Мы занимаемся рассылкой смс-уведомлений пайщикам нашего КПК. Есть 3 вида смс:
а) о том, что пайщику сегодня нужно прийти и погасить займ.
б) об окончании срока действия договора
в) о новых видах займов
Нужно ли нам брать с пайщиков согласие на рассылку смс? Сейчас мы не берём, т.к. считаем, что они наши пайщики и этого делать не нужно, т.к. смс не рекламные, а информационные. Правильная ли эта позиция и если нет, то чем нам грозит обращение пайщика или НЕ пайщика в Федеральную антимонопольную службу?
По способу информационного взаимодействия с пайщиком - вы можете оговорить такой способ в уставе, положении о членстве и никакого согласия в этом случае получать не нужно. Закон о потребительском займе предусматривает что способ информационного взаимодействия должен быть оговорён индивидуальными условиями договора. Так, разрешено лично встречаться с должником и вести с ним телефонные переговоры, отправлять ему письма, телеграммы и СМС. Однако при этом коллекторам запрещается "непосредственное взаимодействие" с должником по рабочим дням в период с 22 до 8 часов и по выходным и нерабочим праздничным дням с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства заемщика. За нарушения предполагаются штрафные санкции. Должностные лица должны будут заплатить от 5 до 20 тысяч b, ответственность юридических лиц предлагается оценить суммой до 100 тысяч b. В случае недостаточности штрафных санкции предусмотрено временное приостановление деятельности отдельных взыскателей на срок до 90 суток.
Что касается рассылки рекламных СМС, то положения действующего законодательства следующие:
- СМС-рассылка не пайщикам допускается только при условии предварительного согласия абонента (п. 1. ст. 18 ФЗ “О рекламе”, согласие должно быть не устным).
- Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить СМС-рассылку по первому же требованию (п. 1. ст. 18 ФЗ “О рекламе”)
В противном случае кооператив, рассылающий СМС, может получить штраф до 500 000 b (п.1 ст. 14.3 КоАП РФ).
- СМС-рассылки, имеющие цель продвижения товара/услуги, являются рекламой (п.1, ст.3. ФЗ “О рекламе”)
- СМС-рассылка не должна обманывать, а быть добросовестной и достоверной (ст. 5 ФЗ “О рекламе”)
Регулирование СМС-рассылок осуществляет Федеральная Антимонопольная Служба России и может выносить предписания о прекращении и предъявлять в суд иски к тем, кто рассылал СМС незаконно (ст. 33 ФЗ “О рекламе”)
Штраф за СМС-рассылку может достигать 500 000 руб. (п.1 ст. 14.3 КоАП РФ)
Если у кооператива в базе на СМС-рассылку есть персональные данные (ФИО, возраст, доход, информация об образовании), кооператив должен иметь согласие на их обработку, хранение и использование. Также получатель СМС вправе требовать их удаления из базы (ст. 15 ФЗ “О персональных данных”).
Таким образом, кооператив вправе рассылать СМС своим пайщикам, если такой способ взаимодействия оговорён во внутренних нормативных документах кооператива. В случае, если кооператив рассылает СМС не пайщикам, то он может быть привлечён к административной ответственности. Для любой рассылки рекламных СМС необходимо получить предварительно согласие человека. Причем оптимальный вариант, если это будет бумажная анкета, чтобы можно было доказать наличие согласия. При этом, заполнение форм на сайте и согласие с правилами веб-ресурса при регистрации не всегда может являться документальным подтверждением того, что согласие на СМС-рассылку получено. Более того, если клиент заполнял анкету, ее необходимо хранить до момента, когда человек не будет исключен из рассылки, чтобы при необходимости документально подтвердить факт подписки человека.
Суды неуклонно придерживаются позиции, что распространение рекламы по телефону возможно лишь при условии получения на это предварительного согласия лица, которому принадлежит телефонный номер, выделенный в соответствии с договором об оказании услуг связи (абонента). При этом доказывать факт получения такого согласия должен рекламораспространитель, а в случае отсутствия таких доказательств реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента.