Развитие народного кредита в Тобольской губернии
Предлагаем вашему вниманию новый цикл публикаций «Результаты политики Столыпина на примере Тобольской губернии», посвященный 150-летию со дня рождения великого реформатора. Автор проекта – руководитель некоммерческого партнерства «Тюмень. Сквозь глубину веков», кандидат экономических наук Александр Вычугжанин.
Критиков деятельности Петра Столыпина и в пору его пребывания у власти (со стороны как правых, так и левых партий), и в последующие годы вплоть до настоящего времени имелось немало. Некоторые обвинения в адрес Столыпина являются противоречащими реальной практике. Именно таким представляется утверждение, что столыпинские реформы создавали поколение предпринимателей-индивидуалистов, целью которых был только личный успех – то, что сегодня принято называть либеральными ценностями. То, что повышение личного благосостояния трудящегося на земле человека являлось целью этих реформ, – это правда, но не вся.
Столыпинские реформы объективно способствовали, как это ни парадоксально на первый взгляд, и развитию коллективизма среди крестьян, причем более эффективно, чем методы партийной пропаганды. Исследование истории развития учреждений мелкого кредита (так было принято называть до 1917 г. различные формы организации кредита для крестьян, хотя точнее следовало бы называть их учреждениями народного кредита) приводит именно к такому выводу.
Ко времени, когда Петр Столыпин стал во главе правительства – к 1905 г., – в России была уже сформирована достаточно стройная система учреждений мелкого кредита, но именно при нем она получила динамичное развитие. Успех реформ, проводимых Столыпиным, одним из непременных условий предполагал развитие кредитной системы России. Специальных исследований до настоящего времени встречать не приходилось, а между тем этот вопрос заслуживает внимания.
О глубоком знании сути вопроса свидетельствует письмо Столыпина от 26 октября 1908 г., адресованное Кривошеину: «Многоуважаемый Александр Васильевич, я с большим интересом прочел Ваш проект о вещном кредите. Проработав в свое время более десяти лет над созданием сети сельскохозяйственных складов в Ковенской губернии и будучи несколько знаком с постановкою этого дела в Германии, куда я неоднократно ездил по делам наших складов, я Вам предрекаю успех, так как мысль Ваша правильна.
У меня замечания не по существу, а по деталям: 1) трудно создать соотношение между сроком платежа крестьянина и сроком уплаты за товар фирмы; 2) трудно обойтись без объединяющего лица в губернии, иначе можно или чрезмерно расширить число и круг кредиторов, или дать уснуть делу; 3) трудно базировать дело на представителях, так как они очень специализируются: один и тот же представитель будет поставлять Вам отличные, скажем, сеялки Эльворти, но он же будет подсовывать негодные плуги Майфарта.
Есть и еще детальные заключения. Но все это только к слову, мысль сама по себе прекрасная, сулит большие и плодотворные результаты, и я ее от души приветствую».
Первые кредитные учреждения
Свою позицию в отношении мелкого кредита Петр Столыпин сформулировал в записке после поездки в районы Сибири и Поволжья: «Домообзаводственные денежные ссуды новым пришельцам, еще не устроенным, не сжившимся ни с сибирской природой, ни даже друг с другом, составляют вполне нормальный вид правительственной помощи, и трудно поверить в возможность скорой замены их иными «правильными», «коммерческими» и т.п. формами кредита. Для правильного кредита нужно прочное основание кредитоспособности, наличность устойчивого хозяйства и взаимной укрепившейся связи отдельных хозяйств. Пока этого нет, до тех пор простейший вид помощи – ссуды отдельным семьям на домообзаводство на льготных условиях – остается единственным и простым видом действительно живой первоначальной помощи переселенцу. Впоследствии же, когда население окрепнет, придет время и для иной, более правильной организации мелкого кредита. Дело это в Западной Сибири местами уже начинается. По докладу заведующего Тургайско-Уральским районом, в Актюбинском и Кустанайском уездах за какие-нибудь полтора года открыты и действуют среди переселенцев восемнадцать учреждений мелкого кредита: ссудо-сберегательных и кредитных товариществ».
Ссуды для переселенцев – это только небольшая часть огромной работы по кредитованию сельскохозяйственного производителя, которой занимались кредитные кооперативы. Ключевой мыслью Петра Столыпина в развитии сельскохозяйственного кредита является следующее высказывание: «Это важное – быть может, самое важное теперь для сельской России дело: следом за землеустройством, дающим возможность использовать всю наличную трудовую энергию крестьянства, финансировать народный труд, привлечь к земле деньги. За крестьянской землей эти деньги не пропадут; она вернет их государству, увеличив и его, и свои силы».
Следует заметить, что появление в составе контор и отделений Государственного банка в 1909 г. инспекторов мелкого кредита стало одним из мощных стимулов в дальнейшем развитии кредитной кооперации в России.
Важнейшим практическим шагом в развитии кредитной кооперации как одной из главных составных частей кредитной системы страны является решение об использовании части собранных сберегательными кассами денежных средств для нужд кредитных кооперативов. В 1910 г. министры финансов и внутренних дел Коковцов и Столыпин вошли в Государственную Думу с представлением «о выдаче ссуд в основные капиталы учреждениям мелкого кредита из сумм Государственных сберегательных касс и о разрешении обращать на нужды сего кредита некоторые крестьянские общественные капиталы». Финансовая комиссия (докладчиком был Лерхе) признала важное значение этой меры для широкого развития народно-хозяйственного оборота.
Неоспоримая сама по себе, говорилось в докладе, потребность в мелком кредите особенно сильно ощущается в России с ее преобладанием класса мелких земледельцев, в связи с развитием форм землепользования и прогрессом сельского хозяйства требующих все больших средств для наилучшего использования громадной земельной площади, занятой под мелким хозяйством. Частные капиталы, привлекаемые высокими процентами, помещаются в государственные фонды, а также на нужды частного кредита, и для широкой постановки мелкого кредита, долженствующего оживить мелкое сельское хозяйство, средств нет, почему личный кредит здесь носит ростовщический характер. В виду такого положения дела у нас, полагала Финансовая комиссия, кредитная помощь земледельческому населению должна быть поставлена во главу государственной аграрной политики наравне с обеспечением крестьянам более правильных форм землепользования.
Помощь кооперативному движению
Особо в своем докладе финансовая комиссия отметила, что «без содействия мелкого кредита весьма затруднительно развитие кооперативного движения», а население не способно и фактически лишено возможности изыскать потребные для своего хозяйства средства. В связи с этим комиссия делала вывод, что на помощь должно прийти государство. Наверное, это один из немногих случаев, когда законопроект царских министров получил такую поддержку в Государственной Думе.
И царские министры, и думские законодатели справедливо расценили, что часть средств, собираемых сберегательными кассами, должна использоваться на нужды той территории, трудами населения которой они собраны. В июне 1910 г. предложения Столыпина и Коковцова обрели силу закона, в результате чего из сумм Государственных сберегательных касс на выдачи ссуд в основные капиталы учреждений мелкого кредита (как тогда принято было называть кредитные кооперативы) было ассигновано 20 миллионов рублей. Кроме этого, к этой сумме ежегодно должна была прибавляться 1/10 часть прироста денежных вкладов в кассах. Тем же законом крестьянским обществам было предоставлено право обращать в средства сословных учреждений мелкого кредита и некоторые крестьянские общественные капиталы.
В целях повышения эффективности крестьянских кредитных кооперативов также было предусмотрено оказание им финансовой помощи в образовании специальных капиталов для ведения посреднических операций. Начиная с 1911 г. ассигнования на эти цели ежегодно вносились в роспись государственных расходов.
Именно в интересах кредитных кооперативов 25 ноября 1910 года Совет Министров особым распоряжением вменил в обязанность Государственному банку сооружение собственных зернохранилищ. В первую очередь была намечена в юго-восточных губерниях сеть зернохранилищ общим числом 84, емкостью в 58 800 тысяч пудов.
Источник: Информационно-деловой портал TumenToday