Микрофинансовые организации и кредитные кооперативы, пытаясь привлечь клиентов, все чаще пытаются мимикрировать под банки. Об этом заявил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Кашеваров.
Как правило, жертвами недобросовестных микрофинансистов становятся банки, которые в сознании россиян ассоциируются со стабильностью и надежностью – Сбербанк России, ВТБ и т.д. Чаще всего это происходит с помощью визуальных образов – стилистики написания логотипа, цветов, аналогичных тем, которые применяют крупные банки.
Цель очевидна — создать на подсознательном уровне связь между собой и определенными финансово-кредитными организациями. Мошенники, и не только, оформляют соответствующим образом свои офисы, используют в наименованиях, например, слог «Сбер» – Сберфинанс, Моссберкасса. В результате люди идут в их офисы, будучи убежденными, что они несут свои деньги на счета, открытые в Сбербанке. А затем приходит понимание, но зачастую уже слишком поздно, когда у вкладчиков начинаются проблемы.
По мнению Андрея Кашеварова, поскольку подобные организации привлекают средства населения под высокие проценты, в два-три раза превосходящие среднерыночные, и выплачивают их через какое-то время за счет привлечения следующей «порции» вкладчиков, то речь может идти о создании финансовых пирамид под прикрытием репутации благонадежных банков.
«С давних времен хорошо известно: подобная стратегия – первый и главный признак того, что перед нами финансовая пирамида», — говорит топ-менеджер ФАС. Он признает, что привлечь к ответственности «строителей» подобных пирамид не так просто. Необходимо, чтобы человек или круг лиц, пострадавших от их деятельности, обратились с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в судебную инстанцию. Но это бывает не так уж часто, причем по разным причинам.
Как ранее сообщал первый зампред Центробанка Сергей Швецов, только в 2014 году была пресечена работа 250 подобных «финансовых пирамид». А так как МФО не являются участниками системы страхования вкладов, то компенсации их клиентам государство не выплатило. В результате российские граждане, которые им доверились, потеряли свыше 2 млрд. рублей.
Тем не менее, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров приветствует конкуренцию между банками и МФО. По его словам, ФАС склонно рассматривать последние как организации, занимающие отдельную нишу в финансовом секторе России. МФО представляют услуги таким клиентам, которые не интересны крупным игрокам в лице банков. Так что их существование вполне логично и оправданно.