. Деятельность крупных городских банков, имеющих разветвленную сеть филиалов за рубежом и активно осуществляющих операции на мировом валютном рынке и рынке ссудных капиталов, стала подвергаться высокому кредитному и валютному рискам.

В отличие от финансового кризиса 90-х годов текущий кризис был вызван не внутренними, а внешними факторами, связанными с развитием процесса финансовой глобализации, а также с крахом рынка недвижимости и рынка секыоритизации в США. Сложность поиска путей по выходу из него связана с его многогранностью и необходимостью решения проблем как внешнего, так и внутреннего характера. К началу кризиса 2008 г. Япония имела созданную во время финансового кризиса 90-х годов систему регулирования и надзора за деятельностью финансовых учреждений, сформированную систему страхования вкладов населения, богатый опыт по выходу банков из финансового кризиса. Однако принятые меры были направлены на управление рисками, вызванными внутренними факторами. В 2008 г. надзорные органы столкнулись с проблемой управления внешним системным риском, с необходимостью регулирования деятельности и осуществления контроля за операциями транснациональных банков, риски которых для национального банковского сектора непредсказуемы.

С началом мирового финансового кризиса антикризисные меры Банка Японии были направлены на обеспечение ликвидности на межбанковском рынке путем предоставления субординированных займов банкам. С октября 2008 г. нестабильность финансово-банковской системы приняла глобальный характер. Банк Японии перешел к системному использованию всего набора инструментов денежно-кредитной политики. Кроме того, в качестве временных были приняты меры по рекапитализации банков, реструктуризации долгов и финансовой поддержке корпоративного сектора.

Антикризисные меры включают три основных направления.

Использование политики процентной ставки

С началом финансового кризиса центральные банки шести развитых экономик мира (Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Банк Англии, Банк Канады, Национальный банк Швейцарии и Центральный банк Швеции) начали проводить скоординированную политику по последовательному снижению уровня процентной ставки: 8 октября 2008 г. они объявили о снижении базовой процентной ставки на 0,5 %.

Банк Японии сохранял свою политику в области процентных ставок и не изменял их уровень до октября 2008 г. Он считал, что целевой ориентир краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке (около 0,5%) и действующий уровень базовой процентной ставки (0,75%) достаточно низкие и соответствуют сложившейся экономической ситуации. Однако в результате нарастания финансового кризиса и неблагоприятного влияния рисков на экономику Японии было принято решение о снижении целевого ориентира краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке до 0,3% в октябре 2008 г. и 0,1% в декабре 2008 г. Уровень базовой процентной ставки был снижен до 0,5 и до 0,3% соответственно.

В качестве временной меры Банк Японии принял решение с ноября 2008 г. ввести выплату процентов из расчета 0,1% годовых на избыточные резервы финансовых учреждений, находящиеся на текущем счете в центральном банке.

Меры по обеспечению стабильности на финансовых рынках и расширению возможностей финансирования крупных корпораций

С целью поддержания ликвидности банковского сектора Банк Японии активизировал проведение операций на открытом рынке. В конце 2008 г. общий объем проводимых Банком Японии операций на открытом рынке (дополнительное кредитование банков, кредитование под допустимый залог, операции РЕПО с краткосрочными обязательствами и облигациями корпораций, с государственными облигациями, с казначейскими и финансовыми векселями) превысил 50 трлн иен, что выше исторического среднего уровня.

Наряду с обычными операциями, проводимыми на открытом рынке, Банк Японии расширил перечень операций и стал использовать новые инструменты на нем, а именно:

  • были расширены инструменты и объемы операций по покупке государственных облигаций. Банком Японии была увеличена периодичность проведения операций с государственными облигациями (с 1 раза в квартал до 2 раз в неделю) и размер предложения за одну операцию (от 300 до 600 млрд иен). Была увеличена возможная сумма операций по покупке государственных облигаций до 21,6 трлн иен в год (1,8 трлн иен в месяц). По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций по покупке государственных облигаций увеличился до 48,2 трлн иен. С середины декабря 2008 г. центральный банк добавил в список своих операций РЕПО операции с государственными облигациями с плавающей процентной ставкой, с облигациями, индексированными к уровню инфляции, и с 30-летними государственными облигациями. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций РЕПО составил 7 трлн иен '
  • стали проводиться операции, направленные на поддержание ликвидности рынка долговых обязательств крупных корпораций. Введение этих операций Банк Японии рассматривал в качестве временной меры на период финансового кризиса. Ранее он принимал краткосрочные обязательства и облигации компаний в качестве одного из видов залога при предоставлении кредитов банкам. С целью предоставления компаниям быстрого доступа к деньгам в январе 2009 г. центральный банк приступил к проведению операций по покупке краткосрочных обязательств корпораций на аукционах, а с февраля 2009 г. - облигаций крупных корпораций. Планируемые фонды для этих целей были определены в размере 3 трлн иен и 1 трлн иен соответственно. По состоянию на 31 декабря 2009 г. указанные программы поддержки рынка долговых обязательств крупных корпораций были выполнены. Проведение операций РЕПО с краткосрочными обязательствами корпораций продолжается в 2010 г., их текущий объем составил 2,8 трлн иен1;

В конце 2008 г. в список контрагентов Банка Японии по операциям РЕПО с краткосрочными обязательствами крупных корпораций был включен Банк Развития Японии.

Меры по стабилизации банковского сектора

С целью усиления капитализации банковского сектора в декабре 2008 г. действие закона 1998 г. «О своевременном укреплении финансовых функций» было продлено до 2012 г. В него были внесены изменения, в соответствии с которыми возможный фонд для этих целей увеличен с 2 до 12 трлн иен. Банки, получающие средства, должны расширять кредитование малого и среднего бизнеса.

Для оздоровления балансов банков и снижения их зависимости от фондового рынка с марта 2009 г. центральный банк возобновил покупки акций корпораций, находящихся в инвестиционных портфелях банков, имеющих рейтинг международных агентств не ниже «ВВВ-» и достаточную ликвидность. Предполагается до апреля 2010 г. выкупить ценные бумаги крупных корпораций на общую сумму 1 трлн иен (лимит на один банк установлен 250 млрд иен) с последующим обязательством их продажи в период с конца марта 2012 г. до конца сентября 2017 г. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем выкупленных активов составил 206,9 млрд иен.

С начала 2009 г. был расширен перечень видов обеспечения (залога) для получения банками кредитов у Банка Японии. В него были включены облигации корпораций, долговые инструменты инвестирующих в недвижимость корпораций, гарантированные правительством краткосрочные обязательства корпораций и другие. В мае 2009 г. перечень был дополнен государственными облигациями США, Великобритании, Германии и Франции.

В апреле 2009 г. Банк Японии объявил о возможности привлечения городскими и региональными банками дополнительных ресурсов в рамках предоставления субординированного 10-летнего займа на общую сумму до 1 трлн иен (лимит на один банк составляет 350 млрд иен). Банки, которые получат займы, смогут учитывать их как дополнительную часть капитала и вернуть средства в любое время по истечении трехлетнего периода после получения.

Вместе с тем, учитывая глобальный характер современного кризиса, наряду с принятием мер по стимулированию развития экономики Банк Японии стремится координировать свои усилия с международными организациями и надзорными органами других стран. Среди форм взаимодействия такие, как:

  • заключение двусторонних валютных своп-согла-шений с центральными банками развитых стран. Для предоставления ликвидности городским банкам в долларах США, а также регулирования курса иены по отношению к доллару США в сентябре 2008 г. Банк Японии заключил такое соглашение с ФРС США на срок до 30 января 2009 г. на сумму 60 млрд дол. СИТА. В последующем сумма соглашения была увеличена в 2 раза (до 120 млрд дол. США), а срок действия продлен до 1 февраля 2010 г. Заключение данного соглашения произошло после объявления ФРС США, Европейским центральным банком, Банком Англии, Банком Японии и Национальным банком Швейцарии о скоординированных мерах по борьбе с финансовым кризисом. Они договорились объединенными усилиями поддерживать финансовые рынки, в том числе путем вливания средств в банковский сектор. Банк Японии стал обмениваться валютными активами с ФРС и центральными банками других стран, а также проводить односторонние интервенции на международных валютных рынках;
  • взаимодействие с центральными банками стран АСЕАН+3 и странами - членами Азиатского банка развития. В рамках «чиангмайской инициативы» центральные банки стран АСЕАН+3 заключали двусторонние соглашения в национальных валютах о валютных свопах. По состоянию на 19 января 2010 г. общая сумма соглашений Банка Японии с центральными банками 7 стран АСЕАН+3 составила 44 млрд дол. США (в эквиваленте)1. В мае 2009 г. по результатам ежегодного совещания министров финансов стран и представителей Азиатского банка развития в Бали (Индонезия) было подписано соглашение о создании Азиатского антикризисного валютного фонда в размере 120 млрд дол. США. Взнос Японии в нем составил 32%. Таким образом, был создан многосторонний механизм валютного сотрудничества стран АСЕАН+3.

В настоящее время японская банковская система движется по пути формирования конкурентоспособного на международном рынке банковского сектора, способного противостоять внешним рискам, и банков, способных координировать интересы корпоративного бизнеса и собственников банков на внутреннем рынке с целью развития внутреннего спроса.

Процесс реформирования банковского сектора Японии продолжается, при этом решаются две основные задачи:

  1. Достижение баланса между сохранением эффективности в условиях свободной конкуренции и обеспечением стабильности при оптимизации отношений между менеджментом, и акционерами.
  2. Распределение рисков между банками, клиентами и регулирующими органами.

Заключение

В заключение следует отметить, что на всех этапах развития экономики Японии, в том числе ее банковского сектора, смена экономической (в том числе монетарной) политики осуществлялась плавно и осторожно. В зависимости от экономических и политических условий расширялись права банков, их сфера деятельности. В свою очередь банками осуществлялся поиск эффективных путей взаимодействия с корпоративными клиентами. Это привело к изменениям в развитии банковского сектора: от узкой специализации банков к универсализации банковской деятельности. В результате при сохранении азиатского типа банковской культуры была реформирована система взаимоотношений между банками и промышленными группами, с одной стороны, и банками и надзорными органами - с другой. Банковский сектор сознательно ограждался денежными властями от возможных потрясений, что значительно усиливало риск его неустойчивости. Вместе с тем на разных временных отрезках при проведении монетарной политики ставились разные задачи, использовались разные инструменты. В период кризисов неизменно повышалась роль государства. Из кризиса 90-х годов Япония выходила за счет расширения экспорта товаров и капитала. Однако запаздывание принятия оперативных мер для нейтрализации кризиса в банковском секторе в 90-х годах на ранних фазах его развития привело к поздней реакции и со стороны реального сектора экономики. Для восстановления финансовой стабильности использовались экстраординарные меры: проведение рекапитализации банков за счет государственных средств, временная национализация банков, предоставление гарантий правительством. В 2008 г. перед правительством и Банком Японии встала задача по ликвидации диспропорции между предложением и внутренним спросом в экономике, управлению внешним системным риском и обеспечению устойчивости финансового сектора. Меры денежных властей по преодолению финансового кризиса 2008 г. рассчитаны на краткосрочный и среднесрочный период. Краткосрочная программа предполагает возможность использования при осложнении ситуации в банковском секторе экстраординарных мер, но, в основном, она направлена на восстановление функций финансового посредничества банков с целью поддержания реального сектора экономики. В среднесрочной перспективе планируется усиление системы финансового надзора, предполагающей регулирование и управление системным и трансграничным рисками. В регулировании деятельности банковского сектора приоритеты будут отданы обеспечению достаточности капитала банков, управлению риском ликвидности, стандартам прозрачности деятельности и применению кредитных рейтингов.

Опыт Японии, по нашему мнению, заслуживает пристального внимания, дальнейшего тщательного изучения и разумного использования.

Источник: Деньги и кредит, №2, 2010.