Принятие в 1894 г. нового устава Государственного банка Российской империи явилось своеобразным стартом для модернизации всей кредитной системы страны.
В частности, для эффективного развития сельского хозяйства необходимо было обеспечить крестьян доступным кредитом, избавив их от ростовщической кабалы. По подсчетам деятеля кредитной кооперации В. Яковлева, сумма ежегодно уплачиваемых народом процентов в пользу ростовщиков достигала громадной цифры в 200 млн руб. в год.
Финансовое ведомство видело решение этой проблемы в создании широкой сети эффективно действующих кредитных кооперативов, в первую очередь, в форме кредитных товариществ. Ученые и практики сошлись во мнении обратиться в этом деле к опыту Райффайзена - создателя кредитных товариществ. Принципиальное отличие этого типа кредитных кооперативов от ссудо-сберегательных товариществ состояло в том, что в них не требовалось вносить паевые взносы.
В 1895 г. принимаются новый устав сберегательных касс и закон об учреждениях мелкого кредита. Подготовка первого закона о кредитной кооперации -«Положения об учреждениях мелкого кредита» - шла при самом деятельном участии представителей Санкт-Петербургского отделения Комитета сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществ. Важность этого закона для земледельцев как спасительной меры от ростовщиков сложно переоценить. По оценкам специалистов, «каждый рубль налогов, уплачиваемый крестьянином в государственное казначейство, обходится ему в два и даже в три рубля, которые он предварительно уплачивает сельскому ростовщику».
Под учреждениями мелкого кредита в первую очередь подразумевались кредитные кооперативы. Новый закон, кроме ссудо-сберегательных товариществ, предоставлял права гражданства в России новому типу учреждений кредитной кооперации - кредитным товариществам. Этот же закон предусматривал для осуществления контроля за деятельностью кредитных кооперативов введение должности инспекторов кредитных товариществ.
Государственный банк принимает активное участие в создании кредитных товариществ, предоставляя им ссуды для образования основного капитала. В период с 1898-го по 1904 г. при содействии Государственного банка было образовано 227 кредитных товариществ и лишь 18 - без его участия.
Тем не менее, несмотря на все усилия энтузиастов кооперативного движения, результаты в цифровом выражении были весьма скромными. Из 1589 разрешенных к 1900 г. кредитных кооперативов (большинство из которых составляли ссудо-сберегательные товарищества) 697 были ликвидированы, 207 так и не начали своей деятельности, а часть была преобразована в общества взаимного кредита. Согласно имевшимся данным, деятельность только 29% кредитных кооперативов можно было признать нормальной, 33% находились в затруднительном положении, а 38% - на грани закрытия.
По инициативе правительства (конкретно - С. Ю. Витте) было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Вопрос о создании и развитии кредитных кооперативов был одним из центральных в работе этих совещаний. Достаточно ознакомиться с трудами местных комитетов, чтобы убедиться в том, сколь важное значение придавали участники этих совещаний вопросу организации системы доступного кредита для сельского производителя.
В результате работы этих совещаний удалось выработать комплекс мер по развитию кредитной кооперации, которые во многом стали основой для второго закона об учреждениях мелкого кредита.
Важный вклад в подготовку закона об организации доступного кредита для народа внес управляющий Государственным банком Э. Д. Плеске, подготовивший «Записку об организации мелкого кредита». В этой записке он обосновал необходимость централизации управления учреждениями мелкого кредита всех типов (как кооперативных, так и сословных) в Государственном банке. При этом «Банк должен иметь свой собственный глаз над делом, которое либо пользуется его средствами, либо во всякую минуту может к ним обратиться». Таким «глазом» управляющий Государственным банком считал необходимым сделать инспекцию по делам мелкого кредита, представленную во всех провинциальных отделениях и конторах. Пока же дело обстояло следующим образом: не имея возможности знать эти учреждения иначе. как по бумаге, по отчетности, и невольно поэтому усложняя и увеличивая запросы об отчетных данных, с риском вызвать неудовольствие за излишние формализм и придирчивость, банк не мог все-таки не сознавать, что все эти требования дают ему лишь поверхностное знакомство с его клиентами; что как там ведется дело - ему в сущности неизвестно, и что не только о целесообразности затраты его средств, но даже и о прочности помещения их он безошибочного представления не имеет».
К своей записке Э. Д. Плеске приложил два варианта «Положения об управлении учреждениями мелкого кредита». 15 декабря 1903 г. министр финансов внес законопроект об «устройстве мелкого кредита» на рассмотрение Государственного Совета. Активное обсуждение этого документа происходило 16, 21 и 30 апреля 1904 года.
Государственный контролер в ходе обсуждения обратил внимание на то, что если учреждениям мелкого кредита гарантированы основные капиталы за счет средств Государственного банка, то на оборотные средства имеет смысл использовать народные сбережения, сосредоточенные в государственных сберегательных кассах, чтобы таким путем населению возвращалась для производительных целей часть его же сбережений.
По мнению 21 члена Государственного Совета, принимавших участие в обсуждении проекта закона о кредитной кооперации, успешное развитие дела мелкого кредита зависело не столько от денежной помощи со стороны правительства, сколько «в пробуждении интереса к означенному делу общественных учреждений и в привлечении к заведыванию им местных деятелей, близко знакомых с потребностями населения».
В 1904 г. в структуре Государственного банка было создано специальное подразделение по развитию кредитной кооперации - Управление по делам мелкого кредита. По мнению руководителей управления, «организация мелкого кредита должна быть делом частной инициативы, но в то же время мелкие кредитные учреждения едва ли получат должное развитие без прямой правительственной поддержки их как материальной, денежной, так и моральной, технической, теми средствами и силами, которые правительство может привлечь к этому делу... В соответствии с этими целями деятельность нового ведомства -Управления по делам мелкого кредита - должна была выразиться как в регламентации кредитного дела, так и в мероприятиях организационного характера, по созданию технического персонала на местах, пропаганде идей мелкого кредита и по финансированию кредитных учреждений».
На протяжении восьми лет, со дня его образования в 1904 г. до 1912 г.. Управление по делам кредита бессменно возглавлял Лев Сергеевич Биркин (но этого занимавший пост товарища управляющего Государственным банком). Именно благодаря его энтузиазму и самоотверженности кредитная кооперация получила активное развитие по всей России.
Насколько велик был его авторитет, свидетельствует мнение одного из его коллег, высказанное уже после ухода Л. С. Биркина с поста руководителя: «Можно и должно сказать - при том вовсе не в виде витиеватой фразы - что Льва Сергеевича знала и почитала вся кооперативная Россия - не только как официального главу ведомства, а именно как радетеля и страстотерпца кредитной кооперации... Даже в Царстве Польском... имя «пана Биркина»... было очень популярно и произносилось всегда с тем задушевным уважением, которое для общественного деятеля, конечно, дороже всего.
Было бы противоестественным предположить, что кооперативная Россия окружила имя Льва Сергеевича любовью и уважением, так сказать, авансом; народные симпатии даром не достаются. Авторитет его имени вырастал по мере того, как определялись и выяснялись основные принципы руководительства им этим делом. Надобно при этом иметь в виду, что село, несмотря на кажущуюся свою сонливость и молчаливость, бывает чрезвычайно чутко ко всякому воздействию на свою жизнь, и в своих мнениях и выводах на этот счет бывает настолько же безошибочно, насколько и беспощадно.
Нам думается, что первое, чем Л. С. Биркин снискал симпатии людей в мелком кредите, это именно его личные качества прямоты и редкой искренности, которые он всецело перенес и на все деловые сношения в заведуемой им области... То, что он считал нужным и полезным сделать, он делал, не считаясь с обстоятельствами; а если встречались препятствия. он вел с ними борьбу с мужеством, достойным своего имени, и при этом до тех пор. пока их не преодолевал».
Еще более яркое представление о личности Л. С. Биркина дает выдержка из его прощального слова к личному составу Управления по делам мелкого кредита, датированная 1912 г.: «Окрыляют и поддерживают бодрость духа только светлые явления жизни; на них надо устремить свое внимание; надо суметь разглядеть те, хотя бы только тлящиеся во мраке искры, которые способны разгореться в яркий свет, и ими вдохновляться для дальнейшего, упорного и непрестанного труда.
Дело устроения народного кредита в Ваших руках; я желал бы, чтоб оно в Ваших руках и осталось. Вами положена огромная масса труда. Вами перенесены тяжелые материальные лишения и нравственно тяжелые минуты в борьбе с темнотою, инертностью, со своекорыстием, недоброжелательством и злобою; многие из Вас потеряли здоровье исключительно благодаря условиям службы. Но Вы с гордостью можете оглянуться на то, что Вашими усилиями достигнуто на Родине, в той области нашей экономической жизни, к которой уже много раз и столь многие подходили с разных сторон, иногда с большою преданностью и увлечением, иногда с кичливою самоуверенностью, но почти всегда без должной выдержки и уменья, а потому и без всякого результата или лишь с результатами ничтожными...Много сделано; но сделана только черновая работа. Предстоит на Вашем поприще еще более труда и усилий духа, чем затрачено».
То, что нам известно о Льве Сергеевиче Биркине, позволяет присвоить ему с полным правом звание «Рыцарь народного кредита», поскольку мелкий кредит (как официально до революции называли подобные кредитные учреждения) по своему смыслу являлся подлинно народным. Его гражданские и нравственные принципы нашли отражение и в разработанных им для членов кредитных товариществ «Семи товарищеских заветах».
Еще большие требования предъявлялись им к учредителям кредитных товариществ. Однако образованных людей, которые соответствовали бы этой должности еще и по нравственным качествам - ответственности, нестяжанию - на селе было не так уж и много. Выявить их по всей территории России было крайне сложно. Обо всем этом Л. С. Биркин не раз докладывал министру финансов и высказывал свои предложения, которые позднее были успешно воплощены в жизнь.
Так, для решения данного вопроса он предлагал сделать ставку на священников, которые могли бы «взять на себя почин в устройстве» кредитных товариществ. Эта его идея получила поддержку со стороны министра финансов и была воплощена в жизнь. С момента создания Управления по делам мелкого кредита министр финансов В. Н. Коковцов обратился в Святейший Синод с просьбой разрешить священникам участвовать в деятельности кредитных кооперативов. Получив первоначально отказ, он не отступил от данной идеи и через пять лет все же добился ее осуществления. Вполне вероятно, что решающую роль в этом сыграла продуманная мотивация участия священников в деятельности кредитных товариществ. Осенью 1909 г. министр финансов обратился с письмом во все епархии Российской империи с просьбой оказать содействие в организации работы кредитных кооперативов на селе. Так, в обращении к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру он писал. в частности, следующее:
«...Благосостояние населения и духовное и нравственное развитие его находятся в столь тесном взаимодействии, что меры, направленные к улучшению материального быта его, несомненно, облегчат пути и способы к поднятию умственного и нравственного уровня его и обратно - распространение знаний и укрепление начал христианской нравственности косвенно содействуют сбережению и накоплению богатства.
Православное духовенство могло бы проявить свое благотворное влияние в этой области как в лице отдельных представителей своих, так и в составе существующих церковно-приходских организаций, приходских попечительств и советов.
Само собою разумеется, кредитные операции не могут и не должны входить в круг деятельности сих попечительств и советов; но сии последние могли бы с успехом брать на себя почин в устройстве (выделено В. Н. Коковцовым) сих учреждений. Попечительства и советы, с духовенством во главе, представляют собою несомненно лучшие элементы из среды прихода, собрание людей наиболее развитых, которым более других доступно усвоить себе сущность кредитных организаций, их истинные цели и задачи, остановиться в выборе наиболее подходящей формы кредитного учреждения. Попечительство могло бы взять на себя разъяснение дела отдельным прихожанам через посредство своих членов, внушения им тех нравственных основ, которые присущи, между прочим, товарищеским организациям.
Мне думается, что нет причины смущаться тем обстоятельством, что в действительной жизни эти нравственные основы так легко утрачиваются и сглаживаются в товариществах; напротив того, тем более следует прилагать усилий, чтобы эту, воспитательную сторону товариществ поддержать и выдвинуть, и это могло бы составить достойную и благодарную задачу лучших представителей церковного прихода. Уже одна связь самого возникновения данного кредитного учреждения с церковно-приходскою организациею и надлежащий подбор учредителей, значительно подняли бы указанную сторону дела.
Кредитное учреждение - конечно, не благотворительное учреждение; мало того, было бы пагубно для него самого, если бы оно вступило на крайне ошибочный путь благотворительного кредита. Но необходимо иметь в виду, что именно учреждения мелкого кредита не ищут только богатого и сильного; они должны стараться помочь всякому добросовестному труженику, как бы он беден ни был, в возможно более плодотворном приложении своего труда и дать ему возможность собственными силами выбиться из нужды, стать самостоятельным хозяином и не нуждаться в благотворительности. С этой точки зрения, учреждения мелкого кредита точно так же - казалось бы - должны быть близки церковно-приходским организациям по задачам и конечным целям своим.
Та огромная услуга, которую церковноприходские попечительства и советы могли бы оказать прихожанам в деле устройства кредита, на началах, столь близких духу нашей православной церкви -взаимопомощи, взаимодействия и взаимного доверия несомненно, лишь укрепила бы живую, осязательную связь между ними».
Кроме того, Львом Сергеевичем Биркиным были составлены и отправлены в провинциальные отделения Государственного банка письма с просьбой оказать содействие священнослужителям в организации кредитных товариществ. В архивах сохранилось 28 таких писем. Их адреса отражают всю географию Российской империи.
Затраченные усилия дали ощутимые результаты. Если к моменту заступления JI. С. Биркина в должность управляющего делами мелкого кредита в 1904 г. в стране насчитывалось 306 кредитных и 877 ссудо-сберегательных товариществ (всего 1183), то в 1912 г. их число достигло 5932 и 2626 соответственно (всего 8558).
Практически схема взаимодействия Государственного банка и церкви выглядела так: после получения письма министра финансов архиерей направлял в столицу свое согласие на участие священников соответствующей епархии в организации и работе кредитных кооперативов. Как правило, в большинстве случаев в письме содержались конкретные предложения по организации кредитного товарищества. В архивных материалах нам удалось выявить таких писем от 39 архиереев.
В обязательном порядке все письма тщательно изучались Л. С. Биркиным. В необходимых случаях им давались соответствующие распоряжения управляющим провинциальными отделениями и инспекторам мелкого кредита. Знакомство с данной перепиской свидетельствует о заинтересованном участии представителей церкви в развитии народного кредита. В частности, епископ Самарский и Ставропольский Константин, в письме в финансовое ведомство сообщает, что «идя навстречу пожеланиям Вашего Высокопревосходительства, я поручил составить специальную статью о существе и значении учреждения мелкого кредита и о желательном участии духовенства в сих учреждениях, и таковая статья была составлена под заглавием: «Что такое мелкий кредит, его значение в народном хозяйстве и желательная роль духовенства в учреждениях мелкого кредита», каковая будет отпечатана в ближайшем номере «Епархиальных Ведомостей».
Так, в письме священника П. Гомолицкого из Гродненской губернии дан полный отчет об устройстве данных учреждений. Предлагаем вниманию читателей отдельные выдержки из него, так как данное описание дает наиболее полное представление о предпосылках создания и путях становления кредитных товариществ на местах.
«Крестьянин одолжает на месяц, два, думая продать корову, вола и отдать; между тем, случится падеж скота, долг и затянулся на месяцы, годы. Видя такую тяжкую нужду в деньгах среди своих прихожан, я, по мере возможности, старался быть им полезным, но помощь, оказываемая при моем содействии, была мелкая, случайная, бессистемная. Нужно было организовать правильную помощь, благодаря которой крестьянин во всяком денежном затруднении мог бы легко извернуться.
Как-то летом 1907 г. вычитал я из газет о существовании в Петербурге Главного управления по делам мелкого кредита и о помощи, оказываемой им деревне при посредстве Государственного банка. Желая получить, возможно скорее и как можно больше сведений по интересующему меня вопросу, я одновременно обратился в Гродненское и Белостокское отделения Г осударственного банка.
Через несколько дней я получил от обоих отделений, за подписями инспекторов мелкого кредита, уставы, инструкции, бланки для устройства кредитных, ссудо-сберегательных, волостных и других обществ мелкого кредита. Изучая уставы товариществ, я остановился на кредитном товариществе как более симпатичном, более отвечающем безысходной нужде нашей деревни.
Ссудо-сберегательное товарищество рассчитывает на некоторый достаток своих товарищей, имеет в виду по крайней мере пай, который не может быть менее 10 руб., между тем для крестьянина 10 руб. большие деньги, это раз; другое, чистая прибыль ссу-до-сберегательного товарищества распределяется между своими пайщиками, которые едва ли поступятся ею, откажутся от нее в пользу какого-либо хорошего дела, например, содержать способного мальчика в каком-нибудь учебном заведении, устроить потребительскую лавку, больницу, богадельню, произвести ремонт церкви, школы и т. п.
Кредитное же товарищество идет навстречу нужде самого бедного прихожанина, не требуя от него ни пая, ни залога, а только честности, трудолюбия или надежного поручителя. Чистую прибыль товарищество всегда может обратить на какое-либо полезное дело из вышепоименованных. В ссудо-сберегательном товариществе пайщики почему-либо пожелают разобрать свои паи, дело и закрылось. В кредитном же товариществе наросший капитал никому в частности не принадлежит, и разобрать его ховарищи не имеют права по уставу.
Так я пришел к мысли основать у себя в приходе кредитное товарищество. Осенью того же 1907 г. в школах своего прихода за воскресными вечерними чтениями я рассказал прихожанам про существование кредитных товариществ и про приносимую ими пользу: как за небольшой сравнительно процент, без всякого риска для себя, иметь возможность получить во всякое время нужную ссуду, рублей 10, 30, 50 и 100.
Прихожане с живейшею радостью согласились на учреждение кредитного товарищества. И вот на присланном инспектором мелкого кредита печатном заявлении я собрал более 150 подписей (требуется от 20 человек), удостоверил их подлинность и выслал в Гродненское отделение Государственного банка. В заявлении мы просили Государственный банк ссудить нам 1000 руб. в основной капитал. Можно просить до 3000 руб., но нам и тысячи, по новизне дела, казалось в то время много.
Спустя два месяца, полицией были забраны справки о нашей благонадежности, и еще через некоторое время приехал к нам инспектор мелкого кредита из Гродны разузнать на месте о лицах, которые будут вести дела товарищества...
2 апреля 1908 г. получил я от инспектора уведомление, что наше кредитное товарищество в губернском комитете прошло, а еше через некоторое время получаю сообщение из Петербурга от Главного Управления по делам мелкого кредита, что 2 мая «Мизгеровское приходское кредитное товарищество» утверждено, при чем мы имеем получить из Гродненского отделения Г осударственного банка ссуду - 1000 руб. Тогда же опять к нам приехал инспектор и под его председательством мы открыли первое общее собрание из 70 товарищей.
На этом первом общем собрании мы выбрали трех членов правления, трех членов совета, или ревизионного комитета, которым инспектор разъяснил их права и обязанности, порядок ведения денежных операций и, снабдив целою кучею бланковых книг, тремя каучуковыми штемпелями (все это бесплатно, рублей на 20) уехал, посоветовав нам, за всеми справками обращаться к нему.
Дня через два - три мы выслали за подписями трех членов правления два векселя на 500 руб. каждый в Гродненское отделение Государственного банка, откуда 1 июня 1908 г. получили ссуду в основной капитал - 1000 руб., которую с вечера первого дня Св. Троицы на второй раздавали всю ночь. Деньги подоспели ко времени закупок с торгов крестьянами казенных сенокосных делянок и мы, призвав Божию помощь на открываемое нами новое дело, раздали всю тысячу без остатка более, чем восьмидесяти товарищам.
С тех пор дела у нас процвели и товарищество приносит приходу неоценимую нравственную и материальную помощь; многие, очень многие бедняки, получив вовремя поддержку, ожили и бодрее принялись за обычный свой крестьянский труд.
Как вести дела кредитного товарищества, подробно изложено в печатных уставах. В частности, относительно нашего кредитного товарищества замечу. что во-первых, мы. чтобы сразу поставить дело прочно в глазах прихожан и снискав их доверие, постарались выбрать в члены правления и совета самых надежных, честных и толковых людей в приходе, которые не только бы в порядке последовательности заявлений выдавали ссуды и получали их, но и привлекли бы в кассу товарищества денежные вклады частных лиц, и не только своих православных соседей, но и иноверцев, и инородцев и из окрестных мест.
Далее, присутственные свои дни и часы мы назначили в государственные неприсутственные, после богослужения. Выдаем ссуды всем домохозяевам своего прихода, район которого товарищество должно обслуживать; предпочтение. понятно, оказываем работящему пред ленивым, посещающему церковь пред изредка заглядывающим в нее. Не отказываем и католикам, и евреям. Словом, имеем в виду прежде всего действительную нужду просителя.
При случае даем и сомнительным лицам, но тогда требуем благонадежного поручителя, с которым в крайности и придется иметь дело, и который поэтому должен следить за целесообразным употреблением ссуды заемщиком».
Такая картина наблюдалась во многих губерниях Российской империи. По нашим оценкам, священнослужители в тесном контакте со служащими отделений Государственного банка принимали активное участие в организации и работе примерно 30% кредитных и ссудо-сберегательных товариществ.
Кроме того, следует отметить значимую роль, которую играли в этом деле инспекторы мелкого кредита, имевшиеся в каждом провинциальном учреждении Государственного банка и работавшие в самом тесном контакте с их руководителями по созданию в кратчайшие сроки устойчиво работающей сети кооперативных кредитных учреждений.
Знакомство с протоколами организационных и отчетных собраний кредитных товариществ, где обычно принимали активное участие инспектора мелкого кредита, ежегодные отчеты о деятельности самих инспекторов, их служебные записки позволяют сделать вывод, что в массе своей это были энтузиасты кооперативного движения, которым был чужд казенно-бюрократический подход, хотя по своему статусу они являлись чиновниками. Именно эта живая заинтересованность в результатах своего труда обеспечила столь динамичное развитие кредитной кооперации во всей Российской империи.
В 1913 г. число кредитных и ссудо-сберегательных товариществ составило, соответственно, 7964 и 3062. в 1914 г.-9552 и 3528, в 1915 г. - 10696 и 3890, в 1916 г.- 11398 и 4038.
Что касается финансовой поддержки учреждений мелкого кредита со стороны государства, то уже к 1мая 1914 г. она достигла огромной цифры: 45430700 руб. было направлено в основной капитал, 213423400 руб. - на краткосрочное кредитование, всего - 258854100 рублей.
Обобщая вышесказанное, нельзя не отметить, что деятельность управления по делам мелкого кредита, созданного и получившего значительный импульс к дальнейшему развитию в период руководства им Львом Сергеевичем Биркиным, является примером успешной реформаторской деятельности, говоря современным языком - модернизации экономики. Созданная под его руководством структура кредитной кооперации успешно развивалась и продолжала работать вплоть до 1917 г. К сожалению, после февральской революции управление по делам мелкого кредита было упразднено как чуждое делу кооперации бюрократическое учреждение, и его роль в развитии отечественной кооперации почти на столетие оказалась незаслуженно предана забвению.
Источник: Деньги и кредит, №9, 2011