Advertisement

Книга "Маркетинг в кредитных кооперативах. Том 1"

Выжить в условиях нарастающего кризиса Вам поможет опыт зарубежных и российских коллег. 

Предлагаем к прочтению первый том методического пособия "Управление функциями маркетинга в КПК".

Зарубежный опыт кредитной кооперации

Зарубежный опыт кредитных кооперативов

Кредитные кооперативы за рубежом являются самыми популярными финансовыми институтами. Кредитные кооперативы удовлетворяют потребности сельскохозяйственного населения в кредитах от 30 до 90%. Даже в небольших государствах кредитная кооперация - заметное и динамично развивающееся явление. В нашей стране кредитная кооперация начала активно развиваться после распада СССР, в то время, как в капиталистических странах кредитные кооперативы имеют за своими плечами более чем 100-летний опыт развития. В связи с этим является целесообразным подробнейшим образом изучить зарубежный опыт развития кредитных кооперативов с той целью, чтобы применить наиболее успешный опыт в нашей стране. Но применять зарубежный опыт в нашей стране нужно аккуратно и последовательно, учитывая культурные, социальные и экономические различия нашей и какой-либо другой страны.

В данном разделе мы попытались изучить опыт большинства стран, в которых наиболее активно развита кредитная кооперация. Ниже Вы можете ознакомиться с результатами нашего исследования.

Если у Вас есть интересная информация о состоянии кредитной кооперации в какой-либо стране, пришлите её нам, мы обязательно её опубликуем.

История возникновения сельских кредитных кооперативов

В Китае сельские кредитные кооперативы (СКК) существовали еще до 1949 г. Их активно организовывала КПК на освобожденных территориях. Так, еще в 1930-х годах они действовали в старых революционных базах приграничного района Шаньси-Ганьсу-Нин-ся. После образования КНР СКК стати создаваться по всей стране в соответствии с решениями Всекитайской конференции по сельским финансам (1951).

В условиях глобализации экономики стабильное функционирование сельскохозяйственного производства, а также его модернизация предполагают обязательное привлечение кредитных ресурсов. Важный фактор, определяющий эффективность кредитования АПК, — развитые институты, обеспечивающие оперативное доведение необходимых заемных средств до заемщика по приемлемым условиям.

 

История возникновения и сущность кредитных союзов

История кредитных союзов берет свое начало в XIX в. Уже в то время в Германии и Австрии существовали два вида данных организаций: сельские и городские. Сельские кредитные союзы в Германии появились благодаря Ф.В. Райффайзену. Эти кредитные ассоциации получили широкое распространение и стали называться системой Райффайзена. Примерно в это же время Герман Шульце создал систему ссудных ассоциаций. У этих двух систем были как общие черты (например, принцип “один человек — один голос”), так и различия. В основе модели Райффайзена лежали христианские идеалы, и она была предназначена для сельских жителей (в основном фермеров). Членами ассоциации
фермеров могли быть только прихожане одной церкви. При создании же ссудных ассоциаций руководствовались более прагматичными соображениями: они предназначались для городского населения (рабочие и ремесленники), и система членства была открытой.

Кредитная кооперация - самая массовая из кооперативных организаций населения. Особая привлекательность кооперативного кредита обусловлена несколькими обстоятельствами.

Во-первых, в отличие от банков, придерживающихся принципа коммерческой тайны (в том числе в отношениях со своими вкладчиками), а следовательно, ставящих вкладчиков в положение статистов, никак не влияющих на коммерческую деятельность этого учреждения, кредитные кооперативы предполагают демократический принцип организации управления, абсолютную транспарентность осуществления финансовых операций.

Во-вторых, организация кредитной кооперации позволяет ее членам эффективно сберегать свои средства, а коммерческая прибыль, формируемая за счет обслуживания прежде всего пайщиков, идет в том числе на увеличение первоначально вложенных ими средств.

В-третьих, актуальность кредитной кооперации обусловлена необходимостью сохранения альтернативной банковской кредитной системы, расширяющей возможность доступа граждан и кооперативных объединений к кредитным ресурсам. Дело в том, что потенциальные предприниматели, не имеющие залогового имущества, и кооперативные объединения не пользуются доверием на рынке капитала и получают займы на короткий срок и под высокий процент. Это в свою очередь ослабляет социальный механизм рекрутирования в рынок новых субъектов.

Кредитная кооперация реализуется в двух формах:

  • кредитные потребительские общества;
  • простые кредитные товарищества производственной кооперации.

Такая структура кредитной кооперации появилась с момента ее зарождения и существует по сей день.

Задуманные Г. Шульцем (1808-1883) и созданные и местечке Делич в 1850 г. как «ссудные ассоциации» ремесленников кредитные кооперативы с тали популярными среди всего населения и превратились в эффективный инструмент избавления от эксплуатации со стороны банков и ростовщиков. Движение Шульца-Делича получило достаточно широкое распространение. Уже в 1859 т. в двух германских провинциях насчитывалось 183 кооператива, объединявших более 18тыс. пайщиков. К 1913 т. это движение охватывало 3 599 кооперативов.

Цель создания доступного кредита для сельских товаропроизводителей преследовал Ф. В. фон Райффайзен (1818 1888), создавая в 1849 г. первый кредитный кооператив.

В 1864 т.. будучи мэром Хеддеслорфа. он открыл «Хеддеедорфское общество благосостояния», а в 1876 г. - Рейнский банк сельского кредита, выполнявший в известной мере функции центробанка. объединив деятельность разрозненных кооперативов в национальное движение. В результате этого темпы роста начинания фон Райффайзена, скромные на первом этапе, резко возросли. В 1888 г. в Германии действовало уже 425 обществ, а к 1912г. их число превысило 8 ООО.

Сегодня движение Райффайзена охватывает 900 000 кооперативов, примерно 500 млн пайщиков, ведущих работу почти в 100 странах мира.

И кредитные потребительские общества, и кредитные товарищества производственной кооперации имеют общие черты, объединяющие их в особый вид кооперации. Если потребительские кооперативы, обобществляющие сферу услуг; являются институционально общественными объединениями и далеко не все имеют коммерческую сторону деятельности, то кредитные потребительские кооперативы (не считая самодеятельных касс взаимопомощи, создаваемых исключительно с целыо краткосрочного кредитования своих членов) обязательно наделяются таковой функцией. Включение коммерческой составляющей в функционирование кооперативного кредита потребителей обусловлено следующими факторами:

  • необходимо обеспечение дохода на вложенные пайщиками средства на уровне не ниже банковской ставки по вкладам;
  • коммерческий оборот средств в кредитной кооперации способствует сохранности вложенных пайщиками средств от инфляции и девальвации;
  • финансовая сфера, в которой осуществляют свою деятельность кредитные кооперативы, требует высококвалифицированного менеджмента, что предполагает наличие в управленческом аппарате кредитной кооперации высокооплачиваемых специалистов. Это также предполагает наличие дохода, обеспечивающего участие в деятельности объединений подготовленных служащих.

Таким образом, обязательное присутствие в кредитной кооперации обеих форм коммерческой составляющей делает их во многом схожими. Кроме того, единая сфера финансовой деятельности обуславливает общие методы работы, инструментарий и во многом одинаковые правовые условия функционирования. Гак, например, в Европейском Союзе все кредитные учреждения руководствуются единообразными правовыми нормами лицензирования и осуществления деятельности, слияния, определения достаточности капитала, гарантии депозитов |2|.

В современном мире кредитная кооперация успешно развивается как в одной, так и в другой формах. В ст ранах с развитыми кооперативными финансовыми институтами от30 до 90% потребности сельских товаропроизводителей удовлетворяется за счет кредитных товариществ. Успешное развитие кооперативного кредита привело к созданию во многих странах кредитных банков: Рабобанк (Нидерланды). Креди Агриколь и Креди Мютюэль (Франция). Норипчукии Банк (Япония), Дежарден (Канада).

Но данным Всемирного совета кредитных союзов, в 96 странах мира действуют около 50тыс. кредитных союзов, обслуживающих около 178 млн пайщиков. Общие активы кредитных союзов составляют более 1.2 трлн долл. (табл. 1).

Доля пайщиков кредитных кооперативов среди трудоспособного населения в Ирландии составляет 100 %, в Канаде - 45 %, в США - 40 %.

Показатели, приведенные в табл. 1. свидетельствуют о существенной коммерциализации деятельности кредитных объединений обеих форм. Если число кооперативных союзов за 5 лет (2003-2007 гг.) увеличилось па 21,4%, число пайщиков - на 43.6%. собственные сбережения пайщиков - па 50.6 % (что сопоставимо с ростом членской массы), то размеры кредитного портфеля выросли за этот же период па 75.6%. Таким образом, клиентская база, обслуживаемая кооперативным кредитом, значительно шире собственной членской массы.

Высокие показатели коммерциализации деятельности потребительских кредитных кооперативных союзов помимо других причин обусловлены тем обстоятельством, что зачастую «кооперативный бренд» является средством «демократизации» капиталистических финансовых институтов. Несмотря на 10. что либеральные эксперты оценивают факт вовлечения в сферу финансового обслуживания широких масс населения, включая его малосостоятельную часть, как безусловное благо для потребителей кредитных услуг, этот процесс в первую очередь служит расширению масштабов и приданию стабильности бизнесу.

Показатели деятельности кредитных союзoв в мире в 2003-2007 гг., млрд долл.

Покупатель

2003

2004

2005

2006

Сумма

2007 к 2003,%

Число кредитных союзов, ел.





49 134

121.4

Число пайщиков, тыс. чсл.

123 -197

128 338

157 103

172 007

177 384

143.6

Сбережения пайщиков

656

707

764

904

988

150.6

Кредитный портфель

483

531

612

758

848

175,6

Активы

758

825

894

1 092

1181

155.6

Ярким образцом такого преуспевающего финансового предприятия является канадский союз кредитных потребительских кооперативов «Дежарден».

Союз кредитных кооперативов «Дежарден» был создан в 2002 г. финансовой группой «Дежарден». Но сути он стал инструментом привлечения сбережений граждан Канады в существующую финансово-предпринимательскую систему. Первоначальный капитал для дальнейшего продвижения кредит а в массы был выделен группой «Дежарден», которая выкупила у правительства Онтарио Сельскохозяйственный сберегательный банк. Новая организация обеспечивает финансовыми услугами 75 000 пайщиков в 25 кооперативах. Активы союза превышают 18 млрд долл.

Кооперативный союз составляет лишь одно из направлений деятельности большой федерации финансовых институтов, позволяющих расширить функциональное пространство бизнеса за счет малоимущих слоев населения. В федерацию входят помимо кооперативного объединения банк в штате Флорида (США), филиал центральной кассы в Соединенных Штатах, компания «Международное развитие Дежарден» - финансовое учреждение, оказывающее техническую поддержку и инвестирующее в микрофинансовый сектор развивающихся стран.

Благодаря деятельности этого института малые финансовые структуры укоренились в 25 странах Африки, Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы. В состав федерации интегрированы:

  • компания «Дежарден Трай», осуществляющая инвестиционные программы, управление имуществом, брокерские услуги и услуги по дополнительному пенсионному обеспечению;
  • акционерное общество от крытого типа - кооператив «Капитал Регионал» (руководство последним целиком осуществляется компанией «Дежарден Венчур Капитал»), главная цель которого состоит в привлечении сбережений всех групп населения в фонды организаций, входящих в федерацию «Дежарден».

Как и другие крупные финансовые компании. «Дежарден» имеет собственную структуру, функционирующую на рынке страхования. - страховую компанию «Сертас Директ Иннпорапс», действующую в двух провинциях Канады. Другая страховая компания, входящая в федерацию, - «Дежарден Дженерал Инииоранс». Она занимается страхованием собственности малого и среднего бизнеса. Страховой группе подчиняются 4 дочерних компании.

Благодаря «демократизации» кредита и привлечению в сферу бизнеса своих финансовых институтов широких слоев населения, «Дежарден» меньше, чем другие финансовые институты, пострадал от последствий финансового кризиса. И хотя рентабельность капитала корпорации снизилась в 2007-2008 гг. с 12.5 до 7.8%. ее абсолютный объем составил 87 млн долл. В то время как другие страховые и брокерские фирмы, входящие в федерацию, испытывали в III квартале 2008 г. большие трудности. 7 народных касс, составляющих ядро группы «Дежарден», объявили о прибыли в размере 212 млн долл., что на 10% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Несмотря па кризис, сеть народных касс продолжает расширяться. Вместе с тем кооперативная деятельность реализуется в «Дежарден» не вполне последовательно. Вели внутри народных касс поддерживается демократический порядок: управленческие решения согласовываются с пайщиками, то определение стратегии и важнейшие шаги текущей работы обязательно требуют одобрения руководством федерации. При этом из организации кредитного потребительского союза изъят главный принцип кооперации - принцип прямой демократии, что фактически ведет к отстранению членской массы отрешения стратегических вопросов. Вся кооперативная система основывается на 17 советах представителей: 16 от народных касс и один от кредитного союза. Высшим управляющим органом федерации является Федеральный совет директоров, который включает только 17 консульских директоров, избираемых от 255 членов советов представителей, 4 генеральных директоров и президента группы «Дежарден».

Важнейшие вопросы жизнедеятельности кредитной кооперативной системы решаются не пайщиками, а федерацией. Например, кооперативы регулярно получают «сверху» процентные ставки по кредитам. Кредитные комитеты, состоящие из пайщиков, были ликвидированы в 1996 г. и заменены административными комитетами из профессионалов-наемных менеджеров. Однако в связи с унификацией директивного руководства отдельными кассами со стороны федерации деятельность и этого относительно автономного органа приобретает формальный характер.

Кооперативная система «Дежарден» привлекает в свои ряды широкие слои населения. Значительный охват членской массы (на один кооператив приходится не менее 10 ООО чел.) достигается за счет минимальной ставки вступительного взноса в 5 долл. Внутри кооперативов существует избирательный подход к пайщикам. Более состоятельным из них предлагаются серьезные преференции, что создает угрозу другому кооперативному принципу - равных прав кооператоров. Такое положение дел неизбежно приводи т к аккумулированию основных финансовых операций объединений вокруг небольшой группы состоятельных пайщиков. Так, во Фрамнтоне 6% пайщиков представляют 80% депозитов кассы. Среднее соотношение состоятельных пайщиков к депозитной базе в других кассах группы примерно 5 к 30. Дивиденды, которые получает пайщик. пропорциональны сумме произведенных им сделок, т.е. чем больше сделок совершает пайщик, тем больше дивидендов он получает. Не трудно предположить, что большую их долю получают капиталистые кооператоры.

Привлекатслыюсть кооперативного движения для всех членов объединений поддерживается системой мер, направленных на обеспечение безопасности вложенных средств. В 1980 г. был создан стабилизационный фонд, в котором в настоящий момент сосредоточено 590 млн долл. Кроме того, по решению пайщиков при народных кассах создаются фонды общественного потребления. Таким образом, несмотря на выраженный коммерческий характер кредитной системы «Дежарден», нельзя отрицать, что благодаря привлечению в этот финансовый институт широких слоев населения с низким и средним уровнем доходов, либерализации принципов их обслуживания, внутреннее содержание организации неизбежно приобретает социальную направленность и выполняет важную роль в повышении благосостояния пайщиков.

Еще более эффективной представляется деятельность кредитных объединений с последовательно выраженным кооперативным характером. Так, кредитная кооперация Германии, являющаяся составной частью Немецкого кооперативного союза Райффайзен, способствует развитию мелкого предпринимательства прежде всего в сельской местности.

В настоящее время в Германии действуют около 2.5 тыс. кредитных кооперативов с более чем 14,5 млн членов и 30 млн клиентов. Около 80% фермеров, 60% ремесленников, 75% торговых посредников являются паедержателями и клиентами этих организаций. Кооперативный банковский сектор занимает значительное место в кредитной системе страны. На его долю приходится свыше 19% совокупного баланса всех универсальных банков страны, 25% вкладов небанковской клиентуры. Децентрализованная структура дает возможность наладить тесный контакт с клиентами, обеспечивает гибкую политику и делает процесс принятия решений по выдаче кредитов более коротким.

Общими принципами, обязательными для реализации всеми товариществами, являются:

  • взаимопомощь, означающая объединение субъектов, находящихся в сходных условиях, и их финансовых ресурсов для создания общими усилиями предприятия и принимающих на себя обязательства по взаимному поручительству;
  • самоуправление, т.е. порядок, при котором учредители сами устанавливают и регулируют внутренние взаимоотношения в товариществе, защищая его тем самым от постороннего влияния. Пайщики самостоятельно определяют структуру и компетенции руководящих органов товарищества, предмет его хозяйственной деятельности. При этом действует твердое правило - один пайщик имеет при голосовании одни голос;
  • взаимная ответственность-принцип организации, при котором члены кредитного товарищества несут совместную и солидарную ответственность за деятельность кооператива;
  • кооперативная идентичность, т.е. устанавливаемая обоюдная связь между пайщиком и товариществом. С одной с тороны, он выступает учредителем, совладельцем товарищества, а с другой - потребителем или пользователем продукта его дея тельности;
  • добровольность, предполагающая свободу принятия решения индивидуумом о возложении на себя обязательств и получения прав при вступлении к товарищество;
  • открытость, состоящая в праве стать учредителем кредитного товарищества каждого признающего законодательные и уставные положения о товариществах, независимо от социального статуса, профессии, политических взглядов и т.д.;
  • локальная и региональная ориентация деятельности. означающая ограничение географической сферы деятельности товарищества с целью наиболее полного учета потребностей своих учредителей:
  • взаимодополняемость - подразумевает, что товарищества при решении своих многочисленных вопросов, часть из которых требует высокого профессионализма. передают их институтам других уровней.

По принципу «единство делает сильными» первичные кооперативы создали 35 региональных и центральных кооперативных объединений. Данные центральные союзы принимают на себя те задачи, которые не могут быть решены первичными кооперативами в силу их экономической и финансовой емкости.

Германская кредитная кооперация представляет собой типичный пример интегрированной финансовой системы, включающей как производственные кредитные товарищества товаропроизводителей, так и разветвленную сеть народных банков, деятельность которых заключается в организации потребительского кредита. В центре данной банковской группы находятся 2 500 действующих на местах, независимых в правовом и экономическом плане и тем самым действующих под свою ответственность народных банков. И хотя один из родоначальников немецкой кредитной кооперации Ф. В. Райффайзен считал невозможным выдачу ссуд на цели потребления в связи с риском невозврата денежных средств, именно потребительское кредитование приобретает в современной Германии массовый характер. Обороты потребительского кредитования превышают размеры финансовой деятельности товариществ, обслуживающих мелкое товарное производство, приблизительно в 25 раз.

Кредитные производственные товарищества (или аграрные кооперативы) создают благоприятные условия становления, развития и укрупнения сельских хозяйств товаропроизводителей. Пожалуй, не существует более эффективного инструмента расширения немецкого рынка продовольствия, чем самодеятельная организация сельского населения посредством кооперации.

Чтобы представить разнообразие сфер приложения кооперативного кредита в отраслях аграрного производства Германии, приведем данные, относящиеся к концу прошлого столетия и характеризующие функциональные направления кредитной кооперации (табл. 2).

Помимо прямых функций обеспечения товаропроизводителей кредитом на льготных условиях кооперативные объединения выполняют сбыто-снабженческие операции, оказывают маркетинговые услуги, поставляют сельскохозяйственную технику. Важнейшая черта, отличающая производственные кредитные кооперативы от потребительских объединений. прямо вытекает из характеристики сферы обслуживания. Если в случае с кредитованием потребительских ссуд достаточно относительно небольших сумм краткосрочного финансирования. то кооперативное кредитование производства (особенно в сельскохозяйственное производство) требует значительно более продолжительного срока предоставления кредита, отличающегося от предпринимательского своими размерами.

Таблица 2

Функциональные направлении кредитной кооперации в Германии, ед.

Вид

Количество

Кредитные кооперативы с торговой деятельностью

566

Закупочные и сбытовые кооперативы

576

Животноводческие кооперативы

455

Молочные кооперативы

127

Племеноводческие кооперативы

32

Плодовые и овощные кооперативы

07

Цветочные кооперативы

43

Виноградарские кооперативы

278

Кооперативы общественного назначения

837

Кооперативы по снабжению электроэнергии

62

Винно-водочные кооперативы

150

Кооперативы по снабжению водой

180

Рыбоводческие кооперативы

47

Холодильные кооперативы

37

Сушильные кооперативы

52

Кооперативы по совместному использованию техники

50

Пастбищные кооперативы

74

Кооперативы по переработке винограда

16

Прочие обслуживающие кооперативы

462

В связи с этой особенностью самостоятельное становление кредитных производственных товариществ практически невозможно или крайне затруднительно. Однако сложности финансового обеспечения организации кооперативного кредита производства не являются аргументом в пользу критиков кооперативных финансовых институтов по нескольким обстоятельствам.

Во-первых, сельскохозяйственное производство из-за естественных рисков находится вне поля благоприятных условий для крупного бизнеса и, следовательно, требует других (кроме предпринимательских инвестиций и коммерческого кредита) источников финансирования.

Во-вторых, продовольственная отрасль, прямо обеспечивающая жизнедеятельность общества и национальную безопасность, входит в круг приоритетных направлений государственной экономической политики. Следовательно, механизм, обеспечивающий эффективное функционирование аграрного сектора экономики (в том числе кредитная кооперация), составляет важную сторону рыночного стимулирования роста производства продовольствия и может рассчитывать на государственную поддержку.

В русле этой логики происходило становление аграрной отрасли кредитной кооперации Германии. Органом проведения государственной сельскохозяйственной политики здесь стало специальное учреждение - Сельскохозяйственный рентный банк (СРВ), образованный на основании закона, принятого в мае 1949 г. Этой организации законодательно был придан публично-правовой статус, означавший, с одной стороны, существенные ограничения в деятельности по сравнению с другими кредитными учреждениями, с другой - предоставлявший определенные преимущества и привилегии. Задачей учреждения, определенной законом, стало привлечение ресурсов и предоставление кредитов сельскому хозяйству и пищевой промышленности, включая лесное хозяйство и рыболовство.

Особый статус СРВ находит свое выражение и в его операциях, круг которых четко установлен законом. Среди активных операций - ссуды под процент кредитным институтам, занимающимся кредитованием сельского хозяйства. Ссуды выдаются на цели рефинансирования краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов всех видов.

Средства, предназначенные для кооперативных организаций, деятельность которых имеет общее значение для отечественного сельскохозяйственного производства, создания запасов и сбыта продукции сельского хозяйства, направляются банком через Немецкую кооперативную кассу. Состав предприятий-заемщиков, отвечающих этим условиям, а также предельный размер их кредитования определяются советом директоров СРВ.

Ссуды компаниям, состоящим в отношениях с банками, рефинансируемыми СРВ. могут быть выданы только с согласия этих банков. Банк вправе инвестировать средства в капиталы предприятий, но только в исключительных случаях и в такие предприятия, которые являются получателями его кредитных ресурсов. Но каждой инвестиционной операции также требуется согласие министра продовольствия, сельского и лесного хозяйства и министра финансов.

За более чем 50 лет в деятельности СРВ произошли ощутимые изменения. Если в первые годы существования это учреждение практически полностью зависело от государственных средств, а кредитование было преимущественно краткосрочным и среднесрочным и направлено на отдельные разрозненные объекты, то примерно с 1973 г.. когда банк стал выпускать облигации на рынке капиталов, начали реализовываться его собственные кредитные программы: «территориальные структурные сдвиги», «обновление села», «сельское хозяйство» и т.д.

Поддержка сельской кредитной кооперации вылилась в специальное направление государственной экономической политики в Японии - стране с самой развитой системой кооперативного кредитования сельхозпроизводителей. Еще в эпоху зарождения кредитных обществ (в конце XIX в.) значительная часть из них смогла сформироваться лишь при поддержке государства. В 1906 г. кредитным кооперативам Японии было разрешено совмещать кредитные операции с другими видами деятельности. Кооперативы находились под жестким административным контролем. По сложившейся традиции японские сельские кооперативы являются многоцелевыми и совмещают несколько функций: кредитование, маркетинг, поставку и использование средств производства. Значительное количество кооперативных кредитов является не только долгосрочными, но и льготными, что обеспечивается финансовой помощью государства. Долгосрочное кредитование стало возможным благодаря правительственным программам сельскохозяйственного финансирования через государственную корпорацию финансирования сельского, лесного и рыбного хозяйства.

Важным этапом развития кредитных кооперативов в Японии можно считать процесс централизации их ресурсов межрегиональными кооперативными банками. Такие банки образовались при поддержке государства с целыо регулирования и гарантии деятельности кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы открывали паевые счета в межрегиональных кооперативных банках, становясь их совладельцами.

В настоящее время кооперативные банки межрегионального характера являются важнейшим элементом государственной системы кредитного регулирования, крупнейшими участниками национального и международного рынка капиталов. Кооперативные межрегиональные банки Японии, также как центральный банк торгово-промышленных кооперативов (Соко Тюкин банк), банк рыболовства и лесничества (Моринпокин банк), входят в число крупнейших банков мира.

Вместе с тем чрезмерное участие государства в кооперативном кредитовании ведет к утрате кооперацией своего институционального содержания. Правительственные субсидии, кредитование целевых программ, долевое участие в паевом капитале привело к тому, что кредитные кооперативы стран Азии стали полностью зависеть от государственной поддержки. В итоге данная поддержка привела к вмешательству правительства в повседневные операции кооперативов.

15 большинстве азиатских стран (Индия. Шри-Ланка. Вьетнам, Филиппины, Таиланд и т.д.) кооперативные банки выполняют роль государственных агентств в кредитовании сельского хозяйства. Например, в Индии в сельской местности работают 95тыс. первичных кредитных кооперативов, число их членов - около 880тыс. фермеров. В районах функционируют 35 районных центральных кооперативных банков с ! 1 тыс. отделений, па уровне штатов работают 28 кооперативных банков с 700 отделениями.

Параллельно в Индии действует кооперативно-кредитная сеть, выдающая только долгосрочные кредиты на развитие сельского хозяйства. Она представлена 20 кооперативными банками сельскохозяйственного развития в штатах и 2 841 земельным банком на районном уровне. Членами этой кооперативной структуры являются около 65 % сельского населения.

Получая кредиты от национального банка для сельского хозяйства и сельскохозяйственного развития, кооперативы не только оказывают финансовую помощь фермерам в землевладении, но и осуществляют меры по улучшению торговли и промышленной деятельности своих членов.

В управлении всех кооперативов Индии большую роль играют представители правительственных организаций. В настоящее время правительственная политика в области развития кооперативов пересматривается в направлении предоставления им автономности при большей ответственности.

В КНР финансирование и кредитование предприятий сельского хозяйства осуществляют государственный Сельскохозяйственный банк Китая (СБК) и сельские кредитные кооперативы (СКК). Банк взаимодействует с системой кредитной кооперации, предоставляя ей свои кредитные ресурсы на протяжении более 20 лет. Вместе с тем СТзК имеет административные рычаги контроля за деятельностью СКК, прослеживая изменения объемов задолженности и вариации процентных ставок за кредит.

Индонезийский кооперативный сектор находится целиком в сфере управления правительства. Деятельность в этой сфере координирует министр кооперации, малого и среднего предпринимательства. Кооперативный банк Индонезии находится в руках частного сектора, причем доля кооперативов в нем менее 20%. Одна из самых больших проблем в развитии кредитной кооперации Индонезии - отсутствие профессиональных менеджеров и низкая активность пайщиков, обусловленная отчужденностью от деятельности своих обществ.

Черты, сближающие две формы кооперативного кредита, обусловили полную интеграцию кооперативных кредитных объединений Италии в один финансовый институт со сложной морфологией. Кредитные кооперативные банки Италии являются частью банковской системы страны. Здесь функционируют‘439 кооперативных банков, имеющих 3 617 отделений. В кооперативной кредитной системе объединено 776 тыс. пайщиков и 4 млн обслуживаемых клиентов. Кредитная кооперативная система Италии имеет более чем столетнюю историю. Первоначально кредитные кооперативные банки функционировали как сельские, однако закон 1994 г. внес радикальные изменения в деятельность кредитной кооперации. Во-первых, закон устранил прежний порядок, согласно которому 80% членов общества должны были составлять фермеры и ремесленники. Во-вторых, установил минимальную квоту членскою состава кооператива в 200 чел. В-третьих, зафиксировал положение, согласно которому банки должны выдавать ссуды «в основном своим членам». В-четвертых, определил максимальную стоимость акций одного владельца и порядок, в соответствии с которым независимо от наличия акций каждый пайщик имеет один голос на общем собрании. В-пятых, предписал не менее 70% прибыли отчислять в резервный фонд, не подлежащий для выплаты дивидендов.

В настоящее время в Италии кредитные кооперативные банки функционируют более чем в 4 000 муниципалитетах. Особенно развита кредитная кооперация на севере и северо-востоке Италии. В отличие от прошлых лет кооперативные банки функционируют не только в сельской местности, но и в городах. Более чем в 40% административных центров провинций имеются кооперативные банки, которые являются эффективным инструментом развития малого и среднего бизнеса, средством поддержки потребительских возможностей населения.

Система кооперативного кредитования имеет многоуровневую структуру с четко определенными функциями каждой управленческой ступени. Низовые кооперативные банки объединены в пятнадцать местных (региональных) федераций. В свою очередь местные федерации объединены в Federcasse - Федерацию итальянских кредитных кооперативных банков.

Местные федерации выполняют представительские функции, координируют деятельность своих членов, оказывают им техническую помощь и осуществляют мониторинг внутри организационной сети. Федерация итальянских кредитных кооперативных банков отвечает за разработку общей стратегии и направлений деятельности, планирование и координацию работы всей системы, осуществляет представительство в профсоюзах, защищает интересы кооперативной системы, управляет внешними связями и координирует усилия в области коммуникаций. Federcasse является членом объединения итальянских кооперативов Confederazione delle Cooperative Italiane (Confcooperanive), членом международного кооперативного альянса.

Сложность итальянской системы кредитной кооперации заключается не только в многоуровневой структуре, но и в наличии в составе федерации предпринимательских учреждений, восполняющих потребность в высококвалифицированном менеджменте и адаптированных к условиям рыночной конкуренции. В состав кооперативной кредитной системы входит система депозитного страхования Deposit Insurance Scheme. Компания занимается депозитным страхованием на обязательной основе, что обеспечивает более надежную защиту вкладов членов и клиентов кооперативных кредитных банков за счет принятия самых совершенных механизмов гарантий, введенных в странах Европейскою Союза.

Для обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем финансовых рынках в рамках системы была создана еще одна универсальная организация, задача которой состоит в предоставлении полного спектра товаров и услуг кредитным кооперативным банкам.

Деятельность системы координируется холдингом (Iccrea Molding spa), акционерами которого являются Banca di Credito Cooperalivo. Federcasse, местные федерации, центральные кооперативные банки Тренто и Больдано, которые отвечают за координацию действий в пределах местных юрисдикции. Холдинг Iccrea Holding spa был создан в 1995 г. Он является оперативной холдинговой компанией. В его задачу входит разработка стратегии развития, координация и контроль за деятельностью обслуживающих фирм кредитной кооперативной системы. Холдинг объединил ряд компаний, работающих с кооперативными банками.

В холдинг Iccrea Holding spa в качестве ассоциированной компании входит одноименный центральный банк, осуществляющий масштабное кредитование, которое не могут обеспечить отдельные банки. Он управляет ликвидностью системы, действует па рынке ценных бума!’ и предоставляет товары и услуги, пополняя кредитные возможности кредитной кооперации Италии. В составе холдинга имеется: лизинговая компания Banc AgriLeasing spa, занимающаяся операциями с оборудованием, недвижимостью, транспортными средствами и т.д.; компания Aureo Gestioni spa, управляющая инвестиционными фондами; торговый банк ВСС Capital/BCC Private Equity, оказывающий экстренную помощь в финансировании: страховая фирма ВСС Visa spa: финансовая компания для управления займами кредитных кооперативных банков - DCC Gestione Credit: два учреждения, обеспечивающие информационную и технологическую поддержку системы - ВВС Web и ВСС Servise innovativi; национальный пенсионный фонд (Fondo Nazionale di Previdenza); фонд помощи общественному здравоохранению (Cassa Mutua Nazionale); образовательная структура Sef srt.

Аналогичная структура кооперативной кредитной системы характерна и для Нидерландов. В настоящее время члены самостоятельных небольших Рабобанков создали дочернюю компанию «Рабобанк Нидерланд», которая разрабатывает общие продукты и услуги, привлекает капитал с финансовых рынков и выполняет некоторые юридические и нормативные функции для всей группы банков.

11о данным за 2002 г., в Нидерландах действовало почти 400 независимых Рабобанков, которые обслуживают главным образом местность, в которой находятся. Консолидированный баланс Рабобанка составляет 363 млрд евро в 370 самостоятельных местных банках па территории страны и в 150 отделениях в 40 странах мира.

Все эти банки используют услуги и методы, разработанные их дочерней компанией «Рабобанк Пидсрлапд», которая стала современным провайдером финансовых услуг. Рабобанк Нидерлаид контролирует также ликвидность и платежеспособность отдельных Рабобанков, координирует международную деятельность группы и держит доли всех Рабобанков в других дочерних компаниях (страховая компания, лизинговая и факторинговая компания, частный банк, компания венчурного капитала и компания по управлению финансовыми активами).

В отличие от кредитной кооперации Италии и Нидерландов, где функция пополнения кредитных ресурсов системы целиком делегирована ассоциированным предпринимательским структурам, управление ликвидностью, операции на рынке ценных бумаг, коммерческая деятельность, долгосрочное кредитование кооперативов низшего звена и клиентов в кооперативной кредитной системе Австралии являются прерогативой вышестоящего регионального звена кооперации. Головное учреждение кооперативной кредитной системы Австралии - Геноссеншафтлихс центральбанк является Уполномоченным органом для всех кооперативных банков в отношении с правительством, другими банковскими учреждениями, прежде всего с национальным центральным банком.

На основе функционального разделения труда в системе кредитной кооперации Австрии сложились достаточно эффективные механизмы управления ликвидностью, расчетов, рефинансирования, совместного кредитования. Такое разделение труда, с одной стороны, снижает риски в деятельности кооперативов первичного звена, а с другой - повышает конкурентоспособность, поскольку часть затрат безвозмездно берут на себя региональные институты. В кооперативной банковской системе Австрии разработаны специальные требования по оптимизации рисков. Так, с 1997 г. в рамках мер раннего предупреждения риска эффективно используется методика расчета рискового потенциала, ориентированная на доходность отдельных кредитных кооперативов. Те кооперативы, которые не применяют методику в практике, могут быть подвергнуты санкциям, вплоть до исключения из членов гарантийного фонда. Центральным банком установлено, что не более 50% общего объема рефинансирования кооперативных банков может быть проведено путем переучета векселей, остальное только посредством залога ценных бумаг и операций на открытом рынке.

Система кооперативного кредита Франции имеет в своем составе как институты, специализирующиеся на операциях с мелким и средним бизнесом, потребительском кредитовании, гак и универсальные финансовые учреждения, занимающиеся и тем и другим. Кроме того, имеются объединения, ограничивающие свою деятельность одним или несколькими видами потребительского кредитования. Сектор кооперативного кредита является вторым после ведущих акционерных коммерческих банков по совокупной величине баланса, а четыре из пяти систем кооперативного кредитования входят в состав 10 ведущих кредитных организаций страны. В современной финансовой сфере Франции на пять групп кооперативного кредита приходится 60% рынка сбережений, 50% рынка кредитов, 70% рынка работы с частными лицами.

Кооперативные банки и банки взаимного кредита. образующие вторую по численности группу французских банков в первую по численности филиалов, подразделяются на четыре подгруппы:

  • сеть взаимного сельскохозяйственного кредита (Credit agricole nuiluel);
  • сеть народных банков (Banques populaires) -двухуровневая организация, создана первоначально для обслуживания малых, средних и ремесленных предприятий, впоследствии стала осваивать операции с физическими лицами;
  • сеть взаимного кредита (Credit mutuel)- трехуровневая организация универсального типа (по клиентуре и сфере деятельности):
  • сеть кооперативного кредита - одноуровневая структура в составе двух банков и нескольких специализированных финансовых компаний, сосредотачивается на обслуживании только кооперат ивных организаций, а также через специализированные компании - на кредитовании социального жилищного строительства и социального туризма, сдаче в аренду движимого и недвижимого имущества.

Двухуровневая сеть сберегательных касс в составе региональных и национальных звеньев функционирует па кооперативной основе в соответствии с законом от 1999г.. специализируется на обслуживании физических лиц, кредитовании социального жилищного строительства, ЖКХ, пользуется государственной поддержкой по отдельным видам сберегательных счетов.

Французская кредитная кооперация остается верной райфайзсновской традиции - основное место в ее деятельности принадлежит производственному кредитованию через сеть взаимного кредита Crediaqricole. Своеобразие функционирования региональных и местных касс Crediaqricole заключается в наличии механизма перераспределения кредитных ресурсов внутри системы, гарантом и оператором которой является частный акционерный банк Crcdiaqricole.

Национальная касса была создана для управления общественными фондами, перечисляемыми государством в банковскую группу.

Она выполняет три основные функции:

а)    осуществляет административный, технический и финансовый контроль:

-    за управлением;

-    за банками, наряду с органами надзора (Банком Франции и Комиссией по банковскому контролю):

б)    концентрирует 75 % ресурсов региональных касс, которые при необходимости перераспределяет между ними для финансирования долгосрочных займов;

в)    следит за целостностью коммерческой стратегии.

Благодаря демократическим принципам определения кредитной политики, деятельность народных банков в меньшей мере подвержена рискам, связанным с конъюнктурой финансового рынка. Например. Национальная ассоциация кредитных союзов США (CUNA&Abbiliatcs) и ее первичные звенья в условиях обрушившегося на финансовую систему страны кризиса не только не испытывала трудностей, но и продолжала развиваться. На интернет-конференции, организованной Всемирным советом кредитных союзов (WOCCIJ), старший экономист этой организации С. Рик заявил: «Кредитные союзы ограничили свои риски, так как они не принимали активного участия на рынке ипотечных бумаг, что в свою очередь позволило формировать им более низкие резервы по сравнению со многими коммерческими банками. Требования же к формированию более низких резервов дали возможность высвободить значительную часть капитала кредитных союзов, позволяя им предоставлять займы своим пайщикам с наименьшим количеством ограничений». Кредитным союзам следует сохранять оптимизм при нынешнем положении на финансовых рынках, подчеркнул С. Рик, уточнив, что кооперативная модель, на которой основана деятельность кредитных союзов, обладает врожденной силой, чтобы позволить справиться и с кризисом ликвидности, и с ипотечным кризисом.

Доступность кооперативной организации широким слоям населения сделала кредитную кооперацию эффективным инструментом рыночного преобразования экономики бывших стран социализма. Например, благодаря опеке WOCCH успешно сформировалась и функционирует кредитная кооперация Литвы [4]. В 2000 г. был подготовлен и принят новый закон о кредитных союзах, который по настоящее время является основой для деятельности всех кредитных кооперативов Литвы. Центральный кредитный союз (ЦКС). инициированный кредитными кооперативами в 2002 г., сразу же после создания получил государственную поддержку и кредитную линию от Фонда Сороса в размере I млн евро.

Это учреждение приняло на себя функции финансового мониторинга деятельности кредитных организаций, в значительной мере снизив риски кредитования внутри системы. ЦКС внедрил собственный механизм платежей и расчетов, которые стали в два раза дешевле аналогичных операций коммерческих банков. В настоящее время система кредитной кооперации Литвы объединяет 53 кредитных кооператива с численностью пайщиков более 43тыс. чел. (1,2% всею населения страны) и активами около 180 млн лит (примерно 53 млн евро). Основной пайщик ЦКС - правительство страны (I млн евро, что составляет 97% от общей суммы собственных средств). Однако, как и в любом другом национальном кредитном союзе, в Литве действует принцип: один пайщик - один голос. Таким образом, государство имеет только один голос. Доля государства постепенно выкупается союзами, возникающими по мере укрепления литовской кредитной кооперации. Ныне доля государства в паевом капитале ЦКС снизилась до 57%. Когда остаток средств государства в ЦКС будет равен 700 000 лит (200 000 евро), эта сумма будет безвозмездно перечислена в стабилизационный фонд. Члены правительства являются членами Наблюдательного совета и Фонда стабилизации кредитной кооперации страны.

Помимо традиционных мотивов развития кооперативного кредитования (необходимость доступа к кредиту, возможность надежного сбережения денежных средств населения) рост кредитной кооперации Ирландии стимулировался ее инкорпорированностыо в движение по защите гражданских прав, сыгравшего решающую роль в успехе демократических реформ в стране, и поддержкой католической церкви. На базе местных приходов создавалось множество организаций, в том числе кооперативных, представлявших собой идеальную «социальную общность по месту жительства».

Итак, краткий очерк современного мирового опыта кредитной кооперации убеждает в действенности и эффективности этого инструмента в решении важнейших социальных проблем человечества: повышении благосостояния населения, эффективности аграрного производства, занятости и обретения субъективности в рыночном хозяйстве максимально большого числа граждан.

Источник: Финансы и кредит, №40 (472), 2011

Обеспечение опережающего развития частного сектора, увеличение его доли в  экономике страны, а также расширение малого бизнеса указывались в качестве  приоритетных направлений реализации экономических реформ в докладе Президента на  совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса 28 января 2005  года.

В целях практической реализации приоритетных задач было принято Постановление  Президента № ПП-24 от 10 марта 2005 года «О Программе по реализации целей и задач  демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны», в  котором предусматривается расширение системы микрокредитования.

Особый статус микрофинансирования в общегосударственном масштабе усиливает  объявление 2005 года международным Годом микрофинансирования, прикладным  проявлением которого явилось создание информационного сайта microfinance.uz.  Микрофинансирование в Узбекистане пока не получило широкого развития. Из всех  возможных услуг микрофинансирования1 преобладающими являются микрокредиты  (микрозаймы) и микролизинг (в незначительной степени).

При стимулировании процесса микрофинансирования его значимость для решения  проблем занятости, бедности и расширения предпринимательства, особенно в сельской  местности, трудно переоценить. Одновременно с этим снизится привлекательность  всевозможных подпольных схем финансирования, которые являются микрофинансовыми  по принципу организации, но преследуют цели с политическим контекстом.

Меры стимулирования дальнейшего развития микрофинансирования включают,  прежде всего, разработку законодательно-нормативной базы. Хотя отдельные компоненты  микрофинансирования существуют в Узбекистане уже в течение 7 лет, однако их  правовая база разработана неравномерно: при наличии полного пакета документов по  микрокредитованию коммерческими банками и кредитными союзами отсутствует  нормативно-правовая база микрокредитования со стороны ННО-МФО. Не разработана  также правовая база микрострахования, микролизинга и микросбережений.

Другой важной проблемой является отсутствие ясного юридического статуса и  регистрационной процедуры для разных типов МФО. Особого внимания требуют также  вопросы налогообложения МФО и их доступ к внешним источникам заемного капитала.

Существует ряд проблем технического характера, связанных с отчетностью,  кадровыми вопросами, информационными компонентами, финансовой устойчивостью,  налично-денежными операциями, внедрением новых микрофинансовых продуктов,  координацией усилий, адресности и эффективности использования микрокредитных  ресурсов.

Система кредитных союзов Узбекистана продолжает играть значительную роль в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства, а также в расширении доступа физических лиц к кредитным ресурсам.

В результате эффективной работы кредитных союзов на финансовом рынке страны, заметно растет внимание к их деятельности. На вопросы по данной тематике, ответили Низомиддин Мурадов, исполнительный директор Ассоциации кредитных союзов Узбекистана и Музаффар Мадаминов, Национальный координатор проекта Германского общества по техническому сотрудничеству «Содействие развитию микрофинансирования в Центральной Азии».

С принятием Закона Республики Узбекистан "О кредитных союзах" в 2002 году были сделаны первые шаги по созданию нового сегмента финансового сектора – кредитных союзов, являющихся первыми небанковскими финансовыми институтами в республике.

В период становления данного сегмента, кредитные союзы, доказали важность своей роли в финансовой системе республики и развитии малого бизнеса и частного предпринимательства, а также в оказании широкого спектра финансовых услуг населению, ранее не имевшему доступа к источникам финансирования.

Следовательно, необходимо постоянное совершенствование кредитных союзов путем их институционального развития и укрепления их финансового состояния.

В связи с этим, а также в целях объединения и поддержки кредитных союзов, представления и защиты их интересов в Правительстве, Центральном банке и других государственных органах, содействия в разработке и принятия правовых актов, стимулирующих развитие кредитных союзов, кредитными союзами республики было принято решение о создании Ассоциации кредитных союзов.

Ассоциация кредитных союзов образована и зарегистрирована Министерством Юстиции Республики Узбекистан 6 июня 2005 года.

Основными направлениями деятельности Ассоциации, помимо вышеупомянутых целей, являются:

  • объединение кредитных союзов, представление и защита их прав и интересов;
  • содействие внедрению общих параметров операционной деятельности для членов Ассоциации;
  • определение независимой стратегии стабильного развития кредитных союзов для внесения на рассмотрение в органы государственной власти и управления;
  • осуществление маркетинговых исследований;
  • исследование законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных союзов, решений Центрального банка Республики Узбекистан и органов государственной власти и управления, затрагивающих деятельность кредитных союзов;
  • содействие в разработке и принятии правовых актов, стимулирующих развитие кредитных союзов;
  • организация систем повышения квалификации работников и членов выборных органов кредитных союзов;
  • изучение международного опыта организации деятельности кредитных союзов;
  • разработка рекомендаций и предложений для кредитных союзов по внедрению в их деятельность эффективных финансовых инструментов;
  • поддержание деятельности, кредитных союзов, в том числе путем поддержки ликвидной позиции кредитных союзов;
  • организация стабилизационного фонда и управление данным фондом;
  • организация конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
  • разработка и обеспечение кредитных союзов оперативной, научно-методической информацией;
  • разработка, организация и предоставление услуг членам для выполнения уставных задач;
  • иные цели, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Уставу.

С момента образования Ассоциация уделяет особое внимание работе по информационной поддержке кредитных союзов для повышения информированности населения, а также государственных органов и иных организаций об их деятельности, которая направлена на продвижение интересов кредитных союзов, представление и защиту их в государственных органах власти и регулирующих органах. Ее основная цель – формирование в Узбекистане институционально развитой, надежной, стабильной и динамично развивающейся системы кредитных союзов.

Высокие темпы роста основных показателей кредитных союзов и повышенный спрос на их финансовые услуги также обусловлены высокой ликвидностью кредитных союзов, доступностью их финансовых услуг для широких слоев населения, включая малообеспеченных, быстротой обслуживания, упрощенностью процедур кредитования, а также гибкой процентной политикой, как по депозитным, так и кредитным продуктам.

Обеспечение стабильного и динамичного развития кредитных союзов и формирование финансово устойчивой и надежной системы кредитных союзов в республике, является приоритетным направлением деятельности Ассоциации кредитных союзов.
Но все же, темпы развития финансового сектора, в том числе небанковского, требуют от Ассоциации дальнейшего развития кредитных союзов и налагают на Ассоциацию выполнение более сложных и комплексных задач. Так, с 1 марта 2007 года Ассоциацией:

  • разработана и внедрена система взаимного гарантирования обязательств между кредитными союзами, предусматривающая механизмы надзора за деятельностью кредитных союзов и контроля за их рисками;
  • в целях развития устойчивой системы кредитных союзов в республике, а также внедрения системы гарантирования вкладов физических и юридических лиц, членов кредитных союзов, для обеспечения их защиты и сохранности, образован Стабилизационный фонд Ассоциации "Альянс Гарант" и запущена система гарантирования вкладов членов, используемая в случаях банкротства и ликвидации кредитных союзов – членов Ассоциации.
  • в рамках системы взаимного гарантирования внедрены механизмы и инструменты стабилизации финансового состояния кредитных союзов, имеющих определенные операционные и финансовые проблемы;
  • в целях обеспечения ликвидности кредитных союзов в рамках Стабилизационного фонда аккумулированы необходимые средства и внедрена система поддержки ликвидной позиции кредитных союзов – членов Ассоциации.

Анализ показывает, что правовая база, регулирующая отношения, связанные с  микрокредитованием банками физических и юридических лиц, создана в наиболее  полном виде. Банки имеют право заниматься микрокредитованием без каких-либо ограничений, но с учетом отдельных условий.

Кредитный Союз- абсолютно новая форма  кооперативной финансовой организации для  Узбекистана, принадлежащая и управляемая на основе  демократических принципов своими членами и для  своих членов, с целью привлечения депозитов и  использования аккумулированных средств для выдачи  кредитов и предоставления других финансовых услуг  своим членам.

Кредитные союзы в Узбекистане осуществляют свою  деятельность на основании Закона РУз «О кредитных  союзах», который был принят 4 апреля 2002 года и в  который были введены изменения 4 апреля 2006 года,  и в который вносятся новые изменения в настоящее  время.

По состоянию на март 2011 г. в Узбекистане функционируют 122 кредитных союза, объединяющий более 220 тыс. пайщиков. Кредитные союзы распределены по территории республики следующим образом:  Город Ташкент – 28, Ферганская область- 26, Андижанская область – 17, Ташкентская область – 12,  Бухарская область – 10, Самаркандская область – 4, Наманганская область – 4,  Сурхандарьинская область – 4, Навоийская область – 4, Хорезмская область –5,  Кашкадарьинская область –3, Джизакская область – 3, Сырдарьинская область – 2 .

Структура активов  кредитных союзов во многом отличается от структуры активов других участников финансового  рынка. При этом, необходимо отметить, что на фоне динамичного развития отечественного  финансового рынка происходит заметное повышение роли и значения Ассоциации кредитных  союзов (АКС), объединяющей под своей эгидой ведущие кредитные союзы республики. Согласно  имеющейся информации, по состоянию на 1 апреля 2011 года в АКС входит 42 кредитных  союзов, включая 15 членов АКС и 27 партнеров АКС. По состоянию на 1 апреля 2011 года размер  Стабилизационного фонда «Альянс Гарант», основной функцией которого является обеспечение  гарантирования вкладов членов кредитных союзов, увеличился на 36,85% по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года. В настоящее время фондом гарантированны вклады  9,627 членов кредитных союзов на сумму более 7,41 млрд. Сум.

В целом по итогам 1 квартала 2011 года члены и партнеры Ассоциации кредитных союзов  Узбекистана объединяли в своих рядах порядка более 128 тыс. участников. Таким образом,  количество членов кредитных союзов, объединенных в Ассоциации кредитных союзов  Узбекистана, выросло на 37,3% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

Также, в отчетном периоде, прослеживается общая положительная динамика роста удельного  веса активных членов в общем количестве членов КС, то есть тех, которые не просто являются  членами кредитных союзов, но также активно пользуются финансовыми услугами КС – получают  кредиты или вкладывают средства на депозиты. Этот факт в очередной раз свидетельствует о  значительно возросшем доверии  населения к кредитным союзам и  повышении  эффективности  предоставляемых ими услуг.

Проведенный анализ финансовых  результатов  показал,  что  кредитным союзам – членов и  партнеров АКС  по итогам  1  квартала 2011 года в целом  удалось увеличить все основные  финансовые показатели своей  деятельности.

Так,  в  первом  квартале  текущего  года  суммарные  активы  кредитных  союзов членов и партнеров АКС  увеличились на 53% в сравнении с  аналогичным периодом предыдущего года и на 1 апреля 2011года составили более 162 млрд.  сумов.

Структура активов  кредитных  союзов членов и партнеров АКС  включает  следующие  виды  активов:  ликвидные  активы,  включая  краткосрочные  ликвидные инвестиции (1,55%),  активы,  приносящие  доход,  включая кредитный портфель и  долгосрочные  финансовые  инвестиции (91,23%), основные  средства (чистые) (2,80%) и  другие активы (4,41%). Основная  часть  активов, приносящих  доход,  складывается,  в  основном, за счет выданных  кредитов, доля которых в активах составила 90,98%.

Анализ структуры кредитного  портфеля кредитных союзов  показывает,  что  основным  активом, приносящим доход,  является кредитный портфель,  чистая доля которого в общих  активах  кредитного  союза  составила 90,98% на конец 1  квартала 2011 года. Кредитные  союзы предоставляют кредиты  только  своим  членам  на  договорной  основе  на  принципах  срочности,  возвратности и  платности,  целевого использования и в  соответствии с условиями, определяемыми  кредитной политикой, утверждаемой Советом  кредитного союза. Кредитный союз может выдавать обеспеченные, а также доверительные  кредиты. Обеспечением кредита, выдаваемого члену кредитного союза, может также служить  поручительство другого члена КС или третьих лиц. К преимуществам КС относится и то, что они  имеют право выдавать кредиты своим членам, как в наличной, так и в безналичной форме, а  также сравнительно упрощенная процедура выдачи кредитов и оперативное принятие кредитных  решений. За отчетный квартал объемы кредитования кредитными союзами своих членов  существенно выросли. Общий объем кредитного портфеля (брутто) КС – членов и партнеров АКС  по итогам 1 квартала 2011 года увеличился на 53,93% в сравнении с аналогичным периодом  предыдущего года и достиг 148,9 млрд. сум. Таким образом, темп роста кредитного портфеля в  кредитных союзах – членов и партнеров АКС практически соответствует росту активов, но при  этом доля кредитного портфеля в общей структуре активов незначительно увеличилась.

Высокий удельный вес кредитного портфеля в активах отражает эффективность использования  кредитными союзами имеющихся ресурсов для удовлетворения потребностей их членов в  кредитах. Значительная часть кредитов (53,56%) была направлена на финансирование  коммерческих проектов своих членов, в том числе на кредитование предприятий  промышленного сектора – 5,47%,  сельского  хозяйства – 17,18%, сферы торговли и  общественного питания - 30,91%. Кредиты, предоставленные на удовлетворение личных нужд,  составляют – 34,51% и на приобретение недвижимости – 11,93%. При этом крупные кредитные  союзы в своем кредитном портфеле имеют наибольшую долю кредитования промышленного  сектора и сельского хозяйства. В структуре кредитов средних кредитных союзов преобладает  доля кредитов, предоставленных сфере торговли и услуг, а также сельскому хозяйству.

Значительная доля кредитного портфеля малых кредитных союзов предоставлена на личные  потребительские нужды своих членов.

Анализ кредитного портфеля по типам заемщиков показывает, что основную долю составляют  физические лица – 94,83% (1 квартал 2010 г. - 96,14%), из которых на долю мужчин приходится  60,05% (1 квартал 2010 г.- 68,57%), на долю женщин – 34,78% (1 квартале 2010г – 27,56%).
Юридические лица, преимущественно частные предприятия, занимают 5,17% (3,86 %)  кредитного портфеля КС – членов и партнеров АКС.

При выдаче кредитов кредитными союзами особое внимание уделяется диверсификации  ссудного портфеля. В целях повышения его качества и надежности создаются резервы по  возможным убыткам. Так совокупный объем сформированного резерва по возможным  убыткам на конец 1 квартала 2011 года составил 0,69% (2,14%) от валового ссудного портфеля  КС – членов и партнеров АКС.

Анализ структуры кредитного портфеля кредитных союзов, членов и партнеров Ассоциации,  показал, что основная доля выданных кредитов приходится на кредиты со сроком от 180 до 365  дней (от 6 до 12 месяцев)- 57,65%, при этом существенную долю составляют кредиты на срок  более года - 41,33%, на долю же кредитов на срок менее 6 месяцев приходится 1,03% от  кредитного портфеля.

Кредиты размером ниже 5 млн. сум составляют почти 34,67% от общего объема и 73,11% от  общего количества кредитов кредитных союзов- членов и партнеров АКС. При этом средний  размер кредита составил 3 339 тыс. Сум.

Проведение активной работы  по  привлечению депозитов способствовало  повышению роли кредитных союзов в  мобилизации  свободных  денежных  ресурсов своих членов. Анализ структуры  пассивов кредитных союзов - членов и  партнеров  Ассоциации кредитных  союзов  Узбекистана  показал,  что  основную часть в них  занимают  обязательства кредитных союзов – членов  и партнеров АКС. На 1 апреля 2011года их  доля в пассивах  составила 76,66%,  снизившись при этом в сравнении с  аналогичным периодом предыдущего  года на 2,29%. Преимущественная часть  приходится  на  долю  привлеченных  депозитов, которые составили 92,50% всех обязательств. Совокупные обязательства КС – членов и  партнеров Ассоциации кредитных союзов по итогам 1 квартала 2011 года увеличились на 48,57%,  по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Активизация работы по привлечению  депозитов способствовала повышению роли кредитных союзов – членов и партнеров в сфере  небанковских финансовых услуг. Проведенные исследования показали, что  почти все  финансовые ресурсы КС – членов и партнеров АКС получены ими от своих пайщиков, т.е.  кредитные союзы представляют собой полностью самофинансируемые организации. Вклады  пайщиков на депозитных счетах по сравнению с 1 кварталом 2010 года выросли на 51,64% и  достигли 115,2 млрд. сум. Удельный вес депозитов в совокупности составил 70,91% от общего  объема активов кредитных союзов. Таким образом, вклады членов КС на депозитные счета  остаются основным источником ресурсов в КС. При этом анализ структуры депозитов по типам  вкладчиков показывает, что 94,19% от общей суммы депозитов занимают депозиты физических  лиц, включая 44,13% - мужчин и 50,06% женщин. Юридические лица, представленные в основном  частными предприятиями, вложили на депозиты 5,81 % от общей суммы депозитов КС. Другие   статьи в структуре пассивов имеют незначительную долю, так внешние займы составили лишь  0,69% от общих обязательств (2,12% на 31.03.2010), а краткосрочные обязательства к оплате — 6,81%  (7,26% на 31.03.2010).

Показатель соотношения депозитов к кредитам (брутто) составил – 77,40%, что указывает на то,  что большая часть кредитных операций финансируется за счет депозитов, привлеченных от  членов КС. При этом самую высокую долю депозитов со сроком свыше одного года имеют  крупные кредитные союзы.  Это указывает на более стабильный источник ресурсов, который позволяет крупным кредитным  союзам прогнозировать свою деятельность на более долгий период. Анализ структуры депозитов выглядит следующим образом: депозиты сроком до 90 дней 13,96%, сроком от 91 до  180 дней 8,73 %, сроком от 181 до 365 дней 56,84%, сроком свыше одного года 20,47% от общей  суммы депозитов КС членов и партнеров АКС. Таким образом, сроки принимаемых от членов  депозитов в разрезе до 180 дней не совпадают со сроками выдаваемых кредитов, что может  вызвать проблемы с ликвидностью у кредитных союзов при наступлении сроков краткосрочных  депозитов, т.к. средства размещены в более долгосрочные кредиты.

Депозиты размером ниже 5 млн. сум составляют почти 20,26% от общей суммы и 70,84% от  общего количества депозитов, привлеченных от членов кредитных союзов. При этом средний  размер депозита составил 5 619 тыс. сум, что почти в полтора раза превышает средний размер  кредита.

В Узбекистане действуют следующие Государственные программы  развития  кредитных союзов:

  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В  РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН ДО 2010 ГОДА,  утверждена Постановлением Кабинета Министров  Республики Узбекистан 8 июня 2006г. № 114
  • О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО  РЕФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ  ФИНАНСОВО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  В 2011-2015 ГОДАХ И ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ  МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ,  утверждена Постановление Президента Республики Узбекистан 26 ноября 2010г. № ПП-1438

Правовую основу деятельности кредитных союзов составляют:

  • Закон “О кредитных союзах (принят в апреле 2002 года,  внесены поправки в апреле 2006). В настоящее время  вносятся изменения.
  • Закон «О микрофинансировании» (принят 25 августа 2006  года). В настоящее время вносятся изменения.
  • Положение о порядке государственной регистрации  кредитных союзов и выдачи им лицензий (принято  Центральным Банком 23 января 2010 года № 3/6,  зарегистрировано Минюстом 1 марта 2010 г. № 2084)
  • Правила проведения кредитными союзами финансовых  операций: положение Центрального банка от 14 сентября  2002 г. No 516 (зарегистрировано Минюстом 7 октября 2002 г.  № 1179)
  • План счетов бухгалтерского учета в кредитных союзах  (принят ЦБРУ 14 марта 2009 года, зарегистрирован Минюстом  20 апреля 2009 года №1944)
  • Инструкция по ведению бухгалтерского учета в кредитных  союзах (принята ЦБРУ 30 ноября 2002 года,  зарегистрирована Минюстом 27 марта 2003 года №1228)
  • Положение о минимальных квалификационных требованиях  к руководителям исполнительного органа кредитных союзов  и микрокредитных организаций (принято ЦБРУ 7 октября  2006г., зарегистрировано Минюстом 14 ноября 2006 г.  №1641)
  • Правила ведения кассовых операций кредитными союзами,  микрокредитными организациями и ломбардами (принято 21  июля 2007 г., зарегистрировано Минюстом 24 сентября 2007  г. №1719)
  • Положение о порядке реорганизации и ликвидации  кредитных союзов (принято ЦБРУ 10 апреля 2008 года,  зарегистрировано Минюстом 22 мая 2008 г. No1815)  Правовая основа деятельности  кредитных союзов
  • Правила внутреннего контроля по противодействию  легализации доходов, полученных от преступной  деятельности, и финансированию терроризма в  небанковских кредитных организациях  (зарегистрированы МинЮстом 28 октября 2010 года  №2027)
  • Положение о требованиях, предъявляемых к кредитной  политике кредитных союзов (принято ЦБРУ 5 февраля  2011г, зарегистрировано МинЮстом 14 марта 2011г)
  • Положение о порядке проведения проверки кредитных  союзов, микрокредитных организаций и ломбардов  Центральным банком (принято ЦБРУ 5 февраля 2011г.,  зарегистрировано МинЮстом 14 марта 2011г)

В первом квартале 2011 года были два новых нормативных акта, напрямую регулирующих  деятельность кредитных союзов.

Постановление Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 5 февраля 2011 года  № 4/3 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к кредитной политике  кредитных союзов".  (Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 14 марта 2011 г.,  регистрационный No 2208). Вступает в силу с 24 марта 2011 года.

Данным Постановлением утверждено Положение о требованиях, предъявляемых к кредитной  политике кредитных союзов, в том числе:

  • Были определены основные цели кредитной политики кредитных союзов
  • Требования к ответственности за разработку, утверждение и пересмотр кредитной  политики
  • Цели и задачи кредитного комитета и порядок проведения заседаний
  • Требования к кредитным продуктам, графику погашения кредитов и установлению процентных ставок
  • Требования к раскрытию методов выдачи кредитов и их взысканию
  • Требования к пролонгации кредитов и порядок утверждения
  • Требования к установлению критериев платежеспособности и проведению мониторинга
  • Требования к раскрытию информации об оценке залога и обеспечения
  • Требования к установлению порядка выдави поручительств от имени кредитного союза и  т.д.

Данное Положение вступило в силу 24 марта 2011 года и все кредитные союзы должны привести  свою кредитную политику в соответствии с данными требованиями.

Постановление Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 5 февраля 2011 года  № 4/4 "Об утверждении Положения о порядке проведения проверки кредитных союзов,  микрокредитных организаций и ломбардов Центральным банком Республики Узбекистан".  (Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 14 марта 2011 г.,  регистрационный No 2209). Вступает в силу с 24 марта 2011 года.

Данным Постановлением утверждено Положение о порядке проведения проверки кредитных  союзов, микрокредитных организаций и ломбардов Центральным банком Республики  Узбекистан. В соответствии с данным Положением устанавливаются требования к процедуре  проведения очередной и внеочередной проверок небанковских организаций, порядку  предоставления информации во время проверки, основания для проведения проверок, перечень  информации, оцениваемый во время проверки, документы, служащие основанием для  проведения проверки, требования к отчету по результатам проверки, права и обязанности  небанковских организаций по время проверок, права и обязанности Центрального Банка РУ при  проведении проверок и другие.

В настоящее время в рамках проектов ПРООН и ГТЦ по поддержке развития микрофинансирования проводится активная работа по подготовке внесения ряда изменений и дополнений в некоторые Законы и нормативные документы Республики Узбекистан, регулирующие деятельность КС. Таким образом, совершенствование нормативно-правовой базы благоприятно скажется на дальнейшем развитии и обеспечении стабильности системы кредитных союзов Узбекистана.

В плане внесение следующих изменений в законодательство:

  • Разрабатываются изменения в Законы «О кредитных союзах» и «О  микрофинансировании»
  • Новая редакция Инструкции по бухгалтерскому учету
  • Требования к внешнему аудиту
  • Порядок начисления процентов по активам
  • Порядок классификации активов
  • Положение о корпоративном управлении в кредитных союзах
  • Требования к операционным политикам
  • Требования к управлению ликвидностью и кредитным портфелем
  • Положение об определении нездоровой и небезопасной  деятельности и исправительных мерах
  • Требования к автоматизированным системам учета и отчетности

Право юридического лица кредитные союзы приобретают с момента их государственной регистрации. При этом, деятельность КС осуществляется на основании лицензии. В этих целях уполномоченное лицо не позднее 30 дней после принятия учредительным собранием решения о создании кредитного союза представляет в Центральный банк следующие документы в трех экземплярах: заявление о регистрации с указанием местонахождения (почтового адреса), протокол общего собрания учредителей о создании кредитного союза, устав КС, бизнес-план деятельности кредитного союза, документы, подтверждающие финансовое состояние учредителей - юридических лиц, документ банка, подтверждающий формирование уставного фонда КС, банковский платежный документ об оплате регистрационного сбора за государственную регистрацию.

Кроме того, кассовые помещения в здании, где будет располагаться кредитный союз, должны быть технически укреплены и оборудованы средствами охранно-пожарной сигнализации. В этой связи, необходимо получить заключение соответствующего территориального управления Центрального банка о техническом укреплении кассовых помещений и оборудовании средствами охранно-пожарной сигнализации.

После успешного прохождения процедуры регистрации и получения лицензии кредитный союз не вправе непосредственно заниматься производственной, страховой, торгово-посреднической и иной деятельностью, не предусмотренной Законом Республики Узбекистан «О кредитных союзах».

Также КС должен иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на государственном языке и указание места его нахождения. В печати может быть одновременно указано фирменное наименование на любом другом языке. Число членов кредитного союза не может быть менее пятидесяти.

Регулирование деятельности кредитных союзов в Узбекистане основывается на следующих принципах:

  • Требование к лицензированию и регулированию кредитных  союзов (как финансовых институтов, принимающих депозиты)  изначально было заложено в Законе «О кредитных союзах» до  регистрации и получения лицензии первыми кредитными  союзами.
  • Центральный Банк Республики Узбекистан определен в качестве  органа регистрирующего, лицензирующего и регулирующего  деятельность кредитных союзов (также как и для коммерческих  банков).
  • Функции лицензирования, дистанционного надзора и проверок на  местах разделены между двумя Департаментами ЦБРУ:  лицензирование – Управление по лицензированию небанковских  кредитных организаций, дистанционный надзор и проверки на  местах- Департамент надзора и регулирования деятельности  небанковских кредитных организаций

Регулирование кредитных союзов в Узбекистане.

Согласно статье 50 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», Центральный банк Узбекистана осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков, кредитных союзов, микрокредитных организаций и ломбардов с целью поддержания стабильности финансово-банковской системы, обеспечения защиты интересов вкладчиков, заемщиков и кредиторов.

Кроме того, Центральный банк проводит мониторинг и контроль за соблюдением ими правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в специально уполномоченный государственный орган.

Центральный банк Республики Узбекистан:

  • устанавливает обязательные для кредитных союзов правила проведения  финансовых и кассовых операций, ведения бухгалтерского учета и отчетности  проверяет отчетность и другие документы кредитных союзов;
  • получает информацию о деятельности кредитных союзов;
  • проверяет деятельность кредитных союзов;
  • устанавливает требования к проведению аудита деятельности кредитного  союза;
  • дает кредитным союзам обязательные для исполнения  устранении выявленных в их деятельности нарушений;
  • устанавливает  квалификационные  исполнительного органа;
  • требования  к  предписания об  руководителям
  • ограничивает проведение финансовых операций на срок до шести месяцев, а  также вводит запрет на создание филиалов на этот же срок;
  • приостанавливает, прекращает действие лицензии кредитного союза или  аннулирует ее.

Регулятивные требования

  • Минимальные квалификационные требования к руководителю  исполнительного органа.
  • Минимальные требования к уставному фонду (г. Ташкент- 100  тыс.Евро, за пределами- 50 тыс. Евро) по курсу на конец месяца.
  • Уставный фонд должен формироваться только за счет денежных  средств.
  • Минимальное количество пайщиков- 50 лиц. Получение  разрешения ЦБРУ на принятие в членство иностранных граждан.
  • Минимальные требования к адекватности капитала – 15% от  активов
  • Минимальные требования к ежегодным отчислениям в Резервный  Фонд – 15% от чистой прибыли.
  • Минимальные требования к содержанию кредитной политики.
  • Запрет на выдачу кредитов на более благоприятных условиях  членам выборных органов управления и сотрудникам кредитного  союза, а также их близким родственникам.
  • Максимальный размер кредита на одного заемщика или группу  взаимосвязанных заемщиков- 25% от капитала по обеспеченным  кредитам и 10% от капитала по необеспеченным кредитам.
  • Создание резервов по просроченным кредитам – по кредитам со сроком  просрочки от 1 до 6 месяцев- 35% от остатка основного долга, свыше 6  месяцев- 100% от остатка основного долга.
  • Минимальное требование к текущей ликвидности- 20%.
  • Инвестиции свободных денежных средств могут осуществляться только в  государственные ценные бумаги и не должны превышать 20% от активов.
  • Инвестиции в недвижимость не могут превышать 10% от активов.
  • Требование к ежегодному проведению аудита и публикации отчетности по  результатам аудита.
  • Предоставление отчетности в ЦБРУ на ежедневной основе в электронной  форме.
  • Ежегодное проведение общего собрания по итогам прошлого финансового года не позднее июня. Требуемый кворум 50% от всех участников.
  • Получение разрешения ЦБРУ на открытие филиалов
  • Требования к техническому оснащению и безопасности кассового помещения
  • Кассовый лимит рассчитанный исходя из оборотов.
  • Требования к идентификации членов и определения сомнительных и  подозрительных операций .

Кредитные союзы являются плательщиками следующих налогов и  обязательных платежей:

  • Налог на прибыль (9% от налогооблагаемой прибыли)
  • Налог на инфраструктуру (8% от налогооблагаемой прибыли за  минусом налога на прибыль)
  • Отчисления во внебюджетный Пенсионный Фонд (1,6% от дохода)
  • Отчисления во внебюджетный Фонд Школьного Образования (0,5%  от дохода)
  • Отчисления в Республиканский Дорожный Фонд (1.4% от дохода)
  • Налог на имущество (3.5% от среднегодовой стоимости имущества)
  • Кредитные союзы, подпадающие под категорию микро- и малых  предприятий могут перейти на упрощенную систему  налогообложения (единый налоговый платеж, который составляет  6% от валового дохода и уплачивается взамен всех  вышеперечисленных налогов)

Налогообложение членов  кредитных союзов

Кредитные союзы обязаны удерживать  следующие налоги у источника по доходам,  получаемым их членами:

  • Налог на доход по процентам, получаемым по  депозитам (10% по юридическим лицам,  физические лица с 1 января 2009 года  освобождены от уплаты налога на доход по  процентам по депозитам в банках и кредитных  союзах)
  • Налог на доход по дивидендам, получаемым по  паевым взносам (10% по юридическим и физическим лицам)

Льготы по налогообложению

В период до 1 января 2006 года кредитные союзы были освобождены от  уплаты налога на прибыль с условием целевого направления  высвобождающихся средств на выполнение уставных задач.

С 1 апреля 2006 года до 1 апреля 2009 года освобождены от  налогообложения доходы, полученные от микрокредитов и лизинга (для  микро- и малых предприятий до 1 января 2012 года)

С 1 января 2009 года до 1 января 2014 года освобождены от  налогообложения дивиденды, получаемые физическими лицами  членами кредитных союзов, подпадающих по категорию микро- и малых  предприятий.

С 1 января 2009 года (на постоянной основе) освобождены от  налогообложения проценты, получаемые физическими лицами-  членами кредитных союзов.

Дивиденды, направляемые на увеличение уставного фонда,  освобождены от налогообложения. (с условием нахождения на счетах  уставного фонда не менее 12 месяца)

Функции Ассоциации в регулировании  деятельности кредитных союзов

В дополнение к формальному регулированию ЦБРУ, установленному  законодательством, группа крупнейших и стабильно развивающихся  кредитных союзов приняла решение о введении дополнительного  регулирования кредитных союзов, входящих в Ассоциацию Кредитных  Союзов.

С целью осуществления регулирования кредитных союзов был  утвержден ряд внутренних положений устанавливающих  обязательные требования к операционной и финансовой  деятельности, основанные на международных стандартах.

Служба Анализа Ассоциации на ежемесячной основе анализирует  деятельность кредитных союзов и предоставляет результаты анализа  и рекомендации по повышению эффективности кредитным союзам.

Как минимум, раз в год, проводится анализ деятельности кредитного  союза на местах по всем операционным направлениям с оценкой  качества управления и внутреннего контроля.

Используется специально разработанное программное обеспечение,  которое позволяет выявлять недостатки в отчетности и анализировать  эффективность деятельности в тенденции.

Поиск

Авторизация

Кто на сайте

Сейчас на сайте 137 гостей и нет пользователей

Последние материалы

Реклама



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl-Enter.

Кредитная кооперация Чувашии. Designed by Center of Information Technologies. All rights reserved