Микрофинансирование: новые возможности финансово-кредитной системы.

По итогам визита российской делегации в Бангладеш 17-22 февраля 2009 г.

В конце февраля НАУМИР и РМЦ организовали визит российской правительственной делегации в Бангладеш для ознакомления с опытом работы Грамин-банка и проведения переговоров о возможных направлениях сотрудничества с его основателем Нобелевским лауреатом премии мира профессором Мухаммадом Юнусом.

Профессор М. Юнус впервые посетил Россию в марте 2008 г. по приглашению правительства Москвы и Российского микрофинансового центра. Тогда началась дискуссия о путях развития микрофинансирования в Российской Федерации и международного сотрудничества в этой области. За прошедшее время существенно активизировалась работа в области законодательства о микрофинансировании. Так, практически завершена разработка законопроекта «О кредитной кооперации» в новой редакции, обсуждается проект Закона «О микрофинансовых организациях». Некоторые крупнейшие розничные банки, среди которых ВТБ 24 и Сбербанк, рассматривают запуск специальных дочерних микрокредитных подразделений, причем ВТБ 24 уже реализует подобный пилотный проект в г. Москве совместно с Московским центром развития предпринимательства.

Начав с предоставления первого микрокредита в сумме 27 долл., сегодня Грамин-банк управляет активным портфелем микрокредитов на общую сумму 3,5 млрд долл., обслуживая 4,6 млн клиентов-предпринимателей. Банк имеет около 7,5 млн акционеров из числа бывших и действующих заемщиков (так как каждый из них получает право на приобретение акций). Именно таким путем клиенты вовлекаются в управление банком. У банка 2,7 тыс. филиалов по всей территории страны. Уровень риска кредитного портфеля на 31 января 2009 г. составлял всего 3,5%. В 2002 г. банк существенно усовершенствовал методологию микрокредитования, названную Грамин II.

По данным ежегодных обследований РМЦ, на начало 2008 г. в России действовало более 2000 небанковских микрофинансовых организаций. Формируется диверсифицированная модель рынка, в которую входят институты кредитной кооперации, фонды поддержки малого предпринимательства, коммерческие микрофинансовые организации и банки-партнеры. Совокупный портфель займов всех микрофинансовых институтов (МФИ) на 1 ноября 2008 г. составлял около 25 млрд руб., число обслуживаемых субъектов малого предпринимательства - около 400 тыс. Существующее предложение микрокредитов составляет не более 10% от спроса, оцениваемого в 250-300 млрд руб. В течение 2009 г. можно ожидать дальнейшего увеличения спроса на микрокредиты в размере 30-50% со стороны потенциальных безработных, заинтересованных в открытии своего дела. Несмотря на быстрый рост, в России пока не сложилась целостная и эффективная система микрофинансирования; механизмы государственного стимулирования микрофинансовой деятельности, включая нормативное правовое регулирование, находятся на раннем этапе развития.

Обращение к истокам

В ходе визита делегация подробно ознакомилась с миссией, принципами и методологией работы Грамин-банка, а также различными аспектами влияния микрофинансирования на качество жизни малообеспеченного населения и на развитие малого предпринимательства. Грамин-банк - это сочетание классического банка и кредитного кооператива, причем по многим параметрам ближе к последнему, осуществляет свою деятельность с 1976 г. и остается успешным финансовым институтом по объемам своей деятельности и по качеству кредитного портфеля.

Опыт Грамин-банка и других ведущих институтов микрофинансирования (МФИ) свидетельствует, что микрофинансирование, в дополнение к успешному решению задачи предоставления финансовых услуг населению и бизнесу, находящемуся за пределами банковского кредитования, также способно выполнять ряд важных общественных функций. В частности, за счет формирования устойчивых социальных и предпринимательских групп из числа клиентов банка становится возможным продвижение различных нефинансовых продуктов и услуг для населения, проживающего в районах с неразвитой инфраструктурой, а также решение задач социального развития. Кроме того, клиенты Грамина, успешно реализующие предпринимательскую деятельность, получают доступ к дешевым займам на обучение детей, приобретение или строительство домов и т.д., что также способствует достижению социальных целей.

Важно отметить, что главная из этих целей - переход из категории «бедное население» в более обеспеченную социальную группу - выявляется напрямую благодаря системе оценки эффективности филиалов банка, а не по косвенным признакам. Каждый филиал Грамин-банка может иметь рейтинг, присуждаемый головным офисом, от одной до пяти звезд. Высший рейтинг присваивается только филиалу, все клиенты которого вышли из категории «бедное население» за счет реализации предпринимательской инициативы.

К вопросу о пропорциональном регулировании и надзоре

Результаты встреч и дискуссий позволили сделать ряд важных выводов относительно причин успеха микрофинансирования в различных странах мира, вне зависимости от уровня их экономического и общественного развития. Для России, находящейся сейчас на стадии выработки национальной модели микрофинансирования, их анализ представляет особый интерес.

В то время, когда выбор видов предпринимательской деятельности и определение размера микрокредита являются специфическими функциями каждой конкретной страны или региона, приведенные ниже восемь принципов в значительной степени универсальны, применимы в любой социально-экономической среде и существенно отличают микрокредитование от обычного банковского кредитования. Это:

  • «банк идет к клиенту, а не клиент - к банку»;
  • поддержка бизнес-инициативы потенциального заемщика на основе оценки существующих у него способностей и навыков;
  • приоритет личностных и деловых качеств заемщика над бизнес-планом и/или обеспечением;
  • начало оказания финансовой поддержки с небольших сумм, сопоставимых с масштабами собственных вложений заемщика;
  • последовательный рост размера микрокредита по мере роста бизнеса заемщика и, как следствие, ориентация последнего на долгосрочное сотрудничество с МФИ;
  • относительно частая периодичность выплат по займу небольшими долями, равномерно распределяющими долговую нагрузку;
  • делегирование значительной части риска за первичный отбор новых заемщиков на группы солидарной ответственности (в случае модели группового кредитования) и, наконец,
  • готовность к гибкому реагированию на изменение рыночных условий.

Опыт Грамин-банка также показывает важность регулирования микрофинансовой деятельности обособленно от классической кредитной деятельности с учетом особенностей формирования резервов на возможные потери по микрозаймам. Так, например, Грамин-банк формирует резервы на возможные потери по ссудам только по одному критерию - качеству обслуживания долга, оставляя «за кадром» предварительную оценку платежеспособности заемщиков с учетом их статуса как начинающих предпринимателей. В противном случае требования резервирования имели бы практически запретительный характер для микрокредитования. В России вопросы особенностей надзора за микрокредитными операциями банков находятся в стадии обсуждения с Центробанком. Очевидно, что для поощрения банковского микрокредитования в нашей стране такой спецрежим необходим.

Для финансовой устойчивости и самоокупаемости микрофинансовых программ с достижением больших показателей территориального проникновения и охвата клиентов снижение издержек, связанных с регулированием и надзором, - это один из основных факторов успеха. Выдача микрокредитов и работа в небольших населенных пунктах достаточно затратны; высокие издержки надзора могут сделать эту работу полностью нерентабельной. Но, с другой стороны, деятельность финансового института обычно содержит ряд специфических рисков, включая кредитный, которые требуют надзора.

Как же обеспечить приемлемый баланс между необходимостью контроля рисков и снижением издержек надзора? Для ответа на один из фундаментальных вопросов регулирования микрофинансовой деятельности важно понимать, что внешний надзор имеет своей целью не предотвращение кредитного риска как такового, а предотвращение его возможных негативных последствий, в первую очередь риска утраты привлеченных средств физических лиц в ходе активных операций финансовой организации.

С определенным допущением можно сказать, что объем надзора за деятельностью микрофинансового института есть прямая функция риска, возникающего в отношении привлеченных средств населения:

Nm = f (Rm), где N - объем надзора, R - риски, связанные с использованием сбережений, m - состояние аргумента и функции.

Это означает, в частности, следующее: если МФИ не привлекает средства неограниченного круга физических лиц, необходимость в пруденциальном надзоре (надзоре за соблюдением специальных экономических нормативов, обеспечивающих финансовую устойчивость) за его деятельностью отсутствует, достаточно мониторинга результатов, что значительно менее затратно для всех участников процесса. По мере роста возможностей МФИ по привлечению средств сторонних (не участвующих в управлении МФИ) физических лиц и количества допустимых активных операций по их использованию должны пропорционально увеличиваться и требования надзора. Применение модели пропорционального надзора - важное условие для решения задачи повышения доступности финансовых услуг и обслуживания необеспеченных категорий клиентов.

Выбор модели

Как выбрать наилучшую экономическую модель микрофинансовой деятельности? Известно несколько основных вариантов ее осуществления. Появившись в секторе некоммерческих организаций, она постепенно распространилась на кооперативную финансовую систему, коммерческий сектор и банки. Но возлагать надежды только на один институт недальновидно: максимальной эффективности МФ-программ можно достичь в случае опоры на несколько несвязанных видов МФИ, использующих различные источники базового финансирования.

Один из главных видов МФИ - кредитный кооператив. Это членская организация, основой функционирования которой являются сбережения населения (членов кооператива) и коллективное самоуправление. Но такая модель, при всей ее эффективности, непривлекательна для частных инвесторов, поскольку не позволяет им управлять вложенными инвестициями. Им более импонирует модель коммерческой микрофинансовой организации в форме хозяйственного общества. Для выполнения ряда специальных задач, связанных с закрытием «провалов рынка», т.е. предоставлением финансирования наиболее рисковым категориям заемщиков, не отвечающих требованиям и возможностям частных организаций, могут привлекаться специальные ИКО, созданные в том числе при участии государства (например фонды поддержки малого предпринимательства). И, как уже отмечалось, значительную роль в развитии микрофинансирования могут сыграть банки, в случае установления специальных нормативов резервирования для микрокредитов и смягчения требований по открытию филиалов в малых населенных пунктах или через создание дочерних микрофинансовых организаций.

Перспективная составляющая развития микрофинансирования -зто широкое использование инновационный технологий дистанционного финансового обслуживания, таким как мобильный и интернет-банкинг и платежи и агентская схема.

Реализация такой институционально диверсифицированной модели рынка увеличивает скорость распространения МФ-программ и их охват, расширяет выбор для потребителей, а также повышает общую устойчивость микрофинансового сектора, в том числе за счет контрцикличности в доступности кредитных и инвестиционных источников финансирования и неизбежной состязательности между различными видами МФИ. Это подтверждается примером многих стран, в числе которых и так называемые новые азиатские экономики конца XX в.

Еще одна перспективная составляющая развития микрофинансирования - это широкое использование инновационных технологий дистанционного финансового обслуживания, таких как мобильный и интернет-банкинг и платежи и агентская схема. Во-первых, эти механизмы не требуют больших затрат, поскольку используют существующую телекоммуникационную инфраструктуру. Во-вторых, они позволяют существенно расширить перечень финансовых услуг, предоставляемых микрофинансовым заемщикам, поскольку классические МФИ часто не имеют права на операции денежных переводов и платежей.

Значительный потенциал в этой области также имеет сотрудничество между банками (кредитными организациями) и микрофинансовыми институтами в качестве агентов, что позволяет рассматривать агентскую модель как альтернативу или дополнение к возможностям мобильных и интернет финансовых технологий. Многие страны, в том числе входящие в BRIC, а также Мексика добились в последние годы серьезного повышения доступности финансовых услуг в глубинке именно за счет развития агентской схемы и М/1-банкинга. Эта модель является одной из наиболее оптимальных и для России, учитывая неразвитую банковскую инфраструктуру на местном уровне.

Перспективы и угрозы

Описанный выше подход к регулированию используется в настоящее время в России при разработке законопроектов «О кредитной кооперации» и «О микрофинансовых организациях», а также в диалоге с Банком России по поводу вопросов надзора в части банковского микрокредитования и развития электронных и агентских платежных систем.

Говоря о такой важной задаче, как эффективность мер по бюджетной поддержке МФИ, отметим, что она может быть решена при выполнении ряда условий. Во-первых, практика свидетельствует о недостаточной эффективности прямой реализации государством микрокредитных программ3. Более успешным является подход по предоставлению бюджетного финансирования негосударственным МФИ на возвратной, платной и срочной основе, при обязательном соблюдении стандартов, присущих деятельности МФИ. Иначе возможно снижение эффективности и даже разрушение системы микрофинансирования за счет дешевых бюджетных денег, как если бы бюджетные ресурсы выделялись банкам без оглядки на нормативы их деятельности.

Важное условие долгосрочной эффективности государственной бюджетной поддержки - обязательство МФИ по привлечению в дополнение к ней иных финансовых ресурсов, присущих природе данного института (например, сбережений населения, банковских кредитов, коммерческих инвестиций и т.д.). Иначе МФИ окажутся в долгосрочном плане неустойчивыми и нежизнеспособными, поскольку будут слишком зависимы от госпомощи и не смогут стать полноценными участниками финансового рынка.

Вторая системная задача господдержки - развитие инфраструктуры, обеспечивающей рост рынка и его устойчивость, включая такие институты, как рейтинговые агентства, аудиторские компании, обучающие и консалтинговые организации и т.д.

Таким образом, наиболее универсальным механизмом государственного стимулирования микрофинансовой деятельности является нормативно-правовое регулирование, т.е. макроуровень воздействия на среду, формирующий условия для привлечения в дан-
ный сектор различных источников капитала и сбережений. В условиях текущего финансово-экономического кризиса позитивную роль в развитии рынка может сыграть бюджетная поддержка МФИ и инфраструктуры (так называемый мезоуровень - уровень влияния на инфраструктуру); в то же время практически никогда долгосрочного успеха не достигают программы прямого государственного микрокредитования (микроуровень - уровень влияния на клиента), за исключением редких случаев отсутствия в стране частного капитала и сбережений физических лиц.

Наиболее универсальным механизмом государственного стимулирования микрофинансовой деятельности является нормативно-правовое регулирование, т.е. макроуровень воздействия на среду, формирующий условия для привлечения в данный сектор различных источников капитала и сбережений.

Подводя итоги, отметим: Россия сегодня старается следовать описанному выше оптимальному сценарию. На этом пути ее может ожидать ряд опасностей, часто присущих распределению бюджетных средств или ^связанных с недостаточным пониманием идеологии регулирования МФ-деятельности со стороны органов власти. Для минимизации данных рисков необходим постоянный диалог между профессиональными ассоциациями участников рынка, независимыми экспертами и регуляторами. Большое значение также имеет сбор необходимых аналитических данных и мониторинг рынка, являющийся базой для принятия политических решений.

Сегодня у нас сложился хороший уровень взаимодействия профессиональных объединений с экономическим блоком Правительства России, Центральным банком РФ и Федеральным собранием. Это дает основания надеяться на успешную реализацию начатых инициатив. В силу многих факторов именно 2009 г. является своего рода благоприятным «окном» для завершения активных процессов в области совершенствования законодательства, регулирования и программ развития микрофинансирования в России. Следует в полной мере воспользоваться этими возможностями для придания начатым реформам системного характера, обеспечив тем самым условия для долгосрочного развития рынка и реализации им востребованных социальных и экономических функций.

М.В. Мамута, президент Национального партнёрства участников микрофинансового рынка.

Банковское дело, №4, 2009