Основная проблема, с которой приходится постоянно сталкиваться кредитным кооперативам, - недостаток денежных средств. Несмотря на высокие темпы прироста численности сельских кредитных кооперативов, роста их членской базы, опережающий рост собственных средств над размерами государственной поддержки, что было выявлено выше, потенциал для развития кредитных кооперативов в России остаётся значительным.
Потребности членов кооператива в кредитных ресурсах в десятки раз превышают его собственные возможности. По данным ежегодного социологического опроса сельских кредитных кооперативов, проводимого Фондом развития сельской кредитной кооперации неудовлетворённый спрос на займы членов кооперативов, колеблется от 50% до 75%.
Учитывая малые размеры обязательных паевых взносов в кредитные кооперативы, очевидно, что их собственные средства малы, что обусловливает необходимость привлечения дополнительных сторонних финансовых ресурсов. Это во многом объясняется тем, что деятельность кредитных кооперативов рискованна для потенциальных инвесторов, так как связана с сельскохозяйственным или мелкотоварным производством.
Поэтому построение эффективной системы рефинансирования сельской кредитной кооперации, складывающейся в настоящее время и заключающейся в привлечении средств от различных финансовых институтов, является важным условием успешного становления и развития системы сельской кредитной кооперации и должно быть основано на характерных особенностях формирования и распределения ресурсов в кредитной кооперативной системе и широком потенциале кооперативного финансового института.
При построении системы рефинансирования основной деятельности кредитной кооперации необходимо сочетать различные методы и способы финансирования сельских кредитных кооперативов, в том числе, развивать систему поэтапного рефинансирования их основной деятельности в зависимости от уровня развития кредитного кооператива, это потребует разработки системы необходимых критериев его деятельности для каждого потенциального инвестора, формирования гарантийных фондов, развития специализированных систем страхования и т.д.
Организация и совершенствование системы рефинансирования сельской кредитной кооперации в целях обеспечения ее доступными кредитными ресурсами, может стать экономической основой для развития и стабилизации предпринимательской активности в сельской местности, привлечения недостающих финансовых ресурсов в данную область хозяйствования и активизации сбережений сельского населения.
Кроме того, рефинансирование становиться важным условием устойчивости оборота капитала в кредитной кооперативной системе, т.е. поддержания и расширения ее кредитной деятельности.
В настоящее время способы финансирования основной деятельности сельских кредитных кооперативов можно разделить по следующим видам источников финансирования, которые можно условно разделить на:
- собственные средства (к ним относятся все взносы членов, прочие поступления, доходы от собственной деятельности кооператива);
- привлеченные средства (перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности определен НК РФ и является закрытым (п. 2 ст.251 НК РФ));
- заемные средства (к ним относятся сберегательные взносы, заемные средства банков и других организаций).
Привлеченные и заемные средства не являются собственностью кооператива. В связи с этим, систему рефинансирования сельской кредитной кооперации в России можно разделить по признаку принадлежности источников финансирования к системе кредитной кооперации. При этом она будет состоять из внешней системы, складывающейся из внешних источников финансирования, и внутренней системы рефинансирования, складывающейся из источников принадлежащих самой системе кредитной кооперации (самофинансирование).
Расширение системы самофинансирования сельской кредитной кооперации является наиболее приоритетным путем ее развития. Он предполагает создание многоуровневой кооперативной системы способной привлекать, аккумулировать, распределять и накапливать финансовые ресурсы внутри себя на кооперативных принципах. Организации первичного звена в данной системе ведут операции в ограниченном спектре по сравнению с институтами последующих уровней. Центральные организации играют роль финансового регулятора при потоке или оттоке денежных средств кооперативной системы. При этом функционирует система кооперативного аудита, страхования, гарантийных фондов.
К сожалению, обобщенные данные об объемах финансирования, условиях кредитования, структуре источников финансирования системы сельской кредитной кооперации отсутствуют. Как правило, они приводятся в разрезе отдельных источников финансирования и по некоторым программам. Вместе с тем, исследование показало, что собственные средства кредитных кооперативов (в форме паевых и сберегательных взносов членов кооперативов), как правило, не превышают 20%, а чаще всего даже меньше.
В таблице приведены данные по структуре пассивов ссудно-сберегательных товариществ Российской Империи на момент их самодостаточности и структуре пассивов сельских кредитных кооперативов России в настоящее время на этапе становления.
Таблица
Пассивы кредитных кооперативов в Российской Федерации
Пассивы |
На 01.01.1916 г. |
На 01.10.2004 г. |
Су до-сберегательные товарищества |
СКПК (в целом по РФ) |
|
млн руб. % |
млн руб. % |
|
Средства собственные Сберегательные взносы Займы из государственных и иных фондов |
129,0 16,4 |
217,3 17,0 |
Сравнивая самодостаточную систему кредитной кооперации 1916 г. с современной системой СКПК в целом по России можно заметить, что сельские кредитные кооперативы в перспективе для своего развития и сохранения финансовой независимости должны направить усилия на формирование системы привлечения дополнительных средств своих членов, как в форме обязательных и дополнительных паевых взносов, так и сберегательных займов.
Накопительный потенциал в сельской местности обычно недооценивается. В действительности необходимость делать сбережения на будущее возникает независимо от социальной принадлежности индивида. Напротив люди, чья жизнь зависит от рискованного источника доходов, таких как ведение сельского хозяйства, в большей степени заинтересованы в накоплении сбережений, чем люди с постоянным доходом.
Кредитный кооператив не относится к кредитным учреждениям, и поэтому не имеет права привлекать сбережения не членов кооператива, но как юридическое лицо, может использовать заемные средства юридических и физических лиц для осуществления основной деятельности, благодаря такому источнику существенно пополняется фонд взаимопомощи.
Рассматривая систему рефинансирования кредитной кооперации и учитывая при этом результаты проведенного исследования, которые выявили достаточно сложное финансовое положение субъектов индивидуального сектора на селе, в настоящее время трудно рассчитывать на то, что кредитные кооперативы будут иметь основным источником финансирования собственные ресурсы, в первую очередь средства пайщиков, сбережения и прибыль. Поэтому на первом этапе их деятельности, несомненно, ведущее значение в качестве источника формирования ресурсов будут собственные средства, а дальнейшее финансирование основной деятельности таких кооперативов необходимо осуществлять за счет привлечения средств из внешних источников, - сторонних организаций, заинтересованных в их развитии. Принципиально такими организациями могут выступать:
- Государственные структуры (бюджетные и внебюджетные фонды).
- Российские и зарубежные фонды.
- Коммерческие банки.
В настоящее время в качестве стратегического инвестора сельских кредитных кооперативов в большинстве случаев выступает Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК). Его совокупная база в ресурсной базе составляет 31 % от общей суммы внешних заимствований; на втором месте идут коммерческие банки, далее региональные бюджетные средства и средства страховых и иных финансовых компаний.
Сегодня для создания и оживления деятельности сельских кредитных кооперативов необходима государственная помощь в виде предоставления целевых кредитов для формирования основного капитала в кооперативах. Это перспективный способ для надежного становления и развития кредитной кооперации. В конечном счете, если кооператив начинает успешно работать, увеличивает объем предоставляемых займов, доход от оборота этих средств будет источником накопления собственных средств кооператива и пополнения бюджета.
Рассматривая систему рефинансирования кредитной кооперации и учитывая при этом результаты проведенного исследования, которые выявили достаточно сложное финансовое положение субъектов индивидуального сектора на селе, в настоящее время трудно рассчитывать на то, что кредитные кооперативы будут иметь основным источником финансирования собственные ресурсы, в первую очередь средства пайщиков, сбережения и прибыль. Поэтому на первом этапе их деятельности, несомненно, ведущее значение в качестве источника формирования ресурсов будут собственные средства, а дальнейшее финансирование основной деятельности таких кооперативов необходимо осуществлять за счет привлечения средств из внешних источников, - сторонних организаций, заинтересованных в их развитии. Принципиально такими организациями могут выступать:
- Государственные структуры (бюджетные и внебюджетные фонды).
- Российские и зарубежные фонды.
- Коммерческие банки.
В настоящее время в качестве стратегического инвестора сельских кредитных кооперативов в большинстве случаев выступает Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК). Его совокупная база в ресурсной базе составляет 31 % от общей суммы внешних заимствований; на втором месте идут коммерческие банки, д&чее региональные бюджетные средства и средства страховых и иных финансовых компаний.
Сегодня для создания и оживления деятельности сельских кредитных кооперативов необходима государственная помощь в виде предоставления целевых кредитов для формирования основного капитала в кооперативах. Это перспективный способ для надежного становления и развития кредитной кооперации. В конечном счете, если кооператив начинает успешно работать, увеличивает объем предоставляемых займов, доход от оборота этих средств будет источником накопления собственных средств кооператива и пополнения бюджета.
Среди принципов государственной политики финансирования проектов стоит упомянуть следующие:
- в соответствии с программным принципом, бюджетные деньги должны выделяться только для утвержденных государственных программ.
- компенсационно-долевой принцип означает компенсацию издержек, планируемых в программе, и действительно имевших место издержек с возмещением заранее определенной доли субсидий.
- дополнительный принцип связывающих обязательств, состоящий в том, что действительные издержки программы компенсируются только при условии выполнения обязательств, с которыми связывается предоставляемая субсидия.
Средства государственной поддержки могут предоставляться на безвозвратной основе. Но могут и возвращаться кооперативом по мере поступления доходов от его деятельности.
В ряде случаев возможны другие способы решения проблемы недостатка собственных ресурсов - как на начальном этапе деятельности кооператива, так и в процессе его функционирования.
Один из них ориентирован на банковские займы. Кооператив берет кредитные ресурсы в коммерческом банке, чтобы начать более широко предоставление займов своим членам. Плата (банковский процент) за пользование заемными средствами будет представлять собой часть затрат кооператива, связанных с хозяйственной деятельностью, и должна возмещаться через оплату предоставления займов членам кооператива. Этот подход формирования кредитных ресурсов кооператива возможен, если члены кооператива занимаются деятельностью, приносящей доход, достаточный для оплаты кредитов такого рода. В этой ситуации процент за предоставление займа в кооперативе будет выше, чем процент за пользование кредитом банка. Он должен включать и затраты кооператива на осуществление такого вида услуг. Но в ряде случаев не снижает привлекательности получения займов в кооперативе для его членов, так как у них может не быть возможности получить кредит в банке. Поэтому эта услуга кооператива может быть единственным для него источником получения необходимых в данный момент денежных ресурсов.
Коммерческие же банки в большинстве случаев избегают финансировать кредитные кооперативы. Их заинтересованность в финансировании кредитной кооперации можно оценить как самую слабую из названных организаций. Основные причины - те же самые, почему коммерческие банки неохотно кредитуют сельскохозяйственных производителей: повышенная вероятность невозврата кредитов, низкое залоговое обеспечение, отсутствие методик определения кредитоспособности кредитных кооперативов.
Кредитный кооператив является специфической финансовой организацией, и отсутствие достаточного залогового обеспечения может сочетаться с довольно эффективной его основной деятельностью. Кроме того, СКПК в настоящее время не имеют адекватной для них системы финансового учета, поэтому некоторые нормативы не могут быть рассчитаны с необходимой степенью точности на основе стандартной официальной отчетности.
В условиях неразработанности стандартов ведения бухгалтерского учета в кредитном кооперативе и отсутствия общепринятых подходов к формированию резервов и распределению доходов необходимо разработать специальную методику оценки его финансового состояния и кредитоспособности на основе основных финансовых показателей и нормативов его деятельности.
Все же кредитный кооператив в финансовом плане является более надежной структурой, чем отдельный сельскохозяйственный производитель, поскольку объединяет ресурсы нескольких товаропроизводителей и является не конкурентом банку, а перспективным заемщиком.
В настоящее время, коммерческие банки участвуют в финансировании сельскохозяйственных предприятий главным образом при предоставлении им процентной субсидии за счет государства. Этот тип финансирования будет распространяться и на кредитные кооперативы в результате осуществления приоритетного национального проекта «Развитие ЛПК». Это позволит решить одновременно три задачи: во-первых, снизить процентные издержки для кредитных кооперативов и, в конечном итоге, для их членов; во-вторых, ввести процесс финансирования в определенные организационные рамки, и, в-третьих, повысить привлекательность кредитования сельского хозяйства.
Целесообразно было бы усилить заинтересованность коммерческих банков в кредитовании сельскохозяйственных предприятий при посредничестве кредитных кооперативов, путем предоставления коммерческим банкам, участвующим в программах финансирования, определенных льгот со стороны государства.
Обеспечение кредитных кооперативов финансовыми ресурсами может происходить и за счет средств зарубежных фондов. В настоящее время большое значение в финансировании кредитной кооперации имеют зарубежные фонды, осуществляющие программы по содействию развитию кооперативного сектора в России. Среди этих программ можно отметить особенно немецкую программу TRANSFORM, программу TACIS Европейского союза, программу американской компании ACDI/VOCA и программу канадского общества Дежарден. Следует принимать во внимание, что эти фонды не только предоставляют средства на развитие кредитной кооперации в России, но и осуществляют организационно-методическую помощь создаваемым кооперативам, а также российским организациям, которые ответственны за развитие кредитных кооперативов в России (на федеральном уровне - Союз сельской кредитной кооперации и Лига кредитных союзов, а также региональные органы власти).
Средства, выделяемые в рамках международных программ, концентрируются в российском Фонде развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), который фактически выступает посредником в финансировании кредитных кооперативов. Далее эти средства поступают либо в областные кооперативы (в областях, где они созданы, в частности Волгоградской, Саратовской и др.), либо непосредственно предоставляются первичных кооперативам. Плата за займы зарубежных фондов оказывается весьма высокой, превышающей проценты по кредитам коммерческих банков.
Практически все кредитные кооперативы далеки от того, чтобы удовлетворить потребности крупных и средних крестьянских (фермерских) хозяйств в оборотных средствах для развития своих производств. Однако крупное или среднее сельскохозяйственное предприятие может стать пайщиком или ассоциированным членом кредитного кооператива при любой организационно-правовой форме. Это позволит, по мнению исследователей, решить ряд задач. Во-первых, финансовый потенциал кредитных кооперативов сразу существенно возрастет. Во-вторых, в еще большей степени укрепится залоговое обеспечение под выдаваемые кредиты. В-третьих, кредитные кооперативы могут стать «мостиком», связующим два уклада в сельском хозяйстве России, которые часто противопоставляются друг другу. Возможно, финансовая кооперация будет способствовать также производственной, сбытовой, снабженческой и иным формам кооперации сельскохозяйственных предприятий.
При привлечении и выборе оптимальной комбинации источников финансирования сельскому кредитному кооперативу необходимо провести их тщательный анализ, и определить с какими расходами он столкнется, привлекая средства из того или иного источника.
Кроме того, при привлечении заемных средств следует учитывать эффективность их использования. Использование заемных средств эффективно, если дополнительное удовлетворение потребности в заемных средствах членов кооператива не приводит к уменьшению имущества кооператива и способствует увеличению его собственных средств.
Современная сельская кооперативная система характеризуется различной величиной кооперативов, различным составом пайщиков и клиентов и, соответственно, различными спектрами финансовых услуг, а также разным уровнем развития кредитных кооперативов.
Анализ структуры пассивов показал, что в настоящее время сельские кредитные кооперативы России в зависимости от характера формирования ссудного капитала развиваются по двум направлениям: ссудосберегательные или взаимного финансирования.
Ссудосберегательная модель функционирования кредитного кооператива предполагает формирование ресурсной базы в основном за счет сберегательных взносов пайщиков. Данная модель системы сельских кредитных кооперативов популярна в Волгоградской области. Она позволяет, без каких либо существенных внешних поступлений ссудного капитала на начальном этапе, добиться существенного социально-экономического результата деятельности кооператива.
Эффективностью и жизнеспособностью ссудо-сберегательной модели, является тщательное соблюдение баланса между привлеченными средствами в кооператив и предоставленными займами.
Главной отличительной особенностью кооперативов взаимного финансирования является практическое отсутствие в фонде финансовой взаимопомощи сберегательных займов членов кооператива. Это связано с рядом моментов и в первую очередь с отсутствием навыков в управлении подобными привлеченными ресурсами. В кооперативах взаимного финансирования а ресурсная база (заемный фонд) формируются
преимущественно за счет паевых взносов и внешних заимствований.
Типичными представителями данной модели являются кредитные кооперативы Пермской, Ростовской, Саратовской и Ивановской областей. Как правило, на первом этапе становления большинство сельских кредитных кооперативов используют именно эту модель функционирования. В последующем, по мере накопления опыта и укрепления доверия со стороны сельских жителей, кооперативы переходят к ссудосберегательной модели.
Анализ моделей функционирования кооперативов взаимного финансирования доказывает, что данная форма является промежуточным этапом в формировании системы сельской кредитной кооперации. По мере урегулирования правового поля, приобретения навыков в оказании финансовых услуг своим членам, кооперативы будут задействовать механизм наращивания ресурсной базы путем привлечения денежных средств сельского населения на условиях приема их в ассоциированные или полные члены кооператива и оказания им полного спектра финансовых услуг.
Для определения специфических сторон деятельности указанных выше типов кредитных кооперативов необходимо детально изучить характер взаимосвязей, формирующихся на уровне кооператива.
Учитывая выявленные особенности сельских кредитных кооперативов на различных уровнях развития их деятельности, нами разработана эффективная модель формирования и развития эффективной системы рефинансирования сельского кредитного кооператива 1-го и 2-го уровня. При этом рекомендуется создание универсальных кредитных кооперативов, позволяющих поэтапно привлекать финансовые ресурсы из разных источников в зависимости от уровня их развития, а использовать их на кооперативных принципах.
В модели в качестве примера установления критериев основной деятельности СКПК при его финансировании можно привести Требования Российско-Американской программы по классам кооперативов52 и базовые условия кредитования в ОАО "Россельхозбанк" в рамках осуществления национального проекта «Развитие АПК», которые включают в себя:
- Кредит на создание материально-технической базы предоставляется вновь созданным кооперативам первого уровня на срок до 5 лет, в сумме не более 250 тыс. рублей. Данный кредит предоставляется для совершения затрат на аренду (приобретение) и техническое оснащение помещения офиса, приобретение офисной техники, программного обеспечения, средств связи, транспортных средств. Условием предоставления данного кредита является бизнес-план (план развития), утвержденный общим собранием членов СКПК, и наличие гарантии субъектов РФ.
- Долгосрочные (сроком до 5 лет) и краткосрочные (до 2 лет) кредиты предоставляются вновь созданным и действующим кооперативам первого уровня на целевые займы их членам. Максимальная сумма кредита не может превышать трехкратной величины валюты баланса. Лимит кредита — в пределах наличия ликвидного залога или соответствующего поручительства (гарантии).
- Долгосрочные (сроком до 5 лет) и краткосрочные (до 2 лет) кредиты предоставляются кооперативам второго уровня для выдачи займов СКПК первого уровня. Возможный размер кредита — в пределах сумм гарантий, залогов, залоговой стоимости прав требования по договорам займа с кооперативами первого уровня. Лимит кредита — в пределах наличия ликвидного залога или соответствующего поручительства (гарантии).
При этом финансировании в обеспечение возврата кредитов может быть включено:
- Залог ликвидного имущества членов СКПК (здания, сооружения, техника, оборудование, прочие материальные ценности),
- Залог ликвидных объектов гарантийного (залогового) фонда субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (при наличии таковых в регионах).
- Гарантии субъектов Российской Федерации (защищенные бюджетом соответствующего года и решением законодательного органа субъекта Российской Федерации о пролонгации на каждый последующий год в течение срока действия кредитных договоров
- Поручительства финансово-устойчивых третьих (юридических) лиц, предпочтительно из числа клиентов Банка или контрагентов кооператива (поставщиков материально-технических ресурсов, потребителей с.-х. продукции, реализуемой кооперативом).
Погашение кредита может осуществляться путем:
- предоставления СКПК платежного поручения к своему расчетному счету в банке для списания суммы кредита и процентов но нему при наступлении договорного срока;
- погашения задолженности гарантом или поручителем со стороны;
- реализации залогового имущества членов СКПК и (или) третьих лиц.
Разработаны и базовые параметры деятельности СКПК, требуемые для вхождения Банка в его состав в качестве ассоциированного члена. Банк может участвовать в действующих (более 1 года) и вновь созданных (до 1 года) СКПК при соблюдении ими следующих условий.
СКПК первого уровня должен соблюдать параметры бизнес-плана, предусматривающего обеспечение эффективности его деятельности и вести счета в ОАО "Россельхозбанк".
Дополнительные критерии для СКПК, действующих более 1 года: наличие опыта неоднократной выдачи и возврата займов; отсутствие просроченных займов; отсутствие просроченной задолженности внешним кредиторам, а также по платежам в бюджет; наличие аудиторских заключений по финансовой отчетности.
Условия участия ОАО "Росссльхозбанк" в СКПК
Условия |
В действующих СКПК первого уровня |
Во вновь создаваемых кооперативах первого уровня |
Правовые нормы |
СКПК должен быть соз; деятельность по ФЗ "О коопе |
ian и осуществлять свою сельскохозяйственной эации" |
Доля малых сельскохозяйственных товаропроизводителей и ЛПХ среди членов кооператива |
не менее 70% |
не менее 90% |
Доля малых сел ьскохозя йетвен н ы х товаропроизводителей и ЛПХ в заемном портфеле кооператива |
не менее 70% |
не менее 90% |
Размер паевого взноса Банка как ассоциированною члена |
3-кратный паевой фонд |
5-кратный паевой фонд |
Формирование резервного фонда |
Обязательность формирования резервного фонда путем внесения дополнительных (целевых) взносов членов кооператива для ускоренной капитализации кооператива |
|
При соблюдении вышеуказанных условий размер дивидендов по паевому взносу ассоциированного члена |
1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ |
Основные этапы возрождения и развития сельской кредитной кооперации в России непосредственно связаны с привлечением и наличием различных источников финансирования ее деятельности.
На начальном этапе происходит реализация национальных проектов. Международные программы в это время затрагивают все стороны деятельности кредитных кооперативов, начиная с консультирования, обучения и заканчивая материально-техническим обеспечением и предоставление финансовых ресурсов. Небольшие финансовые вложения оказали достаточно сильное влияние на развитие кредитных кооперативов.
Второй этап, начался с 2003 года и продолжается по настоящее время. Он связан с разработкой и реализацией федеральных, региональных и местных программ по развитию сельскохозяйственной кооперации, КФХ, малого предпринимательства, АПК в целом. Основные направления поддержки СКПК сформулированы следующим образом:
- создание фондов гарантий и поддержки сельских кредитных кооперативов;
- обеспечение стартового капитала кредитных кооперативов;
- субсидирование процентных ставок но займам в кредитных кооперативах сельскохозяйственным товаропроизводителям.
На данном этапе, планомерно осуществляя ряд мер по государственной поддержке сельских кредитных кооперативов, возможно за период создать устойчивую систему государственного финансирования системы сельской кредитной кооперации и малого агробизнеса.
На третьем этапе формируется второй уровень кредитных кооперативов на добровольной основе путем создания ряда кооперативных структур (регионального кредитного кооператива, союза и учебного центра).
Основными задачами регионального кооператива являются:
- поддержание ликвидности СКПК;
- организация совместного инвестирования;
- организация различных видов займов;
- обеспечение финансовой устойчивости СКПК.
На четвертом этапе, сформировав национальный финансовый институт в виде специализированного банка для кредитной кооперации и выйдя на международный финансовый рынок, кредитная кооперация приобретет все основные черты саморазвивающейся и самообеспечивающейся системы.
Создание (или воссоздание) крупного специализированного сельскохозяйственного кооперативного банка в России представляется задачей первостепенной важности.
Вывод: формирование и улучшение финансового состояния системы сельской кредитной кооперации в современных условиях может быть достигнуто за счет рационального сочетания различных форм финансирования, в том числе создания универсальных кредитных кооперативов, позволяющих поэтапно привлекать финансовые ресурсы из разных источников, а использовать их на кооперативных принципах.
Кроме того, необходимо отметить, что кредитный кооператив по российскому законодательству не вправе эмитировать собственные ценные бумаги и покупать акции и другие ценные бумаги иных эмитентов, осуществлять другие операции на финансовых и фондовых рынках, за исключением хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг. Поэтому иные методы и формы рефинансирования основной деятельности сельского кредитного кооператива, кроме привлечения и заимствования средств от других организаций на данном этапе развития сельской кредитной кооперации в России неприемлемы. В частности, кредитными кооперативами не применяются такие виды рефинансирования как продажа имеющейся кредитной задолженности, секьюритизация существующих активов.
По материалам Международной конференции "Стратегия развития сельской кредитной кооперации в России: концепция и правовое поле", г. Москва
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи