Обеспечение воспроизводства в сельском хозяйстве за счёт развития сельской кредитной кооперации

Воспроизводство в сельском хозяйстве подчиняется общим экономическим законам, но вместе с тем имеет ряд особенностей, связанных с влиянием природных факторов. Специфика сельского хозяйства влияет и на кругооборот средств на сельскохозяйственных предприятиях.

 

Поэтому в условиях перехода к рыночным отношениям следует в максимальной степени учитывать особенности кругооборота средств сельского хозяйства, а именно:

  1. Замедленную оборачиваемость на производственной стадии;
  2. Большой удельный вес внутреннего оборота готовой продукции;
  3. Необходимость создания в крупных размерах сезонных производственных запасов, что требует расхода значительной суммы средств;
  4. Постепенное и неравномерное нарастание затрат, которое в конце производственного цикла завершается возвратом средств в форме единовременной реализации полученной продукции;
  5. Влияние природно-климатических факторов на урожайность сельскохозяйственной продукции, что требует создания страховых резервов на случай убытков.

Зависимость результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий от погодных условий и относительно медленная оборачиваемость средств требуют для под­держания нормального воспроизводства более высокой оснащенности производства фондами и образования значительных страховых и резервных запасов, обеспечивающих непрерывность процесса производства. Большую роль в обеспечении оборота средств сельскохозяйственных предприятий играют взаимоотношения сельских товаропроизводителей с кредитно-финансовой системой, поскольку кредитование сезонной потребности в рыночных условиях становится ключевым моментом в бесперебойном обеспечении воспроизводственного процесса.

Однако на сегодня при кредитовании банки отдают приоритет промышленным и торговым организациям. В Челябинской области отраслевая структура выданных в 2001 г. кредитов представлена следующим образом: кредиты промышленности - 53,4%; кредиты торговле - 27,7%; строительству - 3,5%; транспорту и связи - 2,4%; сельскому хозяйству - 2,4%.

Реальное экономическое положение сельских товаропроизводителей не позволяет считать их кредитоспособными. Степень риска краткосрочных и долгосрочных вложе­ний в сельском хозяйстве очень высока. Все это делает аграрное производство закрытой сферой для внешних инвестиций и плохо проницаемой для отечественных банковских структур. Однако работа в рыночных условиях без привлечения средств для покрытия сезонной потребности в финансовых ресурсах немыслима и неэффективна. Сегодня при системном кризисе в аграрном секторе необходим комплексный подход к проблемам формирования кредитных ресурсов и совершенствования кредитного процесса как совокупности норм и правил предоставления кредита. В России отсутствуют как эф­фективное регулирование и поддержка сельских товаропроизводителей, так и соответствующая переходному периоду кредитная политика. Тем не менее, отношения аграрных производителей с кредитно-финансовой системой являются одними из ключевых в формирующихся рыночных условиях.

Совершенствование кредитно-финансовой системы на селе возможно за счет раз­вития кооперативных кредитно-финансовых учреждений, а именно сельских кредитных кооперативов. Кооперативные кредитно-финансовые учреждения занимают определенную экономическую нишу, позволяя сгладить существующие проблемы в кредитно-финансовом обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводителей. Положи­тельный опыт функционирования кредитной кооперации в развитых странах свидетельствует о ее адекватности рыночным отношениям. В мире она повсеместно используется для развития аграрного сектора, специализируется на обслуживании мелких и средних субъектов хозяйствования, мобилизуя временно свободные денежные средства населе­ния. Подобная кооперация способна успешно обеспечивать возврат кредита вследствие лучшего знания производственных возможностей своей клиентуры, выступать гарантом для сельскохозяйственных производителей и в конечном итоге повышать эффективность использования кредита, взаимную заинтересованность в работе.

Вопросами финансирования сельского хозяйства посредством развития кредитных кооперативов в начале ХХ в. занимались представители организационно-производствен­ной школы: А.В. Чаянов, Н.П. Маслов, А.Н. Челинцев и др.

Вопросы кредитной кооперации освещены также в трудах других теоретиков крестьянской кооперации - С.Л.Маслова, М.Л.Хейсина, М.И.Туган-Барановского, В.Ф.Тотомианца.

Сегодня проблемами развития сельскохозяйственной кооперации (и, в частности, кредитной кооперации) занимается ряд ученых-аграрников: И.Н.Буздалов, Е.В.Серова, Р.Г.Янбых, В. Д.Мартынов, Н.А.Попов и т.д.

Вопросам обеспечения заемными средствами на покрытие сезонной потребности аграрных товаропроизводителей уделяется много внимания, но сегодня в условиях эко­номического кризиса сельского хозяйства необходим адекватный механизм обеспечения заемными средствами воспроизводственного процесса в хозяйствах и на предприятиях. Сложившаяся ситуация требует перестройки организации кредитных отношений: дальнейшего совершенствования имеющихся и создания новых механизмов. Решение этой проблемы обуславливает необходимость продолжения изучения теории и практики краткосрочного кредитного обслуживания сельского хозяйства, в том числе и через сельские кредитные кооперативы.

Сегодня зарождающаяся кредитная кооперация в своей работе сталкивается с ря­дом проблем. Ключевая проблема кредитных кооперативов - недостаточность собственных финансовых ресурсов для удовлетворения всех заявок на кредиты своих членов. При попытке привлечь банковские кредиты кооперативы сталкиваются с трудностями. Банки предъявляют требования к заемщикам, которые кооперативы не в силах выпол­нить: наличие надежной кредитной истории и надежного и достаточного с точки зрения банка обеспечения кредита.

В этой ситуации выходом может служить создание гарантийного фонда для объе­динившихся сельских кредитных кооперативов. Причем опыт развития региональных систем в Волгоградской, Ростовской, Томской, Саратовской областях показал преимущество двухуровневой системы сельской кредитной кооперации. Областные кооперативы берут на себя такие функции, которые отдельный небольшой кооператив выпол­нить не в состоянии. Главная из них - накопление и перераспределение средств местных кредитных кооперативов и оперативное управление финансовыми ресурсами. Поэтому гарантийный фонд целесообразно создавать при кредитном кооперативе второго уровня (областном).

Основная цель деятельности гарантийного фонда - выдача гарантий третьих лиц кредитным кооперативам для получения банковского кредита.

Источниками формирования гарантийного фонда могут выступать: долгосрочные льготные кредиты федерального правительства; долгосрочные льготные кредиты обла­стного правительства; взносы кредитных кооперативов первого уровня; долгосрочные льготные кредиты различных западных и российских общественных организаций, ока­зывающих содействие становлению и развитию кооперации в России (например, «Евразия», ТАСИС); льготные кредиты коммерческих организаций (перерабатывающих предприятий, крупных промышленных предприятий).

Долгосрочные льготные кредиты федерального правительства могут быть выделе­ны гарантийному фонду напрямую путем зачисления денег на его расчетный счет либо косвенно, например, через перераспределение части земельного налога, собираемого в области и направляемого затем в федеральный бюджет.

Долгосрочные льготные кредиты областного правительства могут формироваться, например, из следующих источников:

  • целевые ассигнования из областного бюджета;
  • средства земельного налога, уплачиваемого всеми землевладельцами на дан­ной территории;
  • поступления от сделок с землей (купли-продажи, сдачи в аренду, оформления наследования, дарения);
  • отчисления в размере до 50% от налога на прибыль несельскохозяйственных предприятий и организаций;
  • отчисления предприятий и организаций (включаемых в себестоимость продук­ции) по добыче и заготовке песка, других инертных строительных материалов, торфа, леса (в размере около 10% от цены реализации за 1 тыс. м3);
  • отчисления предприятий и организаций от платы за воду, сброс канализацион­ных и промышленных стоков (в размере до 10% за 1 м3);
  • средства, получаемые от реализации незавершенного строительства на селе, осуществляемого за счет средств республиканского и местных бюджетов;
  • штрафные санкции за загрязнение природной среды.

Кроме работы с гарантийным фондом областной кооператив выполняет функции обеспечения устойчивого развития региональной системы сельской кредитной коопе­рации, а именно:

  1. Обеспечение единой методологии и стандартов функционирования кооперати­вов низшего уровня;
  2. Подготовка специалистов для работы в кредитных кооперативах первого уровня;
  3. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для кооперативов первого уровня;
  4. Осуществление аудита в кооперативах первого уровня;
  5. Представление и защита интересов кредитных кооперативов перед властями всех уровней.

Другой немаловажной проблемой для кредитных кооперативов является их неясный правовой статус. Основная цель деятельности кредитного кооператива - предоставление членам кооператива дешевых кредитов для пополнения оборотных средств на условиях, учитывающих особенности сельскохозяйственного производства. Другими словами, кредитный кооператив - это некоммерческая кредитная организация в форме потребительского кооператива.

Так как кредитный кооператив - некоммерческая кредитная организация, то его деятельность не регулируется банковским законодательством, регламентирующим деятельность коммерческих кредитных организаций. С другой стороны, согласно существующему банковскому законодательству заниматься кредитной деятельностью име­ют право только коммерческие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка. Законодательство по потребительской и сельскохозяйственной кооперации эти вопросы не решает.

Действующее гражданское законодательство допускает существование займа, пре­доставляемого некредитными организациями (§1 гл. 42 ГК). Этим и пользуются существующие кредитные кооперативы, называя выдаваемые кредиты займами. Однако на­логовая инспекция усматривает возникновение налогового случая при регулярном осуществлении таких операций и требует уплаты соответствующих налогов (налог на прибыль от кредитной деятельности, НДС при товарном кредитовании, местные сборы и налоги).

Поэтому необходимо законодательное утверждение кредитных кооперативов как особой некоммерческой организации, занимающейся кредитованием только своих чле­нов. Зафиксировать особый правовой статус кредитных кооперативов можно только путем принятия отдельного закона о кредитных кооперативах.

Наряду с этим, исследования, проведенные автором, позволяют сделать вывод, что на данный момент отсутствует четкая и однозначная методика расчета потребности в кредите для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В советской экономике расчет потребности в краткосрочных кредитах произво­дился исходя из плановых затрат, выхода продукции и остатков товарно-материальных ценностей. Причем кредит выдавался строго на сверхнормативные остатки животных на выращивании и откорме, запасы товарно-материальных ценностей; сезонные затраты производства, включая заработную плату; расчеты и внутригодовой недостаток соб­ственных средств. Сегодня при переходе к рыночной экономике практика подобных расчетов утрачена, что, по нашему мнению, совершенно необоснованно.

Упомянутая выше методика использовала следующую формулу расчета потребности в кредитах:

ПК = К(т)      - КЗ - СН,

где ПК - потребность в кредите;

К(т) - кредитуемые товарно-материальные ценности, затраты и средства в расчеах;

КЗ - кредиторская задолженность;

СН - совокупный норматив собственных оборотных средств.

Однако величина кредиторской задолженности у сельскохозяйственных предприятий настолько велика, что весь расчет теряет смысл. На наш взгляд, следует исключить из расчетов кредиторскую задолженность, так как во многом ее рост был обуовлен внешними экономическими причинами, а не только плохой работой хозяйства.

Мы предлагаем следующую формулу для расчета потребности в краткосрочных кредитах:

ПК = Н - СОС - ВП, где ПК - потребность в кредите;

Н - норматив оборотных средств;

СОС - собственные оборотные средства;

ВП - величина прибыли, направляемая на пополнение оборотных средств.

В предлагаемой нами формуле изменен объект кредитования. Если раньше это были сверхнормативные остатки животных на выращивании и откорме и запасы товарно-материальных ценностей, то теперь это расчетный норматив оборотных средств, обеспечивающий бесперебойную работу предприятия или хозяйства. Это вызвано тем, что в современных рыночных условиях главная задача сельхозтоваропроизводителя не выполнение плана, а получение максимальной прибыли.

Для успешного развития кредитной кооперации как элемента кредитно-финан­совой системы в целом необходимо обеспечение правовых, организационных и экономических условий функционирования, а именно:

  1. Принятие законов, учитывающих специфику сельского кредитного кооператива как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  2. Развитие двухуровневой системы сельской кредитной кооперации в масштабах области (региона);
  3. Создание гарантийного фонда в качестве основы привлечения капитала в кредитные кооперативы.

Кредитная кооперация не отменяет банковское кредитование, но существенно его дополняет, облегчая работу с мелкими заемщиками и снижая риск невозврата кредита. Она занимает собственную нишу в кредитно-финансовой системе страны, облегчая переход к рыночным отношениям сельским товаропроизводителям. Сис­темный подход к развитию кооперации позволяет снять основные противоречия и привлечь финансовый капитал бюджетов разных уровней и коммерческих организаций в сельскую местность.

А.И. Ковалёв В.А. Ковалёв

 

Протекция webmoney