Общая информация о деятельности страховых кредитных кооперативов.
Сельскохозяйственное производство отличается высокой степенью рисков: колебания цен, урожайности, частичной или полной потери ресурсов и изменения государственной политики, приводящих к значительным колебаниям доходов. Российское законодательство в этом случае достаточно сурово, ведь риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Выходом из сложившейся ситуации может быть заключение договора страхования.
Тариф при страховании урожая сельхозкультур для условий средней полосы составляет 10-15% страховой суммы, имущества - 1, животных - до 8% страховой суммы.
В настоящее время не более 15% сельхозпроизводителей страхуют свои риски в растениеводстве. Минсельхоз России ставит задачу довести этот показатель до 60-70%.
Отмена в 1991 году обязательного государственного страхования имущества сельскохозяйственных предприятий, животных, урожая сельскохозяйственных культур не сопровождалась созданием соответствующей рыночной инфраструктуры страхования. В данный момент можно выделить несколько основных проблем:
-
отсутствие закона о сельскохозяйственном страховании,
-
недостаточная разработанность методических вопросов организации страхования в сельском хозяйстве,
-
недостаток высококвалифицированных специалистов по сельхозстрахованию,
-
отсутствие у сельскохозяйственных предприятий свободных финансовых средств для уплаты страховых взносов,
-
неразвитость сети метеопостов в различных областях и отсутствие достоверных данных о погодных условиях в конкретной точке,
-
высокие значения страховых взносов,
-
отсутствие спроса на данный вид страховых услуг,
-
слишком большое количество рисков, разнокачественных по своему происхождению и страхуемых по одному договору страхования;
-
длительный срок страхования и т.д.
Сельскохозяйственное страхование возможно классифицировать по различным признакам, в числе основных можно выделить классификацию по объекту страхования:
-
страхование урожая,
-
страхование сельскохозяйственных культур,
-
страхование многолетних насаждений,
-
страхование животных и т.д.
Также страхование возможно на условиях предоставления государственной поддержки и без нее.
Одним из основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства указано развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве. Проблема сельскохозяйственного страхования была поднята в 2010 году на высоком правительственном уровне. Практика покрытия убытков из-за засухи и иных форс-мажорных обстоятельств за счет государственного бюджета была названа архаичной и не рыночной. Однако, можно констатировать, что кроме громких заявлений и призывов, пока ситуация на рынке данного вида страхования остается на том же месте.
Основной системной проблемой, как указывают эксперты, является факт отсутствия закона о страховании в сельском хозяйстве и отсутствие специального страхового фонда. В настоящее время из всех постсоветских стран только в Казахстане принят закон об обязательном страховании в растениеводстве.
В настоящее время сельскохозяйственное страхование частично регулируется Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», несколькими постановлениями Правительства РФ, приказами Минсельхоза РФ. Однако основной акцент делается на страховании урожая сельскохозяйственных культур – порядке расчета страховых сумм, страховых взносов, выплаты возмещений, компенсации части взносов сельскохозяйственным предприятиям. Проблемы страхования рисков в других отраслях сельскохозяйственного производства практически не освещены.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе:
-
урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей),
-
урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая),
-
в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений:
-
засуха,
-
заморозки,
-
вымерзание,
-
выпревание,
-
градобитие,
-
пыльные, песчаные бури,
-
землетрясение,
-
лавина,
-
сель,
-
половодье,
-
переувлажнение почвы.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования, при этом субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями.
Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2010 N 172/11 «О Порядке предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2010 году», предусматривается предоставление субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в размере 20 процентов уплаченной страховой премии.
Объем дотаций из федерального бюджета сельхозпроизводителям на страхование будущего урожая в 2004 г. составили 1,9 млрд. руб. В 2003 г. Правительство РФ выделило из бюджета на компенсацию сельхозпроизводителям 50% страхового тарифа - 900 млн. руб. В 2002 г. эта сумма была на уровне 300 млн. руб. Для координации и выработки общей методологии страхования Правительством РФ создано Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства.
Одним из возможных решений, которые предлагают ряд экспертов вероятно бы стало осуществление деятельности по взаимному страхованию сельскохозяйственным потребительским кооперативом. Однако комплексный анализ норм действующего законодательства РФ показывает, что общество взаимного страхования и сельскохозяйственный потребительский кооператив являются некоммерческими организациями, создаваемыми в разных организационно-правовых формах и в разных целях. Таким образом, осуществление деятельности по взаимному страхованию сельскохозяйственным потребительским кооперативом без внесения необходимых изменений в действующее законодательство неправомерно.
Государственная поддержка страхования является гораздо более эффективным инструментом, чем финансовая помощь, оказываемая в неблагоприятные годы в виде дополнительных кредитов, субсидий, зачетов, списаний, отсрочек и прямых денежных компенсаций. Страхование является одним из средств, использование которого не нарушает правил ВТО и может служить эффективным инструментом стабилизации доходов сельскохозяйственных производителей и сельского населения в целом.
Так, заинтересованность сельхозтоваропроизводителей и населения в получении страховой защиты от различного рода бедствий привели к открытию в Самарской области страхового сельскохозяйственного потребительского кооператива "Гарантия". Это произошло 28 января 2011 г.
На сегодняшний момент система сельскохозяйственного страхования в России не сформирована. Пока КФХ и ЛПХ, производящие более половины всей сельхозпродукции не имеют надёжного, простого и понятного механизма защиты от разного рода бедствий и проблем.
В Якутии открылся Республиканский сельскохозяйственный страховой потребительский кооператив "Харысхал". Кооператив создан в ноябре 2010 г., члены кооператива - СКПК, сельхозтоваропроизводители и физические лица. Также кооператив является экспериментальной площадкой при Якутской государственной сельскохозяйственной академии, под кураторством кафедры "Управление и кооперация в АПК". Кооператив заключил соглашение о сотрудничестве с Региональной страховой компанией "Стерх", для реализации проектов по агрострахованию и выступает его страховым агентом.
Сейчас кооператив работает над обучением персонала, расширением страховых услуг и поля деятельности.
Готовы начать свою страховую деятельность кооперативы в Нальчике, Пятигорске, Саратове.
В Элисте создан страховой кооперативе, но работа не складывается.
Сельскохозяйственный потребительский страховой кооператив “СахаГарант” является некоммерческой организацией, создан для обеспечения страховой защиты своих членов и для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов, и целью своей деятельности не ставит извлечение прибыли, что определяет принципиальные условия его организации и деятельности.
Цель деятельности кооператива: обеспечение страховой защиты имущественных и иных интересов членов и ассоциированных членов на основе аккумулирования их паевых и иных взносов, а также других средств кооператива.
Основные виды деятельности кооператива:
-
предоставление страховой защиты имущественных и иных интересов членов и ассоциированных членов кооператива;
-
заключение, изменение условия договора страхования, пролонгация и расторжение договоров страхования;
-
передача рисков в перестрахование;
-
содействие установлению связей и прямых контактов кооператива с субъектами страховой деятельности;
-
выполнение иных действий, связанных с представлением интересов кооператива, обеспечения страховой деятельности кооператива по всем видам страхования в соответствии с Положением о предоставлении страховой защиты;
-
получение займов и кредитов от кредитных и иных организаций;
-
размещение свободных средств кооператива в кредитный кооператив, в депозиты банков, а также приобретение государственных или муниципальных ценных бумаг;
-
оказание членам и ассоциированным членам консультационных и иных услуг, соответствующих целям своей деятельности;
-
осуществление предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых кооператив создан;
-
иные не запрещенные законом виды деятельности.
Системный подход к формированию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Астраханской области послужил толчком к созданию сельскохозяйственного страхового потребительского кооператива, как инструмента по управлению рисками системы кооперации. Тем более, что норма о об обязательном страховании заемщиков СКПК закреплена пунктом 9 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ от 08.12.95 «О сельскохозяйственной кооперации»: СКПК обязан «страховать риск невозврата займов по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика».
Астраханский областной сельскохозяйственный страховой потребительский кооператив «Народное страхование» зарегистрирован 30.08.2005 в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». Учредителями АОССПК «Народное страхование» выступили 8 СКПК Астраханской области, сельскохозяйственный производственный кооператив. и 13 физических лиц - сельхозтоваропроизводителей.
Работа АОССПК «Народное страхование» основана на следующих принципах:
-
наилучшее удовлетворение потребностей пайщиков (все кооперативы, входящие в систему, преследуют одинаковые цели);
-
услуги страхования должны быть территориально приближены к членам районных СКПК и СССПК;
-
оперативность работы (работают те же специалисты, что и в районных СКПК и СССПК);
-
минимизация затрат пайщиков (услуги страхования в большинстве случаев сопутствуют другим услугам (получение займа, хранение сбережений, снабжение семенами, удобрениями, реализация урожая и т.д.);
-
оказание дополнительных услуг (выбор оптимального варианта страхования в страховых компаниях, агентом которых является АОССПК «Народное страхование»).
АОССПК «Народное страхование» размещает часть своей ресурсной базы в АРСКПК «Народный кредит», являясь надежным внутренним источником финансирования системы в целом.
Агенты АОССПК «Народное страхование» работают во всех районных СКПК Астраханской области.
В 2004 г. при АОСКПК «Народный кредит» создан консультационно-методический центр для обучения и повышения квалификации специалистов кредитной кооперации. Обучение в центре по различным актуальным направлениям (организация кредитования, сберегательной деятельности, оценочной деятельности, бухгалтерского учета и т.д.) осуществляется на регулярной основе.
Преимущества работы со страховым кооперативом:
-
Все кооперативы, входящие в систему, преследуют одну и ту же цель - развитие системы.
-
Оперативность оказания страховых услуг.
-
Возможность выбора оптимального варианта страхования.
-
Услуги страхования сопутствуют получение других услуг в различных кооперативах системы.
Принципы работы АОССПК "Народное страхование"
-
услуги страхования должны быть территориально приближены членам районных СКПК и СССПК;
-
оперативность работы (работают те же специалисты, что и в районных СКПК);
-
минимизация затрат пайщиков (услуги страхования в большинстве случаев способствуют другим услугам, таким как получение займа, хранение сбережений, снабжение семенами, реализация урожая и т.д.);
-
оказание дополнительных услуг (выбор оптимального варианта страхования в страховых компаниях, агентом которых является АОССПК "Народное страхование").
Почему же необходимо поддерживать развитие кооперативного страхования в АПК? Дело в том, что даже при желании страховщика работать в интересах сельхозтоваропроизводителя ему весьма сложно. Скажем, выдача займов страхователю, тем более беспроцентных, ограничена условиями размещения страховых резервов, определенными органами страхового надзора. При небольших страховых выплатах (в благоприятные для сельскохозяйственного производства годы) страховщик обязан вывести в доход значительные финансовые средства и заплатить налог на прибыль. И самое главное: коммерческая страховая компания, даже весьма дальновидная, в силу своего статуса работает прежде всего в интересах своего собственника, стремится к получению прибыли. Между тем состояние сельского хозяйства России сегодня таково, что выдерживать дополнительную финансовую нагрузку оно просто не в состоянии.
Выбор стратегии, ориентированный на создание системы кооперативного сельхозстрахования, предполагает наличие определенных условий и прежде всего соответствующей законодательной базы. Для первого, организационного этапа она представляется вполне достаточной и удовлетворительной. Соответствующие статьи имеются в Гражданском кодексе Российской Федерации (гл. 48, ст. 968), в Федеральных законах "О сельскохозяйственной кооперации" (ст. 4, пп. 9, 10), "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ст. 7).
К сожалению, специальный закон о деятельности сельскохозяйственных страховых кооперативов до сих пор не принят, как и закон о взаимном страховании. Между тем такой закон, безусловно, нужен.
В качестве организационного оформления системы кооперативного сельскохозяйственного страхования, на наш взгляд, можно предложить два варианта построения. Первый из них предполагает создание страхового кооператива с правами юридического лица в субъекте Федерации с его вхождением в ассоциацию страховых кооперативов федерального уровня. При этом ставится условие, что кооператив принимает типовой устав и обязательства по участию в формировании централизованного страхового резерва.Во втором варианте предполагается формирование страхового кооператива с правами юридического лица в федеральном округе с созданием филиалов в субъектах Федерации округа и предоставлением данным филиалам максимальной хозяйственной самостоятельности. Членами ассоциации страховых кооперативов, участниками формирования и использования централизованного страхового резерва при таком варианте являются страховые кооперативы уровня федерального округа.
Как представляется, на этапе становления можно отдать предпочтение второму из рассмотренных вариантов. При этом следует предусмотреть возможность выделения отдельных филиалов в юридически самостоятельные организации, в первую очередь в субъектах Федерации с наиболее развитым сельским хозяйством.
Особо следует подчеркнуть, что при наличии лицензии на страхование предлагаемые сельскохозяйственные страховые кооперативы полностью вписываются в действующее страховое законодательство. Поэтому работу по их организации могли бы взять на себя Минсельхоз РФ и региональные органы управления АПК. Отметим также, что первоначально система кооперативного сельхозстрахования должна строиться с ориентацией на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. В перспективе возможно развитие других видов страхования имущественных интересов сельскохозяйственных производителей, в том числе и обязательного страхования автогражданской ответственности. При этом экономическое значение страховых кооперативов не будет ограничиваться только проведением собственно страховых операций. Например, они могли бы стать гарантами своих членов перед банками, выступать инвесторами при строительстве объектов производственной и социальной инфраструктуры на селе...
Членами страхового сельскохозяйственного кооператива могут быть только сельхозтоваропроизводители, непосредственно участвующие в его деятельности. Доступ в страховой кооператив не ограничен, что позволяет аккумулировать значительные денежные средства, что подтверждает зарубежный опыт функционирования таких зарубежных форм.
Финансовые отношения в сельских страховых кооперативах, как и в коммерческих страховых организациях, направлены на создание и использование страхового фонда. Страховой фонд создаётся за счёт уплаты страховых взносов, но цена на страховые продукты не зависит от рыночных факторов, в ней не заложена прибыль страховщика. Поэтому цена на страховые продукты предполагает быть ниже цены, которую предлагают коммерческие страховые организации. В свою очередь, формирование страхового фонда подразумевает создание гарантии защиты наступления нежелательного события, но в то же время, его размер не всегда способен покрыть ущерб. Поэтому, обеспечением взятых на себя обяхательств является инвестирование средств страхового кооператива. В данном случае следует сделать акцент на том, что инвестирование для сельского страхового кооператива не является основной целью. Полученный инвестиционный доход выступает гарантией платёжеспособности кооператива. Поэтому разница от полученного инвестиционного дохода должна быть направлена на организацию превентивных мероприятий и снижение стоимости страховых услуг.
Аккумулирование финансовых средств в сельском страховом кооперативе в виде инвестиционных ресурсов позволяет сельхозтоваропроизводителям получить стабильный источник финансовых средств для обеспечения устойчивости производственной деятельности. При этом доступ к инвестиционным ресурсам открыт и крупным и мелким сельхозтоваропроизводителям. Следует отметить, что формирование сельскохозяйственного страхового кооператива на начальном этапе его становления подразумевает мобилизацию небольших финансовых ресурсов и требуется профессиональное управление ими. Кроме того, для увеличения своих финансовых возможностей члены страхового кооператива должны проводить работу для привлечения новых пайщиков.
В перспективе сельская страховая кооперация имеет большое значение для государства и муниципальных образований. Она обеспечит надёжную, доступную, дешёвую и простую в понимании сельского жителя систему страховой защиты, которая направлена на приток денежных средств в муниципалитеты, на развитие местного сельского бизнеса, сохранение и преумножение рабочих мест.
Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и страховые кооперативы - это дополняющие друг друга структуры в экономике села. Страховой кооператив и СКПК при совместной работе могут достичь многого в обеспечении финансовой поддержки мелкого сельхозтоваропроизводителя. При этом деятельность страховых кооперативов может и должна осуществляться при участии специалистов СКПК. Это позволит удешивить и сделать более доступными страховые услуги.
Мировой опыт взаимного страхования.
Сельское хозяйство для правительства каждого государства является стратегически важной отраслью, так как от жизнеспособности сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит независимость государства.
Особенность сельскохозяйственного производства во всем мире - то, что делает производителей чрезвычайно уязвимыми - эго регулярно повторяющиеся кризисы перепроизводства, приводящие к многочисленным банкротствам фермеров. В связи с неизбежностью и тяжелыми последствиями экономического цикла правительства многих стран берут на себя значительные обязательства по оказанию финансовой-поддержки фермерам в виде государственных субсидий, льготного внешнеэкономического режима, налоговых послаблений, а также особых страховых систем, помогающих сельскохозяйственным производителям выстоять в условиях падения цен на сельскохозяйственную продукцию .
В абсолютном большинстве случаев только государство может заниматься такой поддержкой, отчасти потому, что большинство направлений поддержки лежит исключительно в ведении государства (как, например, введение льготного налогового законодательства), а главным образом потому, что все вышеперечисленные меры требуют масштабных финансовых вливаний.
Однако часть сельскохозяйственных рисков можно разместить в страховании. И здесь актуальным становится вопрос стоимости таких услуг, а значит, появляется возможность для активного действия обществ взаимного страхования.
Взаимное страхование занимает видное место на рынках большинства развитых стран мира.
В соответствии с географическим признаком различают региональные, национальные и международные ОВС. Различают также ОВС, проводящие страхование жизни и другие виды страхования21. Кроме того, выделяют ОВС, осуществляющие все виды страхования или только определяющие их. В соответствии с основой страхования выделяются ОВС, сформированные на профессиональной основе, и ОВС, состав членов которых разнороден.
Основные показатели современного состояния взаимного страхования в развитых странах мира приведены в таблице.
Таблица. Показатели развития взаимного страхования в развитых странах мира в 2009 году
Страна |
Количество ОВС |
Доля рынка, занимаемая ОВС, % |
|
жизни |
иные виды |
||
Канада |
193 |
53 |
17 |
Япония |
20 |
89,4 |
5,1 |
Италия |
13 |
2,8 |
6,4 |
Испания |
72 |
6,5 |
18,7 |
Общее число ОВС в развитых странах мира составляет порядка трех тысяч.
Доля взаимного страхования по отдельным национальным ранкам страхования жизни колеблется от 6,5% в Испании до 89% в Японии. Наибольшее количество обществ взаимного страхования в Канаде - 193, а наименьшее - в Италии - 13.
Следует отметить, что наиболее крупные общества взаимного страхования сформировались в следующих секторах страхового рынка:
-
клубы страхования рисков и ответственности судовладельцев;
-
общества взаимного страхования сельскохозяйственных рисков;
-
общества по взаимному страхованию от огня;
-
ОВС, занимающиеся личным страхованием .
Одной их стран, в которых страхование сельскохозяйственных рисков ОВС приобрело массовый характер, стала Канада - ведущий мировой производитель зерновых. Особое внимание следует уделить уникальному опыту организации страховых операций ОВС, который способствовал успеху этой формы организации страховой защиты в Канаде, в отличие от других стран, где он не получил широкого распространения.
Более двухсот лет назад на территории Канады начали действовать объединения фермеров, основанные по принципу «neighbor helps neighbor», то есть «сосед помогает соседу». В двадцатом веке среди этих объединений, уже оформленных юридически в качестве обществ взаимного страхования, прошел процесс консолидации, в результате чего на рынке образовался мощный пул: Farm Mutual Financial Services.
В настоящее время страхование сельскохозяйственных рисков не является для него единственным родом деятельности - пул принимает на страхование на взаимной основе риски автовладельцев, страхует от огня, а также оказывает ряд других страховых услуг. Тем не менее, деятельность обществ членов пула началась именно со страхования фермеров, и до сих пор это остается основной сферой его деятельности, о чем свидетельствует, в частности, и его название.
Oxford Mutual Insurance Company - первый уровень самоуправления.
Одна из многочисленных компаний участников Ассоциации ОВС Онтарио, Oxford Mutual Insurance появилась в 1973 году в результате слияния двух фермерских ОВС. В настоящее время обязательства OMI обеспечены активами 50 ОВС, участников Ассоциации. Сама компания имеет активы общей стоимостью 16 млн. долл.США.
OMI является типичным ОВС членом Ассоциации. Большая часть его клиентов проживают на незначительном расстоянии от центрального офиса компании. Из числа своих доверенных людей они выбирают руководство офиса, а они, в свою очередь, выбирают своего представителя в Ассоциации. Это обеспечивает особую гибкость, демократичность организационной структуры, и в то же время поддерживает высокий уровень доверия между участниками страхования за счет того, что они лично знакомы.
ОВС, подобные Oxford Mutual Insurance, как уже было отмечено, представляют собой первый уровень управления мощного страхового»института.
Данный уровень выполняет следующие функции: заключение и продление договоров со страхователями, сбор премий, оценка понесенных членами убытков и осуществление страховых выплат. Страховое покрытие, предоставляемое Oxford Mutual Insurance, не отличается от покрытия других ОВС.
Однако 7,5 миллионов страховых премий, собираемых здесь, - это незначительная доля тех убытков, которые могут быть причинены фермерскому хозяйству, например, в случае крупномасштабного стихийного бедствия, урагана, внезапных заморозков или наводнения. Для того, чтобы обеспечить обязательства ОВС перед его членами, в середине 20-го века 51 общество взаимного страхования, подобных Oxford Mutual Insurance, объединились в страховой Ассоциации.
Второй уровень самоуправления - Ассоциации ОВС.
В Канаде действуют в тесном сотрудничестве (и имея общую историю возникновения и развития) три Ассоциации ОВС:
-
Ассоциация ОВС Онтарио включает в себя 51 ОВС, таких как Oxford Mutual Insurance Company. Страховыми услугами Ассоциации пользуются уже более 250 ООО человек. Однако наряду со страхованием Ассоциация также организует образовательные мероприятия, занимается сбором и обработкой статистической информации и представляет интересы фермеров в отношениях с государством.
-
Ассоциация по перестрахованию фермерских ОВС (Farm Mutual Reinsurance Plan). Образована в 1959 году теми же 51 ОВС, для консолидации их перестраховочного бизнеса. В настоящее время FMRP на исключительной основе занимается размещением рисков членов Ассоциации как на взаимной основе, так и у коммерческих страховщиков.
-
Взаимный Фонд страхования от огня (Fire Mutual Guarantee Fund). Отдельная Ассоциация, основанная для выделения и консолидации операций по огневому страхованию.
В функции второго уровня не входит непосредственное общение со страхователями, присущее деятельности отдельных членов Ассоциаций. Основной задачей, которую решают Ассоциации, является аккумулирование страхового фонда, диверсификация принимаемых рисков во времени и пространстве, а также организация перестраховочной защиты. Значительная работа проводится также и в области статистических исследований, которые ложатся затем в основу актуальных расчетов, производимых на первом уровне управления, так как ОВС - член Ассоциации не имеет права принять на страхование риск по меньшему тарифу, нежели рекомендованный Ассоциацией, это привело бы к разбалансировкс общего рискового портфеля.
В процессе существования рассматриваемых Ассоциаций ОВС требования их участников значительно изменились, что в свою очередь повлекло и расширение предоставляемого им покрытия, и предоставление ряда новых услуг.
Фактически на долю возможной государственной поддержки канадских фермеров - членов ОВС остается предоставление льготного внешнеэкономического или налогового режима.
Третий уровень самоуправления.
Вершиной этого крупного страхового конгломерата является компания Farm Mutual Financial Services Inc., учредителями которой являются три вышеперечисленные Ассоциации ОВС.
Основными задачами компании являются:
-
Формирование стратегии развития страхового института в целом.
-
Продвижение полного пакета услуг Ассоциаций, формирование брэндинговой политики и привлечение новых клиентов.
-
Координация деятельности Ассоциаций, в том числе и через оказание консалтинговых услуг.
Соответственно, руководителями компании являются также выходцы из первых двух уровней самоуправления.
Следует обратить внимание на то, что проблемы взаимодействия с государством не стоят в числе непосредственных задач FMFC, а вынесены на второй уровень самоуправления, в ведение Ассоциаций, поскольку основной объем научной, аналитической работы проделывается на втором уровне самоуправления и именно на нем, без искажения формируется совокупная позиция участников страхования по вопросам законодательства и регулирования фермерской деятельности. На третьем же, самом высоком, уровне самоуправления, задачи взаимодействия с государством имеют место, поскольку они важны для определения стратегических параметров развития.
Что касается объектов, включаемых в состав стандартного страхового покрытия, то среди них ОВС - члены Ассоциации рассматривают следующие:
-
Страхование сельскохозяйственной техники и оборудования;
-
Страхование недвижимости;
-
Страхование урожая и другой продукции фермерского хозяйства;
-
Страхование животных;
-
Страхование от потери прибыли;
-
Страхование ответственности, в том числе за загрязнение окружающей среды.
Комментируя представленный список, хотелось бы заметить, что канадские ОВС пошли по пути полного или частичного вытеснения государства из всех подлежащих страхованию сфер своей деятельности.
Фактически на долю возможной государственной поддержки канадских фермеров - членов ОВС остается предоставление льготного внешнеэкономического или налогового режима. Даже возврат государством страховых премий страхователям (этот вид защиты широко практикуется, например, в России) не настолько актуален, так как эту функцию выполняют сами ОВС в процессе переоценки потенциальной убыточности рискового портфеля.
Таким образом, Ассоциация ОВС Онтарио в значительной мере обеспечивает защиту канадским фермерам от тех рисков, которые в большинстве стран принимает на себя государство. Однако, такой успех фермерских ОВС стал возможным именно в Новом Свете, так как во время зарождения (а точнее возрождения) страхования в Европе всеми странами активно применялись протекционистские меры для защиты своих сельскохозяйственных производителей. Поэтому у фермеров Старого Света не было потребности в создании крупной самоуправляемой организации, которая могла бы обеспечить их дополнительной защитой.
В Новом Свете, наоборот, с самого начала поселенцы были предоставлены сами себе, и проблема выживания на освоенных землях могла быть решена только путем объединения в организацию, в том числе, и для страхования рисков на взаимной основе. Вначале эти вопросы решались фермерами в рамках неформальных фермерских союзов, а с появлением национального страхового законодательства отношения взаимного страхования приобрели и свое должное юридическое оформление.
Именно поэтому, хотя страхование сельскохозяйственных рисков, в том числе и на взаимной основе, происходит и в Европе, только в Канаде инициатива самих фермеров привела к созданию финансового института, сравнимого по своим масштабам с крупными страховыми организациями.
Целесообразно проанализировать процесс акционирования ОВС, поскольку в 1990-е гг. в мире наблюдался наиболее массовый в истории переход компаний, оказывающих финансовые услуги, от паевой, взаимной формы организации к акционерной. Рост фондовых индексов привел к реорганизации многих ОВС в форму обществ с ограниченной ответственностью .
Принятие решения об акционировании лежит полностью во власти членов ОВС. Главной заботой органов страхового надзора в данном случае являются две проблемы:
-
Выполнение обществом своих обязательств перед клиентами.
-
Сохранение за страховщиком обязанности выполнять обязательства перед клиентами, с которыми были заключены долгосрочные договоры.
Процедура акционирования оформляется следующим образом:
-
В орган страхового надзора подается заявление о намерении акционировать ОВС.
-
Всем страхователям высылается извещение о намерении акционировать ОВС и копия вывода актуария.
-
Отдельно извещаются о своем праве выступить против акционирования в суде все лица, интересы которых могут быть затронуты25.
Таким образом, можно сказать, что процедура изменения организационно-правовой формы страховщика может проводиться практически в уведомительном порядке.
Проанализировав данные перемены, мы пришли к выводу, что, действительно многие из акционерных обществ смогли предложить большее количество услуг, однако мало кто смог добиться при этом конкурентоспособных цен, ведь освоение новых продуктов требует особой тщательности в подходе, анализе ситуации на рынке и, конечно, большого опыта.
Преимущества взаимной формы организации продемонстрировало крупнейшее британское ОВС, устоявшее во время массового акционирования Standart Life, предложившее широкий ассортимент страховых продуктов по конкурентоспособным ценам. Standart Life, имеющее очень высокий кредитный рейтинг, провело снижение премий на все продукты пенсионного страхования.
Результаты исследования свидетельствуют, что деятельность ОВС оказалась более успешной. Во-первых, объем собранных ими премий в страховании жизни рос в два раза быстрее, чем у коммерческих страховщиков26. В области страхования не-жизни разница практически не выражена, подпадает под размер статистической погрешности.
Во-вторых, в обоих крупных сегментах страхового рынка ОВС столкнулись с меньшим приростом убыточности, что отражает более высокую эффективность отбора рисков, производимого ими.
Причина наблюдаемых различий в том, что ОВС полностью сконцентрированы на удовлетворении запросов своих страхователей-совладельцев,. в то время как коммерческие страховщики обязаны также учитывать интересы своих акционеров. Как правило, конфликт интересов при коммерческой форме организации страхового фонда разрешается в пользу акционеров.
ОВС имеют и еще одно преимущество перед коммерческими страховщиками. В то время как банки, ставшие владельцами многих акционировавшихся страховых компаний, стали настаивать на уходе от обслуживания клиентов с низкой платежеспособностью или плохой кредитной историей, ОВС напротив, всегда позиционировали свои услуги как доступные для всех слоев общества.
Это преимущество ОВС не только является благом для менее обеспеченной части населения. Обзоры рынка сбережений указывают на то, что привлечение в сектор финансовых услуг менее обеспеченных потребителей помогло бы восполнить дефицит капитала на рынке.
Основными недостатками услуг, предлагаемых коммерческими организациями (и здесь речь уже идет не только о страховых услугах, но и о ряде других услуг, в частности об ипотечных кредитах), является то, что они имеют высокую стоимость, а суть услуг зачастую остается непонятной большинству потенциальных потребителей, неискушенных в тонкостях финансового дела. Основную ответственность за это, соответственно, несут руководители самих организаций, неверно определившие приоритеты при создании и продвижении финансовых продуктов, и понадеявшиеся на успех исключительно благодаря популярности идеи инвестирования в различные услуги и инструменты.
К сожалению, несмотря на то, что современная экономика развивается в соответствии с рыночными канонами и в нашей стране сформировался страховой рынок, отечественное взаимное страхование практически отсутствует.
Если проанализировать дореволюционный российский опыт организации системы взаимного страхования, то можно сделать вывод о том, что она осуществляла свою деятельность под надзором Министерства внутренних дел и Министерства финансов. Все общества разрабатывали свой устав, который подлежал утверждению Министерством внутренних дел. Отчеты о деятельности страхового общества ежегодно представлялись в Министерство финансов и публиковались в издававшемся в то время "Вестнике финансов, промышленности и торговли".
Организационными вопросами в земских учреждениях взаимного страхования занималось правление, которое включало трех распорядителей, избираемых на три года на общем собрании. Получивший наибольшее число голосов становился распорядителем - председателем в правлении. Ротация в правлении производилась раз в год: перевыбирался один член правления, то есть в течение трех лет состав правления полностью обновлялся. В состав управления страховым обществом входил наблюдательный комитет (что-то вроде ревизионной комиссии).
Для непосредственного ведения дел нанимали служащих. Их количество определялось финансовыми возможностями (при минимуме, равном трем должностям, служащими были управляющий, главный бухгалтер и кассир). Дела со страхователями вели сельские и волостные правления, которые производили оценку строений, ликвидировали пожарные убытки, осуществляли сбор премий, удостоверяли неизменяемость риска при возобновлении страхований, то есть исполняли все те функции, которые в частных страховых обществах выполняли агенты. Отметим, что впоследствии в земствах повсеместно стали учреждаться должности страховых агентов, непосредственно занимавшихся страховым делом и всеми операциями, связанными с ним и требующими специальной подготовки.
В России при необходимости создания обществ взаимного страхования целесообразно прибегнуть к использованию элементов, канадской системы организации взаимного страхования путем создания двухуровневой системы, в основу которой положено разделение труда между звеньями, направленное на повышение качества работы, осуществляемой на каждом уровне.
Хотелось бы добавить, что высокая доля взаимного страхования в развитых странах на рынке страхования обусловлена не только его высокой надежностью как одной из форм страховой защиты, но и его экономической привлекательностью. ОВС инвестируют свои резервы преимущественно по тем же направлениям, что и другие финансовые институты, в том числе коммерческие страховщики и банки, и имеют ту же доходность. Вместе с тем, будучи некоммерческими организациями, ОВС обеспечивают более выгодные условия накопления для страхователей, чем другие финансовые организации для своих клиентов. Данное положение дел заслуживает пристального внимания для российской экономики, испытывающей острейшую потребность во внутренних инвестиционных ресурсах.
Система страхования в АПК РФ
Анализируя практику страхования в сфере АПК, необходимо рассмотреть «подводные камни», которые таит в себе страховой процесс, а также то, на что участникам этот процесса следует обращать особое внимание, чтобы грамотно выстраивать деловые отношения и достигать тех целей, ради которых и заключается договор страхования.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, заключая договор страхования, не всегда представляют себе порядок построения взаимоотношений со страховой организацией. Данные взаимоотношения должны быть максимально прозрачны, - важно получить максимальную информацию друг о друге еще на этапе заключения договора страхования, что в дальнейшем позволит избежать многих двусмысленных и негативных ситуаций, включая судебные разбирательства.
Обратившись в страховую компанию, сельхозтоваропроизводитель автоматически становится потенциальным страхователем - покупателем страховой услуги. Но для оценки качества страховой услуги и принятия решения о покупке страхового полиса ему необходимо получить максимально полную информацию:
-
О самой компании: насколько она является финансово устойчивой, размер се собственного капитала и так далее;
-
О наличии действующей лицензии на страхование урожая сельскохозяйственных культур у страховой компании;
-
О порядке заключения договора страхования;
-
Ознакомиться с требованиями страховщика при: наступлении страхового события (порядок действий страхователя, перечень документов, предоставляемых на каждом этапе действия договора страхования);
-
Ознакомиться с условиями страхования (правилами, размером тарифов, франшиз, возможностью предоставления скидок, типовой формой договора страхования, перечнем предоставляемых документов для заключения договора страхования).
Это тот самый важный перечень информации, которая нужна страхователю, чтобы определиться - будет он сотрудничать с этим страховщиком или обратится в другую страховую компанию.
Заключение договора страхования осуществляется на основании данных сельхозтоваропроизводителя, указанных в заявлении-вопроснике, предоставляемом страховщиком. При этом страхователь обязан указать максимально полную и достоверную информацию по страхуемым объектам.
При согласовании условий страхования страховая организация в первую очередь оценивает сельхозтоваропроизводителей с точки зрения:
-
наличия опыта работы по производству, как правило, от 3-х и более лет;
-
обеспеченности сельхозтоваропроизводителя парком сельскохозяйственной техники для осуществления производства, а также для целей его использования в период произрастания сельскохозяйственных культур;
-
использования конкретной технологии производства продукции;
-
качества используемого материала; наличия страховой истории.
Страхователь должен знать, что страхование урожая сельскохозяйственных культур как с государственной поддержкой, так и без нее осуществляется исключительно при страховании всей посевной площади культуры.
Обязательным условием договора при страховании урожая сельскохозяйственных культур является оплата страховщиком расходов- на пересев и/или подсев. Подсев или пересев погибших и/или поврежденных сельскохозяйственных культур производится культурами из той же родственной группы, что и погибшая (пострадавшая) культура, то есть культурой, схожей по агротехнике возделывания и затратам. Пересев поврежденных посевов культурами, агротехника которых сильно отличается от агротехники поврежденной культуры, в обязательном порядке производится по согласованию обеих сторон - страхователя и страховщика. Страховщик вправе отказать в выплате затрат на пересев и/или подсев - в случае, если будет установлено что повреждение/гибель всех или части застрахованных полей не было связано с опасным гидрометеорологическим явлением, указанным в поступившем от страхователя заявлении о наступлении страхового события (случая).
При приеме рисков агропромышленного производства на страхование страховая организация вправе произвести осмотры страхуемых посевов в момент заключения договора страхования урожая сельскохозяйственных культур (в случае страхования уже имеющихся посевов), в период действия договора страхования.
В процессе своего исследования мы выявили основные заблуждения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Очень часто первоочередной причиной для оформления полиса или, наоборот, отказа от его заключения является стоимость страховки. Приобретая полис, страхователь оценивает именно этот фактор, но при этом не всегда объективно оценивает качество приобретаемой им страховой услуги.
Достаточно часто страхователь даже забывает внимательно изучить подписываемый им полис и задать самые простые вопросы представителю страховой компании. Такие, например, как «Каким образом будет рассчитан размер страхового возмещения?», «Что необходимо предоставить при наступлении страхового события?» и так далее. При этом, как правило, низкая стоимость страхования обусловлена неполным покрытием страховых рисков, высокой франшизой, что ставит под сомнение получение сельхозтоваропроизводителем полного возмещения ущерба при страховом случае. Однако, заключив договор, сельхозтоваропроизводитель нередко пребывает в уверенности, будто приобретенный полис покрывает все риски его производственной деятельности, в том числе и хозяйственные риски.
Зачастую сельхозтоваропроизводитель уверен в том, что заключение договора страхования автоматически обязывает страховую компанию выплатить ему возмещение в любом случае и при любых обстоятельствах. Однако эти предположения не соответствуют действительности.
Условия заключаемого договора страхования и соответствующий раздел правил страховой компании в обязательном порядке должны быть внимательно изучены сельхозтоваропроизводителем (страхователем). Наиболее тщательно следует изучить порядок выплаты страховой компанией возмещения. Тем не менее, страхователи вспоминают об этом только в случае получения отказа из страховой компании в выплате возмещения.
Именно поэтому сельхозтоваропроизводителю необходимо знать, что, подписав договор со страховой организацией, он автоматически приобретает не только права, но и обязанности, а именно:
-
своевременная оплата страховой премии. Договор страхования можно считать действующим при условии оплаты страховой премии не позднее срока, указанного в рамках подписанного договора и в выставленном страховщиком счете;
-
своевременное уведомление страховой организации о факте, который может быть признан страховым случаем, - не позднее сроков, указанных в договоре страхования и приложениях к нему. При этом допускается предоставление уведомления по факсу. Страхователь должен требовать от страховщика письменный акцепт посланного им уведомления о наступлении страхового события (случая);
-
своевременное представление статистических документов, подтверждающих факт недобора продукции, - в соответствии с установленными сроками для форм отчетности;
-
своевременное уведомление страховой организации о проведении контрольных проверок, обследований застрахованных объектов, - не позднее сроков, указанных в заключенном договоре и приложениях к нему. При этом страхователь должен требовать от страховщика письменный акцепт направленного им уведомления о сроках проведения соответствующего обследования застрахованных объектов;
-
страховщик вправе запросить дополнительные документы аналитической, статистической и бухгалтерской отчетности для подтверждения размера ущерба и факта своевременного и полного выполнения сельхозтоваропроизводителем обязательных технологических операций по производству продукции;
-
одним из частых заблуждений сельхозтоваропроизводителей является то, что наступление опасного агрометеорологического явления и предоставление соответствующих форм отчетности с указанием соответствующих показателей, подтверждающих факт недобора продукции, автоматически влекут за собой выплату страхового возмещения;
-
предоставление справки сельхозтоваропроизводителем из территориального подразделения Росгидрометцентра. При этом страховщик вправе запросить из федеральной службы Росгидрометцентра и входящих в его структуру подразделений справку, подтверждающую факт наступления опасного гидрометеорологического явления в период действия договора страхования и, соответственно, в период производства застрахованной сельскохозяйственной продукции.
Нередко страхователи не считают нужным оповестить страховую организацию о наступлении страхового события согласно установленным в рамках подписанного договора срокам. И только потом, уже после того, как, например, произвели уборочные работы и в конце октября — начале ноября отчитались в органах статистики, направляют заявление о наступлении страхового случая в страховую организацию, что является грубым нарушением условий договора страхования, что, в свою очередь, приводит к тому, что страховщик вынужден отказать в выплате страхового возмещения.
Для упрощения достаточно сложной процедуры урегулирования претензий для самого сельхозтоваропроизводителя очень важным является выполнение требований страховой организации, с которыми страхователь по существу согласился, заверив договор страхования своей подписью и печатью.
Становится очевидно, что в сложившихся условиях потребности в страховой защите сельскохозяйственных товаропроизводителей в силу специфики их деятельности в полной мере не удовлетворяются. Это обусловило необходимость обращения к забытым принципам взаимопомощи.
Организационно-экономический механизм сельскохозяйственных страховых кооперативов.
В настоящее время не многие сельхозтоваропроизводители участвуют в аграрном страховании. Причина этого, в первую очередь, заключается в высоких тарифах и отсутствии денежных средств у сельских товаропроизводителей на приобретение страховой защиты в коммерческих страховых компаниях. Кроме того, действующий порядок субсидиарного страхования предусматривает участие в страховом процессе только тех сельхозтоваропроизводителей, которые относятся к юридическим лицам и КФХ, а такая форма организации сельскохозяйственного производства, как личные подсобные хозяйства не является объектом страховой защиты.
Система экономических отношений сельскохозяйственных страховых кооперативов включает следующее:
-
Порядок и условия формирования и использования паевого и страхового фонда страховых сельскохозяйственных кооперативов (Кооператив, ССК);
-
Механизм отношений сельскохозяйственных страховых кооперативов с союзами ССК, с системой аграрного страхования, с банковской системой и системой кредитной кооперации.
Паевой фонд сельскохозяйственного страхового кооператива формируется за счет обязательных паевых взносов сельхозтоваропроизводителей, размер которых должен быть одинаков для всех участников. В формировании паевого фонда могут участвовать не только страхователи, но и различные ассоциации и фонды. В случае, когда размер паевого фонда не отвечает поставленным целям и задачам предусматривается взимание дополнительных паевых взносов, что определяется Уставом или решением общего собрания членов Кооператива.
Следует отметить, что паевой фонд Кооператива является гарантией его платежеспособности, что обеспечивает страховые интересы его членов. В зарубежной практике размер паевого фонда таких организационно-правовых форм устанавливается законодательно. Российская нормативно-правовая база данное условие пока это не определяет, что было отмечено в предыдущей главе нашего исследования.
Требования к порядку формирования паевых фондов сельскохозяйственных страховых кооперативов являются необходимыми, что связано с общей ситуацией в аграрной экономике. Так, большая часть сельхозтоваропроизводителей убыточна. Кроме того, следует учесть тот факт, что предусматривается участие в данном Кооперативе крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, ввиду чего размер паевого фонда определяет уровень доверия к нему со стороны потенциальных его участников.
Для обеспечения платежеспособности в сельскохозяйственном страховом кооперативе формируется резервный (гарантийный) фонд. Его размер и соотношение с паевым фондом определяется уставом Кооператива или решением общего собрания его членов. Данное условие является обязательным. Источниками формирования резервного или гарантийного фонда выступают доходы от страховой, инвестиционной и других видов деятельности. Использование его в качестве инвестиционных ресурсов строго регламентируется и контролируется, ввиду его целевой направленности.
Финансовые отношения в сельскохозяйственных страховых кооперативах, также как и в коммерческих страховых организациях направлены на создание и использование страхового фонда. Страховой фонд создается за счет уплаты страховых взносов. Но, в случае наступления крупных ущербов когда средств страхового фонда недостаточно предусматривается оказание государственной поддержки на его пополнение в различной форме. Одним из видов государственной поддержки может выступать бюджетная субсидия. Другой вид государственной поддержки - это выделение льготных кредитов на пополнение страховых фондов Кооператива. Такой опыт широко используется зарубежом. Так, в Японии, Франции, США государство предоставляет ССК в случае получения крупных ущербов льготные кредиты и субсидии на пополнение их страховых фондов.
Положительным фактором для сельхозтоваропроизводителей и как следствие повышением их страховых интересов является независимость цены на страховые продукты от рыночных факторов. В страховом тарифе не закладывается прибыль страховщика, ввиду чего, он предполагается ниже чем в коммерческих страховых организациях. Таким образом, сельскохозяйственный страховой кооператив выступает конкурентом для коммерческих страховых компаний. Которые, в свою очередь, при успешном развитии ССК вынуждены снижать размер страховых тарифов, что выступает еще одним положительным фактором для сельскохозяйственной отрасли экономики. Размер страхового тарифа в Кооперативе определяется на основе принципа эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя (не закладывается прибыль страховщика, размер расходов на ведение дела минимальный).
Формирование страхового фонда подразумевает создание гарантии защиты от наступления нежелательного события, но в тоже время его размер не всегда способен покрыть ущерб. Поэтому обеспечением взятых на себя обязательств выступает инвестирование средств страхового фонда. В данном случае следует сделать акцент на том, что инвестирование для Кооператива не основная цель, полученный инвестиционный доход позволяет повысить гарантию его платежеспособности. Поэтому, разница от полученного инвестиционного дохода направляется на организацию превентивных мероприятий и снижение стоимости страховых услуг. В тоже время, использование средств страхового фонда должно быть ограниченным, что предусматривается Уставом или решением общего собрания членов ССК.
Аккумулирование финансовых средств в страховом фонде и других резервах кооператива рассматривается как стабильный источник инвестиционных ресурсов для членов Кооператива. При этом доступ к ним открыт как мелким, так и крупным сельхозтоваропроизводителям. Это очень важно, учитывая, что в настоящее время в сельскохозяйственной отрасли в качестве получателей инвестиций выступают в основном только сельхозпредприятия, личные подсобные хозяйства, средние и мелкие крестьянские (фермерские) хозяйства не рассматриваются в качестве получателей инвестиционных средств.
Таким образом, вступление в состав сельскохозяйственного страхового кооператива означает для сельхозтоваропроизводителя независимо от организационно-правовой формы и размеров его производственной деятельности получение доступа к дополнительным финансовым источникам.
Учитывая то обстоятельство, что сельскохозяйственный страховой кооператив представляет собой потребительский кооператив, он вправе не создавать соответствующие резервы, как это предусматривается для страховых организаций. Поэтому, решение по поводу формирования страховых резервов принимается его членами на общем собрании. Учитывая тот факт, что на этапе становления Кооператива проблема скудности его первоначального капитала очень актуальна и разбиение тех средств, которыми он располагает в этот момент для него очень проблематично. Однако, по мере расширения деятельности, члены ССК принимают решение по поводу формирования и использования своих резервов.
Деятельность страхового кооператива, в силу поставленных перед ним задач, предусматривает выполнение мероприятий по предупреждению различных рисков природного и иного характера. Для этих целей в ССК в обязательном порядке создастся резерв предупредительных (превентивных) мероприятий. Данный фонд формируется кооперативом по рисковым видам страхования (страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений) и используется для финансирования мероприятий по предупреждению рисков в растениеводстве. Порядок формирования и использования фонда предупредительных мероприятий определяется Уставом или решением общего собрания кооператива, который предусматривает и условия его инвестирования. Следует отметить, что фонд предупредительных мероприятий не зависит от страховых выплат, ввиду этого, порядок его инвестирования определяется Уставом или общим собранием членов Кооператива и строго не регламентируется.
Особенностями инвестиционной политики сельскохозяйственного страхового кооператива выступают следующие условия:
-
доходность инвестиций не может быть ниже уровня, использованного при расчете страховых тарифов;
-
договоры страхования носят среднесрочный характер (не более 1 года);
-
в виду специфики сельскохозяйственной отрасли и финансовой нестабильности сельхозтоваропроизводителей поступление страховых премий характеризуется неравномерностью и нестабильностью;
-
инвестирование страховых премий должно быть ограничено, что связано с высокой зависимостью производственной деятельности сельхозтоваропроизводителей от природных рисков;
-
высокая вероятность страховых случаев при сельскохозяйственном страховании подразумевает доходность инвестиционных вложений.
В силу того, что аграрная отрасль имеет высокую зависимость от рисков природного характера, проявление которых может приобретать катастрофический характер, что ставит под угрозу функционирование сельскохозяйственного страхового кооператива. Так, данная форма организации страхового фонда подразумевает состав участников, территориально близко расположенных. Когда при страховании урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений проявление природных рисков, например засухи, происходит на значительной территории, что означает неспособность возместить полученный ущерб. В этом случае, страховой кооператив может перестраховать часть или все риски в страховой компании. Таким образом, доступ к коммерческому страхованию открывается всем сельхозтоваропроизводителям и крупным и мелким. Другой формой обеспечения своих обязательств для ССК является перестрахование в финансово-экономической среде кооперативного страхования. Формой организации кооперативного перестрахования и сострахования выступают союзы сельскохозяйственных страховых кооперативов. Данный аспект подразумевает многоуровневую систему организации кооперативного сельскохозяйственного страхования. Первичным звеном выступают сельхозтоваропроизводители (всех организационно-правовых форм), второй уровень представлен сельскохозяйственными страховыми кооперативами, а высший, третий уровень представлен союзом сельскохозяйственных страховых кооперативов. Данная форма организации сельскохозяйственного кооперативного страхования строится по принципу страхового пула, что обеспечивает эффективность страховой защиты сельхозтоваропроизводителей на принципах сострахования и перестрахования.
Трёхуровневая система организации страховой сельскохозяйственной кооперации позволяет создать эффективный институт финансовой защиты. Где, территориальное распределение рисков обеспечивается высшим звеном (3 уровень), а возможности для страхового поля выше, чем для коммерческой страховой компании, что обеспечивается участием во 2-ом уровне всех организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства. Таким образом, решается проблема эффективности сельскохозяйственного страхования для хозяйствующих субъектов в отрасли сельского хозяйства в целом.
Страховой кооператив как любой хозяйствующий субъект должен уплачивать налоги и другие платежи (отчисления во внебюджетные фонды) в виду своей некоммерческой деятельности он вправе на льготное налогообложение. Но данный момент противоречив, что характеризуется действующим законодательством и предполагает сложности по этому вопросу на практике. В связи с тем, что страховые кооперативы - это потребительские кооперативы и их цель направлена на возмещение ущербов непосредственно его участникам, возможен подход, при котором частичное или полное освобождение от налогообложения может рассматриваться. Страховые взносы по сельскохозяйственному страхованию, уплаченные сельхозтоваропроизводителем включаются в себестоимость производимой продукции полностью (100%).
В настоящее время, ни одна из существующих концепций не рассматривает страховые кооперативы в качестве полноправных участников системы сельскохозяйственного страхования. Причины данной ситуации связаны с отсутствием соответствующего законодательства, а полемика и дискуссии по вопросу места некоммерческого страхования в экономической системе ограничивается только обществами взаимного страхования (ОВС).
Таким образом, место Кооперативов в системе сельскохозяйственного страхования правомочно и равнозначно страховым коммерческим учреждениям. Это подтверждается их целевым характером и способностью решать задачи финансовой защиты аграрной отрасли экономики от наступления стихийных бедствий и нежелательных событий. Тем более, что роль малых форм аграрного производства велика в современных условиях России.
Ввиду того, что сельскохозяйственные страховые кооперативы строят свои отношения на финансовой основе, хранение и использование их денежных средств осуществляется в банках, кредитных кооперативах, обществах взаимного кредитования.
Для решения проблем развития сельскохозяйственных страховых кооперативов предложены следующие условия их финансово-экономического механизма.
-
Система экономических отношений сельскохозяйственного страхового кооператива направлена на формирование и использование паевого, страхового и других специальных фондов, гарантирующих его платежеспособность.
-
Одним из способов обеспечения платежеспособности ССК является инвестиционная деятельность, доход от которой направляется на снижение размеров страховых тарифов, а в отдельных случаях и освобождение сельхозтоваропроизводителей от уплаты очередных страховых взносов. Кроме того, инвестирование средств страхового сельскохозяйственного кооператива решает проблему финансирования превентивных мероприятий. Это положительно влияет на снижение вероятности наступления природных и иных рисков.
-
Способом обеспечения платежеспособности Кооператива выступает размер паевого и гарантийного фондов. Соответствие их размеров вероятному и фактическому ущербу определяется Уставом или решением общего собрания членов ССК и обеспечивается инвестиционным механизмом. Следует отметить, что использование средств этих фондов в качестве инвестиционных ресурсов строго регламентируется, ввиду их целевого назначения.
-
Экономическим инструментом обеспечения обязательств Кооператива перед своими участниками выступает сострахование и перестрахование, реализация которых осуществляется как в финансово-экономической среде страховой кооперации, так и посредством участия в коммерческом страховании. Таким образом, все сельхозтоваропроизводители, независимо от организационно-правовой формы, посредством сельскохозяйственной страховой кооперации выступают объектом интересов коммерческого страхования.
-
Взаимоотношения сельскохозяйственных страховых кооперативов с внешней средой строятся посредством экономических отношений со страховой, банковской, бюджетной и другими системами. Таким образом, сельскохозяйственный страховой кооператив в силу возложенных на него функций и задач является полноправным участником системы сельскохозяйственного страхования. Представляя собой альтернативную форму коммерческой страховой защиты, выступает её реальным конкурентом. Именно данный аспект положительно влияет на снижение цены на страховые услуги коммерческого страхования и способствует развитию сельскохозяйственного страхового рынка.