Как можно назвать общий режим благом, учитывая следующее:
• Для ведения бухгалтерского учета по общему режиму налогообложения необходимо наличие квалифицированных кадров
• Как не принять во внимание довольно жесткие правила переходного периода на общий режим налогообложения , а именно
- согласно ст.346 гл. 25 НК РФ при переходе на ОСНО сумму процентов по займам, которые не были оплачены налогоплательщиком до даты перехода на момент окончания применения УСН необходимо включать в доходы для налоговой базы по налогу на прибыль, думаю, для всех кооперативов это довольно значительная сумма.
- учитывая изложенное в абз.5 п.4 ст.266 НК РФ в расходы кооператив имеет право включить сумму созданного резерва по сомнительной дебиторской задолженности лишь в размере, не превышающем 10 % от полученного дохода за отчетный период.
Как Вы думаете, кооперативы выдержат такой уровень налоговой нагрузки?
Я понимаю Ваш эмоциональный настрой, но хочу подчеркнуть, что законы надо исполнять, а не обсуждать, тем более, не паниковать и не порождать тревожные настроения по поводу их принятия. Ещё раз хочу подчеркнуть:
А. Общая система бухучета - это благо для кооператива и для любого иного финансового института.
Б. Никаких новых, непомерных обязательств для кооператива переход на общую систему не создает.
В. Вы неверно оцениваете налоговую нагрузку и возможности ее оптимизации в соответствии с вновь введенными нормами НК.
Теперь по порядку.
1. Законом установлена обязанность применения общей системы бухучета, а не общего режима налогообложения. Кооперативы, применяющие УСН, могут сохранить этот режим налогообложения, но обязаны вести бухучет по общим правилам. И это не только благо, но и основа деятельности, ведь Вы работаете на чужих привлеченных от пайщиков деньгах и должны обеспечить их адекватный учет. Наверное это логично и не должно вызывать ни вопросов, ни возмущения.
Я только вернулся из кооператива, где два дня беседовал и успокаивал пайщиков, которым не выплачивают их сбережения. Кооператив на УСН, по отчетности, предоставляемой в СРО всё идеально – с большими запасами прочности. По бухгалтерии много нестыковок, бухгалтер уехала, директор в больнице и я не могу оценить даже приблизительно объем дебиторской задолженности к погашению и объем обязательств. Согласитесь, что если бы кооператив вёл нормальный бухучёт, всё было бы гораздо более прозрачнее и понятнее. Поэтому бухучет в кооперативе должен вестись не то, чтобы в стандартах, установленных законом, но и в существенно более широкой системе показателей, позволяющих достоверно раскрыть и детализировать финансовую информацию. У себя в СРО мы будем последовательно внедрять стандартную систему таких показателей.
Квалификация кадров в данном случае вторична. Это больше вопрос добросовестности управленческих кадров, в том числе и бухгалтера.
2. Да, при переходном периоде с кассового метода на метод начисления Вам придётся включать ранее начисленные, но не оплаченные проценты в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Но задумайтесь, а стоит ли назначать и продолжать начислять проценты, которые пайщик не в состоянии оплатить? И думаю, что это серьезный мотив для пересмотра применяемой кооперативом кредитной политики в части процентных ставок. С другой стороны, к этому обяжет и закон о потребительском кредите.
С точки зрения бухучёта и налогообложения, на вопрос о признании переходящей задолженности существует два полярных и устаревших разъяснения.
Письмом Минфина России от 21.12.2006 № 03-03-04/1/854 предписывается включить такую задолженность в состав налогооблагаемой базы «на дату перехода организации на метод начисления».
Письмом УФНС России по г. Москва от 10.10.2006 г. № 20-12/89146 разрешается включать ранее начисленные доходы в состав налогооблагаемой базы по мере их оплаты.
Поскольку проектируемый порядок формирования резерва на возможные потери по займам, предусмотренный ст. 297.3 НК не предусматривает включение в состав резерва ранее начисленных процентов, мы направили в ЦБ предложение рассмотреть вопрос о включении в состав налогооблагаемой базы начисленных до 1.01.14 г., но не оплаченных процентов по мере их фактической оплаты (т.е. сохранить в отношении этих видов поступлений возможность признания доходов по «кассовому методу»).
3. Вы спутали два резерва. С нового года ст. 297.2 НК разрешено формировать расходы на возможные потери по займам в порядке, определенном ЦБ РФ. Пока такой порядок не определен, но проект его существует и разрешает относить в резерв задолженность, просроченную в погашении более года. С учетом того, что начисленные, но не полученные Вами проценты относятся к просроченной задолженности, формирование такого резерва создаст дополнительную расходную базу, учитываемую при формировании базы по налогу на прибыль. 10% порог от выручки на формирование этого резерва не распространяется.
В связи с переходом с 01.01.2014г. всех МФО с УСН на ОРН мы должны 01.01.2014 г. включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль все начисленные, но неоплаченные в период применения УСН, проценты по договорам займа (пункт 1 и абзац 4 пункта 2 статьи 346.25 НК РФ).
Увеличить свою расходную часть мы можем, создавая резерв по сомнительным долгам. При этом сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от суммы доходов (от реализации и внереализационных) за исключением доходов в виде восстановленных резервов (п.4 ст.266 НК РФ).
В нашем случае создание резерва не позволит снизить налоговое бремя в значительной степени.
Просим Вас поделиться своим опытом в оптимизации налогообложения в 2014 г.
Вы правы, при переходе с ЕСН на ОСН Вам следует включить всю переходящую сумму начисленных, но не оплаченных процентов в налогооблагаемую базу. На это счет существуют два устаревших разъяснения. Письмом Минфина России от 21.12.2006 № 03-03-04/1/854 предписывается включить такую задолженность в состав налогооблагаемой базы «на дату перехода организации на метод начисления». Письмом УФНС России по г. Москве от 10.10.2006 г. № 20-12/89146 разрешается включать ранее начисленные доходы в состав налогооблагаемой базы по мере их оплаты.
Вы не совсем правы относительно расходов на резервирование. Вы имеете в виду резерв по сомнительным долгам, предусмотренный ст. 266 НК. Кооперативам и МФО, кроме этого резерва, статьёй 297.2 НК разрешено формировать расходы на возможные потери по займам в порядке, определённом ЦБ РФ. Пока такой порядок не определён, но проект его существует. С учётом того, что начисленные, но не полученные Вами проценты относятся к просроченной задолженности, формирование такого резерва создаст дополнительную расходную базу, учитываемую при формировании базы по налогу на прибыль.