В Беларуси подписан указ о микрофинансировании, который установил запрет на привлечение микрофинансовыми организациями (МФО) средств от физических лиц и предоставление им займов на потребительские цели с 1 января 2015 года. Как это отразится на белорусском рынке заимствований?
Иван Радюкевич, Председатель Правления Республиканской ассоциации микрофинансовых организаций:
«Согласно документу среди тех МФО, которые могут оказывать услуги для физических лиц, остаются ломбарды, а для юридических лиц - фонды и кооперативы. При помощи такого жесткого закручивания гаек государство хочет простимулировать микрофинансирование малого и среднего бизнеса - предпринимателей, ремесленников, фермеров. В теории это выглядит очень хорошо, но на практике не все так просто. Во всем мире МФО начинают кредитовать юридические лица только после того, как поработают некоторое время с физическими лицами и аккумулируют серьезный капитал. У нас же может сложиться ситуация, когда у кооперативов будет недостаточно денег, чтобы конкурировать с банками.
Сегодня в Беларуси действуют около 360 ломбардов, кооперативов - до 30, а численность коммерческих МФО, которые работали только с физическими лицами вообще невозможно подсчитать. Мы прогнозируем, что в следующем году число кредитных кооперативов снизится, так как у них резко уменьшится число клиентов. Число ломбардов будет расти, так как многие их конкуренты вынуждены будут закрыться. А что касается микрофинансовой деятельности для физических лиц, то вполне возможно, что этот вид деятельности, к сожалению, уйдет в тень».
Игорь Микульчик, председатель Правления потребительского кооператива «Республиканский микрофинансовый центр»:
«Принятие указа, безусловно, отбрасывает рынок назад, но мы принимаем новые правила игры и намерены действовать строго в соответствии с законодательством. Сейчас основной акцент нашей деятельности будет направлен на работу в сельской местности - в частности, с фермерами и ремесленниками. Насколько это емкий сегмент рынка? Что касается ремесленников, то их число в Беларуси небольшое, а вот если говорить о личных подсобных хозяйствах, то здесь счет идет на десятки тысяч. Думаю, что это направление достаточно перспективное, если правильно организовать маркетинг. Однако, по моим оценкам, рынок микрофинансовых организаций в нашем сегменте может серьезно пострадать - выживут лишь около 50% действующих сегодня компаний».