На территории Казахстана первые кредитные кооперативы возникли при царской власти. Но наиболее яркий расцвет в истории они получили в 20-х годах нынешнего столетия.


Механизм функционирования кредитной кооперации в Казахстане был подобен тому, который уже сложился в Западной Европе, с одним только немаловажным различием: кредитные товарищества в Казахстане являлись ячейками всех других коопераций, на Западе наоборот, все формы кооперации имели свое отдельное кооперативное товарищество. Это объяснялось тем, что среди сельских производителей было еще мало грамотных и образованных людей.

Потребительская кооперация в Казахстане постепенно развивалась, укрепляла свой авторитет у трудящегося крестьянства, помогала ему восстанавливать хозяйство. За 1924-1925 г. сеть потребительских обществ выросла с 575 до 923, а их оборот увеличился с 8,8 до 44 млн. руб. Общее число членов потребительской кооперации достигло 187 тыс., подавляющее большинство их составляли крестьянские хозяйства, деревни и аулы.

Трудно переоценить значение кредитной сельскохозяйственной кооперации в условиях аграрного края, где большинство крестьянских хозяйств, как скотоводческих, так и земледельческих, принадлежало бедноте, остро нуждавшейся после тяжелейшего неурожая и джута в помощи государства. Уже в 1923г. в Казахстане возникли десятки кредитных сельскохозяйственных товариществ, а в последующие годы их численность имела постоянную тенденцию к возрастанию. На 1 июля в 1925 г. в республике уже существовало 325 собственно кредитных сельскохозяйственных товариществ, из них 157 - в переселенческих селах, 101 - в казахских аулах и 67 - в смешанных. Они объединяли 61182 хозяйства. За три квартала 1925 г. товарищества выдали 40048 ссуд на сумму 2247213 руб. Средний размер ссуды на хозяйство по сравнению с 1924 г. вырос на 8-9 руб. О социальной направленности кредита можно судить по следующим данным: 26,4 % ссуд выдано хозяйствам, не имевшим рабочего скота, 40,4 % - имевшим не более 1 головы, 23,3 - не более 2 голов, 7 - до 4 голов, 2,9 % - свыше 4 голов.

В результате получения ссуд, по неполным данным, члены кредитных товариществ купили 34570 голов скота, более 4 тыс. сельскохозяйственных орудий, засеяли свыше 80 тыс. дес. пашни, возвели 414 хозяйственных построек.

Важной формой приобщения тружеников сел и аулов к кооперации, развития их самодеятельности, повышения жизненного уровня бедноты явились крестьянские общества взаимопомощи (КОВ). Они возникли осенью 1921 г. Уже к концу года действовало до тысячи таких обществ.
По мере восстановления сельского хозяйства деятельность обществ расширялась, они охватывали все большее число хозяйств. Большую роль в этом сыграли первый Всеказахский съезд КОВ, создание организационного центра —- центрального комитета крестьянских обществ взаимопомощи и принятие положения, определившие права и порядок их работы. Председателем ЦК КОВ Каз ССР был избран А.Джангильдин.

В конце 1923 г. в аулах появились десятки обществ взаимопомощи. В 1924-1925 гг. деятельность обществ взаимопомощи стала шире, чем прежде, и захватила аулы. Появились они и в полукочевых аулах и в оседлых.

Деятельность крестьянских обществ взаимопомощи и кредитных товариществ, имела существенное значение в восстановлении сельского хозяйства и улучшении материального положения бедноты аула и дерев ни. ГТо данным обзора работы Крестьянского Общества Взаимопомощи в 1923 г. насчитывалось 1541 первичное общество, из них 727 - казахских. В них 23000 членов получили денежную помощь в размере 295630 рублей. А уже к началу 1925 г. количество обществ возросло до 3715, соответственно в их составе увеличилось количество казахских обществ до 1267 единиц. На тот же момент было выплачено 356607 рублей денежной помощи 42344 членам обществ.

Кредитный кооператив становился посредником между его членами и государством в выдаче ссуд, снабжением машинами, их прокатом, сбыте сельскохозяйственной продукции, мелиоративных работах, переработке продуктов и т.д. Новым в кредитной кооперации было то, что в нее могли входить не только индивидуальные хозяйства, но также и колхозы и сельскохозяйственные кооперативы других видов. Кредитные'товарищества играли все большую роль. В 1925 г. крестьянские общества взаимопомощи стали преобразовываться в кредитные товарищества. Количество желающих вступить в кредитные товарищества быстро увеличивалось. Это подтверждают и материалы к отчету КазЦИКа на 3-й сессии ВЦИК XXII созыва.

В 1925 г. количество кредитных товариществ составило 564 единицы со средней численностью членов на одно товарищество 149 человек. Однако в 1927 г. произошло их разукрупнение до 371 единиц с общей численностью 170431 человек против 83440 человек в 1925 г., средняя численность членов в товариществе уже составила 459 человек.

При явно обозначающейся тенденции к сокращению числа товариществ более чем вдвое выросло количество вовлеченных в них хозяйств и еще больше - среднее число членов на одно товарищество. Это означало возросшее влияние кредитной кооперации в ауле, возросший экономический и организационный уровень товариществ и совмещение в кредитном сельскохозяйственном товариществе снабжен чес ко-сбытовых и кредитных функций соответствовало особенностям региона.

В 1927-1928 гг. в кредитные товарищества вступило почти 70 тыс. хозяйств, из них свыше 36 тыс. казахских. Сельскохозяйственный кредит в КАЗССР в этом году превысил 31 млн. руб., более треть его составляли долгосрочные ссуды. Средний состав кредитного товарищества вырос с 459 до 625 человек, средний размер ссуды на одно единоличное хозяйство - с 80 до 84 руб.

Накануне массовой коллективизации в Казахстане действовало 3957 сельскохозяйственных кооперативов, в том числе 614 кредитных.
С переходом к всеобщей коллективизации кооперативы утратили свою суть. Именно в этот период в кооперативное движение на селе начали активно внедряться «руководящая» роль партии и административно - распределительные плановые начала. В качестве основной задачи кооперации выдвигалось обобществление производства или, иначе говоря, переход «к крупному коллективному производству». Считалось, что кооперативы не вписываются в единые плановые начала, и подлежат огосударствлению с оставлением кооперативных вывесок (вроде центрсоюза). Кредитную кооперацию в этот период заменил центральный сельскохозяйственный банк.

Непосредственное прямое регулирование, характерное планово-административной экономике, имело основой полное директивное распределение всех кредитных ресурсов, кредитные отношения имели чисто формальный характер.

В современный период развитие многообразных форм хозяйствования в республике требует активизации товарно-денежных отношений, демократизации банковского дела и выработки новых подходов к кредитованию агропроизводителей. Острой становится проблема возрождения кредитной кооперации на селе.

По мнению Г.Калиева «... государство должно взять под жесткий контроль каналы передачи денежных средств и ограничить их утечку из производства в банковско-посреднический сектор. Фундаментом выполнения этих мероприятий является реорганизация системы Агропромбанка, создание сети кредитных товариществ и льготное кредитование сельскохозяйственного производства».

Группа казахстанских ученых в своем докладе «О мерах по выходу Агропромышленного комплекса из экономического кризиса» отмечают необходимость возобновления кредитной системы краткосрочного и долгосрочного кредитования. Приемлемой платой при этом за краткосрочный кредит является ставка в размере 10-12 %, а за долгосрочный -3-5 % годовых.

По их же мнению, часть риска за кредит правительство могло бы взять на себя, так как по Программе Президента РК предусмотрено удешевление кредитов для фермеров. Программой Президента РК также предусмотрены микрокредиты в 25-30 тыс. тенге сельским семьям. Для оздоровления агросферы Казахстана рекомендовано создание базы ипотечного кредитования, привлечение иностранного капитала; поддержки развития кредитных товариществ.

Казахстанскими учеными также рассматриваются вопросы о возможности залога сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; авансирования закупок сельхозпродукции; дотирования средств на хранение и переработку сельхозпродукции; лизинга в сфере агропромышленного производства, предоставления кредитным кооперативам более 50 % уставного капитала.

Выдвигается предложение преобразования Государственного фонда поддержки сельского хозяйства в специальный фонд Кредитования сельского хозяйства. В новом качестве на него возлагаются следующие задачи: непосредственное льготное кредитование товаропроизводителей по 10% учетной ставке Национального банка; выдача гарантий уплаты части процентных платежей по кредитам, взятым в коммерческих банках.

Ученые Корейского института сельской экономии среди прочих недостатков в агроэкономике Казахстана отмечают уязвимость кредитной системы в сельской местности, которая проявляется в высокой банковской ставке (3040%) и нежеланий банков кредитовать «опасную» отрасль. Также ими замечено, что Аграрный банк не играет главной роли в финансировании сельского хозяйства из-за недостатков аграрного бизнеса. Средства из государственного бюджета, выделяемые для развития сельскохозяйственного сектора, недостаточны по сравнению с тем, какую роль играет в экономике доля сельского хозяйства. Бюджет сельского хозяйства в общей сумме бюджета в 1997 г. составил 4,5%, при этом удельный вес продукции сельскохозяйственного производства в общем ВВП составляет 11,4 %, население, занятое в сельском хозяйстве составляет 22,4 %. Проектом «Стратегия развития сельского хозяйства Казахстана» рекомендуются в системе мер по развитию агропроизводства следующие мероприятия:

1.    Обеспечение адекватным кредитом
-    в пределах 50 долларов на гектар для пшеницы;
-    в пределах 100 долларов на гектар для риса;
-    в пределах 150 долларов на гектар хлопка.
2.    Открыть аграрный банк как единый финансовый центр в сельской местности.
3.    Увеличить правительственный аграрный фонд, размещенный в Аграрном банке.
4.    Создать в сельских регионах кооперативы по типу «Взаимное кредитование фермеров».
5.    Организовать «Федерацию взаимного кредитования» для обеспечения гарантии стабильности получения финансов под контрстрахование, либо под правительственную гарантию.
6.    Основать опытную взаимную кредитную систему в некоторых регионах. «Взаимное кредитование фермеров» превратить в дальнейшем в сельскохозяйственный центр, обеспечить кредит для развития сельскохозяйственного производства и кооперативного маркетинга.

По нашему мнению, определенную новаторскую роль в кредитовании сельхозпроизводителей в Казахстане сыграл открытый в конце 1995 года первый Фермерский кредитный фонд (ФКФ). Это некоммерческая организация, созданная для сезонного и долгосрочного кредитования фермеров посредством оплаты счетов на семена, удобрения, ядохимикаты, ГСМ, технику, оборудование и т.д.
ФКФ был создан на основе инвестиций проекта «Tacis» (350 тыс. долл.) и Международного Корпуса Милосердия (130 тыс. долл.).

Учредителем стала Ассоциация фермеров Казахстана «Агро».

В 1996 г. на сезонное кредитование фермеров Алматинской области было выделено 3700 тыс. тенге.

В январе 1997 г. зарегистрированы еще три фонда в Торгайской, Талды-корганской областях и в Урджарском районе Семипалатинской области. Создание ФКФ в этих областях осуществляется при поддержке «Tacis». Планируется создание фондов в Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Акмолинской областях.

В процессе развития финансовой системы банковская сфера Казахстана сконцентрировала у себя наибольший объем финансовых ресурсов. Об этом свидетельствует ресурсная база одних только коммерческих банков, которая на начало 2001 г. достигла свыше 2 млрд. долл. Несмотря на определённые позитивные сдвиги в этой сфере предприятия аграрной отрасли испытывают недостаток денежных средств. Этот недостаток должен восполняться заёмные средствами, основной рынок которых находится в банковской сфере. Однако высокие процентные ставки, недостаточность залогового обеспечения, сложность в оформлении документов, неотработанность правовых норм ограничивают доступ к банковской сфере.

Важным фактором оздоровления рынка кредитно-финансовых услуг в Республике Казахстан видится в полноценной реализации Закона «О кредитных товариществах», подписанного Президентом республики Н.А. Назарбаевым 28 мая 2003 г. Постановлением правительства РК № 537 от 20.05.02 г. были утверждены Правила кредитования сельскохозяйственного производства через систему сельских кредитных товариществ [7,6]. Постановлением коллегии Министерства сёльского хозяйства от 27.02.03 № 05 была принята программа формирования ЗАО «Аграрная кредитная корпорация», в соответствии с которой организовывались сельские кредитные товарищества. Целью программы ЗАО «Аграрная кредитная корпорация» является создание и кредитование сельских кредитных товариществ как устойчивого и самостоятельного финансового учреждения, а также увеличение собственного капитала ЗАО «Аграрная кредитная корпорация» и привлечение кредитных ресурсов.

Ресурсы из республиканского бюджета предоставляются Министерством финансов Республики Казахстан закрытому акционерному обществу «Аграрная кредитная корпорация» на условиях срочности, обеспеченности и возвратности. Ресурсы предоставляются для кредитования созданных с участием Корпорации сельских кредитных товариществ по нулевой ставке вознаграждения сроком на пять лет.

Министерство финансов заключает с Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан и Корпорацией соответствующее кредитное соглашение, регламентирующее порядок выделения Ресурсов Корпорации из республиканского бюджета, обеспечение возвратности, порядок и сроки возврата Корпорацией ресурсов в республиканский бюджет.

Ресурсы выделяются Министерству сельского хозяйства для последующего направления Корпорации на основании заявки с приложением копий кредитных соглашений между Корпорацией и Товариществами.

Возврат Ресурсов Корпорацией осуществляется согласно графику, являющемуся неотъемлемой частью Кредитного соглашения, которым устанавливаются периодичность и размеры платежей. Обеспечением возврата ресурсов в республиканский бюджет Корпорацией являются договора залога, право долгового требования, предоставляемые Минфину по кредитным договорам, заключенным между Корпорацией и Товариществами.

Однако, слабая организационно-техническая работа сельских кредитных товариществ, отсутствие у них специально оборудованных помещений привели к длительному и некачественному формированию сельскими кредитными товариществами пакетов документов для разрешения Национального банка РК на открытие и получение лицензий на проведение отдельных видов банковских операций.

Недостаточный уровень квалификации сотрудников сельских кредитных товариществ приводит к множеству ошибок при составлении договоров, предоставлении отчетности и иных документов, в результате затягивается процесс выдачи кредитных ресурсов.

Необходимость соблюдения сельскими кредитными товариществами пруденциальных нормативов, установленных Национальным банком РК, ограничивает доступ сельских товаропроизводителей к кредитным ресурсам. Сельские кредитные товарищества являются коммерческими организациями. Но по сравнению с банками кредитные товарищества выполняют довольно узкий круг операций и работают только со своими пайщиками, что существенно снижает возможность получения прибыли. Убыточная деятельность кредитных товариществ, особенно в первые годы функционирования, низкий процент роста величины собственного капитала приводят эти организации к финансовой несостоятельности.

Наряду с государственными мерами по возрождению кредитной кооперации на селе, по инициативе самих сельхозтоваропроизводителей стали создаваться сельские кредитные кооперативы. В условиях несовершенства вертикальных и горизонтальных связей АПК, неотработанности экономического механизма взаимоотношений, убытки сельских товаропроизводителей, интегрированных с другими предприятиями аграрного сектора, как поставщиков сырья, составляют 30-40% стоимости конечного продукта.

Один из путей преодоления этих негативных тенденций связан с восстановлением сельской потребительской коопераций, которая всегда строила свои отношения на взаимовыгодной договорной основе.

Происходящее реформирование территориального управления должно способствовать активизации потребительской кооперации. Меняется отношение власти к системе кооперации, о чем свидетельствует совещание в Правительстве по проблемам потребительской кооперации (19 июня 2002 г.), в результате которого было принято решение о необходимости разработки региональных программ по закупу, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции с использованием материально-технической базы потребительской кооперации. В региональных программах должны быть поставлены следующие задачи:

  • создание в каждом сельском округе гибкой системы закупа сельскохозяйственной продукции у населения и крестьянских хозяйств;
  • приближение к источникам сельскохозяйственного сырья предприятий и цехов по переработке сельскохозяйственной продукции;
  • восстановление полноценной системы торгового обслуживания сельского населения.

Эти задачи выполнимы при условии своевременного финансированиями предоставления приемлемых кредитных ресурсов организованными и функционирующими сельскими кредитными кооперативами.

Предпосылки и основа существования кредитной кооперации определены существующими законами Республики Казахстан. В Законе «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан» не выделена деятельность кредитных кооперативов, однако формулировка статьи 4 п.З дает основание утверждать о правомочности такой деятельности потребительскими кооперативами; «Сельские потребительские кооперативы создаются за счет имущественных (паевых) взносов для осуществления торговой, заготовительной, сбытовой, перерабатывающей, обслуживающей, снабженческой и иной деятельности, не запрещенной законодательством», В Положении «О фонде поддержки и развития сельской потребительской кооперации», утвержденной Казпотребсоюзом 24 мая 2001 г. одной из основных целей указывается создание кредитных организаций в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

В основном сложилось представление, что кредитный кооператив, это некоммерческая организация, а значит, не имеет статус кредитной организации с правом использования средств государственного бюджета. Однако есть сторонники считающие, что кредитный кооператив должен являться кредитной организацией. Можно согласиться с мнением ученых, которые считают, что несмотря на заманчивое положение в статусе коммерческой организации «из-за возможности широкого привлечения временно свободных средств населения и расширения объемов кредитования сельских товаропроизводителей возникает опасность коммерциализации кооператива, утрачиваются кооперативные принципы деятельности».

Кредитные кооперативы по своей сути являются потребительскими, их объединяет одна цель — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и некооперированного сельского населения с помощью объединенных имущественных паевых взносов.

Потребительский кредитный кооператив как юридическое лицо может заключать сделки по кредитованию членов кооператива в форме договора, который является основанием для возникновения обязательств (ст. 272-282 ГК РК). Все законодательные положения, обуславливающие взаимоотношения по договору, и основные положения, принятые кредитной политикой кооператива, должны найти отражение в условиях заключаемого договора. Согласно статьи 7 ГК РК гражданские права и обязанности возникают в восьми случаях, в том числе:

пункт 1. Из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а так же из сделок, хотя и не предусмотренных им, но не противоречащих законодательству;

пункт 4. В результате создания или приобретения имущества по основаниям, не запрещенным законодательными актами и т.д.

Исходя из Закона РК «О сельской потребительской кооперации Республики Казахстан» право вступления в кооператив предоставляется как физическим, так и юридическим лицам, что предопределяет возможность использования в своей деятельности не только сбережений граждан, но накоплений и временно свободных оборотных средств организаций [10]. Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан и Закону «О сельской потребительской кооперации» потребительские кооперативы, в том числе и кредитные в качестве основной цели своей деятельности не ставит извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Данный закон не отвергает правомочий потребительского кооператива привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива. Эти виды деятельности направлены на достижение основной цели кооператива и базируются на бесприбыльной основе.

Принципиальное значение при формировании учетной политики потребительского кредитного кооператива и взаимоотношений с налоговой системой имеет учет особенностей функционирования кредитной организации и потребительского кредитного кооператива.

До настоящего времени законодательно не решены вопросы, связанные со свободным функционированием потребительских кредитных кооперативов, с осуществлением банковских операций для ведения расчетов кооператива с членами кооператива и другими организациями. По мнению ряда ученых, построение «кредитный кооператив - банк» возможно лишь в случае, если кредитная организация или кооператив заключили договор о совместной деятельности или имеют взаимное участие в капитал. Авторы считают, что правовая и экономическая связь кредитного кооператива и кредитной организации позволит обеспечить сбалансированную кредитную политику кооператива, а в необходимых случаях финансовую и консультационную поддержку.

Конечной целью деятельности кредитного кооператива является повышение социально-экономического статуса его членов. Деятельность Потребительских кредитных кооперативов направлена на решение бытовых, финансовых проблем каждой семьи, отдельного человека. Они будут способствовать росту экономического благосостояния населения.

Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив дает преимущества, как его пайщикам и заемщикам, так и коммерческим банкам. Преимущества заемщиков:

  • возможность внести пай не только денежными средствами, но и в натуральной форме {оргтехника, средства связи, транспорт, сельхозтехника, зерно, сено, семена и т.д.);
  • заем может выдаваться как в денежной, так и в натуральной форме. Натуральный заем может возвращаться в денежной или натуральной форме.
  • устанавливается невысокий паевой взнос, который различен для физических и юридических лиц;
  • невысокие процентные ставки за пользование кредитом;
  • в качестве залога может использоваться старая сельскохозяйственная техника, которую банк не принимает, так как на селе любая техника пользуется спросом; иногда достаточно поручительства соседа или сельской администрации;
  • для юридического лица не обязательно иметь движение средств по счетам, что является обязательным условием при банковском кредитовании;
  • возможность получения дополнительного дохода в виде дивиденда, так как свободные денежные средства вкладываются в ценные бумаги, в банковские депозиты;
  • банк может предоставить кредит даже вновь созданному кооперативу, не имеющему пока кредитной истории, для чего достаточно предоставить ликвидное обеспечение.
  • денежные и временные затраты заемщика на получение кредита значительно ниже, чем при работе с банком;
  • предоставление открытой кредитной линии.

Преимущества банков:

  • работать с кооперативом как с коллективным заемщиком проще и надежнее;
  • банк может осуществлять не только прямое кредитование, но и проводить операции по «товарному» кредитованию, когда через кооператив закупаются материальные ресурсы или техника для большей части его участников, например: ГСМ, удобрения, ядохимикаты и др. - через кредитную линию, открытую данному потребительскому обществу;
  • банк снижает денежные и временные затраты на выдачу, мониторинг кредита;
  • денежные средства на расчетном счете кооператива находятся в банке;
  • мобилизуются денежные средства не только юридических лиц, но и физических лиц, и при том условии, что банк выплачивает только процентную ставку до востребования;

Данные положительные моменты должны бы привести к бурному развитию кредитных кооперативов, но существуют многочисленные проблемы.

Одной из главных причин, сдерживающих развитие кредитной кооперации, является отсутствие специального закона, регулирующего исключительно деятельность кредитных потребительских кооперативов, так как данные кооперативы хотя и являются потребительскими, но все-таки работают в финансово-кредитной сфере.

Таким образом, изучив опыт существования кредитной кооперации, особенности ее функционирования в Казахстане, законодательную документацию, можно сделать вывод, что сельская кредитная кооперация имеет все возможности для своего возрождения в современных условиях.